Главные вкладки

    «Организация образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО»
    статья на тему

    «Организация образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad.docx28.07 КБ

    Предварительный просмотр:

    Педсовет №2

    «Организация образовательной деятельности с детьми в соответствии с ФГОС ДО»

    Доклад на тему:

    Построение развивающей предметно- пространственной среды в ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования.

            Подготовила: Батракова Галина

                                                                                                                   Анатольевна, воспитатель 1

                                                                                                                    квалификационной категории.

    23.10.2014 г.

    Построение развивающей предметно-пространственной среды в

         ДОУ в контексте ФГОС дошкольного образования

    Развивающая предметно-пространственная среда обеспечивает

    Максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, участка и материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития.

           Развивающая предметно-пространственная среда группы, участка должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых (в том числе детей разного возраста), во всей группе и в малых группах, двигательной активности детей, а также возможности для уединения.

           Развивающая предметно-пространственная среда (дошкольной группы, участка) должна обеспечивать:

    • реализацию различных образовательных программ, используемых в образовательном процессе;
    • в случае организации инклюзивного образования необходимые для него условия;
    • учёт национально-культурных, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

    Развивающая предметно-пространственная среда группы должна быть содержательно насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

    1. Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

    Образовательное пространство группы, участка должно быть оснащено средствами обучения (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходными, игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарём (в соответствии со спецификой Программы).

    Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря(в здании и на участке) должны обеспечивать:

    • игровую, познавательную, исследовательскую и творческую

    активность всех категорий воспитанников, экспериментиро-

    вание с доступным детям материалами (в том числе с песком и водой);

    • двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях;
    • эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
    • возможность самовыражения детей.

    2)Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

    3)Полифункциональность материалов предполагает:

    • возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например детской мебели, матов, мягких модулей, ширм и т.д.;
    • наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах детской активности, в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре.

    4)Вариативность среды предполагает:

    • наличие в группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей;
    • периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

    5)Доступность среды предполагает:

    • доступность для воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательный процесс;
    • свободный доступ воспитанников, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов, посещающих группу, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности.

    6)Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех её элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.

    Показатели оценки развивающей среды:

    • положительное эмоциональное ощущение ребенка в группе;
    • отсутствие конфликтов среди детей;
    • наличие продуктов детской деятельности;
    • динамика развития ребенка;
    • невысокий уровень шума.

    При построении предметно-пространственной развивающей среды в детском саду должны соблюдать следующие требования:

    Гигиенические – безопасность и комфортность пребывание ребенка в группе и на участке ДОУ для положительного эмоционального тонуса и личности развития ребенка.

    Психолого-педагогические – гендерный подход; приоритетное направление педагогов группы; интересы, склонности, способности; уровни развития детей и возрастные особенности; особенности реализуемой программы и педагогических технологий.

    Эстетические – использование детских работ в оформлении интерьера в группах.

    Далее хотелось бы выделить ведущие характеристики предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении.

    Комфортность и безопасность обстановки чаще всего достигается через сходство интерьера групповой комнаты с домашней обстановкой. Это снимает стрессообразующее воздействие на ребенка, создает чувство уверенности и безопасности.

    Обеспечение богатства сенсорных впечатлений. Предметы обстановка групповых помещений необходимо подбирать таким образом, чтобы они отражали многообразие цвета, форм, материалов, гармонию окружающего мира, т.е. это естественный природный, бросовый материал, разнообразные бытовые предметы.

    Обеспечение самостоятельной индивидуальной детской деятельности достигается через постоянное насыщение пространства разнообразными материалами для приобретения опыта социальной жизни.

    Обеспечение возможности для исследования и научения. Детское экспериментирование строится самим дошкольником по мере получения новых сведений о предмете (объекте).

    Функциональность предметной среды означает, что в обстановке помещения находятся только те материалы, которые востребуются детьми и выполняют развивающую функцию.

    Для конструирования предметно-развивающей среды в дошкольном учреждении использованы следующие принципы:

    Принципы уважения к потребностям, нуждам ребенка. У ребенка дошкольного три основные потребности: потребность в  движении, потребность в общении, потребность в познании. Среда организуется так, чтобы у ребенка был самостоятельный выбор: с кем, как, где, во что играть. Подбор оборудования и материалов для группы определяется особенностями развития детей конкретного возраста.

    Принцип гибкого зонирования. Пространство в детском саду должно быть таким, чтобы оно давало детям, не мешая друг другу, в соответствии со своими интересами и желаниями свободно заниматься разными видами деятельности (двигательной, музыкальной, познавательной, игровой, экспериментальной). Для этого используют разнообразные «маркеры» пространства: ширмы, знаки и символы, стойки с цветами, подвижные перегородки и пр.

