Тема: Составление сюжетного рассказа по картине "Кошка с котятами".
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) по теме

Варенька Ирина Александровна

                                        

Задачи:

-образовательные: упражнять в отгадывании загадок. Формировать умение внимательно рассматривать картину , рассуждать над её содержанием (с помощью вопросов воспитателя). Упражнять в подборе слов, близких по значению; подбирать слова, обозначающие действия предметов.

-развивающие: развивать умение составлять развёрнутый рассказ по картине, опираясь на план, Уточнить и закрепить правильное произношение звуков (с) и (з); учить дифференцировать эти звуки на слух,

-воспитательные: воспитывать нравственные представления , навыки сотрудничевства, активность и инициативность . 

      Оборудование:

-картина "Кошка с котятами";

-игрушка котёнок;

-мяч.

Предварительная работа: беседа о домашних животных.

 

        Ход.

Сегодня мы будем учиться составлять рассказ по картине о домашнем животном. О каком именно животном вы будете рассказывать, вы узнаете, когда отгадаете загадку.

(Воспитатель загадывает загадку).

      Мохнатенькая,

      Усатенькая,

      Молоко пьет,

      Песенки поёт.

                  (Кошка)

 

  Какая отгадка у вас получилась? Значит, сегодня мы будем составлять рассказ о кошке с котятами.

  Посмотрите  на кошку. Опишите её внешний вид. Какая она? (большая, пушистая). Посмотрите на котят. Что можно сказать о них? Какие они? (маленькие, тоже пушистые). Чем отличаются котята друг от друга? Что у них разное? (один котёнок рыжий, второй-чёрный, третий-пёстрый). Правильно, они отличаются окраской шерсти. А чем они ещё отличаются? Посмотрите, что делает каждый котёнок (один играет с клубком, второй спит, третий лакает молоко). Чем похожи все котята? (все маленькие). Котята очень разные. Давайте дадим клички кошке и котятам,  чтобы по ним можно было догадаться, какой котёнок по характеру. Котёнок: (называет кличку) играет. Как ещё можно сказать про него? (резвится, прыгает, катает клубок). Котёнок:(называет кличку)  спит.  Как ещё можно сказать? (дремлет, закрыл глаза, отдыхает). А котёнок по кличке: лакает молоко. Как по другому можно сказать? (пьёт, лижет, наедается). 

Я предлагаю вам встать в круг. Буду по очереди бросать вам мяч, а вы будете подбирать ответы на вопрос: "Что умеют делать кошки?"

          Физминутка

          Котята

Все котятки мыли лапки:

Вот так, вот так!

Мыли ушки , мыли брюшки:

Вот так, вот так!

А потм они устали,

Сладко, сладко засыпали:

Вот так, вот так!

     Вернёмся к картине. Послушайте план, который поможет вам составить рассказ.

1.  Кто изображён на картине? Где происходит действие?

2.  Кто бы мог оставить корзину с клубками? И что здесь случилось?

3.  Что может произойти, когда вернётся хозяйка?

  Постарайтесь в рассказе использовать слова ивыражения, которые вы использовали при рассматривании картины.

  Воспитатель вызывает для совместного рассказывания двух детей и предлагает им договориться, кто начнёт рассказывать, кто закончит. В случае затруднения педагог сам начинает рассказывать-три первых предложения-или рассказывает полностью.   После того как расскажут- три пары детей, воспитатель спрашивает, понравились ли им рассказы.  

 "Однажды бабушка поставила на стульчик корзину с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У неё было пять котят. Все котята очень разные. Белый котёнок с серыми пятнами спал на маленькой зелёной подушечке недалеко от мамы-кошки. Серый пушистый котёнок играет с кошкой. Рыжий лакал молоко, а белый с серыми пятнами и второй рыжий котята-самые озорные-прыгнули на стульчик и опрокинули корзинку с нитками. Клубки покатились по полу. Двое котят стали играть с ними и всё запутали. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала".

 Воспитатель: Сейчас мы поиграем в игру "Комары и осы". Дети, давайте разделимся на две команды: комары и осы. Комары звенят- з-з-з, а осы поют свою песенку-с-с-с. Я буду показывать карточку с насекомым, эта команда произносит свой звук. Поочерёдно воспитатель показывает карточки комара и осы. Потом дети закрывают глаза, а один ребёнок произносит звук. Дети отгадывают кто это. И обе команды повторяют.          А давайте вспомним, что мы сегодня делали.

  Ответы детей: составляли рассказ по картине, играли в игру. А на участке, если вы хотите, мы с вами поиграем ещё в игру " Комары и осы ".

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» во 2 мл. гр.

Предложенный материал поможет при обучении детей умению составлять описательный рассказ....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе на тему: Составление описательного рассказа по картине «Кошка с котятами» Учебно методический материал

Цель: развитие умения составлять описательный рассказ по картине «Кошка с котятами».Задачи:-учить составлять описательный рассказ по картинке вместе с воспитателем и самостоятельно: расска...

Технологическая карта "Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»".

Технологическая карта по развитие речи.   Цель:  продолжать формировать умение  составлять целостный рассказ по сюжетной  картине , опираясь на план . Упражнять в подборе...

Технологическая карта НОД по развитию речи с детьми старшей группы Тема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»

Технологическая карта НОДпо развитию речис детьми старшей группыТема: «Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»...

Составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами».

Конспект занятия по развитию речиСоставление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»....