«Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО»
материал

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx17.67 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад

 «Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО»                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего поколения. Дети – наше будущее. Очень важно своевременно привить им правильное видение мира, научить их любить свою малую Родину.

Содержание регионального компонента дошкольного образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

В соответствии с ФГОС ДО содержание образовательных областей направлено на усвоение норм и ценностей принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности, развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий, развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ в быту, социуме, природе.

Использование регионального компонента как одного из средств социализации дошкольников предполагает следующее:

1. Ознакомление дошкольников с родным краем в ходе реализации образовательной программы ДОУ.

2. Введение регионального компонента с учётом принципа постепенного перехода от более близкого ребёнку, личностно значимого (дом, семья) к менее близкому – культурно-историческим фактам.

3. Деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного города, когда дети сами выбирают деятельность, в которой они хотели бы участвовать, чтобы отразить свои чувства и представления об увиденном и услышанном.

4. Взаимодействие с родителями.

В связи с этим, реализация регионального компонента является важнейшей составляющей современного образования в ДОУ, использование которого направлено на достижение главной цели: формированию первоначальных представлений дошкольников об особенностях родного города, края.

Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:

- знакомить детей с особенностями и традициями города Георгиевска, Ставропольского края;

- формировать представления о родном городе, крае: истории, улицах, профессиях;

- знакомить с именами знаменитых земляков;

- формировать знания о живой и неживой природе края;

-заложить основы нравственной личности, национальной гордости и национального самосознания.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предполагает отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Эффективное формирование у детей основ культурно-исторического наследия возможно при соблюдении следующих факторов:

•комплексное сочетание различных видов деятельности ребенка;

•использование программ и технологий по краеведению;

•создание условий для самореализации каждого ребенка с учетом накопленного им опыта, особенно познавательной, эмоциональной сферы;

•учет специфики организации и построения педагогического процесса;

•использование форм и методов, направленных на развитие эмоций и чувств.

Образовательный процесс, направленный на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе и приобщение детей к истории, культуре, природе родного края будет успешен при соблюдении следующих принципов:

•принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности

•принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений

•принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка.

•принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития

•принципа приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи общества и государства

•принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития)

•принципа учета этнокультурной ситуации развития детей

Современное дошкольное образовательное учреждение не может успешно реализовывать свою деятельность и развиваться без широкого сотрудничества с социумом на уровне социального партнерства (музей, театры, дома культуры и т. п.).

Для реализации программы привлекаются различные специалисты: сотрудники городского музея, преподаватели художественной школы, художники.

Большое место в приобщении дошкольников к культуре родного края занимают народные праздники и традиции, которые изучаются во время подготовки к календарно-обрядовым праздникам: Рождество, Новый год, Масленица, День птиц и др.

А также приобщение к русской праздничной культуре: государственные праздники (День России, 8 Марта, День защитника Отечества, День города, День Победы и др.); празднование дней рождения детей группы. Все это содействует созданию обстановки общей радости, хорошего настроения, формирующей чувство любви к близким, привязанности к сверстникам.

Для достижения качественного результата по реализации регионального компонента в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в вариативной части образовательной программы мы используем парциальные программы и технологии:

1. Авторская экспериментальная общеобразовательная программа/под ред. Литвиновой Р. М. Растим патриотов Ставрополья. - Ставрополь, -2013г.

2. Воронкевич О. А. «Добро пожаловать в экологию». Парциальная программа. ИД: Детство-Пресс, 2016г.

3. Лыкова И. А. «Цветные ладошки». Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности. –М.: ИД.: «Цветной мир», 2015. – 144с.

4. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Основы безопасности детей дошкольного возраста»». Парциальная программа.

При реализации регионального компонента большую роль играет организация проектной деятельности. Родители являются активными участниками проектов, праздников и развлечений, проводимых в детском саду, помощниками вовремя их подготовки. Поддержка со стороны родителей имеет большое значение, так как процесс воспитания любви к малой родине должен быть двусторонним.

Важно для обеспечения реализации регионального компонента создать эстетически привлекательную образовательно-культурную среду, направленную, прежде всего, на обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания детей в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

Воспитать в ребенке гуманное отношение к окружающему миру, любовь к родной природе, семье, дому, краю, городу, Родине можно путем создания в ДОУ центров краеведения в группах, мини-музеев, патриотических уголков. Вариативность и содержание таких зон напрямую зависит от творчества и кругозора педагогов. Разнообразие экспонатов, выставок, уголков с использованием фотографий, макетов, стендов, иллюстративного материала, географических карт – все эти средства и материалы привлекают внимание детей, повышают их интерес к знакомству с родным краем, что позволяет успешно решать задачу по воспитанию интереса и любви детей к малой Родине.

Результативность работы по реализации регионального компонента предполагает, что в процессе формирования основ краеведения ребенок:

•Приобретает определенную систему знаний о связи и взаимозависимости человека, животных, растительного мира и мира людей родного края, об особенностях общения человека с окружающим миром и воздействии этого взаимодействия на него самого;

•Овладевает представлениями о себе, своей семье, своей принадлежности к определенной нации, элементарной историей своего рода;

•Определяет свою социальную роль;

•Имеет элементарные представления об истории родного города, его достопримечательностях;

•Обогащает словарный запас, развивает память, мышление, воображение;

•Учится рационально использовать навыки в самостоятельной деятельности;

•Приобретает доброжелательность, чуткость, навыки сотрудничества в процессе общения друг с другом;

•Развивает самостоятельность, творчество, инициативность;

Реализация регионального компонента в развитии дошкольников, построенная в системе будет способствовать достижению целевых ориентиров ФГОС, а значит, ребенок будет обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на РМО старших воспитателей "Организация и содержание образовательной деятельности по реализации Образовательной области "Познание""

В презентации отмечены направления, интегративные качества, интеграция образовательной области "Познание", примерный проект по формированию знаний у детей старшей группы о свойствах воды....

Актуальные вопросы осуществления образовательной деятельности и возможные пути их решения в дошкольной организации

Возможные пути решения актуальных вопросов осуществления образовательной деятельности на примере конкретной дошкольной организации....

Примерное содержание образовательной деятельности по ознакомлению с Камчатским краем по образовательным областям

Введение регионального компонента в образовательный процесс ДОУ помогает лучше развить творческие способности, ручные умения каждого ребенка. На этих занятиях создаются условия, при которых тво...

Качество содержания образовательной деятельности и организации образовательного процесса (в том числе условий реализации основной образовательной программы) по итогам внешней экспертизы.

По результатам независимой оценки качества образовательной деятельности по административным районам г.Новосибирска (в части анкетирования родителей воспитанников детских садов): доброжелательность и в...

Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО

Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмысле...

региональный компонет. Образовательная деятельность " В гости в казачий курень"

Этот  Материал для детей старшего дошкольного возраста. Он знакомит детей с устройством казачьего куреня....

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательных программ: дошкольного образования, адаптированной программы

Удостоверение о повышении квалификации «Новый контекст содержания образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста в соответствии с ФГОС, в рамках реализации Федеральных образовательны...