Технологическая карта занятия в области Развития речи по теме "Антонимы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

На занятии дети знакомятся с таким языковым явлением, как антонимы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnol._karta_po_razvitiyu_rechi._antonimy.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия в области Развития речи по теме "Антонимы"

С использованием игровой технологии

Автор разработчик: Гладкова Мария Александровна, воспитатель ГБДОУ ДС №50 Приморского района Санкт-Петербурга

Возрастная направленность: подготовительная группа детского сада

Длительность НОД - 30 минут

Цель: дать представления о словах-антонимах, учить детей правильно их подбирать; сочинять рассказ, используя слова-антонимы. 

Задачи:

1. Речевое развитие:

- продолжать формировать представления детей о языковых явлениях (слова, противоположные по значению, - антонимы);

- обогащать активный словарь;

- продолжать развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.

2. Познавательное развитие: побуждать детей интересоваться смыслом слова; развивать память.

3. Физическое развитие: учить детей следить за своей осанкой, развивать двигательную активность.

4. Социально-коммуникативное развитие: развивать умение работать в коллективе, способствовать развитию доброжелательных отношений со сверстниками.

Предварительная работа: проведение игр по разным темам в технике игры «Снежный ком», составление небольших сказок  способом «Сказка из 10 слов»; разучивание физкультминутки.

Материалы и оборудование:  карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая – длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; высокий и низкий дом, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая кастрюля.

Ход деятельности:

Этап, его продолжительность

Задачи этапа

Методы, формы,

приемы, возможные виды деятельности

Деятельность педагога

Предполагаемая деятельность воспитанников

1. Организацион-ный этап,

 5 мин.

Формирование интереса к содержанию занятия; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать.

Сообщение о предстоящей деятельности.

стихотворение

Приветствие, установление зрительного контакта. Организация образовательного пространства.

В.: Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё их можно назвать слова  «наоборот».В русском языке такие слова называются антонимы.

Послушайте вот такое забавное стихотворение Генриха Сапгира «Яблоко» и попробуйте догадаться, какие это слова.

У прохожих на виду

Висело яблоко в саду.

Ну кому какое дело?

 Просто Яблоко висело.

Только Конь сказал,

 Что низко.

 А Мышонок – высоко.

 Воробей сказал

 Что близко,

 А Улитка – далеко.

А Телёнок – озабочен

Тем, что яблоко Мало.

А Цыплёнок – тем,

Что очень Велико и тяжело.

А Котёнку всё равно:

 — Кислое – зачем оно?

— Что вы! – Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок.

Приветствие.

Дети садятся на стульчики и слушают стихотворение.

 Дети называют противоположные по смыслу слова.

2. Основная часть

Актуализация знаний и

начало выполнения

действий по задачам

20 мин

Продолжать формирование представлений детей об антонимах (закрепление, расширение, обобщение, систематизация). Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире.

Смена вида деятельности, предупреждение

утомляемости.

Игра «Найди пару».

Физкультминутка.

Воспитатель раздает подготовленные парные предметы каждому ребёнку.

- Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы? 

 - Мы будем играть с вами в игру «А что у тебя?». Не забудьте правильно называть каждый предмет.

Образец: - Миша, у меня большой мяч, а у тебя?- А у меня, Алёна, маленький мяч.

Физкультминутка:

Мы летаем высоко,

Мы летаем низко,

Мы летаем далеко,

Мы летаем близко.

Участвуют в игре:

дети встают друг напротив друга парами. Отвечают на вопросы друг друга, употребляя в своей речи антонимы.

Выполняют действия

Расширять словарный запас; навыки общения, способность правильно понимать задание, тренировать память.

Развивать фантазию, воображение, закреплять тему

Проведение игры в технике «снежный ком» по теме

«Сказка из 10 слов»

Воспитатель объясняет правила игры: первый ребенок называет слово, например «день», второй должен назвать противоположное ему слово «ночь», но перед этим повторить слово предыдущего ребенка, третий повторяет «День, ночь» и называет свое слово, например «горячий», четвертый повторяет слова предыдущих игроков «день, ночь, горячий» и называет противоположное «холодный» и т.д.

При необходимости воспитатель помогает детям.

Примерный перечень слов: горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко, трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать – закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий.

Воспитатель пишет на бумажках слова «прекрасная», «ужасная», «здравствуйте», «до свидания», «несчастный», «счастливый», «кислое», «сладкое», «вежливая», «грубая», раздаёт их детям в этом же порядке. Объясняет, что они должны вслух прочитать слово и придумать с ним предложение так, чтобы получилась небольшая сказка, история. (Слово должно использоваться в предложении в той грамматической форме, в которой оно написано на листочке.)

 Дети встают полукругом

Кто забыл слово одного из игроков, выбывает, наблюдает за игрой.

Дети, сидя на стульчиках, зачитывают доставшиеся им слова, придумывают предложение. Помогают все вместе друг другу в случае затруднения.

Такая сказка получилась из заданных слов (вариантов может быть множество):

Жила-была прекрасная принцесса.  Но у неё была ужасная привычка – она ни с кем не здоровалась. «Здравствуйте!» - говорили ей все. А она из вредности отвечала всем: «До свидания!». Несчастный король, отец принцессы, обратился к самой могущественной фее, чтобы она помогла ему. Он сказал, что будет  самый счастливый отец, если его дочь излечится. Фея дала ему кислое лекарство и сказала, чтобы принцесса его съела. А король обхитрил принцессу и, чтобы она выпила лекарство, он пообещал дать ей сладкое яблоко. Принцесса всё выпила и  вдруг  стала вежливая девочка. И больше она никогда не была такая грубая, как раньше.

Заключительный этап. Рефлексия, 5 мин

Подведение итогов занятия, обобщение полученного ребенком опыта.

Метод трёх вопросов.

Педагог задаёт вопросы: что делали, как делали, зачем делали?

Высказываются по поводу полученной информации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"

цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...

Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»

Технологическая карта занятия  Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"

Цель: формировать у детей умение анализировать текст -  былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...

Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».

Цель: формировать  у детей  умение анализировать текст -  сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...

Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»

       Технологическая картаОбразовательная область: Речевое развитиеТема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...