Развитие речи на тему: "Посуда"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Цель:
обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме: «Посуда»
 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие речи в подготовительной логопедической группе на тему: «Посуда»

Цель:
обобщение знаний и активизация словаря по лексической теме: «Посуда»
Задачи:
Образовательные:
- уточнить и расширить представления о посуде, ее назначении, деталях и частях, из которых она состоит, материале, из которого она сделана;
- закрепить умение детей называть и различать чайную, столовую, кухонную посуду.
Развивающие:
- развивать мелкую моторику рук (пальчиковая гимнастика);
- развивать память, зрительное внимание, мышление с опорой на дидактические игры;
- развивать слуховое восприятие, речевой слух, коммуникативные навыки;
- развивать речь, наблюдательность, сообразительность;
- развивать физиологическое дыхание (дыхательная гимнастика);
- упражнять в согласовании числительных с существительными; использование имен сущ.
в косвенных падежах
- развивать у детей умение подбирать признаки к предметам;
- развивать у детей навыки словообразования (относительных прилагательных);
- закреплять употребление предлогов;
- развивать связную речь у детей.
Воспитательные:
- воспитывать бережное и аккуратное отношение к посуде.
Оборудование: Скатерть,стол, стулья, доска, картинка Повара с посудой на полках, набор карточек «Посуда».

Ход занятия

1. Организационный момент
Ребята, вы любите чудеса? Вот вам и чудо! (показывает скатерть)

Голос: Я скатерть – самобранка, разверните меня.

(Дети разворачивают скатерть, накрывают ею стол, любуются)

Логопед: (Удивленно) Скатерть-самобранка, а пуста! Какая-то загадка! Дети, а вы любите загадки? Я загадаю, а вы отгадаете.

2. Введение в тему
- Чтобы узнать, о чем мы сегодня будем говорить на занятии, отгадайте загадки:
На кухне ей всегда почёт, она и жарит и печёт.
Не приготовить нам еды без кухонной… (сковороды).

Для нас она необходима, ведь пищу из неё едим мы.
Глубокая и мелкая зовут её… (тарелкою).

Суп нам варит в ней бабуля,
На столе стоит … (кастрюля).

На плите – кастрюль начальник.
Толстый, длинноносый … (чайник).

- Молодцы. Подумайте, как назвать эти предметы одним словом (посуда).
- О посуде, ее назначении, материалах, из которых ее делают, о частях, из которых она состоит мы и будем сегодня говорить.
- А для чего нужна посуда? (В посуде готовят, хранят еду, из посуды едят).

3. Основной этап

Игра "Что лишнее?"

Голос: Поиграю снова я.

            Посмотрите на меня.

- Посмотрите на экран, там появились лишние предметы.

(На экране 4 предметные картинки с изображениями посуды и игрушек).

Перечислите картинки. Что лишнее? Почему?

- Чайник, кастрюля, мяч, ложка, сковородка.

- Лишний мяч. Он - игрушка.  А все остальное посуда.

- Правильно. Назовите следующие картинки. 

(Появляется новый комплект: чашка, тарелка, стакан, кружка.)

- Что лишнее и почему?

- Лишняя тарелка. Из нее нельзя пить.  А из остальной посуды можно пить.


 Игра «Кухня»
- А сейчас мы отправимся на кухню в гости к Повару. (Показ картинки Повара с посудой на полках).
- Перечислите, какая посуда стоит на верхней полке (чайник, чашка, блюдце).
- Для чего нам нужна эта посуда? (Эта посуда нам нужна, чтобы пить чай).
- Ее называют чайная посуда.
- Какая посуда стоит на второй полке? (тарелка, миска, солонка).
- Для чего нам нужна такая посуда? (Этой посудой мы пользуемся за столом во время обеда).
- Ее называют столовая посуда.
- А на нижней полке? (кастрюля, сковорода).
- Для чего нам нужна такая посуда? (Эта посуда нужна на кухне. В ней готовят пищу).
- Ее называют кухонная посуда.

