Конспект ООД по развитию речи "В гости в казачий курень"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Князева Наталья Анатольевна

     

       Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами. К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды, мы стремительно успели растерять. Мы должны вернуть утраченные ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего.

        Актуальность определяется стремлением расширить знания дошкольников об истории казачества, культуры, быта, его обычаях и традициях, через казачий фольклор. Использование в работе с детьми казачьих  фольклорных жанров создаст уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

    Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят ребенка в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

       Особенно актуально использование фольклора в работе с детьми в 2022 году, в Год культурного наследия народов России (Указ № 745 от 30.12.2021). Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".                                    

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ood_razvitie_rechi_kazaki.docx42.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

 «Только тот, кто любит, ценит и уважает

 накопленное  и сохранённое предшествующим

                                      поколением, может любить Родину».

                                                                                                                                    С. Михалков

         Дошкольное детство - время становления личности. Именно в этот период закладывается интерес, уважение и любовь к своей стране, краю, к своему народу, приобщение к культуре, общечеловеческим ценностям. Чувство патриотизма, любовь к Родине не происходит само по себе, они формируются постепенно, с самого раннего возраста. Понимание Родины у дошкольников связанно с конкретными представлениями о том, что близко и дорого – родственники, дом, город, родные места.

       К сожалению то, что годами копили  и бережно сохраняли наши деды и прадеды, мы стремительно успели растерять. Мы должны вернуть утраченные ценности, восстановить связь времен. Без прошлого нет настоящего и будущего. 

       Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет эффективнее, если систематически и планомерно осуществлять процесс ознакомления детей с предметами и явлениями окружающей действительности — природой, произведениями искусства, фольклором, историей, традициями, обрядами,

        Актуальность определяется стремлением расширить знания дошкольников об истории казачества, культуры, быта, его обычаях и традициях, через казачий фольклор. Использование в работе с детьми казачьих  фольклорных жанров создаст уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.

    Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским потребностям. Они вводят ребенка в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту.

       Особенно актуально использование фольклора в работе с детьми в 2022 году, в Год культурного наследия народов России (Указ № 745 от 30.12.2021). Согласно документу, Год культурного наследия народов России проводится "в целях популяризации народного искусства, сохранения культурных традиций, памятников истории и культуры, этнокультурного многообразия, культурной самобытности всех народов и этнических общностей РФ".                                    

 Тема:  «В гости в казачий  курень»

Группа:  старшая «А» группа (4-5 лет)

Форма проведения: Путешествие

Цель: Развивать речь дошкольников средствами фольклора.

Задачи:
Образовательные: 

-Продолжить знакомство  детей с предметами казачьего быта, с фольклорными произведениями (устным народным творчеством: потешки, пословицы, загадки).

- Способствовать  обогащению и активизации словарного запаса детей (горница, крынка, чугунок, ухват)   

Развивающие:

-Развивать любознательность; ЗКР, биологический слух, мелкую моторику рук, интонационную выразительность.

Воспитательные:

-Воспитать любовь к родному языку, вызвать радость общения с образным языком произведения; окружить детей теплотой добрых чувств; довести до сознания своих воспитанников, что они являются носителями русской народной культуры.

Оборудование и материалы для оод:

Костюм для воспитателя в казачьем стиле, костюмы для детей казаков и казачек, интерактивная панель (задания), стол, иллюстрации по сказкам. утварь, посуда, кувшин, крынка, ложки деревянные, миски глиняные, печка, чугунок, ухват, кочерга, сундук, коврик, домовенок.

Группа оформлена в стиле казачьей курени.

Предварительная работа:

Чтение и разучивание казачьих слов и выражений, стихов, пословиц, рассматривание иллюстраций с изображением жизни казаков, дидактические игры, презентации, видео и фото материалы, игровая деятельность, знакомство с музыкальным творчеством донских казаков, казачьих танцев и песен, рассматривание народных костюмов казаков.

Методы и приёмы:

Словесные: вопросы, рассказ педагога, потешки, индивидуальные и хоровые    ответы детей, словарная работа. Напоминание, наблюдение, поощрение, повторение, заучивание наизусть, обобщение.

Наглядные: элементы казачьей избы, утварь и предметы обихода, сундук, игрушка-домовенок.

Игровые: сюрпризные моменты, пальчиковая гимнастика.

Инновационные: ИКТ-технологии, ТРИЗ РТВ.

Ход организованной образовательной деятельности:

(Звучит музыка казаков)

1. Организационный момент.

      Воспитатель: Приветствую всех!  Ребята,  сегодня такой чудесный день к нам пришли гости. Давайте поздороваемся со всеми!

      Дети: (Доброго вам здоровья, гости дорогие!)

