«Зимушка- зима»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тамулина Ольга Геннадьевна

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет»«слово-действие»«слово-признак»«предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_mo.docx50.35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 1»

города Сорочинска Оренбургской области

Сценарий занятия

совместной специально организованной образовательной деятельности

педагога с детьми

Тема: «ЗИМУШКА- ЗИМА»

С использованием иновационных технологий

Образовательная область:

речевое развитие.

Старшая группа

Составила: Тамулина  Ольга Геннадьевна

  Воспитатель :

 МАДОУ «Детский сад  №1»

Сорочинск  2023

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел

Стр.

I.

Пояснительная записка

3

II.

Конспект специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей:

1)

организационно-методическая информация;

4

2)

примерный ход специально организованной совместной образовательной деятельности взрослого и детей;

7

3)

дальнейшая разработка темы;

12

III.

Список литературы

13

Пояснительная записка

Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существует множество проблем: бедный словарный запас, неумение составить рассказ по картинке, пересказать прочитанное, им трудно выучить наизусть стихотворение. Поэтому педагогическое воздействие при развитии и речи дошкольников – кропотливая, ежедневная, необходимая работа.

Говоря о формах, методах и приемах обучения детей, нельзя не сказать о серьёзных изменениях в системе дошкольного образования, которые коснулись как организационной, так и содержательной стороны образования. Принятие ФГОС ДО требует от воспитателя более глубокого продумывания методов и приёмов к организации образовательной деятельности, так как роль воспитателя является направляющей, развивающей. Поиск подходов к повышению эффективности образовательного процесса вызывает необходимость уделять большое внимание применению инновационных педагогических технологий и методов.

Одним из эффективных интересных методов который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи, является работа над созданием нерифмованного стихотворения, синквейна.

Инновационность данной методики состоит в том, что создаются условий для развития личности, способной критически мыслить, т. е. исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать.

Синквейн используется как метод развития образной речи, позволяющий быстро получить результат. Это не противоречит образовательным и коррекционным программам ДОУ

Метод синквейна в работе с дошкольниками можно использовать начиная со второго полугодия в старшей группе, когда дети уже овладели понятием «слово-предмет»«слово-действие»«слово-признак»«предложение». Чем богаче будет словарный запас ребёнка, тем легче ему будет построить не только синквейн, но и пересказать текст и выразить свои мысли.

Чем выше уровень речевого развития ребенка, тем интереснее получаются синквейны. Кажущаяся простота формы этого приёма скрывает сильнейший, многосторонний инструмент для рефлексии. Ведь оценивать информацию, излагать мысли, чувства и представления в нескольких словах, на самом деле, не так-то просто даже взрослому. Это сложная и плодотворная работа, но созданные детьми стихотворения нередко становятся «изюминкой» непосредственной образовательной деятельности.

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Организационно-методическая

информация

Содержание

Примечание

1.

Тема образовательной

деятельности

«Зимушка- зима»

2.

Доминирующая

образовательная область

Речевое развитие

2.

Виды деятельности детей

Коммуникативная деятельность (общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками)

Музыкальная деятельность  (прослушивание фрагмента аудиозаписи  П.И. Чайковский «Времена года. Зима»

Восприятие научной литературы (получение новой информации «Использование инновационных технологий «Синквейн» )

Игровая деятельность (создание игровой ситуации «Слепи снеговика»,«Ледяная избушка», «Зимние слова», «Хорошо- плохо»)

Двигательная деятельность (физкультминутка. Точечный массаж»)

Изобразительная деятельность (создание из снежинок снеговика )

Самообслуживание

3

Методы и приемы реализации содержания занятия

3.1

Общепедагогические методы и приемы

Методы формирования сознания:

Беседа о зиме(обращение к раннее изученному материалу).

Создание проблемной ситуации,  появление объекта (письмо, снежинки)

Рассказ воспитателя о новом способе составления рассказа.

Практический метод: рассматривание объекта (модель синквейна)

совместные действия воспитателя и ребенка в ходе практической деятельности, самостоятельная продуктивная деятельность.

Методы стимулирования и мотивации деятельности:

Наглядность (ребус, снежинки разные по размерам; картинка снежинка, картинки к игре «хорошо-плохо»; предметы для игры «Ледяная избушка»: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветка ели. Сопровождаемые  объяснением взрослого, показ способов составления рассказа по модели синквейна.

метод оценки и самооценки:   тест «выбор леденца».

Используемые технологии:

*здоровьесберегающие;

*игровые;

* личностно-ориентированные;

*синквейн.

3.2

Методы и приемы, характерные для специфических видов деятельности

Приветствие с целью включения каждого дошкольника в деятельность, создания благоприятной атмосферы на занятии.

3.

