Беседа на тему "Продуктовые и промтоварные магазины"
методическая разработка по развитию речи

Куварина Ирина Владимировна

Методическая разработка для воспитателей старшей группы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа на тему «Продуктовые и промтоварные магазины»

Возрастная группа: средняя.

Образовательная область, интеграция образовательных областей: основная область – познавательное развитие; дополнительные области – речевое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Цель: обогащение представлений детей о магазинах с целью отражения их в сюжетно-ролевой игре.

Задачи:

образовательные: обогатить         представления детей о содержании и средствах труда работников         торговли (продавец, шофёр (водитель),         экспедитор, грузчик); закрепить знания детей о видах магазинов         (промтоварный, продуктовый);

развивающие: развивать зрительное восприятие, устойчивость внимания, мыслительные операции: анализ, сравнение, умозаключение;

        воспитательные: воспитывать отзывчивость, уважение к людям профессий торговли.  

Дополнительные задачи: совершенствовать диалогическую речь; формировать грамматически-правильную речьформировать доброжелательные взаимоотношения между детьми.

Материалы, оборудование (средства): мультимедийное оборудование, флешка, указка.

Методы и приемы (способы): загадывание загадки, проблемный вопрос, вопросы, демонстрация слайдов, чтение стихотворения         ребенком, игровой прием, дидактическая игра, положительная развернутая оценка.

Подготовительная (предварительная) работа: чтение стихотворений о профессиях (В.Маяковский «Кем быть?»,         Е.Серова «Кем я буду»), отгадывание загадок и рассматривание иллюстраций на тему «Магазин». 

Форма организации: фронтальная, в группе, дети сидят на стульчиках полукругом.

Этапы, продолжительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность детей

Ожидаемый результат

1.

Организационно-мотивационный этап

1,5 мин

Формировать правильную осанку,

Вызвать интерес к занятию.

- Ребята, садитесь удобно на стульчики, ноги вместе, спина прямая. Вот так.

- Отгадайте загадку:

За прилавком я стою,

 я продукты продаю:

молоко, ещё кефир, масло,

 хлеб, печенье, сыр.

Упакую, взвешу вам,

улыбнусь и сдачу сдам».

Кто же это?

- Правильно, продавец. Молодцы, быстро отгадали загадку!

Дети рассаживаются, слушают воспитателя, отгадывают загадку и отвечают на вопросы.

- Это продавец (спрашиваю 3-4 детей).

Дети переключили своё внимание на занятие, заинтересовались занятием.

2.

Основной этап

2.1.

Этап постановки проблемы

1,5 мин.

Подготовить детей к восприятию познавательного материала

- Как вы думаете, почему я вам загадала загадку о продавце?

Ответы детей

Усилилась детская мыслительная деятельность, направленная на содержание занятия. Дети подготовились к восприятию содержания учебно-познавательной деятельности.

2.2.

Этап восприятия материала

10 мин.

Обогатить представления детей о содержании и средствах труда работников торговли (продавец, шофёр (водитель), экспедитор, грузчик); закрепить знания детей о видах магазинов (промтоварный, продуктовый);

развивать зрительное восприятие, воспитывать уважение к людям профессий торговли.

- Сегодня мы поговорим о магазинах.

- Ребята, а что же такое – магазин?

Ну что же, отправляемся в магазин?

Показываю слайд с изображением продуктового магазина. Спрашиваю:

- Какой это магазин?

- Почему вы решили, что это продуктовый магазин?

- А какие ещё бывают магазины?

- Что продают в промтоварных магазинах? (показ слайда с изображением промтоварного магазина)

- Почему магазины, в которых продают одежду, обувь, игрушки, мебель, называются промтоварными?

- Да, в промтоварных магазинах продаются промышленные товары. В продуктовых магазинах продают продукты, а в промтоварных магазинах продукты не продаются.

- Кто работает в магазине? (показ слайда с изображением продавца).

- Конечно, продавец - основной работник в магазине. Как вы считаете, какие у продавца обязанности?

- Что нужно для работы  продавцу? (демонстрация соответствующего слайда)

- Кто же привозит товар в магазин? (показ слайда с изображением водителя продуктовой машины).

