Проект в младшей группы №1 "Матрёшка"
проект по развитию речи (младшая группа)

Габдрахимова Инга Яновна

Проект по  познавательному и развитию речи в младшей группы "Матрешка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_matreshki.docx23.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3        с. Верхнеяркеево муниципального района Илишевский район                                  Республики Башкортостан

Педагогический проект

«Матрешка»

                                                          Воспитатель: Габдрахимова    

                       Инга Яновна

с. Верхнеяркеево, 2022 

"Мы уверены в том, что народная игрушка является, при тщательном ее изучении, неисчерпаемым источником мудрой и творческой педагогики".

ПАСПОРТ ПРОЕКТА

 Тип проекта: групповой, краткосрочный, игровой, познавательно – речевой.

 Состав проектной группы:

 Воспитатель: Габдрахимова Инга Яновна.

 Дети и родители группы раннего возраста №1.

 Срок реализации проекта: октябрь - декабрь.

 Цели:

 • воспитание интереса к истории России, народному творчеству на примере русской национальной игрушки.

 • Систематизировать знания детей о русской народной игрушке матрешке.

 • Приобщать родителей к развивающим играм с народными игрушками в условиях семьи.

 Задачи:

 • Знакомить детей с народной игрушкой матрешкой.

 • Познакомить с содержанием игр с матрешками, возможностью использования их в разных видах детской деятельности (подвижные, сюжетные игры, театрализованная деятельность, изобразительное творчество по мотивам народной игрушки) .

 • Способствовать развитию у детей восприятия, мышления, логики речи, мелкой моторики, познавательных интересов, ловкости, смекалки.

 • Развивать коммуникативные навыки, желание использовать народные игрушки в совместной и самостоятельной деятельности.

 • Оформить мини – музей «Матрешка»

 Актуальность:

 • Народная игрушка – это игрушка развивающая, вобравшая в себя игровую культуру многих поколений. Она и эстетически привлекательна, и эмоционально комфортна, и многофункциональна.

 • Несмотря на кажущуюся простоту, народная игрушка заставляет ребенка прилагать определенные физические и интеллектуальные усилия, чтобы получить радующий, положительный результат, поднимающий по ступенькам развития.

 • Игры с народными игрушками развивают эстетическое восприятие, логическое мышление, внимание, воображение, сенсомоторные навыки, ловкость, смекалку.

 Гипотеза:

 • Матрешка, прежде всего любимая игрушка малышей, причем очень полезная игрушка. Имеет большую практическую пользу. С помощью матрешки взрослые могут научить ребенка выделять разные величины, сравнивать предметы по высоте, ширине, цвету и объему. Все это способствует установление координации рук и глаз, развивает у ребенка восприятие окружающего мира, его мышление.

 Проблема:

 • Народная игрушка в наши дни стремительно превращается в сувенирную продукцию, не предназначенную для ребенка и не требующую педагогического сопровождения. Но именно народная игрушка всегда несла в себе огромный потенциал социального наследия. К сожалению, современные родители недооценивают развивающую роль народной игрушки.

 Проект включает в себя три этапа:

 Подготовительный:

 - определение объектов изучения;

 - подбор литературы, иллюстраций

Исследовательский:

 - ознакомление с историей матрешки;

 - изучение художественных элементов;

 Заключительный:

 -обобщение результатов работы;

 - сбор коллекции игрушек – матрешек;

 - оформить мини – музей «Матрешка»

 - изготовление дидактических игр

- оформление картотеки игр с матрешками

 - «В гости к нам пришла матрёшка»

Перспективный план реализации проекта

 «Матрешка»

 Чтение художественной литературы

 • Чтение стихотворений, потешек, загадок о матрешках.

 Познание, коммуникация

 • Беседа «В гости к нам пришла матрешка»

 • Дидактические игры: «Найди свой домик», «Собери матрешку», «Больше, меньше», «Найди пару»

 • Сенсорные игры: «Трехцветная матрешка», «Сказка про матрешек»

 Математические игры: «Одна и много», «Помоги матрешке найти свои фигурки»

 • Речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, где ты? », «Русские матрешки»

 • Пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки»

 

 • Игры – эксперименты «Тонет – не тонет», «Легкая - тяжелая», «Твердая – мягкая»

 Конструктивная деятельность

 • «Матрешки ходят в гости»

 • «Домик для матрешек»,

 • «Мебель для матрешек»,

 • «Ворота для большой и для маленькой матрешки»

 Художественное творчество

 • По рисованию «Украсим фартук матрёшки»

По лепке «Украсим наряд матрешек»

 Музыка

 • Музыкально – дидактическая игра «Веселые подружки»

 • Имитационные движения

 • Игра на внимание и слуховое восприятие «Сделай то, что я скажу»

 • Пение песенок «Мы веселые матрешки», «Матрешки»

Социализация

 • Сюжетная игра «Веселые матрешки»

 • Игра – инсценировка «У матрешки новоселье»

 • Изучения свойств дерева. Дидактическая игра: «Из чего сделано? », «Угадай на ощупь».

