Программа кружка "Книжкина страна"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Программа кружка "Книжкина страна"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа кружка "Книжкина страна" | 35.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа литературного кружка
«Книжкина страна»
в подготовительной группе «Непоседы» МДОУ «Детский сад № 36 «Колокольчик»
(срок реализации- 2020-2021 уч. год)
Руководитель кружка: Морозова А. В.
Содержание
Паспорт программы
1. Пояснительная записка
Цели и задачи программы
2. Формы работы с родителями Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
3.Этапы реализации
4. Организация проведения занятий
5 Принципы построения программы
6. Методы и технологии, применяемые в работе с детьми
7. Диагностика уровня усвоения программы
8. Перспективное планирование занятий кружка
9. Литература
Паспорт программы
1 Наименование программы
«Книжкина страна»
2 Тип программы
Программа по развитию познавательной потребности ребенка.
3 Автор программы
Воспитатель Морозова Алла Валерьевна
4 Срок реализации программы сентябрь 2020г. – май 2021г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Давно известно, что читательский опыт начинает закладываться в детстве. Это возраст, в котором наиболее ярко проявляется способность слухом, зрением, осязанием, воображением воспринимать художественное произведение; искренне, от полноты души сострадать, возмущаться, радоваться. Однако чуткость к прочитанному сама по себе не возникает. Она зависит от того, что именно, как часто и каким образом читают детям.
Детская литература как часть общей литературы является искусством слова. Её особенности определяются воспитательно-образовательными задачами и возрастом детей (учитываются интересы, предпочтения и познавательные возможности дошкольников). Детская литература способствует развитию эстетического сознания ребёнка, формированию его мировоззрения.
В круг детского чтения входят:
- произведения устного творчества русского народа и народов мира
- классическая детская литература (отечественная и зарубежная)
- современная литература (русская и зарубежная)
Литературное произведение выступает перед ребёнком в единстве содержания и художественной формы. Восприятие литературного произведения будет полноценным только при условии, если ребёнок к нему подготовлен. А для этого необходимо обратить внимание детей не только на содержание, но и на выразительные средства языка сказки, стихотворения, рассказа и других произведений художественной литературы.
Постепенно у детей вырабатывается избирательное отношение к литературным произведениям, формируется художественный вкус.
В дошкольном возрасте дети способны понимать идею, содержание и выразительные средства языка, осознавать переносное значение слов и словосочетаний. У них воспитывается способность наслаждаться художественным словом, закладывается основа для формирования любви к родному языку, к его точности, выразительности, меткости и образности. Чтение литературных произведений раскрывает перед детьми всё неисчерпаемое богатство русского языка, способствует тому, что они начинают пользоваться этим богатством в обыденном речевом общении и в самостоятельном словесном творчестве.
Всё последующее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который мы закладываем в дошкольном детстве.
Основная задача воспитателя – прививать детям любовь к художественному слову, уважение к книге, способность чувствовать художественный образ; развивать поэтический слух (способность улавливать звучность, музыкальность, ритмичность поэтической речи, интонационную выразительность речи; воспитывать способность чувствовать и понимать образный язык сказок, рассказов, стихотворений.
У литературного произведения сейчас много заместителей: аудио, видео, телепрограммы, компьютерные игры. Они ярки, увлекательны, их воздействие активно. Они не требуют того внутреннего напряжения, переживания, той работы ума, которые естественны при чтении хорошей, серьёзной книги. Поэтому нужно первоначально сформировать умение ребёнка грамотно слушать то, что ему читают, чтобы впоследствии сформировался грамотный читатель.
