Конспект НОД для подготовительной группы "Рисуем портрет словами"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Ципилева Елена Александровна

Конспект открытого интегриргованного занятия для подготовительной группы "Рисуем портрет словами (составление описательного рассказа"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГБОУ Школа  на Юго-Востоке им. Маршала Чуйкова

КОНСПЕКТ

НОД

Образовательной области: Речевое развитие с использованием современных образовательных технологий (игровые, здоровьесберегающие)

Тема: «Составление описательного рассказа:

Рисуем портрет словами»

(подготовительная группа)

Составила: воспитатель

 Ципилева Е.А

Москва

2022г.

Конспект открытого занятия по развитию речи в подготовительной группе

«Рисуем портрет словами»

Интеграция образовательных областей: физическое развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие.

Цель:

-закреплять умение составлять рассказ- описание.

Задачи:

 -уточнить представление о жанрах изобразительного искусства: портрете, пейзаже, натюрморте.

-упражнять в составление предложений по картине с определенным количеством слов, ориентируясь на схему.

- обобщить впечатления от рассматривания репродукций зимних пейзажей.

-продолжать знакомить детей с творчеством русских поэтов, вызвать эмоциональный отклик от прослушивания стихотворений о зиме.

Предварительная работа: знакомство с репродукциями картин известных художников; чтение стихотворений  А.Фета, А.С. Пушкина, И. Бунина, С. Есенина; составление предложений из 3-4-5 слов  по схемам; д/и «Живые слова», «Продолжи предложение», «Опиши свою любимую игрушку» и др.

Материал: репродукции картин: И.Репин «Стрекоза», И. Машков «Снедь московская: хлебы», И. Грабарь «Зимний пейзаж», В Серов «Мика  Морозов», А. Мыльников «Верочка»,  И.Хруцкий «Цветы и плоды», И. Остроухов «Золотая осень»; колокольчик, схема для составления рассказа, схемы для составления предложения на каждого ребенка, книга со стихами русских поэтов, аудиозапись Р. Шумана «Грезы».

Ход занятия

1. Организационный момент

Воспитатель приглашает детей в группу, предлагает поздороваться с гостями.

Воспитатель:

-Давайте приготовимся к нашему занятию, послушайте, звенит колокольчик:

Колокольчик озорной,

Всех ребят в кружок построй.

Все мы дружные ребята,

Мы ребята – дошколята!

Никого в беде не бросим,

Не отнимем, а попросим!

Никого не обижаем,

Как заботиться, мы знаем!

Всем, всем, добрый день,

Прочь с дороги, наша лень!

Не мешай учиться, не мешай трудиться!

-Сегодня мы с вами отправимся в картинную галерею. Скажите, пожалуйста, что это такое?

- А вы знаете, как нужно себя вести в картинной галерее.

-Верно, сейчас мы с вами внимательно рассмотрим репродукции картин известных русских художников.

Звучит музыка( «Грезы» Шумана). Дети рассматривают репродукции.

Дети:

-Здравствуйте!

Доброе утро!

Дети идут по кругу, повторяют слова, делают движения.

Ответы детей.

-Нужно внимательно рассматривать картины и не шуметь!

2.  Актуализация опыта, возникновение затруднений

Педагог:

-Скажите, пожалуйста, есть ли среди этих картин пейзажи? А что такое пейзаж?

- А натюрморты? Кто может объяснить, что такое натюрморт?

-В каком жанре написаны остальные картины?

-Верно, это портреты. А что такое портрет?

Педагог приглашает детей на места.

-Сейчас мы подробно рассмотрим  репродукцию картины И. Репина «Стрекоза»

-Как вы думаете, почему художник  так назвал свою картину?

-Почему он нарисовал девочку в такой позе?

-Чем она художнику напомнила стрекозу?

-На чем сидит девочка?

-Что хотел сказать о своей дочке художник?

Какая она?

-Что выражает лицо девочки? Как можно описать ее одежду? Какого цвета платье и шляпка девочки?

-Вам понравился ее портрет?

Ответы детей.

-Остальные картины написаны в жанре портрета.

-Портрет это изображение человека.

-Девочка напоминает грациозную стрекозу.

Ответы детей.

-Она сидит на жердочке, как стрекоза, готовая в любой момент взмахнуть крыльями и улететь.

-Веселая, озорная, легкая, грациозная ит.д.

Ответы детей.