-Что необходимо шофёру для работы? (демонстрация соответствующего слайда)

- А кто ещё ездит с шофёром?

- Он проверяет, весь ли товар загружен. У него есть документы на товар. Он сдает товар в магазин. Подписывает документы (накладную) у продавца или у директора магазина (показ слайда с изображением экспедитора). Это экспедитор.

- Что нужно для работы экспедитору? (демонстрация соответствующего слайда)

- Кто разгружает товар? (показ слайда с изображением грузчика).

- Что нужно для работы грузчику?

- Кто из вас уже помогал родителям совершать покупки? Когда мы выбрали товар, что нужно сделать?

 И, конечно, сказать спасибо.

- А сейчас, давайте, вместе выполним упражнение «Магазин».

Сумку в руки мы берём,

В магазин с тобой идём.

В магазине же на полках

Не шарфы и не футболки:

Мы продукты здесь найдём

И домой их принесём!

- Отлично! Мы немного отдохнули, садитесь на стульчики, спина прямая.

- Сейчас послушайте отрывок из стихотворения, который прочтёт вам Рита (заранее выученное дома с родителями).

Хочу я стать врачом. Зубным.

И улыбаться всем больным!

-Не дёргайся, голубчик,

Вот твой молочный зубчик!

И продавцом хочу я быть,

Но за прилавком – не грубить!

-Пройдите, бабушка, вперёд,

А этот мальчик подождёт!

- Спасибо, Рита, выразительно рассказала стихотворение, садись!

- Скажите, ребята, каким же должен быть продавец?

- Как надо относиться к продавцам, работникам торговли?

- Почему надо относиться к работникам торговли по-доброму, уважительно?

Ответы детей.

- Это продуктовый магазин.

- Потому что в нем  продают хлеб, конфеты, печенье, молоко, фрукты и овощи – это продукты, ими питаются люди.

- Бывают промтоварные магазины.

- В промтоварных магазинах продают одежду, обувь, игрушки, мебель.

- Магазины называются промтоварными, потому что в них продаются не продукты, а другие товары.

- В магазине работают продавцы.

- Продавец раскладывает товар на прилавки, пишет ценники, отдает продукты и товар покупателям, принимает деньги, пробивает чек, отдает сдачу; принимает деньги по карточке, выдает чек.

- Для работы продавцу нужны: витрина, шкаф-холодильник, касса, деньги, чеки, телефон)

- В магазин привозит товар шофёр, водитель.

- Для работы шофёру нужна машина, путевой лист, инструменты, телефон.

С шофёром ездит экспедитор. (Хоровые и индивидуальные ответы слова  - экспедитор).

- Экспедитору нужны ручка, документы (накладная), телефон.

- Товар разгружает грузчик.

- Грузчику нужен рабочий костюм (спецодежда).

- Нужно оплатить товар.

Наклон вниз

Ходьба на месте, руки на поясе

Руки вверх-вниз

Повороты головой

Хлопки в ладоши

Руки «домиком» над головой

- Продавец должен быть вежливым, добрым, спокойным, опрятным, доброжелательным, трудолюбивым, ответственным, честным.

- К работникам торговли надо относиться уважительно, заботливо, приветливо.

- К работникам торговли надо относиться по-доброму, потому что надо ко всем относиться по-доброму, потому что они о нас заботятся, потому что они взрослые, потому что их труд нелёгкий: они работают с утра до вечера и даже ночью.

Обогатились представления детей о содержании и средствах труда работников торговли (продавец, шофёр (водитель), экспедитор, грузчик); закрепились знания детей о видах магазинов (промтоварный, продуктовый);

развивалось зрительное восприятие, проявлялось уважение к людям профессий торговли;

дети учились понятно для слушателей отвечать на вопросы; проявляли доброжелательные отношения друг к другу.

Во время физкультминутки дети сняли статическую  нагрузку, проявили физическую активность.

2.3.

Этап практического решения проблемы

6 мин.

Закрепить представления детей о содержании и средствах труда работников торговли (продавец, шофёр (водитель), экспедитор, грузчик; развивать зрительное восприятие, устойчивость внимания, мыслительные операции: анализ, сравнение, умозаключение;

воспитывать отзывчивость.

