региональный компонет. Образовательная деятельность " В гости в казачий курень"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Этот Материал для детей старшего дошкольного возраста. Он знакомит детей с устройством казачьего куреня.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
В гости в казачий курень. | 17.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия «В гости в казачий курень».
Старшая группа компенсирующей направленности «Колобок»
Провела: Леонова Е.Н.
Цель: Выявить знания детей о жилище донских казаков;
Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)
Развивать эстетические чувства, любознательность;
Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства; любовь к родной Донской земле.
Обогащать словарь народными пословицами и поговорками, загадками.
Учить красиво, расписывать посуду казаков (кувшин, ложки).
Словарная работа: курень, низы, верхи, балясы, узвар, прялка, чугунок.
Организация и материал: Первая часть занятия проводится в «казачьей горнице» с предметами быта казаков (сундук, прялка, стол, деревянные ложки, кувшин, икона, изображения казачьего куреня, вторая – в групповой комнате, а третья в мастерской , где детей ждут кувшины и ложки из альбомного листа, краски.
Предварительная работа:
Рассматривание картин, рисунков, иллюстраций в книгах с изображением куреней, станиц, подворий казаков. Посещение комнаты старины, знакомство с обстановкой и предметами быта. Беседа о том, как жили казаки в старину. Разучивание пословиц о доме, стихотворений о казаках и родной станице.
Ход занятия.
Воспитатель: (в образе казачки) Здравствуйте дети!
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель: Милости прошу ко мне в курень, гости дорогие! Проходите, присаживайтесь.
Горница у меня небольшая, да красивая какая! Тёплый дух идёт от печки, а в углу сундук стоит
Много он добра хранит.
(Дети рассаживаются по лавкам. Хозяйка знакомит их с избой, предметами старины: прялкой, печью, сундуком, посудой) .
Воспитатель: Ребята, а кто из вас знает, как отвечали казаки на приветствие «Здорово дневали казачата»?
Дети: «Слава Богу»
Воспитатель: Правильно, ребята! Казаки всегда были очень набожны и гостеприимны. В каждом курене всегда в углу висела икона. Казаки по воскресеньям и праздникам ходили в церковь.
Воспитатель: Кто из вас знает, как называется казачий дом?
Дети: Курень.
Воспитатель: А что означает это слово- курень?
Дети: «Курень» по-монгольски значит «круглый». Казаки строили дома так, чтобы можно было переходить из одной комнаты в другую по кругу.
Воспитатель: Какие дома были у казаков в старину?
Дети: дома строили из дерева и камня, двухэтажные: первый этаж полуподвальное помещение (низы, а второй этаж – верхи.
Воспитатель: А какие окна у куреня?
Дети: Они закрывались ставнями - деревянными дверцами. У дома ещё были балясы.
Воспитатель: Что такое Балясы? Это деревянные мостики вокруг дома. По ним можно подойти к окнам, чтобы закрыть или открыть ставни.
(Дети на изображении куреня показывают низы, верхи, ставни, балясы).
Казачки любили и умели готовить. Они были очень хорошими хозяйками. На праздник Казачка готовила особое угощение. Вы знаете любимые блюда казаков?
Дети: Лапша, борщ, уха, студень, узвар - компот из сухофруктов.
Воспитатель: А за каким столом ели казаки?
Дети: За деревянным столом, у которого стояли лавки.
Воспитатель: В чём готовили казачки пищу?
Летом спит, зимой горит –
Пасть открывает, что дают глотает. (Печь)
Бабушка седа, бела, зимой всем мила,
А как лето наступает, про бабушку забывают. (Печь) .
Дети: В печи. Печь растапливали сухой травой, соломой, кизяком, а потом клали дрова. Печь ласково называли печь – матушка, печка-кормилица, а не только обогревала жилище, но и кормила и лечила людей.
Воспитатель: Какая была посуда у казаков?
Дети: Готовили казачки в чугунках. Посуда была из глины, а ложки деревянные. Вся семья ела из одной посудины. Начинали, есть по старшинству; кто хотел пролезть без очереди, тот мог получить ложкой по лбу.
Воспитатель: На Дону было развито гончарное дело. Из глины делали чашки, миски, кувшины.(рассматривают посуду) .
Возле печки всегда стоял? Угадайте-ка!
Не бык, а бодает, не ест, а еду хватает,
Что схватит – отдаёт, а сам в угол идет. (Ухват) .
Воспитатель: А на чём казаки спали?
Дети: На топчанах или лавках, дети на печи, кровати появились гораздо позже.
