конспект занятия "Составление описательного рассказа об игрушке"
план-конспект занятия по развитию речи (средняя группа)

Турсукова Гульназ Рифовна

Цель: формирование умения детей составлять описательный, связный и последовательный рассказ об игрушках с использованием схемы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie.docx27.85 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия

по развитию речи в средней группе

Тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

Цели: формирование умения детей составлять описательный, связный и последовательный  рассказ об игрушках с использованием схемы.

Задачи:

Образовательные: 

- закреплять умения обследовать предмет от восприятия его в целом к выделению существенных признаков. В описании – определять объект, последовательно описывать части, свойства (цвет, форма, качества, действия с ним.);

- употреблять в речи названия предметов, их частей, деталей, материалов, из которых они сделаны;

- продолжать закреплять умения детей употреблять в речи слова с обобщающим значением: игрушки.

Развивающие:

- развивать, воображение, наблюдательность, зрительную память;

- развивать выразительность речи;

- развивать словесно-логическое мышление: умение классифицировать предметы.

Воспитательная: 

- воспитывать усидчивость,  умение слушать друг друга, помогать друг другу в случае затруднения.

Средства реализации:

Демонстрационный материал:

Игрушка заяц, мешок, игрушки для описания: машинка, мяч,   пирамидка, схема для описательного рассказа.

Методические приемы:

Загадывание загадок, сюрпризный момент, игровые моменты, образец воспитателя, рассказы детей, подсказки, дополнения, поощрения.

Словарная работа:

- обогащение: мягкая игрушка, плюшевая;

- активизация – слова – определения: резиновая, пластмассовая, деревянная, меховая;

- слова – действия: бросать, катать, собирать, грузить, ловить и т. д.

Интеграция областей: познавательное развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Предварительная работа: 

Рассматривание игрушек, заучивание стихотворения, отгадывание загадок, словесные игры.

Ход занятия.

Воспитатель: 

Собрались все дети в круг,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Воспитатель: Дети, сегодня к нам пришли гости. Давайте мы с ними поздороваемся.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель: Дети, к нам в гости пришёл гость, но кто этот гость мы узнаем, когда отгадаете загадку:

Всех боится он в лесу:
Волка, филина, лису.
Бегает от них, спасаясь,
С длинными ушами.

Дети: Заяц.

Воспитатель: Правильно, дети, это заяц. Он где – то спрятался, давайте его позовём, только тихо, чтобы он не испугался.

Игра на умение менять силу голоса «Громко, тихо»

Дети зовут заяц, произнося слово «заяц» тихо (шепотом).

Воспитатель: Не слышит он нас. Давайте позовем зайца чуть громче.

Дети: Заяц.

Воспитатель: Всё равно не слышит он нас. Давайте позовем зайца громко.

Заяц: Заяц.

Воспитатель: Видимо,  мы его перепугали. Давайте позовем его ласково.

Дети: Зайчик, заинька, зайчонок…

Воспитатель: Вот и зайчик. Зайчик пришел к нам с чудесным мешочком, а в мешочке его любимые игрушки. А чтобы узнать, какие у него любимые игрушки, надо отгадать загадки. Дети, отгадаем?

Дети: Да.

Воспитатель: Займите свои места. Спинки выпрямили, ножки подружили. Слушаем первую загадку. А зайка будет вас внимательно слушать.

Воспитатель: 

Догадайся кто такой?

 Если бьешь его рукой,

Он совсем не плачет,

Только выше скачет.

Воспитатель: Что это?

Дети: Мяч.

Воспитатель: Правильно, дети, это мяч. Выходи Рината и найди мяч на ощупь.

Ребенок достаёт игрушку на ощупь.

Воспитатель: Послушаем следующую загадку. Спинки выпрямили, ножки подружили.

Воспитатель: 

Любит наряжаться свечка

В разноцветные колечки.

Надевай скорее, ну же:

Снизу - шире, сверху - уже.

Воспитатель: Что это?

Дети: Пирамида.