    Принцип уважения мнения ребенка. Развивающая среда групп комфортна, эстетична, содержательна, удобно расставлено оборудование, учитывать склонности, способности ребенка. Важно также спросить у самого ребенка об увлечениях и вносить в обстановку те игры (игрушки, материалы), которые доставят малышу радость и удовольствие.

    Принцип опережающего характера. Воспитатель подбирает в группу те материалы, которые предназначены детям определенного возраста, но, кроме них, надо включать в обстановку приблизительно 15% материалов, ориентированных на детей более старшего возраста.

    Принцип стабильности – динамичности. Ребенок, оставаясь самим собой, вместе с тем постоянно изменяется, развивается. Естественно, его окружение не может быть застывшим, и также требует изменений. Поэтому развивающая среда не может быть построена окончательно, завтра она уже перестанет стимулировать развитие, а послезавтра станет тормозить его. Для этого в проекте среды должна быть заложена возможность ее изменений. Важно помнить, что ребенок не «пребывает» в среде, а преодолевает ее, постоянно меняется, становится другим в каждую минуту.

    Принцип дистанции, позиции при взаимодействии. Первым условием осуществления личностно-ориентированной модели взаимодействия взрослых и детей является установление контакта между ними. Самое задушевное общение взрослого с ребенком, доверительные беседы ведутся на основе пространственного принципа «глаза в глаза».

    Принципы детской активности, самостоятельности, творчества. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средства способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем (природе, рукотворном мире, других существах), знакомству с музыкой, движениями, красками, пантомимой, поэзией и т.д.

    Принцип индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого. То, что привлекательно, забавно, интересно, ярко, выразительно, пробуждает любопытство и довольно легко запоминается. Память ребенка-это его интерес. Поэтому на протяжении всего дошкольного периода важно сделать интересным все, что педагог старается организовать для детей.

    Принцип открытости-закрытости среды. Развивающая предметная среда должна изменяться, корректироваться, развиваться, т.е. должна быть не только развивающей, но и развивающейся.

    Открытость Природе – проявляется во взаимопроникновении с природным окружением.

    Открытость  Культуре – выражается в приобщении к отдельным ее сферам – изобразительному искусству, предметам декоративно-прикладного искусства, фольклору, особенностям и традициям национальных региональных культур, которые способствуют воспитанию патриотизма у детей, гордости за свои родные места, развитию представления о малой Родине и воспитанию чувства любви к ней.

    Открытость Своего «Я» - выражается в формировании собственного внутреннего мира и способности поделиться им с другими, пополнять его через общение с окружающими, что способствует развитию толерантной личности.

    Принцип учета половых и возрастных различий детей. Мальчики и девочки по-разному смотрят и видят, слушают и слышат, по-разному говорят и молчат, чувствуют и переживают. Но и девочки и мальчики должны приобретать опыт творческой. Поисковой деятельности. Разнообразие и богатство сенсорных впечатлений, возможность свободного подхода к каждому центру в группе способствует эмоциональному и интеллектуальному развитию воспитанников обоего пола.

             

           

           

            


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"

    Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образова...

    Консультация для воспитателей: " Организация образовательной деятельности в ДО в соответствии с ФГОС"

    Стандартизация дошкольного образования не предусматривает предъявления жестких требований к детям дошкольного возраста, не рассматривает их в жестких «стандартных» рамках. Организованная образова...

    Рекомендации по организации образовательного процесса с детьми в соответствии с ФГОС ДО.

    Рекомендации по организации образовательного процесса с детьми в соответствии с ФГОС ДО....

    Консультация для родителей: "Организация образовательной деятельности в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО."

    ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства и где сохраняется сама природа дошкольника....

    Презентация к теме: "Организация образовательной деятельность в ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

    Образовательная деятельность осуществляется на протяжении всего времени нахождения ребенка в детском саду....

    Итоговая практико – значимая работа Тема: «Формирование коммуникативных навыков у старших дошкольников в сюжетно-ролевой игре.» по программе « Актуальные подходы к организации образовательной деятельности с дошкольниками в соответствии с ФГОС ДО»

    АктуальностьСюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое...

    "Особенности организации образовательной деятельности воспитателей ДОУ в соответствии с ФГОС ДО"

    Презентация  на тему: "Особенности организации образовательной деятельности воспитателей ДОУ в соответствии с ФГОС ДО" предназначена для воспитателей дошкольных образовательных учрежден...