«Ещё в 1960 г. английским писателем Д. Б. Пристли было замечено, что готовые зрительные образы не содействуют развитию собственной способности создавать, образно мыслить. Это обедняет человека духовно, не пробуждает творческой энергии, даёт готовые поведенческие штампы, причём зачастую далеко не лучшие их образцы. Но мы не имеем права лишать ребёнка всего того, что создано технической мыслью нашего века. Нужно привлечь в союзники как можно больше технических средств при ознакомлении с художественной литературой.» (З. А. Гриценко // Дошкольное воспитание №4 2000 г., стр. 41)
В настоящее время возник удивительный парадокс: на книжных развалах, в книжных магазинах появилось множество красочных интересных книг для детей, но в большей мере они не востребованы, так как родители скорее купят новый диск с нашумевшим разрекламированным мультфильмом, чем детскую книгу. Объяснение этому факту тоже есть – книгу придется читать, тратить своё время, что-то разъяснить ребёнку, а с диском малыш общается самостоятельно.
Традиционно проблема формирования грамотного читателя считалась школьной проблемой, но сегодня почти все дети, идущие в школу, умеют читать. Поэтому мной была разработана примерная тематика дополнительной образовательной деятельности по приобщению детей к художественной литературе. Здесь проводится образовательная деятельность ознакомительного, познавательного направления. Кружок проводится один раз в неделю во второй половине дня. Тематика составлена по временам года, сезонным, общественным явлениям. Я старалась охватить как можно больше жанров и форм литературных произведений с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
Цель: приобщение детей к художественной литературе. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи. Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия. Развитие эмоциональной восприимчивости, эмоционального отклика на литературные произведения.
Задачи:
- Углубленно знакомить воспитанников с детской литературой и книгой, приобщать к художественной литературе, раскрыть перед детьми мир нравственно-эстетических ценностей и духовной культуры, накопленных предыдущими поколениями, выработать художественный вкус, формировать культуру чувств, общения.
- Продолжать приучать детей слушать сказки, рассказы, стихотворения; запоминать небольшие и простые по содержанию считалки.
- Помогать им, используя разные приемы и педагогические ситуации, правильно воспринимать содержание произведения, сопереживать его героям.
- Зачитывать по просьбе ребенка понравившийся отрывок из сказки, рассказа, стихотворения, помогая становлению личностного отношения к произведению. Поддерживать внимание и интерес к слову в литературном произведении.
- Продолжать работу по формированию интереса к книге.
- Предлагать вниманию детей иллюстрированные издания знакомых произведений. Объяснять, как важны в книге рисунки; показывать, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая книжные иллюстрации.
- Продолжать знакомить с книжками, оформленными Ю. Васнецовым, Е. Чарушиным, В. Сутеевым.
Взаимосвязь с семьей.
Важным условием в данной работе является тесная взаимосвязь с родителями. Взаимодействие с ними способствует созданию благоприятных условий для развития у детей любознательности, которая затем перерастает в познавательную активность.
Формы работы с родителями
1.Ознакомление родителей с содержанием программы кружка
2.Консультации: «Чтение художественной литературы», «Приобщение детей к художественной литературе через семейное чтение», «Ребёнок и книга», «Читаем детям», «Что и как читать детям».
Такой подход способствует сотрудничеству, эмоциональному, психологическому сближению родителей и детей
Этапы реализации:
Подготовительный этап (август)
- Подбор литературы
Диагностика детей через беседы, рассматривание картин, иллюстраций;
- Планирование работы с детьми, родителями;
- Подготовка проекта «Книжкина страна».
Практический этап (сентябрь - апрель)
- Апробация данной системы деятельности с воспитанниками;
- Коррекция системы.
Аналитический этап (май)
- Анализ своей деятельности (обобщение, систематизация опыта).
Программа разработана для детей дошкольного возраста от 6 до 7 лет.
Кружковая работа проводится во второй половине дня в групповом помещении в игровой форме.
Длительность занятий 25- 30 минут.
Информационно-коммуникативные средства и формы работы:
-ноутбук
-фотоаппарат.