Воспитатель: Правильно, дети, это пирамида. Выходи Владимир и найди пирамиду на ощупь.

Ребёнок достаёт игрушку на ощупь.

Воспитатель: Послушаем следующую загадку.

Воспитатель:

Я важная машина,

Есть кузов и кабина.

Вожу любые грузы

По ленточкам дорог.

И парты, и арбузы

Я вам доставлю в срок.

Воспитатель: Дети, что это?

Дети: Грузовая машина.

Воспитатель: Правильно, дети, это грузовая машина. Выходи Алмаз и найди грузовую машину на ощупь.

Ребёнок достаёт игрушку на ощупь.

Воспитатель: Какие игрушки принес зайка, назовите их по порядку?

Дети: Мяч, пирамида, грузовая машина.

Воспитатель: Как можно назвать, одним словом всё это?

ДетиИгрушки.

Воспитатель: Правильно дети, молодцы. Это всё игрушки.

Воспитатель: Дети, а Зайчик принес с собой игрушки не просто так. Он хочет, чтобы вы его научили играть с ними и рассказать об игрушках. Поможем Зайке?

Дети: Да.

Воспитатель: Дети, рассказать об игрушках вам поможет вот эта схема.

Воспитатель: Но прежде чем начать предлагаю сделать зрительную гимнастику. Согласны?

Дети: Да.

Зрительная гимнастика «Весёлый мяч».

Мой весёлый звонкий мяч, (посмотреть влево – вправо, вниз – вверх)

Ты куда помчался вскачь? (круговые движения глазами: налево – вверх – направо –                  вниз)

Красный, синий, голубой, (вправо – влево – вниз)

Не угнаться за тобой. (зажмурить глаза, потом помигать 10 раз, повторить 2 раза)

Воспитатель: А теперь дети, давайте посмотрим на схему и вспомним, как нужно рассказывать об игрушке.

Воспитатель: Дети, рассказ свой надо начинать с названия игрушки. Следуя схеме нужно сказать про цвет игрушки. По цвету, какие бывают игрушки?

Дети: Красные, желтые, зеленые, синие.

Воспитатель: По форме игрушки бывают?

Дети: Квадратные, треугольные, прямоугольные, овальные.

Воспитатель: Игрушки делают из различных материалов: пластмассы, железа, дерева, резины, меха.

Воспитатель: Как называются игрушки, сделанные из пластмассы?

Дети: Пластмассовые.

Воспитатель: А из железа?

Дети: Железные.

Воспитатель: Из дерева?

Дети: Деревянные.

Воспитатель: А из резины?

Дети: Резиновые.

Воспитатель: Из меха?

Дети: Меховые.

Воспитатель: Или мы говорим мягкая игрушка. А ещё такие игрушки называют плюшевые. Давайте все вместе скажем: плюшевые. 

Воспитатель:  Игрушка состоит из частей. Например, у пирамидки есть палочка, колечки  и верхушка.                                                                                                                

Воспитатель: А  следующая картинка по схеме ладошка   говорит о том, какая игрушка на ощупь: гладкая, пушистая  и т. п.

Воспитатель: Дети, а как можно играть с игрушками? Например, с пирамидой?

Дети: Её можно  собирать на палочку колечки и разбирать.

Воспитатель:   А сейчас ещё раз посмотрим на схему. Кратко повторим, как надо рассказывать об  игрушке: цвет, форма, из какого материала сделана, из каких частей состоит, какая на ощупь, как можно играть.

Воспитатель:  А сейчас послушайте, как красиво надо рассказать об игрушке.

Рассказ воспитателя.   Это пирамида. Она разноцветная. Пирамида треугольной формы. Пирамидка сделана из пластмассы, она пластмассовая. У пирамидки есть палочка и колечки,  и верхушка. Она гладкая. Пирамиду можно собирать и разбирать.

Воспитатель: Дети, прежде чем вы начнёте рассказывать, давайте немного отдохнём и сделаем физкультминутку, а Зайка посмотрит на нас.

