Технологическая карта занятия в области Развития речи по теме "Антонимы"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)
На занятии дети знакомятся с таким языковым явлением, как антонимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnol._karta_po_razvitiyu_rechi._antonimy.docx | 23.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА занятия в области Развития речи по теме "Антонимы"
С использованием игровой технологии
Автор разработчик: Гладкова Мария Александровна, воспитатель ГБДОУ ДС №50 Приморского района Санкт-Петербурга
Возрастная направленность: подготовительная группа детского сада
Длительность НОД - 30 минут
Цель: дать представления о словах-антонимах, учить детей правильно их подбирать; сочинять рассказ, используя слова-антонимы.
Задачи:
1. Речевое развитие:
- продолжать формировать представления детей о языковых явлениях (слова, противоположные по значению, - антонимы);
- обогащать активный словарь;
- продолжать развивать связную, грамматически правильную диалогическую и монологическую речь.
2. Познавательное развитие: побуждать детей интересоваться смыслом слова; развивать память.
3. Физическое развитие: учить детей следить за своей осанкой, развивать двигательную активность.
4. Социально-коммуникативное развитие: развивать умение работать в коллективе, способствовать развитию доброжелательных отношений со сверстниками.
Предварительная работа: проведение игр по разным темам в технике игры «Снежный ком», составление небольших сказок способом «Сказка из 10 слов»; разучивание физкультминутки.
Материалы и оборудование: карандаш тупой – острый, лента узкая – широкая, полоска короткая – длинная, ткань сухая – мокрая, мяч большой – маленький; высокий и низкий дом, пустой и полный стакан, лёгкое перо и тяжёлая кастрюля.
Ход деятельности:
Этап, его продолжительность | Задачи этапа | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Деятельность педагога | Предполагаемая деятельность воспитанников |
1. Организацион-ный этап, 5 мин. | Формирование интереса к содержанию занятия; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Формирование умений слушать. | Сообщение о предстоящей деятельности. стихотворение | Приветствие, установление зрительного контакта. Организация образовательного пространства. В.: Сегодня на занятии будем говорить о словах – противоположностях, а ещё их можно назвать слова «наоборот».В русском языке такие слова называются антонимы. Послушайте вот такое забавное стихотворение Генриха Сапгира «Яблоко» и попробуйте догадаться, какие это слова. У прохожих на виду Висело яблоко в саду. Ну кому какое дело? Просто Яблоко висело. Только Конь сказал, Что низко. А Мышонок – высоко. Воробей сказал Что близко, А Улитка – далеко. А Телёнок – озабочен Тем, что яблоко Мало. А Цыплёнок – тем, Что очень Велико и тяжело. А Котёнку всё равно: — Кислое – зачем оно? — Что вы! – Шепчет Червячок, - Сладкий у него бочок. | Приветствие. Дети садятся на стульчики и слушают стихотворение. Дети называют противоположные по смыслу слова. |
2. Основная часть Актуализация знаний и начало выполнения действий по задачам 20 мин | Продолжать формирование представлений детей об антонимах (закрепление, расширение, обобщение, систематизация). Создавать условия для расширения представлений детей об окружающем мире. Смена вида деятельности, предупреждение утомляемости. | Игра «Найди пару». Физкультминутка. | Воспитатель раздает подготовленные парные предметы каждому ребёнку. - Подойдите поближе друг к другу и скажите мне, одинаковые ли у вас в руках предметы? - Мы будем играть с вами в игру «А что у тебя?». Не забудьте правильно называть каждый предмет. Образец: - Миша, у меня большой мяч, а у тебя?- А у меня, Алёна, маленький мяч. Физкультминутка: Мы летаем высоко, Мы летаем низко, Мы летаем далеко, Мы летаем близко. | Участвуют в игре: дети встают друг напротив друга парами. Отвечают на вопросы друг друга, употребляя в своей речи антонимы. Выполняют действия |