Интеграция образовательных областей

Речевое развитие: (обогащение активного словаря; развитие диалогической речи в процессе беседы)

Социально-коммуникативное развитие (формирование отзывчивости, умения уважать мнения партнера, навыков самодисциплины)

Художественно-эстетическое (эстетическое восприятие наглядно-иллюстративного материала, прослушивание фонограммы аудиозаписи  П.И. Чайковский «Времена года. Зима» )

Физическое развитие(проведение физ. минутки «Точечный массаж»)

4.

Возрастная группа

Старший дошкольный возраст (5-6 лет)

5.

Цель

Формировать  умение составлять Синквейн (нерифмованное стихотворение) с применением методического пособия.

6.

Задачи

Планируемые результаты

6.1

Формирование грамматического строя речи, умения строить сложные по конструкции предложения.

Формировать умение  согласовывать прилагательные с существительными, подбирать слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации.

Совершенствовать умение детей размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны, учить находить противоречия в окружающей жизни.

Закрепление знаний детей о зимнем времени года.

Уточнение, расширение и активизация словаря; развитие фонематического слуха, связной речи.

Умеют строить сложные по конструкции предложения.

Умеют  согласовывать прилагательные с существительными, подбирают слова-признаки, слова-действия, слова-ассоциации.

Умеют размышлять, сравнивать, выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны

6.2

Развитие умения находить в большом потоке информации самые главные и существенные признаки, анализировать, делать выводы, кратно формулировать свои высказывания. Развивать у детей внимание, память, мышление, творческое воображение.

Делают выводы, анализируют,  кратно формулируют свои высказывания

6.3

Воспитывать  у детей интерес и бережное отношение к родной природе, стремление к достижению результата.

Стремятся к хорошим результатам

7.

Возможные затруднения детей и способы их преодоления

Затруднения

Способы преодоления

Затруднение в работе с моделью синквейна.

Показ, разъяснение

8.

Организация среды для проведения занятия (образовательной деятельности)

Необходимые материалы для проведения занятия

Изобразительный ряд: моделью синквейна, снежинки разных размеров.

Музыкальный ряд: фонограмма П.И. Чайковский «Времена года. Зима»

Материалы и оборудование: Ребус, снежинка-письмо, снежинки разные по размерам; коробка, украшенная снежинками; каркас избушки, украшенная сосульками, снежинками; картинки к игре «хорошо-плохо»; предметы для игры «Ледяная избушка»: кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветка ели. Модель синквейна.

9.

Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты

Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами , стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов.

ПРИМЕРНЫЙ ХОД СПЕЦИАЛЬНО ОРГАНИЗОВАННОЙ СОВМЕСТНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЗРОСЛОГО И ДЕТЕЙ

Этап

Содержание

Примечание

I.

Вводная часть

1.1

Введение в тему

Актуализация ранее приобретенных знаний

1.Организационный момент

Дети стоят в кругу

Воспитатель: Собрались все дети в круг,

Я твой друг, и ты мой друг,

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

Сюрпризный момент :

Воспитатель: Ребята, сегодня утром в группу залетела снежинка, а в снежинке я нашла письмо:

«Здравствуйте, дорогие ребята. Я приготовила вам сюрприз. Но найти сюрприз вы сможете после того, как выполните все мои задания».

Присаживаются на стулья

1.2

Мотивация деятельности детей

 Воспитатель: Ребята, вам интересно узнать, кто нам приготовил сюрприз и от кого это письмо?

Дети: Да!

Воспитатель :Автор письма оставил нам загадку-ребус, расшифруете  слово на мольберте «И З А М»

                     2 1  4  3

Дети: Получится слово «зима».

Воспитатель: Значит, письмо нам написала сама царица Зимушка - зима.

Звучит аудиозапись П.И. Чайковский «Времена года. Зима» 

Воспитатель: А какой сюрприз нам приготовила зима, нам предстоит узнать,  выполнив задания.

1.3

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Познакомится с инновационными  технологиями «Синквейн»

II.

Основная часть:

2.2

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

2. Основная часть

Воспитатель: Ребята, вы любите зиму? За что?

Ребята, вы готовы выполнить задания Зимушки-зимы?

Дети: Да!

Словесная игра «Подбери слово. Слепи снеговика».

 Воспитатель:  Первое задание: Нам нужно сделать  из снежинок снеговика.

Первый ком – слова-признаки; слова, которые отвечают на вопрос какой? какая? какое?

(Дети подбирают прилагательные к словам: зима, снег, лёд, метель)

Дети: Зима долгая, снежная, морозная, красивая, нарядная, вьюжная, загадочная, суровая, волшебная, необыкновенная.

Снег холодный, чудесный, рыхлый, твёрдый.

Лёд прозрачный, твёрдый, холодный, хрустальный.

Метель белоснежная, яростная, грозная, страшная.

