региональный компонет. Образовательная деятельность " В гости в казачий курень"
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Леонова Елена Николаевна

Этот  Материал для детей старшего дошкольного возраста. Он знакомит детей с устройством казачьего куреня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл В гости в казачий курень.17.04 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия «В гости в казачий курень».  

Старшая группа компенсирующей направленности «Колобок»

Провела: Леонова Е.Н.

Цель: Выявить знания детей о жилище донских казаков;

Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)

Развивать эстетические чувства, любознательность;

Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства; любовь к родной Донской земле.

Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.

Учить красиво, расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).

Словарная работа: курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок.

Организация и материал: Первая часть занятия проводится в «казачьей горнице» с предметами быта казаков (сундук, прялка, стол, деревянные ложки, кувшин, икона, изображения казачьего куреня, вторая – в групповой комнате, а третья в мастерской , где детей ждут кувшины и ложки из альбомного листа, краски.

Предварительная работа:

Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Посещение комнаты старины, знакомство с обстановкой и предметами быта. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.

Ход занятия.

Воспитатель: (в образе казачки) Здравствуйте дети!

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Милости прошу ко мне в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.

Горница у меня небольшая, да красивая какая! Тёплый дух идёт от печки, а в углу сундук стоит

Много он добра хранит.

(Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, предметами старины: прялкой, печью, сундуком, посудой) .

Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как отвечали казаки на приветствие «Здорово дневали казачата»?

Дети: «Слава Богу»

Воспитатель: Правильно, ребята! Казаки всегда были очень набожны и гостеприимны. В каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по воскресеньям и праздникам ходили в церковь.

Воспитатель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?

Дети: Курень.

Воспитатель: А что означает это слово- курень?

Дети: «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.

Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?

Дети: дома строили из дерева и камня, двухэтажные: первый этаж полуподвальное помещение (низы, а второй этаж – верхи.

Воспитатель: А какие окна у куреня?

Дети: Они закрывались ставнями - деревянными дверцами. У дома ещё были балясы.

Воспитатель: Что такое Балясы? Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни.

(Дети на изображении куреня показывают низы, верхи, ставни, балясы).

Казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник Казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?

Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.

Воспитатель: А за каким столом ели казаки?

Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.

Воспитатель: В чём готовили казачки пищу?

Летом спит, зимой горит –

Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)

Бабушка седа, бела, зимой всем мила,

А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь) .

Дети: В печи. Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь – матушка, печка-кормилица, а не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.

Воспитатель: Какая была посуда у казаков?

Дети: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.

Воспитатель: На Дону было развито гончарное дело. Из глины делали чашки, миски, кувшины.(рассматривают посуду) .

Возле печки всегда стоял? Угадайте-ка!

Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,

Что схватит – отдаёт, а сам в угол идет. (Ухват) .

Воспитатель: А на чём казаки спали?

Дети: На топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже.

Воспитатель: Кровать стала украшением куреня. Чем её застилали?

Дети: Вязаными покрывалами. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло) . На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.

Воспитатель: Где казаки хранили одежду?

Дети: В сундуках.

Воспитатель: Правильно, раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.

Воспитатель: До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом. А что было в каждом доме у казачки?

В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.

Скажите, что считалось главным украшением у казаков?

Дети: Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.

Воспитатель: А что было на дворе?

Дети: Баз, где жила скотина. И ещё огород.

Воспитатель: Каждый казак строил свой дом там, где хотел. В результате станица состояла из множества домов.

Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод! (дети поют и танцуют) . К нам гости пришли, дорогие пришли

Мы не зря узвар варили, пироги пекли! (2 раза)

С малиной пирог, и с капустой пирог,

А который без начинки – самый вкусный пирог( 2 раза)

А сейчас вдвоём мы для вас споём

Вы похлопайте в ладоши, мы плясать пойдём

Ты топни ногой, да притопни другой

Я волчком кружиться стану, а ты так постой. (2 раза)

Ах, наш хоровод дружбой славится,

Приходите в гости к нам, если нравится. (2 раза) .

(Переход за столы)

Воспитатель: «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Дом – это защита, там тепло, уютно, там живут родные люди.

Воспитатель: Что для вас значит ваш дом?

Дети: Это место, где живут мои родители. Дома мне хорошо, тепло, уютно. Дома у меня любимые игрушки, книги, вещи.

Воспитатель: А какие пословицы о доме вы знаете?

Дети: «Дома и солома съедома», «Дома как хочу, а в гостях как велят», «Дома и стены помогают»,

«Дома всё споро, а вчуже житьё хуже».

Воспитатель: Дом там, где мы с вами живём. А мы где с вами живём? На Донской земле. Наша Родина – Донской край край, где живут казаки. А что вы знаете Донском крае?

Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у казаков Дона! Давайте подытожим: чем отличается наше современное жилище от куреня казаков?

Дети: Сейчас строят дома многоэтажные и многоквартирные. В квартирах много электроприборов, а раньше их не было. У нас есть электричество, а у казаков были свечи.

Воспитатель: Верно! Но я очень рада тому, что сейчас возрождаются станицы с казачьими обычаями и традициями.

Воспитатель: Ребята, давайте, как настоящие казаки украсим себе кувшин для молока или ложку к обеду!

(дети украшают красками кувшины и ложки из бумаги, для этого переходят в мастерскую)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия «В гости в казачий курень».

Занятие для детей подготовительной группы из цикла занятий "Модель духовного, нравственного и физического воспитания через привитие любви к Родине"....

Использование Кубанских казачьих игр на прогулке и в свободное от образовательной деятельности время "От потех казачьих - к затеям наших дней"

Расширение знаний об играх и затеях казаков. Знакомство детей с бытом, обычаями, традициями людей, живущих на Кубани....

конспект" в гости в казачий курень"

Цель: Выявить знания детей о жилище донских казаков;Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)Развивать эстетические чувства, любознательность;Воспитывать бережное отношен...

«Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО»

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего по...

Конспект ООД по развитию речи "В гости в казачий курень"

          Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет ...

Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмысле...

конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости в казачий курень».

Данное занятие способствует выявлению знаний детей о жилище донских казаков - курене, а так же позволит расширить знания детей о предметах казачьего быта: печке, прялке, посуде, сундуке. Обогатит слов...