           Воспитатель достает письмо

Воспитатель: -Ребята нам сегодня в группу (старшую «А» «Радуга») пришло письмо. Как вы думаете от кого? (картинка казаки)

-Как вы догадались? (Открываю, читаю)

Дорогие ребята, группы «Радуга».

Мы приглашаем вас в гости,

 в наше жилище.

     Будем рады вас видеть!

-Ребята, казаки приглашают нас в гости в свое жилище.

-А вы знаете, как оно называется?  

Работа с мультимедиа. На экране появляются картинки:

Воспитатель: Что вы видите на экране? (юрта, изба, дом, курень)

 -А как назвать одним словом? (жилище) Правильно.

- Какие из жилищ вам знакомы? (ответы детей)

- А кто нас пригласил в гости? (казаки) Значит куда мы с вами поедим в гости? (ответы детей)

-А что означает слово курень? (значит «круглый». Комнаты по кругу)

Появляется картинка КУРЕНЯ.

Воспитатель: 

-Опишите курень. (Курень делали из  глины, соломы, дерева т. е. то, что давала природа)

-Как по другому можно назвать курень?(хата, дом)

- Ребята, вы бы еще хотели узнать что-то о жизни казаков? (да, как они живут, что у них внутри куреня)

2. Сообщение темы, цели.

- Сегодня мы с вами отправимся в гости в казачий курень,

узнаем, что находится в нем и для чего нужны эти предметы.

- А на чём можно поехать? (на машине, на самолёте и т. д.)

-Хотите поедем на лошадке? Я поеду первая, а вы за мной. Поехали!

Артикуляционная гимнастика (руки вытянуты вперёд)

Воспитатель:

Еду, еду на лошадке,

На лошадке в красной шапке,

По ровной дорожке,

На одной ножке,

По кочкам, по кочкам.

Цок - цок-цок. Приехали 

-Для того чтобы попасть в курень, надо что сделать? (постучаться)

Воспитатель: А стучаться будем по музыкальному, возьмите ложки(лежат на лавочке)

Стучат на деревянных ложках

Воспитатель: -Ложка является музыкальным инструментом. Играют на них музыканты- ложкари. Повторим хором, индивидуально.Двери нам открыты.

3. Основная часть

Воспитатель: Ребята, посмотрите на меня, во что я одета? (блуза, юбка, жилет). Как вы думаете, кто я? (казачка) -повторили

Воспитатель: Я сегодня хозяюшка казачьего дома, а вы тогда кто? (Казачата)

- Проходите, я вас приглашаю. Где мы с вами очутились? (внутри куреня) 

Воспитатель: Посмотрите как хорошо здесь уютно, тепло.

-Добра всякого видимо невидимо. Вам нравиться? (да) 

-Заботливые хозяйки казачки  делали все, чтобы дом был красивым как снаружи, так и внутри.

-Проходите, проходите, На убранство поглядите!

-Горница у меня небольшая, Да красивая какая!

-Ребята, а что такое горница? (ответы детей)

Воспитатель: Горница – это старинное слово,  одна большая комната

Повторите хором ГОРНИЦА.  Повторите тихо 

-Какая ребята в нашем доме горница? (светлая, большая).

-Повтори полным предложением Даша. (В доме светлая горница.

-Так что такое горница, Саша? (комната) 

Воспитатель: В доме было много разных предметов, которые нужны были в домашнем хозяйстве.

-Ребята, посмотрите, а что в горнице стоит? (Ответы детей). 

-Большую часть горницы что занимает? (печь)

«Без печи изба - не изба», говорили в старину.

О ней говорили: «Печь- всему голова», повторим ребята пословицу.

-Как понимаете эту пословицу? ( голова- значит самая главная. 

- Как вы думаете почему печь в избе самая главная? (Ответы детей).

- «Кормилицей, матушкой» называли ласково печь, ведь она и в самом деле кормила людей. С печью связан весь быт, вся жизнь казака.

- Как она кормила ребята? (в ней пекли хлеб, варили кашу, щи).

-Ребята, а кто знает про печку потешку или стишок?

-А я тоже знаю, послушайте.

Работа над потешкой

«Наша толстая Федора

 Наедается не скоро

 А зато, когда сыта

 От Федоры теплота»

- С кем народ сравнивал печку?

-Скажите 1 строчку так чтобы мы почувствовали\. Что Федора толстая.

Работа над выразительностью речи.

-Повторим потешку, кто запомнил выразительно

Воспитатель: Печь долго сохраняет тепло.  Затрещит мороз на дворе, завоет ветер в трубе, а у печки и тепло и уютно. Дети любили лежать на печи и слушать сказки.

Игра «Вспомни сказку»

Давайте вспомним, в каких сказках упоминается печь?