Мимическая гимнастика

А за ними блюдца, блюдца – Улыбнулись

Вдоль по улице несутся – Удивились

На стаканы – дзынь – натыкаются – Нахмурились

И стаканы- дзынь – разбиваются… - Грустные.



 Пальчиковая гимнастика «Посуда»
Посуду моет наш Антошка. (Потирают ладошки друг о друга.)
Моет вилку, чашку, ложку. (Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
Вымыл блюдце и стакан,
И закрыл покрепче кран. (Выполняют имитирующее движение.)

 Игра «Скажи ласково»
(Показ карточек с посудой)
- чайник (чайничек);
- чашка (чашечка);
- блюдце (блюдечко);
- тарелка (тарелочка);
- миска (мисочка);
- солонка (солоночка);
- кастрюля (кастрюлька);
- сковорода (сковородочка).

 Игра «Сосчитай-ка»
- Сосчитайте посуду:
- 1 чайник ( 2 чайника, 3 чайника, 4 чайника, 5 чайников);
- 1 чашка ( 2 чашки, 3 чашки, 4 чашки и т.д).

 Дыхательная гимнастика «Самовар»
(повторить по 2 раза)
Самовар горячий, он фырчит ф-ф-ф. (Через нос набирают воздух, на выдохе ф-ф-ф.)
На горячий чай дуем. (Через нос набирают воздух, вытягивают губы широкой «трубочкой» (выдох)

 Материалы, из которых изготовляется посуда.

Федора: – А почему стаканы разбиваются? (они стеклянные, из стекла).

– А какая еще посуда бьется?  (фарфоровая из фарфора: хрустальная – из хрусталя; глиняная из глины).

Федора: – Какая посуда не разбивается? (железная, деревянная, алюминиевая, пластмассовая).

Закрепление видов посуды.

Логопед: Федорушка, а еще посуда бывает кухонная, столовая и чайная.

Федора: И ребята ее знают и не путают?

Логопед: Ребята, назовите кухонную посуду (столовую, чайную).

(Дети по слайдам называют посуду)

Физминутка.

Вот большой  стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

Надувают животик, одна рука на поясе, другая изогнута, как носик

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

Присели, одна рука на поясе

Вот фарфоровые блюдца

Только стукни, разобьются.

Кружатся, рисуя руками круг

Вот серебряные ложки,

Голова на тонкой ножке.

Потянулись, руки сомкнуты над головой

Вот пластмассовый поднос

Он посуду нам принес.

Легли на ковер, вытянулись

Ведение нового слова.

Федора: Мы собрали чайный сервиз. Сервиз – это набор посуды, предназначенный, например, для чаепития.  (закрепление слова “сервиз”).

- Что это? (Это чайный сервиз)

Федора: Вот и стол накрыт. Здесь чайник из стекла, он …. (стеклянный)

Чашки из фарфора, они….. (фарфоровые)

Ложки из серебра, они….. (серебряные)

Поднос из пластмассы …. (пластмассовый)

 

4.Давайте накроем на стол и организуем чаепитие.

- Чудесное у нас чаепитии! Спасибо скатерти-самобранке. 

Давайте обсудим и вспомним, что нового узнали?

Какие задания были трудными?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи по теме "Посуда" подготовительная группа

                Уважаемые коллеги и родители дошкольников!...

Конспект занятия по развитию речи по теме «Посуда»

В данном занятии совмещаются, переплетаются задания по развитию речи и развитию навыков языкового анализа и синтеза, появляется неожиданная гостья, которой  крайне необходима помощь. Дети были оч...

Конспект занятия по развитию речи на тему: "Посуда"

Конспект занятия по развитию речи...

Конспект занятия по развитию речи по теме "Посуда"

Фронтальное занятие для детей младшего возраста...

Конспект занятия по развитию речи на тему "посуда"

Активизировать словарный запас детей на тему «Посуда»Учить детей образовывать прилагательные от существительных.Развивать умение называть обобщающие слова;Развивать координацию.Развивать познавательны...