Физкультминутка:

Зайка беленький сидит

И ушами шевелит.

Вот так, вот так,

Он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть.

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать.

Кто – то зайку испугал,

Зайка прыг…и ускакал.

Воспитатель:  Дети, зайке понравилось с нами отдыхать. Но мы должны познакомить Зайку с игрушками. Кто хочет рассказать об игрушке?

 Рассказы детей 

Воспитатель:  Хорошо, молодцы. Очень красивые и интересные рассказы у вас получились. Послушав ваши рассказы, Зайка научился играть с игрушками. Он говорит вам большое спасибо.

Воспитатель: Молодцы, дети. Все были внимательны. Дети, а после того, как мы поиграли с игрушками, что надо сделать?

Дети: Убирать игрушки на место.

Воспитатель: Дети, а как вы думаете, как нужно обращаться с игрушками?

Дети: Бережно, аккуратно: не ломать, не бросать.

Воспитатель: Дети, давайте напомним Зайке, из какого материала сделаны игрушки.

Игра малой подвижности с мячом

(воспитатель бросает по очереди мяч и спрашивает, из какого материала сделаны игрушки)

Воспитатель: Молодцы, дети, Зайка  говорит вам спасибо. Он научился играть с игрушками и убирать их на место.

Воспитатель: Дети, Зайчику пора возвращаться домой. Давайте попрощаемся с ним.

Дети: До свидания, Зайка.

Воспитатель: Молодцы, дети. Вы хорошо сегодня составляли описательный рассказ об игрушках. Попрощаемся с нашими гостями.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 4

г. Туймазы муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан

Конспект

организованно – образовательной деятельности

образовательная область: «Речевое развитие»

тема: «Составление описательного рассказа об игрушке»

возрастная группа: средняя группа

                                                Составила:

                                                  воспитатель

                                                                        МАДОУ детский сад № 4

                                                 г. Туймазы

                                                                            Турсукова Гульназ Рифовна

                                                                              Педагогический стаж: 12 лет

                                                                                     Имеющая категория: 1 категория

г. Туймазы, 2022 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ по ООД в подготовительной группе. Образовательная область: «Коммуникация» с интеграцией образовательных областей «Познание», «Социализация». Тема: Составление описательного рассказа об игрушках с использованием схемы-модели «Транспорт».

Программные задачи:продолжать учить детей составлять описательный рассказ об игрушках, используя схему-модель;продолжать учить рассказывать связно, подробно и выразительно;закреплять знания дете...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по разделу «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе.

Учить детей составлять небольшой описательный рассказ(3-4 предложения) об игрушке, опираясь на образец и вопросы воспитателя. Продолжать учить детей отвечать на вопрос воспитателя полным предложением,...

Конспект Непосредственной образовательной деятельности по речевому развитию «Составление описательного рассказа по игрушке» в средней группе

Программное содержание:Связная речь: продолжать учить детей при описании животных  называть их характерные особенности и  признаки, действия, связывать между собой предложения;Словарь и грам...

конспект "Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя

Конспект непосредственно образовательной деятельности детей среднего (старшего) дошкольного возраста на тему «Составление описательного рассказа по игрушке Домовенок Кузя»Интеграция образовательных об...

Конспект НОД в средней группе по развитию речи. Тема занятия: «Составление описательного рассказа по игрушке – Домовенок Кузя»

Описание материала: предлагаю вам конспект непосредственно образовательной деятельности  по развитию речи для детей среднего дошкольного возраста (можно использовать и в группе старшего дошк...

Конспект НОД по развитию речи "Составление описательного рассказа об игрушках"

Обогащение знаний детей об игрушках с применением средств ИКТ....

Конспект НОД по речевому развитию в средней группе Тема: «Опиши игрушки» - описательные рассказы об игрушках.

Форма организации: составление описательного рассказа об игрушках Цель: Формирование умения составлять описательный рассказ об игрушках с помощью схемы «Опиши игрушку» Задачи: формировать умение д...