Воспитатель: Второй ком снеговика - слова –действия (слова, отвечающие на вопрос что делает?).

(Дети подбирают глаголы к словам: зима, снег, лёд, метель).

Дети: Зима подступает, подкрадывается, спешит, пришла, пожаловала.

Снег падает, летит, порхает, кружится, садится, искрится, идёт, скрипит, блестит.

Лёд блестит, сверкает, трещит.

Метель воет, бушует, метёт, завывает, заметает.

Воспитатель: Третий ком снеговика – пословицы и поговорки о зиме. (Воспитатель читает на снежинках пословицы и поговорки о зиме, а дети объясняют их значение).

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему так говорят? 

Зима без снегу – лето без хлеба. Лето собирает, а зима поедает. Зимой день тёмен, да ночь светла. Для медведя зима — короткая, для синички — длинная, для зайчика — страшная.

Ответы детей.

Воспитатель: Какой красивый, задорный снеговик у нас получился!

Второе задание: А чтобы нам продолжить путь мы будем сочинять нерифмованное  стихотворение, из пяти строк (на мольберте изображена модель «Синквейн» . Картинка снежинка, внизу схема из цифр в столбик).

1. Дай название рассказу.  (Назови рисунок -один ответ. Снежинка)

2. Снежинка какая (дети отвечают - белая, пушистая- два ответа)

3. Он что делает? (летит, падает, ложится- три ответа)

4. Придумайте предложение о снежинке (Снежинка закружилась и прямо упала на землю)

5. Теперь скажите одним словом, когда падают снежинки? (зимой)

У нас получился рассказ, который описывает снежинку

Воспитатель: Как называется модель по составлению стихотворения?

Дети: Синквейн

Воспитатель: С первым заданием вы справились, молодцы. Ребята, чтобы добраться до сюрприза от Зимушки-зимы, нам необходимо пройти в ледяную избушку.

2.3

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Игра «Ледяная избушка».

Воспитатель : Третье задание. Ребята, возьмите  любой предмет (кубик, лист бумаги, камушек, перышко, кусочек меха, ёлочную игрушку, пластилин, ветку ели).

Воспитатель: Я буду Зимой или тем, что бывает зимой, и буду жить в ледяной избушки, но впущу в него лишь того, кто скажет мне, чем его предмет похож на меня, по какому признаку мы похожи.

Дети: Я — кубик, я такой же твёрдый, как твой лёд.

Я — бумага, я такая же белая, как твой снег.

Я — камень, я такой же холодный, как погода зимой.

Я — перышко, я такое же лёгкое, как твои снежинки.

Я — мех, я такой же тёплый, как одежда зимой.

Я — ёлочная игрушка, я блестящая, как лёд.

Я — пластилин, из меня можно лепить, как из снега.

Я - ветка ели, я такая же колючая, как ветер зимой.

Воспитатель:  Молодцы! Все справились и с этим заданием.

Воспитатель:  А теперь мы отдохнём, физминутку  мы проведём

Точечный массаж

Вот на улице мороз! (указательным пальцем массировать точку между бровями)

Эй, потри скорее нос, (то же у другую сторону)

Подбородок отогрей (массаж точки под нижней губой)

Улыбнулись все скорей (в другую сторону)

И у глаз потрем дружнее (круговые движения на висках)

Веселее, веселее. (в другую сторону)

Ну-ка взялись мы за уши (большие пальцы за ушами)

Ни к чему нам бить баклуши (круговые движения).

Покрутили, повертели – вот и уши отогрели!

Каждый палец согреваем, (снимать кольцо с каждого пальца),

Сильно-сильно растираем.

Игра «Зимние слова».

Воспитатель: Четвёртое задание :Ребята , назовите слова-ассоциации. (Снежинка, мороз, холод, стужа, Дед Мороз, Новый год, санки, коньки, лыжи, лёд, ёлка.)

Дети стоят в кругу, передают друг другу снежинку, называя при этом слово- ассоциации.

Дети : Снежинка холодная и если мы долго будем держать ее в руке, она растает.

Воспитатель: Молодцы!

Игра «Хорошо - плохо».

Воспитатель:  Пятое задание: (Разделитесь на две команды. ).Ребята, как вы считаете: зима – это хорошо или плохо? Выберите картинки и расскажите, почему зима-это хорошо и почему бывает так, что зима – это плохо.

( Дети рассказывают, как зима влияет на состояние природы, на жизнь людей, птиц, зверей.)

( Картинки с положительной характеристикой зимы дети кладут к веселой снежинки, с отрицательной характеристикой – к грустной снежинки).

III.

Заключительная часть

3.1

Анализ и самоанализ деятельности детей

Воспитатель: Молодцы! Со всеми заданиями мы справились! Ребята, смотрите, здесь лежит шкатулка. Что же в  ней? А здесь леденцы, сладкий сюрприз от зимы. Заключительная часть:

Воспитатель: Ребята, вам понравилось выполнять задания Зимушки- зимы? А что больше всего понравилось? 