Работу по воспитанию интереса к художественной литературе целесообразно проводить, используя разные формы организации совместной деятельности:
- тематические - приобщение дошкольников к ведущим темам детской литературы, наиболее близким и понятным детям, взятым из их, детской жизни;
- теоретические - знакомство детей с доступными их возрасту, теоретическими понятиями, необходимыми для выявления художественных особенностей текста;
- творческие - развитие творческого потенциала дошкольников;
- аналитические - анализ текст с целью глубокого проникновения в его смысл и художественные особенности и применяя различные методы совместной деятельности:
- Чтение произведений
- Вопросы к детям по содержанию произведений
- Пересказ произведения
- Показ иллюстраций, картинок,
Организация и провидение занятий
- Программа кружка «Книжкина страна» основана на интеграции художественно – речевой, изобразительной деятельности. Программа предназначена для работы с детьми в подготовительной к школе группе с сентября по май учебного года. Занятия с детьми проходит один раз в неделю и длиться 30 минут, всего 36 занятий в год.
Принципы построения программы
- от простого к сложному;
- системность знаний;
- цикличность построения содержания программы с постепенным усложнением;
- всесторонность, гармоничность содержания знаний, умений и навыков;
- активность и самостоятельность.
Технологии
- - игровое обучение;
- - принцип индивидуального подхода.
Методы
- - наглядный (показ, образцы, иллюстрации)
- - словесный (беседа, пояснение, вопросы, художественное слово)
- - практический
Ожидаемые результаты обучения
По развитию литературной речи:
- У дошкольников совершенствуется монологическая речь при составлении описательных рассказов о героях, их поступках, настроении, поведении.
- У детей 6-7 лет литературная речь более содержательна и многопланова. Саморегуляция темпа голоса и громкость речи позволяет дошкольникам более точно передавать эмоциональное состояние героя или ситуацию.
- Развиваются творческие способности: появляется желание сочинять небольшие тексты, придумывать свои варианты окончаний или целых контекстов литературного произведения.
- По приобщению к словесному искусству:
- 1. Появляется желание слушать большие по объему литературные тексты, активно принимать участие в анализе происходящих событий.
- 2. Называют любимые сказки и рассказы. Знают несколько стихотворений.
- 3. Знают и умеют соблюдать правила культурного обращения с книгой.
- Развитие свободного общения воспитанников со взрослыми и детьми:
- Дети проявляют интерес к взаимоотношениям людей, познанию их характеров.
- Передают в речи эмоциональное состояние сверстников, взрослых, используя средства интонационной выразительности. Эмоционально сопереживают рассказам друзей.
- Активно используют разнообразные невербальные средства общения: мимику, жесты.
- Пытаются решить проблемы личного характера совместно со взрослым методом рассуждения.
- Развития всех компонентов устной речи:
- Сравнивают свою речь с речью взрослого и выделяют собственные речевые ошибки и недостатки.
- В ходе общения используют повествовательный и описательный рассказы.
- Регулируют громкость голоса и темп речи в зависимости от ситуации.
Мониторинг реализации программы
№ | Ф.И ребенка | Может участвовать в беседе | Последовательно пересказывает небольшие литературные произведения | Знает и читает наизусть несколько стихотворений | Называет жанры произведений | Драматизирует небольшие сказки, читает по ролям стихотворения | Дети видят комическое и драматическое, умеют соотносить это с проявлениями реальной жизни. | Адекватно воспринимать главного литературного героя в его разнообразных проявлениях: внешний вид, поступки, переживания, мысли, отношения с другими персонажами | итог | ||||||||
Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | Н.г | К.г | ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Перспективный план
дополнительной образовательной деятельности кружка «Книжкина страна»
СЕНТЯБРЬ «До свидания, лето, здравствуй, детский сад!»
Тема
Цель.
Источник.
1.Л. Н. Толстой «Филиппок»
Донести до сознания детей замысел автора - стремление к учению естественно для любого ребенка, вызвать у детей уважение к их сверстнику, «человек дела».
Хрестоматия по детской литературе с.138
2.Н. Носов «Заплатка»
Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).