 • Оснащение фольклорного мини – музея.

 Физическое развитие

 • Подвижные игры «Бегите к матрешке», «Шли матрешки по дорожке»,

 • «Матрешка в гостях у ребят»

 • Речь с движением «Матрешка, где ты? »

 Взаимодействие с родителями.

 • Создание фольклорного мини – музея « Матрешка»

 • Консультация на тему «Развивающие игры с матрешкой»

 • Консультация на тему «Появление матрешки на Руси»

 • Беседы

 Этот проект значим для всех его участников:

 Дети: получение новых знаний, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности, привитие любви к народному творчеству.

 Педагоги: продолжение освоения метода проектирования – метод организации детской деятельности, который дает возможность расширять образовательное пространство, придать ему новые формы, эффективно развивать творческое и познавательное мышление дошкольников.

 Родители: получение новых знаний, расширение возможности сотрудничества со своими детьми, применение полученных знаний, чтение и игры совместно с ребенком.

 Содержание:

 На первом этапе я подобрала литературу, иллюстрации.

 Была проведена беседа с детьми на определение актуальности проекта. Составила план работы, определила цели и задачи проектной деятельности.

 Сюрпризный момент - в гости в группу приходят матрешки. Воспитатель спрашивает «Знают ли дети, кто это? », «Что они могут рассказать про эту игрушку? »

 Дети с удовольствием стали рассматривать матрешек и рассказывать каждый то, что он про матрешку знает. Ответы детей были самые разные и тогда воспитатель предложила детям: «Хотите узнать о матрешке, об истории ее происхождения и изготовления? »

Дети ответили: «Что очень хотят познакомиться с матрешкой поближе»

Дети часто стали брать матрешку и играть с ней.

В играх с матрешкой, передавая ее по кругу дети научились знакомиться с ней, проговаривая свои имена, называть названия животных, птиц. Были разучены речевые игры: «Матрешки», «Матрешка, где ты? », «Русские матрешки»,

пальчиковая игра «Мы матрешки, вот такие крошки».

Разучили игру «Мы веселые матрешки»

Так же была запланирована и проведена ОД по рисованию, в которой дети в полной мере проявили свои творческие способности.

Совместно с родителями был создан фольклорный мини – музей «Русская матрешка»

 Мною были изготовлены дидактические и настольно – печатные игры, картотека игр с матрешками, книжки - малышки с частушками, стихами, загадками, потешками.

 В заключительной части нашего проекта была проведена ОД по теме

«В гости к нам пришла матрёшка»

Список литературы

  1. Казакова Т.Г. Занятия с дошкольниками по изодеятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей – М.: Просвещение, 1996.
  2. Журналы «Дошкольное воспитание», №9, 10, 2008 г. № 4, 1994.
  3. Алехин А «Матрешки», Москва, 1989 г.
  4. Русская матрёшка. М.: Мозаика, 2003.
  5. Берестов В. «Матрешкины потешки», Москва, 1992 г.
  6. Дайн Г. «Русская народная игрушка», Москва, 1981 г.
  7. Кондакова Н.  Матрешка /Новая игрушечка. – 1993 №3; 1996. - № 10
  8. Воробьева О. Я. Декоративно-прикладное творчество. Традиционные народные куклы. Керамика. – Волгоград: Учитель, 2009.
  9. Котова И. Н., Котова А. С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: Паритет, 2010.
  10. Народные художественные промыслы., общ. ред. М. А. Некрасовской и др., 2004.
  11. Русская матрёшка. Редактор Н. А., Фёдорова, 2005.
  12. Народное искусство: художественные промыслы СССР. СПб.: Питер, 2003.
  13. Русская народная роспись по дереву. М.,1970


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект в младшей группе "Наши младшие друзья"

Экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести пла...

Краткосрочный проект в младшей группе «Учимся ухаживать за собой» (для детей младшей группы)

сохранение и укрепления здоровья детей через формирование   культурно-гигиенических навыков детей дошкольного учреждения....

проект для младшей группы "В гостях у сказки" (младшая группа)

В современном обществе возникла проблема – люди стали меньше читать книги. Появилось много альтернативы «живому» чтению - это и электронные книги и телевидение и компьютеры. Материал...

Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»

Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из  основных и традиционных компонентов питания?  Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...

Проект второй младшей группы «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» проект по художественной литературе (младшая группа) на тему

Проект «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» нацелен на развитие интереса к слушанию художественных произведений....

ПРОЕКТ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ » Проект: краткосрочный. Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий. Продолжительность: 1 месяц (март 2023).Цель проекта: Формирование экологической культуры у детей по выращиванию культурн

ПРОЕКТ В МЛАДШЕЙ ГРУППЕ «ОГОРОД НА ПОДОКОННИКЕ »Проект: краткосрочный.Вид проекта: познавательно - исследовательский, творческий.Продолжительность: 1 месяц (март 2023).Участники проекта:...