Речевые игры с детьми младшего дошкольного возраста
консультация по развитию речи (младшая группа)

Копьёва Марина Владимировна

Использование игровых методик в детском саду-эффективное средство для формирования речи у малышей. Важная роль в этом процессе отведена дидактическим играм.

Основной  их задачей  и целью является тренировка слухового внимания, речевого аппарата, памяти, обогащение словарного запасаи обучение правильному произношению.

Речевые игры ( 2мл) в перву очередь направлены на формирование у малышей правильного произношения слов и звуков.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл речевые игры в младшей группе20.29 КБ

Предварительный просмотр:

Речевые игры  с детьми младшего дошкольного возраста

МБДОУ «Детский сад№229»

 г.о. Самара

Воспитатель Копьёва М.В.

Использование игровых методик в детском саду-эффективное средство для формирования речи у малышей. Важная роль в этом процессе отведена дидактическим играм.

Основной  их задачей  и целью является тренировка слухового внимания, речевого аппарата, памяти, обогащение словарного запасаи обучение правильному произношению.

Речевые игры ( 2мл) в перву очередь направлены на формирование у малышей правильного произношения слов и звуков.

Во время  проведения игр нужо соблюдать определеные правила:

- дидактический материал должен быть подготовлен заранее;

-наглядность материала должа быть досмтупна для понимантя;

-перед ачалом стоит рассказать про правила игры, заитересовать малышей.

Основная цель данных игр для младшего возраста – развитие речевой активности, умение соотносить действие со словом потешки, стиха, понимание значения слов, умение правильно их произносить

Словесные игры с самыми маленькими воспитанниками детсада бывают двух видов: с опорой только на речь и с частичным использованием наглядного материала или предметов

Игры без использования наглядности

первого вида различают:

  • игры — «добавлялки»;
  • обыгрывание литературных произведений и фольклора;
  • пальчиковые игры.

Во всех трёх вариантах таких игр есть общее правило — они проводятся на основе хорошо знакомого детям текста. Малышам нужно выполнить несложные задания: добавить слово в стишок или загадку, показать озвучиваемые в произведении действия жестами, мимикой, движениями пальчиков или ладошек. Поскольку у детей младшего дошкольного возраста высоко развита подражательность, взрослый, который проводит игру, должен иметь правильную грамотную речь, быть позитивно настроен и уметь выразить нужные эмоции. От того, как воспитатели или родители подадут игру, зависит желание малышей и в дальнейшем заниматься этим видом деятельности

Без наглядности в младшем дошкольном возрасте проводят и упражнения на развитие речевого дыхания, формирование правильного звукопроизношения и артикуляции «Песенка комара, пчёлки, паровозика», «Послушный язычок», «Скажи, как я». Воспитатель или родители чётко произносят звуки, указывают на правильное положение губ и языка при этом, ребёнок повторяет по их образцу.

«Добавь словечко» :Берётся простое, понятное детям стихотворение, с которым они уже знакомы (но не учили наизусть). Воспитатель читает строку, делая паузу перед последним словом, дети должны произнести это слово.
Для этой игры подходит фольклор
(«Водичка, водичка», «Ладушки», «Киска, брысь!»), а также стихи А. Барто из цикла «Игрушки», Корнея Чуковского «Закаляка», «Курица».

«Отгадай загадку» Взрослый читает загадку, отгадка в которой рифмуется с основным текстом, дети говорят отгадку. Со второй половины года можно вводить загадки, ответ на которые не рифмуется, его нужно найти, ориентируясь только на содержание текста.
Загадки-рифмовки:

  • Жёлтые комочки,
    Лёгкие, как вата!
    Бегают за квочкой
    Это кто? (Цыплята).
  • Хитрая плутовка,
    Рыжая головка,
    Хвост пушистый — краса!
    А зовут её (лиса).


«
Покажем кукле стихотворение. Давайте их не только расскажем Оле, но и покажем.
Педагог произносит стихотворение либо потешку, показывая нужные жесты, движения, а воспитанники повторяют


Пальчиковые игры

Словесные игры для младшей группы с использованием наглядных пособий

Кроме обычных словесных игр, в работе с младшими дошкольниками используют дидактические игры с опорой на наглядность (предметы, предметные и сюжетные картинки). Малыши четвёртого года жизни должны воспринять большой объём информации, узнать много новых слов, усвоить различные их формы (уменьшительные, множественное число), поэтому помощь в виде наглядного пособия сделает игру и оживлённее, ярче и чуть доступнее для детского понимания.