Книга
Н. Носова
Хрестоматия для детей старшего возраста с.178
3.А. Барто «Первый урок»
Продолжать развивать интерес к художественной литературе; пополнять литературный багаж стихотворениями; обращать внимание детей на выразительные средства.
Хрестоматия по детской литературе с.261
4.Э. Успенский. «Страшная история»
Развивать слуховое восприятие стихотворения, умение отвечать на вопросы по содержанию, воспитывать интерес к поэзии, желание повторять строки стихов.
Хрестоматия для дошкольников с. 180
5.Я. Аким «Жадина»
Учить детей внимательно слушать, предложить рассказать о поступках героев, дать им оценку, дать возможность ребятам высказаться о том, как поступил бы каждый из них.
Там же с.171
ОКТЯБРЬ «Осень»
1.А. Пушкин. «Уж небо осенью дышало...» (из «Евгения Онегина»)
Прививать детям любовь к поэзии, помочь увидеть красоту осенней природы, понимать образность поэтического языка, расширять представление о пейзажной лирике Пушкина.
Хрестоматия по литературе с.589
2.И. Крылов «Стрекоза и муравей»
Познакомить детей с басней, с ее жанровыми особенностями; подвести к пониманию аллегории басни, идеи; воспитывать чуткость к образному строю языка басни
3.Л. Толстой «Косточка»
Учить детей чувствовать и понимать характер образов художественного произведения, усваивать последовательность развития сюжета, замечать выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию содержания; обогащать речь фразеологизмами.
Хрестоматия по литературе с.625
4.В. Сутеев «Мешок яблок»
Расширять знания детей о современных сказках. Закреплять знания о жанровых особенностях сказки, о понятиях «народная» и «литературная» сказка.
Книга Сутеева
5.А. Куприн. «Слон»
Приобщать к словесному искусству, воспитывать умение слушать новые рассказы, обсуждать наиболее интересные, выразительные отрывки из прочитанного произведения.
Книга для чтения с.121
НОЯБРЬ «Я в мире человек»
1.К. Ушинский: «Наше Отечество» (отрывок)
Формировать умение анализировать текст, выделять главную мысль, соотносить её с пословицей, формировать представление о большой и малой Родине, способствовать осознанию значения Родины для каждого человека, воспитывать любовь к Родине, уважение к её истории, гражданственность.
2.Д. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»
Познакомить с творчеством писателя Д. Мамина-Сибиряка.
Воспитывать читателя, способного испытывать чувство сострадания и сочувствия к героям произведения.
Хрестоматия по литературе с.410
3.К. Ушинский. «Слепая лошадь»
Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к домашним животным
Книга для чтения с.196
4.Н. Носов «Живая шляпа»
Продолжать знакомить детей с произведениями Н. Н. Носова. Учить детей понимать юмор ситуации, уточнять представления детей об особенностях рассказа, его композиции, отличии от других литературных жанров, учить детей выделять части произведения (начало, середина, конец).
Хрестоматия для дошкольников с.248
5.Е. Чарушин «Волчишко»
Пробудить в детях сочувствие, сопереживание герою рассказа; при помощи вопросов научить детей ставить себя на место героя рассказа; воспитывать понимание эмоционального смысла произведения; помочь детям в воспитании чувства бесстрашия.
Хрестоматия по детской литературе с.281
ДЕКАБРЬ «Новогодний праздник»
1.Л. Н. Толстой «Лев и собачка».
Учить анализировать художественное произведение, выражать свое отношение к персонажам рассказа.
Хрестоматия по детской литературе с.136
2.С. Городецкий. «Первый снег»
Учить воспринимать на слух художественное произведение, определять особенности поэтического творчества, размышлять над его содержанием.
Книга для чтения с.101
3.Х.-К. Андерсен «Гадкий утенок»
Помочь вспомнить знакомые сказки Х.-К. Андерсена, познакомить с новой сказкой. Развивать интонационную выразительность речи.
Книга для чтения с.242
4.Чтение русской народной сказки «Морозко».