Воспитатель: Кровать стала украшением куреня. Чем её застилали?
Дети: Вязаными покрывалами. Пуховое одеяло шила сама казачка, а верх делали из цветных лоскутков (лоскутное одеяло) . На кровати обычно возвышалась гора из подушек под накидками.
Воспитатель: Где казаки хранили одежду?
Дети: В сундуках.
Воспитатель: Правильно, раньше деревянных шкафов не было, их заменял сундук, в нём и хранили вещи.
Воспитатель: До появления утюгов одежду гладили при помощи валика и рубила (доски с зубцами): наматывали на валик и по ней прокатывали рубилом. А что было в каждом доме у казачки?
В каждом доме была прялка. Когда осенние работы на полях заканчивались, казачки пряли пряжу, чтобы потом вязать носки, варежки и другие вещи. Долгими зимними вечерами горела на столе свечка – ведь электричества тогда ещё не было, казачки пряли и пели песни.
Скажите, что считалось главным украшением у казаков?
Дети: Главным украшением считалось оружие: сабли, копья, кинжалы.
Воспитатель: А что было на дворе?
Дети: Баз, где жила скотина. И ещё огород.
Воспитатель: Каждый казак строил свой дом там, где хотел. В результате станица состояла из множества домов.
Воспитатель: Казаки умели работать и умели отдыхать! Давайте покажем, как водили хоровод! (дети поют и танцуют) . К нам гости пришли, дорогие пришли
Мы не зря узвар варили, пироги пекли! (2 раза)
С малиной пирог, и с капустой пирог,
А который без начинки – самый вкусный пирог( 2 раза)
А сейчас вдвоём мы для вас споём
Вы похлопайте в ладоши, мы плясать пойдём
Ты топни ногой, да притопни другой
Я волчком кружиться стану, а ты так постой. (2 раза)
Ах, наш хоровод дружбой славится,
Приходите в гости к нам, если нравится. (2 раза) .
(Переход за столы)
Воспитатель: «Мой дом – моя крепость». Как вы понимаете эту пословицу?
Дети: Дом – это защита, там тепло, уютно, там живут родные люди.
Воспитатель: Что для вас значит ваш дом?
Дети: Это место, где живут мои родители. Дома мне хорошо, тепло, уютно. Дома у меня любимые игрушки, книги, вещи.
Воспитатель: А какие пословицы о доме вы знаете?
Дети: «Дома и солома съедома», «Дома как хочу, а в гостях как велят», «Дома и стены помогают»,
«Дома всё споро, а вчуже житьё хуже».
Воспитатель: Дом там, где мы с вами живём. А мы где с вами живём? На Донской земле. Наша Родина – Донской край край, где живут казаки. А что вы знаете Донском крае?
Воспитатель: Вот мы и побывали в гостях у казаков Дона! Давайте подытожим: чем отличается наше современное жилище от куреня казаков?
Дети: Сейчас строят дома многоэтажные и многоквартирные. В квартирах много электроприборов, а раньше их не было. У нас есть электричество, а у казаков были свечи.
Воспитатель: Верно! Но я очень рада тому, что сейчас возрождаются станицы с казачьими обычаями и традициями.
Воспитатель: Ребята, давайте, как настоящие казаки украсим себе кувшин для молока или ложку к обеду!
(дети украшают красками кувшины и ложки из бумаги, для этого переходят в мастерскую)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия «В гости в казачий курень».
Занятие для детей подготовительной группы из цикла занятий "Модель духовного, нравственного и физического воспитания через привитие любви к Родине"....
Использование Кубанских казачьих игр на прогулке и в свободное от образовательной деятельности время "От потех казачьих - к затеям наших дней"
Расширение знаний об играх и затеях казаков. Знакомство детей с бытом, обычаями, традициями людей, живущих на Кубани....
конспект" в гости в казачий курень"
Цель: Выявить знания детей о жилище донских казаков;Познакомить с предметами казачьего быта (печка, прялка, посуда, сундук)Развивать эстетические чувства, любознательность;Воспитывать бережное отношен...
«Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО»
Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего по...
Конспект ООД по развитию речи "В гости в казачий курень"
Формирование любви к малой Родине, через ознакомление детей дошкольного возраста с историей, народно-прикладным искусством и фольклором станет ...
Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмысле...
конспект занятия в старшей группе по ознакомлению с окружающим миром «В гости в казачий курень».
Данное занятие способствует выявлению знаний детей о жилище донских казаков - курене, а так же позволит расширить знания детей о предметах казачьего быта: печке, прялке, посуде, сундуке. Обогатит слов...