 -«По щучьему веленью» (Емеля целый день лежит на печке

 - «Гуси- лебеди» (Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

- «Лисичка со скалочкой» («Да я не потесню вас: сама лягу на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку»,

 - «Заюшкина избушка» (А лиса им с печи: Как выскочу, как выпрыгну…

Воспитатель: Хоть печь в доме и самая главная, но сама то она готовить не умеет.

-Сейчас я вам загадаю загадки, а вы скажите, с помощью чего хозяйка готовила обед в казачьей  семье:

Загадка

В печи стоит, закрытый крышкой…

Огонь ласкает твёрдый бок.

Печь освещает пламя вспышкой.

Щи варит в печке …..(Чугунок)

-Как вы догадались? Показываю чугунок

Повтори (чугунок)Лиза, Диана (грустно, весело)

Воспитатель: Чугунок- это крупный сосуд из чугуна, для тушения и варки в печи.

-Ребята, раньше его делали из чугуна. Значит какой он?( чугунный)

Позже появились чугунки из глины. Какие они? (глиняные)

-Наш чугунок по размеру какой? (маленький)

-Повторите полным ответом (чугунок глиняный, маленький)

-Для того чтобы поставить чугунок в печь и не обжечься, нужно его  чем брать? (ухватом) 

Загадка

Не бык, а бодает,
Не ест, а еду хватает,
Что схватит, отдает,
А сам в угол идет. (Ухват) повторили хором - Показываю ухват 

-Как вы думаете, почему он так называется? (от слова хватать)

Воспитатель:  Ухват- это длинная деревянная палка с металлической рогаткой на конце.

-Повторите (ухват). Громко, тихо.

Подходят к столу

-Ребята, а что еще находится в горнице? (стол)

-Посмотрите внимательно что стоит на столе?(самовар, миски, ложки, горшочек, кувшин)

- А одним словом как назовем ?(посуда)

-Составьте предложение  (На столе стоит посуда)

4. Физкультмунутка + Гимнастика для глаз

Курень, курень, круглый дом, (Шагаем на месте.)
Побывайте в доме том! (Развели руки в стороны.)
Гости явятся едва (Повороты туловища влево-вправо.)
В печку прыгают дрова. (Прыжки на месте.)
Печка жарко топится, (Хлопаем в ладоши.)
Угостить торопится. (Присели.)
Ладушки, ладушки, (Хлопаем в ладоши.)
Круглые оладушки. (Шагаем на месте.)

( дети глазами проделывают путь от крышки стола до ножек стола )

Под крышкой у стола есть ножки,

На крышке стоят тарелки да ложки.

Посмотреть вниз, Посмотреть вверх.

Посмотреть вправо, посмотреть влево.

Закрыть глаза. Широко открыть глаза.

Молодцы!

 5. Практическая работа

Дидактическая игра «Звучащая посуда»

Воспитатель: 

- Вы знаете, из какого  материала делают посуду? (Из стекла, дерева, металла,  глины, фарфора).

-Ребята, а чем хороша стеклянная посуда? – (экологичная, удобная в применении, красивая).

-А чем плоха? (может разбиться) 

-Ребята, а  посуда умеет петь. Давайте послушаем и отгадаем,  из какого материала сделана звучащая посуда.

(Воспитатель за ширмой извлекает различные звуки: 

Звон стаканов, -Из какого материала сделана эта посуда?(из стекла)

(Показываю  стакан)…Значит он какой? Стеклянный.

-Скажем полным ответом(стакан стеклянный)

Стук металлической кружки  о крышку, -А эта посуда из чего сделана?(из металла)

(Показываю кружку)… Значит она какая? Металлическая.

-Скажем полным ответом(кружка металлическая)

Стук деревянных ложек. -А это, догадались?(из дерева)

(Показываю ложку)… Значит она какая? Деревянная.

-Скажем полным ответом(ложка деревянная)

-Про ложку народ придумал много пословиц и поговорок. А вы, ребята, знаете пословицы о ложке? Расскажите.

Игра «Закончи пословицу»

  • Ложка дегтя испортит… бочку меда
  • Дорога ложка… к обеду
  • Был бы обед,... а ложка сыщется

 Вопросы на логическое мышление

-Ребята, а все ли ложки-посуда?(да)

- Вся ли посуда -ложки?(нет)

Рассматривание посуды и пояснение нового слова.

-Ребята, кто знает, а это что? Рассмотрите, на что похож? (Он похож на кувшин без ручки и крышки)

Крынка – повторите хором. Это глиняный горшок для молока.

- Из чего она сделана? (из глины- какая она? (глиняная

-Повторите это слово- КРЫНКА.  индивидуально

-Крынка какая? (Крынка глиняная)

-Составим предложение с этим словом (Глиняная крынка стоит на столе.