Воспитатель: Что нового вы сегодня узнали?

Воспитатель: Что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей)

Воспитатель: С какой моделью по составлению нерифмованного стихотворения,   мы с вами сегодня познакомились?

Дети «Синквейн»

Воспитатель: Что понравилось больше всего?

Воспитатель: Вы сегодня молодцы! Хорошо потрудились. а теперь оцените себя.

 - Если вы возьмете зеленый леденец, значит, вы все запомнили, у вас все получилось,  вам все понравилось.

- Если вы возьмете желтый леденец, значит, вам все понравилось, удавалась , но вы испытывали затруднение.

- Если, вы взяли красный леденец вам вообще ничего не понравилось

ДАЛЬНЕЙШАЯ РАЗРАБОТКА ТЕМЫ

Культурные практики/

виды деятельности детей/

мероприятия

Содержание

Примечание

I.

Совместная образовательная деятельность взрослого и детей в режимных моментах

1.1

Чтение художественной литературы;

Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, с народными приметами , стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях.

II.

Самостоятельная деятельность детей в свободной деятельности

2.1

Ребенок сам

Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях.

Список литературы

1.Авдеева Е.В. «Патриотическое воспитание старших дошкольников». - Мн., 2004. - С.

2.Алешина Н.В. Патриотическое воспитание дошкольников. – М: ЦГЛ, 2005.

3. «Воспитание детей на традициях народной культуры» / авт.-сост. В.П. Ватаман. – Волгоград: Учитель, 2008.

4. Войнавский Б.П. «Оренбургский казак» Харбат- 1937.

5. БондарьН.И, С.А Жиганова «Фольклор и традиции Оренбургских казаков». – Краснодар 2009

6. Бухарин Н.К. «Очерки прилинейской жизни Оренбургских казаков» Хивинка- 1892.

7.Гаранина Т.П. «Традиции казачества». - Мн., 1983.

8. Ганин А, Левченко А, Семенов В «История 1-го Оренбургского казачьего полка» Харьков- 2007.  

9. Енборисов Г.В. «От Урала до Харбины»  Оренбургского казачье войско. Оренбург – 2014г

10.Журнал «Родина». Спец. выпуск 2004 г. № 5 посвящен теме «Казаки». «Родина» выпуск 2004 №9; 1997 №8.

11.Жарикова А.Д. «Растите детей патриотами: книга для воспитателей детского сада». М.: Просвещение, 1980.

12.Жуковская Р.И. и др. «Родной край: пособие для воспитателей детских садов»./ Под ред. Козловой С.А. - М.: Просвещение, 1990.

13.Казачество»: энциклопедия / гл. ред. А.П. Федотов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 400 с.

14. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры.: Детство - Пресс, 2002.

15. Куприна Л.С.Знакомство детей с бытом казаков СПб: Детство – Пресс, 2003.

16.Новицкая М.Ю. «Наследие. Патриотическое воспитание в детском саду».

17. «Наш дом –Урал»:  программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики./ Ред.-сост. Е.С. Бабунова. - Челябинск: Взгляд. 2007.

18. Мякутин А.И. «Песни Оренбургских казаков I. Песни исторические» Оренбург – 1904.

19.Фролов П.З. Обычаи, традиции, нравы казаков.- Краснодар, 2005.

20. Фролов П.З. Православие и казачество.- Краснодар, 2005.

21. Фролов П.З. По казачьему следу. — Краснодар, 2005.

22. Чебыкин А.Ф. Наследники казачьей славы.- Краснодар, 2004


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Зимушка-зима, зима снежная была...

Конспект НОД в подготовительной группе...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Закрепление знаний детей о временах года....

Конспект педагогического мероприятия «Зимушка- зима» (итоговое мероприятие проекта «Русская зима») Подготовительная к школе группа.

Данное мероприятие является итоговым в ходе реализации проекта "Русская зима". В рамках мероприятия решались задачи: расширение, уточнение и конкретизация знаний о смене времён года, подготовки зверей...

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группе Разработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М. Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»

Конспект комплексного занятия в подготовительной логопедической группеРазработан воспитателем логопедической группы – Шаламыгиной И.М.Тема: «Зимушка –Зима, Зима снежная была. Зимние узоры на окнах.»...

конспект занятия "Зима ,зимушка,зима"

Конспект занятия "Зима,зимушка,зима"...

Занятие для старшей группе "Зима, зимушка, зима"

Цель: Обобщить знания детей о зиме как времени года. Задачи: 1. Социально-коммуникативное развитие: развивать интерес к совместной со сверстниками и взрослыми деятельности, вежливо откликатьс...