Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО
материал

Романченко Людмила Николаевна

 Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели, задачи.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

 Актуальность темы, над которой мы работаем в течение нескольких лет, заключается в том, что реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО в соответствии с ФГОС ДО»

подготовил:

старший воспитатель

МБДОУ д/с Журавлик» Зерноградского района

Романченко Л.Н.

 

 Патриотическое воспитание дошкольников – актуальная проблема в условиях современной России. Изменилась не только жизнь, но и мы сами. В течение последних десятилетий радикально переосмыслено само понятие патриотического воспитания дошкольников, его содержание, цели, задачи.

Чувство любви к Родине – это одно из самых сильных чувств, без него человек ущербен, не ощущает своих корней. А почувствует ли он привязанность к родной земле или отдалится от нее, это уже зависит от обстоятельств жизни и воспитания. Поэтому важно, чтобы ребенок уже в дошкольном возрасте почувствовал личную ответственность за родную землю и ее будущее.

         Актуальность темы, над которой мы работаем в течение нескольких лет, заключается в том, что реализация регионального компонента — это неотъемлемая составляющая патриотического, гражданского, нравственного воспитания подрастающего поколения.

Важность его подчеркнута в Федеральном законе «Об образовании в РФ» в статье 3, пунктах 3,4 сказано, что государственная политика основывается на принципах гражданственности, патриотизма, защите и развитии этнокультурных особенностей и традиций народов РФ. Подчеркивается необходимость единства образовательного пространства на территории Российской Федерации и в то же время провозглашается важность защиты и развития этнокультурных особенностей и традиций народов Российской Федерации   в условиях многонационального государства.

В «Национальной доктрине образования в РФ» (до 2025 г) сказано: признавая ведущую роль педагога в достижении целей образования, говорится о привлечении в систему образования талантливых специалистов, способных на высоком уровне осуществлять образовательный процесс, осваивать новые технологии, информационные системы, воспитывать у обучающихся духовность и нравственность.


          На современном этапе модернизации педагогической системы России ведущей тенденцией государственной политики является стандартизация образования. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования диктует нам необходимость отражать в части программы, формируемой участниками образовательного процесса, специфику национальных и социокультурных условий, в которых осуществляется образовательная деятельность.
Региональный аспект образования несет в себе все богатство национально-региональной культуры, традиций, духовных устремлений и ценностей, актуализирует вопросы развития духовной культуры дошкольника, его самостоятельности, творчества, активности, воспитанности.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования одним из основных принципов дошкольного образования является учет этнокультурной ситуации развития детей.
В основе этого принципа лежат идеи народной педагогики и этнопедагогики, которые являются составной частью общей духовной культуры народа.
Этнокультурная и социокультурная ситуации неразрывно связаны между собой и обязательно учитываются при проектировании образовательной деятельности. Задачи приобщения к культуре, традициям, фольклору, языку своего народа должны быть включены во все образовательные области развития ребенка.


      При реализации задач регионального содержания необходимо:
- обеспечить взаимодополнение (интеграцию) образовательных областей;
- применять деятельностный подход в приобщении детей к истории, культуре, природе родного края, т.е. дети должны сами выбрать ту деятельность, в которой они хотели бы отобразить свои представления;
- создавать развивающую среду, способствующую развитию личности ребенка на основе народной культуры.

Нельзя забывать и о традиционных направлениях деятельности педагога - нравственном, гражданском, патриотическом воспитании дошкольников. Все это будет способствовать позитивной социализации ребёнка, творческому освоению этнокультурных ценностей.

Назначение регионального компонента - это:

                   защита и развитие системой образования  региональных особенностей;

                   сохранение единого образовательного пространства России;

                   обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование;

                   вооружение дошкольников системой знаний о регионе.

Обучение в региональном компоненте строится на основе уникальности природной и культурно-исторической среды и региональной системы образования как важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родному краю, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Именно образование в первую очередь должно собрать воедино эти ценности  и установки с передовыми отечественными традициями в новую ценностную систему общества – систему открытую, вариативную, духовно и культурно  насыщенную, диалогичную, толерантную, обеспечивающую становление подлинной гражданственности и патриотизма.

 Работа должна быть целенаправленной, системной. Среда, образ жизни в семье, отношения в детском коллективе – все это формирует чувство любви и отношение к тому месту, где ребенок живет.

Чтобы проводить работу с детьми дошкольного возраста педагог должен правильно использовать источники педагогического мастерства, опыт накопленный веками.  Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не сможет и в ребёнке пробудить чувство любви к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение.  

Социокультурная ситуация сегодняшнего дня выдвигает перед специалистами дошкольного образования проблему поиска средств модернизации работы по воспитанию гражданственности в новых условиях.