Продолжать знакомить детей с произведениями устного народного творчества, учить оценивать поступки героев, выражать свое отношение к ним.
Хрестоматия для детей дошкольного возраста с.73
5.С. Есенин. «Поет зима — аукает…»
Продолжать учить детей внимательно слушать произведение; отвечать на вопросы по содержанию; определять настроение, выраженное в стихотворении.
Хрестоматия по литературе с.600
ЯНВАРЬ «Зима»
1.«Илья Муромец и Соловей-разбойник»
Продолжать знакомить с жанровыми особенностями литературных произведений. Учить понимать главную мысль былины. Воспитывать желание защищать родную землю.
Книга для чтения с.20
2.Сказка братьев Гримм «Горшок каши»
Учить воспринимать образное содержание, его нравственный смысл.
ФЕВРАЛЬ «День защитника Отечества»
1.С. Есенин «Береза»
Учить: чувствовать ритм стихотворения; видеть красоту природы, выраженную поэтом в стихотворении. Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавать нежность, любование зимней природой.
Хрестоматия по литературе с.601
2.И. Крылов
«Ворона и лисица»
Продолжать знакомить детей с жанровыми особенностями басни; учить понимать аллегорию, ее обобщенное значение, выделить мораль басни; обращать внимание детей на языковые образные средства художественного текста («На ту беду Лиса близехонько бежала», «Плутовка к дереву на цыпочках подходит»); развивать чуткость к восприятию образного строя языка басни.
Книга
3.П. Ершов. «Конек Горбунок»
Формировать у детей умение воспринимать образное содержание сказки; выделять выразительно-изобразительные средства, отвечать на вопросы по содержанию, рассказывать о своих впечатлениях, понравившихся героях.
Хрестоматия по литературе с.377
4.С. Маршак
«Откуда стол пришел?»
Учить эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения; развивать умение подбирать рифмы к различным словам; учить чувствовать напевность рифмованных фраз. Воспитывать бережное отношение к вещам, сделанными руками человека
5.Чтение стихотворений об армии
Расширять представления детей об армии, об особенностях военной службы. Воспитывать чувство гордости за армию своей страны.
МАРТ «8 Марта».
1.Ненецкая сказка «Кукушка»
Формировать у детей нравственные понятия, побуждать к размышлению об общности стремлений и чаяний всех народов, закрепить представление о сказке как о сокровище народной мудрости, о поучительности как жанровом признаке сказки. Воспитывать любовь и заботливое отношение к близким.
Книга для чтения с. 62
2.Ф. Тютчев. «Зима недаром злится»
Помочь почувствовать красоту описанной природы в стихотворении, выучить его наизусть. Закрепить знания о различиях стихотворного и прозаического жанров. Учить внимательно слушать, высказывать свое отношение к содержанию.
Книга для чтения с.96
3. «Каждый свое получил», эстон., обр. М. Булатова
Урок, который может получить ребенок, познакомившись с этой сказкой, состоит в том, что если человек будет относиться к окружающим с добротой и заботой, то они обязательно отплатят ему благодарностью, и если человек трудолюбив, он всегда получит свою награду.
Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста с.45
4.Дж. Родари «Чем пахнут ремесла?»
Расширять представления детей о профессиях взрослых, значимости их труда. Продолжать учить замечать в тексте выразительно-изобразительные средства, помогающие раскрытию его содержания.
Хрестоматия по детской литературе с.438
5.А. Барков, Р. Сурьянинов «Откуда пришла книга»
Формировать представления детей о книге как источнике знаний; развивать слуховое внимание; воспитывать бережное отношение к книге.
АПРЕЛЬ «Весна»
1.Я. Аким. «Апрель»
Учить детей выразительно читать наизусть стихотворение, интонационно передавая радость пробуждения природы, развивать поэтический слух.
