Технологическая карта НОД по развитию речи с детьми старшей группы Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Черненко Татьяна Ивановна

Технологическая карта НОД

по развитию речи

с детьми старшей группы

Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

МДОУ «Детский сад «Белоснежка» г. Надыма»

629730, Российская Федерация, Ямало-Ненецкий автономный округ, г.Надым,

ул. Набережная им.Оруджева, д. 29/1, тел./факс:8(3499)52-20-26,E-mail:dsbelosnezhka@nadym.yanao.ru

ОКПО 78191969, ОГРН 1058900415815, ИНН/КПП 8903024649 / 890301001

Технологическая карта

мероприятия непосредственно-образовательной деятельности

по развитию речи

с детьми старшей группы

Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

(образовательная область «Коммуникация»)

                                                                                                                                                       Автор:

                                                                                                                                                                 

                                                                                                                                                  Черненко Татьяна  Ивановна                                                                                        

                                                                                            г. Надым, 2019 г.

Образовательная область

«Коммуникация»

Возраст детей, группа

5 – 6 лет, старшая  группа

Тема

«Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Цель

Развивать речь детей

Задачи

Образовательные:

Связная речь – учить составлять небольшой сюжетный рассказ по картине, рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку;

Словарь и грамматика – учить отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятами на основе сравнения их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий, учить самостоятельно образовывать клички животных; активизировать словарь по теме «Домашние животные»;

ЗКР – утонить и закрепить правильное произношение звуков (с) и (з); учить дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса;

Воспитательные:

- воспитывать умение работать в паре.

Материал

Картина «Кошка с котятами», игрушка кот.

Предполагаемый результат

дети

Этапы

Этапные задачи

Деятельность педагога

Осуществляемая деятельность воспитанника

Предпосылки учебной деятельности

Контроль результатов деятельности

  1. Введение в ситуацию.

Вызвать интерес, внутреннюю потребность детей для включения в деятельность.

Дети с воспитателем стоят рядом с мольбертом.

Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки?

А сможете отгадать мою загадку? Ну, тогда слушайте внимательно, и отгадывайте.

Молодцы ребята! Вы правильно отгадали (показать).

Дети рассматривают картину «Кошка с котятами»

Вопросы.

  1. Как называется картина?
  2. Расскажите о кошке. Какая она?
  3. Как называются детеныши кошки? Посмотрите на котят. Что можно о них сказать? Какие они?
  4. Чем отличаются котята друг от друга, что у них разное?
  5. Они отличаются цветом, разной окраской шерсти. А чем они еще отличаются? Посмотрите, что делает каждый котенок, одно и то же или нет?
  6. Чем похожи котята?

Воспитатель: У людей есть имена, а у животных? (Клички)  Котята очень разные. Давайте дадим такие клички кошке и котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.

Котенок….(дети предлагают кличку) что делает? (играет). Котенок….(дети предлагают кличку) что делает? (лакает молоко). Котенок….(дети предлагают кличку) что делает? (спит).

Пальчиковая гимнастика «Котенок – шалун»????

Взаимодействие с воспитателем;

Участие в беседе

Мотивация к познавательной деятельности;

-формирование мышления.

Ответы детей

II.Актуализация знаний

Создать  проблемную ситуацию, мотивировать детей к действию.

Воспитатель: Вы можете предположить,  что же здесь случилось? А как вы думаете, кто оставил нитки?

Дети садятся  полукругом

Воспитатель: Давайте придумаем  рассказ по этой картине. Сначала расскажите, кто оставил здесь нитки, и что потом произошло.

Взаимодействие с воспитателем;

Выбор источников передачи информации   из личного опыта.

Ответы детей. Представление информации друг другу и воспитателю.

III. Затруднение в ситуации

Фиксация затруднения.

Тренировка мыслительных операций.

Воспитатель приглашает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнет рассказывать, кто закончит (в случае затруднения педагог сам начинает рассказывать 3 первых предложения или рассказывает полностью)

Постановка детской цели.

Фиксация затруднения;

участие в беседе; -предложение собственных вариантов выхода из затруднения.

Умение слушать поставленную задачу, предлагать варианты выполнения решений.

Ответы детей.

IV.

Открытие нового знания или способа действий.

Создать условия для открытия новых способов решения проблемы.

Вариант рассказа.

Однажды бабушка поставила на лавку корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У нее было трое котят. Все котята очень разные. Серый котенок спал около мамы, рыжий лакал молоко, а самый озорной – прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки катались по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка – мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала.

После того как расскажут 2 пары детей, воспитатель спрашивает, понравились ли им рассказы. Побуждает аргументировать оценки. 

Проводится физминутка.

«1, 2, 3, 4,5  - котята любят все играть

Воспитатель: К нам в гости пришел кот. Догадайтесь, как его зовут?

Он хочет поиграть с вами. Как мы позовем его к себе?

(кис – кис)

 

Дети знакомятся с возможным вариантом преодоления затруднения.

Двигательная активность.

Умение осуществлять произвольный контроль за ходом деятельности в процессе получения промежуточных результатов.

Наблюдение за процессом деятельности

Соблюдение правил в работе.

V. Введение новых знаний в систему знаний.

 

Закреплять новые знания и способы их применения.

Воспитатель: Какой звук слышится в конце? (звук с)

Проявляется игрушечный кот. Воспитатель говорит от его лица.

Кот: Послушайте, какой  я звук скажу. (Протяжно произносит: с- с- с)

Какой я звук сказал? Скажите так же все  вместе и  по одному.

Кот: Теперь послушайте другой звук. (протяжно произносит з-з-з-) Какой звук я сказал?

Повторите так же хором и по одному.

 Воспитатель: Кот хочет поиграть с вами в игру «Комары и осы».

Давайте разделимся на 2 части, мальчики  будут комарами, а девочки – осами.

Комары летают и звенят – з-з-з, а осы ползают возле банки с вареньем и поют свою песенку – с-с-с.

Воспитатель: Вы хорошо различаете звуки (с) и (з).

Но комары и осы бывают большие и маленькие.

Воспитатель предлагает двум детям произнести эти звуки с разной силой – громко и тихо.

Воспитатель: Наш кот так испугался комаров и ос, что захотел к своим друзьям – домашним животным.

Проводится игра «Назови домашнее животное»

Дети стоят в кругу. Каждый должен назвать домашнее животное громко, ясно и передать его с котом другому ребенку. Нельзя повторять слова, которые уже были названы. Кто не сумел быстро назвать слово, выходит из круга.

Воспитатель: так как же называются все эти животные? (домашние)

В названиях каких домашних животных мы слышим  звук (с)? – свинья, собака. В каких - звук (з)? – коза.

Применение знаний в практической деятельности и расширение полученных знаний.

Умение анализировать, сопоставлять информацию, умение работать  самостоятельно.

Соблюдение правил в выполнении заданий.

VI Осмысление (итог)

Формировать у детей умения проводить анализ своей деятельности

Итог. Рефлексия

Дети стоят

Воспитатель:

Дет

Отвечают на вопросы воспитателя.

Эмоциональное самовыражение на достижение детской цели.

Умение оценивать свои действия, задания и результаты деятельности

Ответы детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: Составление сюжетного рассказа по картине "Кошка с котятами".

                                      Задачи:-образовательные: упражнять в отгадывании загадо...

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».Задачи:-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: расска...

Технологическая карта "Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»".

Технологическая карта по развитие речи.   Цель:  продолжать формировать умение  составлять целостный рассказ по сюжетной  картине , опираясь на план . Упражнять в подборе...

Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».

Конспект занятия по развитию речиСоставление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»....