Подойти к домовенку

-Ребята, в казачьем курени живет домовенок, его зовут Кузя, он приготовил для вас задания, которые находятся в сундуке. Но сундук закрыт.

-А чтобы он открылся, надо сказать волшебные слова: 

-Повторяйте за мной- «Чок, чок, чок – ты откройся, сундучок» (дети повторяют хором).

-Что же там я погляжу, да ребяткам покажу (достаю карточки с заданиями

Объяснение заданий детям по группам (Солнышки, Звездочки)

  1 группа Солнышки- Дорисуй предмет

 2 группа Звездочки -Обведи по точкам 

Пальчиковая гимнастика.

Домовенок Кузя, Ищет новый дом.

Хочет быть хозяином, поселиться в нем.

а). (Слежу за осанкой) -Сели ровно, ноги  поздоровались, спина прямая, взяли ручки, а вы карандаши, приступаем к заданию

б).Индивидуальная работа.

(Говорю Кузе-)Кузя, посмотри все дети справились с заданием.

-Молодцы, ребята! Кузя очень доволен.

Воспитатель: - Ребята, нам пора возвращаться в детский сад. Нас с вами уже лошадка заждалась. Поехали… (на лошадке в красной шапке……

6. Итог. Рефлексия.

- А сейчас я вас приглашаю в кружок давайте друг другу улыбнемся.

- Ребята, у кого  в гостях мы сегодня были?

- Вам понравилось? 

-Что нового вы узнали из жизни казаков?

- А что _ то сложное было для вас?

- Вы все сегодня молодцы, хорошо работали, выполнили все задания.

Я вас хвалю, умнички! (раздаю медальки

Воспитатель: Вот настал момент прощанья.

                         Будет краткой наша речь.

                         Говорим мы: «До свиданья, до счастливых новых встреч

Методическая литература

  1.  Бажанов. Е.А., Казаки. Истоки традиций [Текст] Бажанов Е.А. / Москва. 2010. №2. С. 140-167.
  2. Романенко, Л. Устное народное творчество в развитии речевой активности детей //  Дошкольное воспитание. - 1990. - №7. - С. 15 - 18.
  3. Русское народное творчество и обрядовые праздники в детском саду / Под ред. А.В. Орловой. – Владимир. : Академия, 1995. – 185 с.

  1. Рыбникова, М. А. Загадка, ее жизнь и природа // Русское народное  поэтическое творчество. Хрестоматия по фольклористике / Сост. :  Ю. Г. Круглов. – М. : Высшая школа, 1986. – С. 176 - 185.

  1. Сергеева,  Д. А. Как речь – то говорит, словно реченька журчит… (малые фольклорные жанры в трудовой деятельности дошкольников) // Дошкольное  воспитание. - 1994. - №9. - С. 17 - 23.

  1. 5.  Стрельцова,  Л. Учите детей любить родной язык // Дошкольное  воспитание. - 1999. - №9. -   С. 94 - 97. ; № 11. - С. 77 - 80. ;  № 12. - С. 101 - 104.

  1. Ушакова,  О. Развитие речи детей 4-7 лет // Дошкольное  воспитание. -1995.

    Интернет ресурсы: admin@maam.ru;  http://infourok.ru., http://www.mgutm.ru/materialy-kazachikh-kadetskikh


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «В гости в казачий курень».

Занятие для детей подготовительной группы из цикла занятий "Модель духовного, нравственного и физического воспитания через привитие любви к Родине"....

Конспект НОД по развитию речи "Гости к нам пришли"

Цель: развивать возможности голосового аппарата; ввести прием звукоподражаний, имитирующих голоса знакомых животных;Развивать воображение, создавая образ этих животных, имитируя их движения и повадки...

конспект" в гости в казачий курень"

Цель: Выявить знания детей о жилище донских казаков;Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)Развивать эстетические чувства, любознательность;Воспитывать бережное отношен...

Конспект занятия по Развитию речи "Гости из волшебной книги" Ранняя группа

Конспект занятия по Развитию речи "Гости из волшебной книги" Ранняя группа...

Конспект ОД по развитию речи «Гости из весёлого поезда»

Развивать активную речь, побуждая к речевым проявлениям...

конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости в казачий курень».

Данное занятие способствует выявлению знаний детей о жилище донских казаков - курене, а так же позволит расширить знания детей о предметах казачьего быта: печке, прялке, посуде, сундуке. Обогатит слов...

региональный компонет. Образовательная деятельность " В гости в казачий курень"

Этот  Материал для детей старшего дошкольного возраста. Он знакомит детей с устройством казачьего куреня....