Хрестоматия для детей старшего с.189
2.В. Драгунский «Тайное становится явным»
Учить понимать мораль и идею произведения, оценивать поступки героев, видеть связь названия текста с его содержанием.
Хрестоматия для детей дошкольного с.339
3.С. Михалков «Ошибка»
Учить детей эмоционально воспринимать содержание басни, понимать ее нравственный смысл, подвести к осознанию аллегории, содержащейся в басне; продолжать учить детей осмысливать переносное значение слов и словосочетаний, пословиц и поговорок.
4.Г.Х. Андерсен «Дюймовочка»
Учить эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры персонажей; развивать образность речи; умение воспроизводить и осознавать образные выражения; воспитывать любовь к природе.
5.А. С. Пушкин. «Сказка о рыбаке и рыбке»
Углублять и расширять знания детей о творчестве
А. С. Пушкина; воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание сказки, замечать и выделять изобразительно-выразительные средства, понимать их значение.
Хрестоматия для детей старшего с.64
МАЙ «Лето»
1.А. Митяев «Мешок овсянки»
Вызвать интерес к сюжету рассказа, помочь понять, почему солдат стремился заботиться о собаках. Воспитывать у детей чувство любви и большой благодарности всем, кто защищал нашу страну.
Хрестоматия по детской литературе с.322
2.А. Твардовский
«Рассказ танкиста»
Расширять знания детей о защитниках Отечества; уточнить представления о родах войск, вызвать желание быть похожими на сильных и смелых воинов; воспитывать уважение, любовь и благодарность к людям, защищающим Родину.
3.А. Пушкин. «За весной,
красой природы…» (из поэмы «Цыгане»)
Углублять и расширять знания детей о творчестве
А.С. Пушкина. Воспитывать умение эмоционально воспринимать образное содержание стихотворения.
Хрестоматия по детской литературе с.103
4.«Как собака друга искала» Мордовская сказка
Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Воспитывать отзывчивость, доброе отношение к животным.
Хрестоматия для детей дошкольного с.174
5. Литературная викторина по пройденным произведениям.
Итоговое занятие по пройденным темам
Вспомнить вместе с детьми, чему мы научились за прошедший год. С какими жанрами литературы познакомились. К произведениям каких поэтов и писателей чаще всего обращались. Выяснить литературные предпочтения каждого ребенка.
Используемая литература.
1. В. В. Гербова. Приобщение детей к художественной литературе. Мозаика – Синтез, М., 2012 г.
2. А. И. Максаков. Развитие правильной речи ребёнка в семье. Мозаика – Синтез, М., 2009.
3. Книга для чтения в детском саду и дома. Хрестоматия. 6-7 лет / Сост. В. В. Гербова, Н. П. Ильчук. М., Оникс – XXI век, 2012.
4. О. С. Ушакова, Н.В. Гавриш "Знакомим дошкольников с литературой" Мозаика – Синтез, М., 2013 г..
5.Хрестоматия для детей дошкольного возраста
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Маленькая страна - это моя семья"
программа содержит материал по формированию у дошкольников представлений о семье и родословной....
Планирование НОД по дополнительной программе "Пальчиковая страна"
эта презентация помогает раскрыть значение пальчиковых игр...
Программа кружка "Страна Игралия"
Подвижные игры "Страна игралия"...
Дополнительная образовательная программа "Пальчиковая страна" для детей среднего дошкольного возраста
Дополнительная образовательная программа по развитию мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста...
Программа кружка "Страна фантазий" для подготовительной группы
Программа кружка "Страна фантазий" для подготовительной группы...
Программа кружка "Страна чудес" Тестопластика
Творчество - это деятельность, в которой раскрывается духовный мир личности, это своеобразный магнит, который притягивает человека к человеку. Сухомлинский В. А....
ПРОГРАММА «ПЕСОЧНАЯ СТРАНА» «Коррекция речевых нарушений у детей средствами песочной терапии» для детей 5-7 лет
В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием песочницы. И это не случайно, ведь игра с песком как п...