Словесные игры, то есть такие, в которых основное внимание уделяется речевому общению, словам и действиям, считаются самыми трудными из обучающих, особенно для младших дошкольников. Логическое и абстрактное мышление у детей четвёртого года жизни ещё не сформировано, они мыслят на основе действий с предметами, непосредственного восприятия образов «здесь и сейчас». Однако и в этом возрасте возможны игры на основе речи. Взрослым необходимо лишь подобрать соответствующие возможностям детишек задания, проявить свои творческие и артистические способности.

«Большой — маленький» Для игры используют серию картинок, на которых изображены пары предметов разного размера (большая ель и маленький гриб, большой дом и маленькая будка и т. д.), воспитатель предлагает малышу рассмотреть изображение и рассказать, что здесь большое, что маленькое. Если ребёнок затрудняется, ему дают образец: «Кот большой, а мышка маленькая». Как вариант педагог может произносить первую часть предложения, а ребёнок вторую.

«Какой, какая, какое?» Детям дают предметные картинки, просят внимательно рассмотреть их и назвать, что за предмет изображён и какой он: «Это солнышко, оно жёлтое. Это помидор. Он круглый, красный». Воспитателю следует поощрять ребёнка к описанию тех свойств предметов, которые нельзя увидеть на картинке: «Солнышко тёплое, помидор вкусный, спелый, бубен звонкий и т. д.» Описание по памяти возможно лишь в случае, если в группе ведётся систематическая работа по обогащению словаря детей во время занятий, прогулок и других режимных моментов.


Мамы и детёныши» Детям предлагают картинки (можно в виде пазлов) или фигурки животных и детёнышей, просят найти и привести каждого малыша к маме. Когда пары составлены, ребёнок и воспитатель их описывают: «У коровы — телёнок, у собаки — щенок, у кошки — котёнок».

«Найди пару» В этой игре необходим набор картинок, связанных в логические пары: ёлка и ёлочная игрушка, кот и миска молока, катушка ниток и иголка. Дошкольники составляют пары и рассказывают в произвольной форме, почему они соединили именно эти картинки. Учитывая возраст детей, воспитатель должен не полагаться на их опыт


«
Позови игрушку ласково» Воспитатель выставляет на столе перед детьми коробку с игрушками, говорит: «Сегодня игрушки пришли поиграть с нами, но они грустят и прячутся. Они будут играть лишь тогда, когда мы ласково их позовём. Что это? (Машина). Как назвать её ласково? (Машинка). Юра, позови машину ласково. Дети, давайте вместе её позовём». После этого машину ставят на стол перед детьми. Аналогично действуют со всеми игрушками, после чего дети играют с ними. Можно предложить обратиться к игрушкам и с другими ласковыми словами: «Ты красивая, ты весёлая, иди к нам, мы с тобой поиграем».


«
Кто где спрятался?» Для игры нужен набор кукольной мебели (стол, стул, шкаф) и мелкие игрушки. Воспитатель расставляет игрушки в произвольном порядке, рассказывает, кто где спрятался, а потом просит повторить: «Неваляшка стоит на столе, зайчик спрятался под стул, мишка залез в шкаф и


«
Кто что делает?» В этой игре не обойтись без картинок с изображением действий. Дети рассматривают их, а после с помощью педагога описывают, что делают изображённые на картинках люди или животные



Словесные игры — прекрасное средство ознакомления детей не только с родной речью, но и с окружающим миром, явлениями социума и природы. Однако применение их в младшей группе требует от воспитателя и родителей хорошего знания детской физиологии и психологии. Необходимо подбирать такой материал для игр, чтобы о



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ «Пешеходы на дороге. Светофор»

КОНСПЕКТ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА  (вторая младшая группа)ПО РЕАЛИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ«Пешеходы на дороге. Светофор...

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Кошка с котятами»с использованием современных образовательных...

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Изучаем своё тело»

Организация совместной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста по познавательно-речевому развитию по теме: «Изучаем своё тело»с использованием современных образовательных...

Открытый просмотр НОД образовательной области "Речевое развитие" с детьми младшего дошкольного возраста на тему: "В гости к сказкам".

Вызвать желание детей с помощью воспитателя инсценировать и драматизировать небольшие отрывки из народных сказок.Способствовать развитию всех компонентов устной речи детей, свободного общения с взросл...

Методическая разработка непрерывной образовательной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста. Совместная организованная образовательная деятельность с детьми младшего дошкольного возраста «Путешествие с Кроликом»

Математика, особенно для детей младшего возраста должна быть занимательной. Игра это основная деятельность ребёнка, особенно младшего возраста. Поэтому я стараюсь проводить ее в игравой форме....