Основные направления деятельности ДОУ по реализации регионального компонента:

                   изучение национальных традиций и обычаев,

                   воспитание любви к природе родного края и его обитателям,

                   уважения к прошлому своего народа,

                   любви к родному слову,

                   преодоление социальной незрелости,

                  формирование толерантного отношения к другим

Очень важно, чтобы каждый педагог знал народные обычаи и обряды, национальные традиции, был знатоком народных игр, песен, танцев, сказок, владел актёрским мастерством, выразительностью речи, искусством импровизации, умел увлечь детей художественной деятельностью, а так же:

- доброжелательно относился к инициативе ребёнка

- одобрял его инициативу

- предоставлял возможность к самостоятельным действиям

- создавал условия для этих действий

Понять и принять других может лишь тот человек, который уважает и понимает самобытность собственного народа, знаком с историей родного края. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранить и преумножить богатства своей страны.

Идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становиться задачей государственной важности. Основополагающим фактором является национально - региональный компонент. 

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.

Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей и символами.

Задача педагога - отобрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес. Поэтому, начиная работу по воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.

Любой край, область, даже небольшая деревня, неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен родной край.

Родной город... Надо показать ребенку, что родной город славен своей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.

Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всех людей - вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.

Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, а также воспитанию любви к своей стране.

Быть гражданином, патриотом - это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.

Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которыx зависит его быт, характер труда и т.д.

Для эффективной реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования выявлены и обоснованы следующие педагогические условия:

                   формирование культурной направленности личности дошкольника, на основе обновления содержания регионального компонента дошкольного образования;

                   подготовка педагогического коллектива к реализации культурной направленности регионального компонента дошкольного образования;

                   создание культурно-развивающей среды ДОУ;

                   организация эффективного взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи.

В нашем детском саду созданы условия для организации образовательной деятельности с учетом регионального компонента -  это мини-музей казачьего быта, патриотические уголки в группах, позволяющие более полно раскрыть исторический аспект развития окружающего мира, любовь к природе и обычаям своего края, своего народа.

Центральное место при организации предметно-развивающей среды ДОУ отведено этнографическому  музею казачьего быта, где дети могут познакомиться с национальной культурой, традициями и обычаями своего народа, узнать его историческое прошлое.

Каждому педагогу известно, что окружающие предметы оказывают большое влияние на формирование душевных качеств ребенка,  развивают любознательность, воспитывают чувство прекрасного.

Ценность нашего мини-музея заключается в том, что все предметы доступны не только для зрительного, но и для тактильного восприятия. Ребенок может взять в руки почти любой предмет, рассмотреть его не спеша, как бы прикоснуться к прошлому. Каждый предмет имеет свою историю, с ним связано много интересных поверий, обрядов и магических действий.

Здесь дети играют, чувствуют себя комфортно, познают окружающий мир через предметы старины. Они имеют возможность покрутить прялку, подцепить ухватом чугунок и поставить его в печь, покачать детскую люльку, примерить на себя яркую, красиво вышитую одежду… а, усевшись на домотканом половике послушать народные сказки и предания старины глубокой.

Необходимо продумать помимо основных экспозиций предметно-пространственной среды мини-музея организацию сменных экспозиций,

 таких как: «Деревянное зодчество», «Вышивки», «Тряпичные куклы», «Русский народный костюм», «Декоративно-прикладное искусство»,

 а также выставочных экспозиций: «Русские народные платки», «Семейные реликвии» и др.

С целью воспитания у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, селу необходимо постоянно пополнять патриотические  уголки «Моя малая родина»

- тематическими папками на темы: «История возникновения села», «Промыслы Донского края», «Знаменитые земляки», «Достопримечательности», «Богатыри земли русской», «Российская армия», «Народный календарь» и др.;

- материалами, знакомящими детей со славными делами и достижениями Ростовской области;

- буклеты: «Гуляй-Борисовка вчера, сегодня, завтра», «Ростов-на-Дону» и др.

-  подобрать художественную, познавательную, справочно-информационную литературу;

В заключении хочу сказать: ребенок должен понимать, что каждый человек, независимо от возраста – часть своего рода, народа, что у каждого человека есть своя Родина. Помочь дошкольникам шире познакомиться с родным краем, понять его историю, культуру и их взаимосвязь с предметами и объектами окружающей действительности и жизни общества, принять участие в созидательной деятельности - в этом заключается главный смысл нашей работы.

От того, какими глазами ребенок увидел окружающее, от того, что поразило его воображение, от того, какие уроки извлек он из объяснений о событиях современности и историческом прошлом страны, зависит и становление личности гражданина. Дети – наше будущее. Важно своевременно научить их любить и беречь все, что создано старшим поколением: свободу, независимость, мир, Отечество. Мне хотелось бы выразить надежду на то, что знания и   впечатления, полученные детьми в этом возрасте, все открытия, совершенные в данном направлении, станут основой  для  этнокультурного воспитания и будут реализовываться на протяжении всей жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образова...

Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"

Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образова...

«Организация образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

«Организация образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО»...

Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

Образовательная деятельность по областям в соответствии с ФГОС Познавательное развитие. Интеграция образовательных областей (Речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие)

Месяц      Октябрь      Лексическая тема   Овощи.  Фрукты.Ознакомление с окружающим.Задачи коррекционно-развивающей работы  с деть...

«Актуальность регионального содержания образовательной деятельности в ДОО»

Актуальность и значимость регионального компонента в дошкольном образовании несомненна. Любовь к Родине начинается с родного края и играет важную роль в воспитании подрастающего по...