3. Включение нового материала

Воспитатель напоминает, что художники портретисты рисовали красками, а мы будем рисовать словами. Предлагает описать друг друга так, чтобы было понятно.

- Мы будем это делать, опираясь на схему. В какой последовательности мы будем составлять описательный рассказ?

Воспитатель предлагает схему, а дети поясняют ее:

1-мальчик или девочка

2-внешность

3-одежда

4- особенности характера

5 – во что любит играть.

Дети составляют 4-5 описательных рассказов, опираясь на схему.

Динамическая пауза: «С крошем»

Воспитатель:  приглашаю всех на динамическую паузу.

4.Открытие детьми новых способов действий, знаний

Педагог предлагает детям пройти за столы, на каждом из них лежать элементы схемы предложения.

-Кружки, это слова в предложении. В предложении есть также короткие слова – предлоги (в,на,перед,за). Их мы будем обозначать квадратом. Педагог предлагает детям составить предложения по репродукции натюрморта Хруцкого «Цветы и плоды» и выложить схемы своих предложений на столе.

Воспитатель приглашает одного ребенка работать к доске (Саша).

- Сколько слов в вашем предложении?

-Какие правила нужно знать о предложении?

-Какие еще слова в предложении начинаются с заглавной буквы?

- Пожалуйста, сложите все геометрические фигуры в тарелочку, и отодвиньте на край стола.

Педагог приглашает Макара на пальчиковую гимнастику «КАК У ДЕДА ЕРМОЛАЯ».

Педагог предлагает детям прослушать отрывок стихотворения Александра Сергеевича Пушкина «Зимнее утро»

…Под голубыми небесами

Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит

- О каком времени года идет речь в стихотворении?

- Мы уже знаем, что художник передает красоту природы с помощью красок. Чем пользуются поэты?

-Послушайте, пожалуйста, стихотворение еще раз и ответьте, какими словами А.С. Пушкин описывает природу.

Педагог еще раз читает стихотворение.

- Давайте еще раз подойдем к репродукциям картин.  К какой картине, на ваш взгляд, подходит это стихотворение? Как ты думаешь, Макар?

А ты, Камила? А ты, Саша?

Воспитатель предлагает поиграть в игру «Живые слова».

-Я прочитаю предложение из этого стихотворения, а вы посчитайте слова в предложении.

Воспитатель читает: «Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет.»
Далее распределяет слова между детьми.

Игра проводится 2 раза.

Дети придумывают предложения и составляют схемы.

Объясняют, сколько слов в предложении.

-Предложение начинается с заглавной буквы.

-В конце предложения ставится точка.

- С заглавной буквы начинаются имена, названия рек, городов, стран, клички животных.

-

-В стихотворении речь идет о зиме.

-Поэты пользуются словами.

Дети отвечают полным предложением.

- Это стихотворение подойдет к картине Грабаря «Зимний пейзаж»?

Дети считают количество слов в предложении.

-В этом предложении 9 слов.

5.Осмысление содержания ситуации.

Воспитатель:

-Ребята, мы с вами сегодня побывали в картинной галерее. Репродукции картин каких художников мы видели?

-Какие задания мы выполняли?

-Какое задание было самым сложным?

Самим интересным?

Дети отвечают полным предложением.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект ООД в подготовительной группе «Напутственное слово» (ресурсный круг с родителями)

Доброе пожелание. Как слово радует, утешает, вселяет надежду? Родительское благословение....

Конспект по рисованию подготовительная группа "Портрет мамы"

Конспект по рисованию подготовительная группа "Портрет мамы"...

Конспект занятия в подготовительной группе « Волшебные слова»

Обучение детей говорить вежливые слова,Ю быть воспитанными...

Конспект ООД в подготовительной группе "Портрет мамы"

Конспект ООД в подготовительной группе «Портрет мамы» Цель: Показать значимый для ребенка образ матери. Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье.Про...

Конспект занятия в подготовительной группе «Волшебные слова»

Цель : воспитывать уважение друг к другу, посторонним; формировать у детей понимание того, что волшебные слова делают человека тактичным , честным, воспитанным; формировать у детей понимание того, что...

Конспект занятия в подготовительной логопедической группе "Слово делится на части, как на дольки апельсин"

Учим детей правильно делить слова на слоги, не только прошагивая и отхлопывая ритм слова, а выделяя и назвая гласные звуки. Следуем правилу - сколько в слове гласных зуков, столько и слогов. У предмет...