Расширять словарный запас; навыки общения, способность правильно понимать задание, тренировать память. Развивать фантазию, воображение, закреплять тему | Проведение игры в технике «снежный ком» по теме «Сказка из 10 слов» | Воспитатель объясняет правила игры: первый ребенок называет слово, например «день», второй должен назвать противоположное ему слово «ночь», но перед этим повторить слово предыдущего ребенка, третий повторяет «День, ночь» и называет свое слово, например «горячий», четвертый повторяет слова предыдущих игроков «день, ночь, горячий» и называет противоположное «холодный» и т.д. При необходимости воспитатель помогает детям. Примерный перечень слов: горячий – холодный, день – ночь, зима – лето, далеко – близко, высоко – низко, трусливый – смелый, громко – тихо, говорить – молчать, молодой – старый, открывать – закрывать, лёгкий – тяжёлый, толстый – тонкий, узкий – широкий. Воспитатель пишет на бумажках слова «прекрасная», «ужасная», «здравствуйте», «до свидания», «несчастный», «счастливый», «кислое», «сладкое», «вежливая», «грубая», раздаёт их детям в этом же порядке. Объясняет, что они должны вслух прочитать слово и придумать с ним предложение так, чтобы получилась небольшая сказка, история. (Слово должно использоваться в предложении в той грамматической форме, в которой оно написано на листочке.) | Дети встают полукругом Кто забыл слово одного из игроков, выбывает, наблюдает за игрой. Дети, сидя на стульчиках, зачитывают доставшиеся им слова, придумывают предложение. Помогают все вместе друг другу в случае затруднения. Такая сказка получилась из заданных слов (вариантов может быть множество): Жила-была прекрасная принцесса. Но у неё была ужасная привычка – она ни с кем не здоровалась. «Здравствуйте!» - говорили ей все. А она из вредности отвечала всем: «До свидания!». Несчастный король, отец принцессы, обратился к самой могущественной фее, чтобы она помогла ему. Он сказал, что будет самый счастливый отец, если его дочь излечится. Фея дала ему кислое лекарство и сказала, чтобы принцесса его съела. А король обхитрил принцессу и, чтобы она выпила лекарство, он пообещал дать ей сладкое яблоко. Принцесса всё выпила и вдруг стала вежливая девочка. И больше она никогда не была такая грубая, как раньше. | |
Заключительный этап. Рефлексия, 5 мин | Подведение итогов занятия, обобщение полученного ребенком опыта. | Метод трёх вопросов. | Педагог задаёт вопросы: что делали, как делали, зачем делали? | Высказываются по поводу полученной информации. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта занятия " Образ. область " Познание"
Тема " Игрушки"...
Технологическая карта дистанционной ООД по развитию речи на тему "Звуковая культура речи. Работа со звуками [Ж]-[Ш]"
цель: упражнять в отчетливом произношении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж –ш в слов...
Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»
Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...
Технологическая карта занятия Образовательная область: художественно – эстетическое, познавательное развитие. Тема занятия: Машины едут по улице. Возрастная группа: старшая группа Цель занятия: Расширение представление детей о транспорте на улицах города
Технологическая карта занятия...
Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи» в подготовительной группе (6 - 7 лет). Название: «Илья Муромец в былине «Илья Муромец и Соловей - разбойник"
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - былины.Продолжать знакомить с жанром былины, с образом былинного богатыря Ильи Муромца. Учить выделять и называть героя былины; определять ...
Технологическая карта. Занятие. Образовательная область «Речевое развитие». Раздел «Развитие речи. Художественная литература» в старшей (5 – 6 лет).Название: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой»».
Цель: формировать у детей умение анализировать текст - сказки.Занятие на тему: «Игры с волшебником «Наоборот». Сказка «Лисичка со скалочкой» способствуе...
Технологическая карта занятия Образовательная область: Речевое развитие Тема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»
Технологическая картаОбразовательная область: Речевое развитиеТема занятия: «Составляем ответы на вопросы по сказке «Лиса и Журавль»...