На слайде появляется Маша и Медведь. Говорю:

-  Медведь предложил Маше поиграть в игру «Кому что нужно?». Но Маша не смогла правильно выполнить задания в игре. Предлагаю вам помочь Маше. На доске будут изображены разные предметы, а вы попробуете определить, кто использует их в своей работе. Если мы не будем ошибаться, то Маша научится, и Медведь будет доволен (на каждом слайде в уголке изображена Маша). В игре активизирую всех детей.

- Молодцы, я думаю, у Маши больше не будет ошибок, потому что она научилась определять, кто, что использует в своей работе.

Включаю запись, которой Маша и Медведь благодарят детей за помощь.

- А теперь скажем «до свидания» нашим гостям! Приходите к нам ещё!

Дети определяют название профессий людей, занятых в торговле, по средствам их труда.

Закрепились представления детей о содержании и средствах труда работников торговли (продавец, шофёр (водитель), экспедитор, грузчик; происходило развитие  зрительного восприятия, устойчивость внимания, мыслительные операции: анализ, сравнение, умозаключение;

проявлялась отзывчивость.

3.

Заключительный этап

1 мин.

Обобщить полученные знания о магазинах, подвести итоги занятия, стимулировать у детей желание отражать полученные знания в игре.

- О каких профессиях торговли мы говорили?

- А какие магазины бывают?

- Как много вы запомнили о магазинах. Вы были внимательными и активными. Очень приятно!

- Какое у вас сейчас желание?

- Мне очень хочется поиграть в продуктовый магазин.

Напоминаю детям, что играть нужно дружно, уступая и договариваясь.

Ответы детей.

Убирают стульчики на место.

Обобщены полученные знания о магазинах, подведены итоги занятия; у детей возникло желание  отражать полученные знания в игре.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Детство [Текст]: комплексная образовательная программа дошкольного образования  / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, О.В.Солнцева и др. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2017. - 352 с.
  2. Ельцова, О.М Риторика для дошкольников. – Санкт-Петербург: ООО «Издательство«Детство-пресс», 2009. – 208 с.
  3. Реализация содержания образовательной области «Речевое развитие» в форме игровых обучающих ситуаций. Старшая группа (5 - 6 лет) / авторы – сост.: О.М.Ельцова, Л.В.Прокопьева. – Санкт – Петербург: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2016. – 160 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экскурсия в продуктовый магазин «Что мы купим в магазине, для приготовления блинов?» кафе «Блинная» «Где в Светлогорске готовят самые вкусные блины?» для детей среднего и старшего дошкольного возраста

Экскурсия.Интеграция образовательных областей: «Здоровье», «Безопасность», «Познание», «Художественная литература»,  «Коммуникация», «Социализация», «Труд», «Музыка».Развитие интегративных качест...

Беседа "Поход в магазин"

Беседа о магазинах в подготовительной группе...

Игра «Магазин игрушек». «Дифференциация звуков С-Ш» Тема: «Магазин игрушек»

Цели: 1. Закрепить артикуляцию звуков [c-ш], упражнять в умении различать звуки с -ш в словах, фразах и предложениях. 2. Формировать фонематический слух и восприятие. 3. Актуализация и пополнение сл...

Самоанализ "Магазин игрушек": Расширять представления детей о магазине .

Расширить представление детей о магазине. Воспитывать доброжелательное отношение к игрушкам....

Беседа во второй младшей группе "Мы идем в магазин"

Беседа направлена на расширение представлений детей о магазине, его видах....

Беседа «Если ты потерялся в большом магазине» для детей с овз

Цель: формировать умение детей не уходить с того места, где тебя оставили взрослые; запомнить: если ты потерялся, не пугайся и не плачь....

Беседа в средней группе о правилах поведения в магазине. Игра-путешествие «Мы идем в магазин»

Цели:- Напомнить детям правила поведения в магазине- Познакомить детей с разными видами магазинов и категориями товаров- Развивать речевые навыки и мышление- Воспитывать вежливость- Вызвать интерес к ...