Конспект НОД Тема: «В гостях у Незнайки»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Галлямшина Галия Лутфуллиновна

Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

«Детский сад  «Родничок» г.Советский»

Итоговая непосредственно образовательная деятельность по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе №8

«Звездочки»

                                                                                                     

                                                                                                       Воспитатель:

                                                                                                               Галлямшина Г.Л.

г. Советский. 2021 г

Итоговая непосредственно образовательная деятельность по развитию речи и подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе №8

«Звездочки»

Тема: «В гостях у Незнайки»

Цели. Систематизировать знания детей по обучению грамоте и развитию речи.

Задачи:

Образовательные: Закрепить знания детей о гласных, согласных звуках; умение различать звуки в словах, во фразовой речи;

Обобщать знания о твердых и мягких согласных.

Закрепить умение детей составлять звуковую схему слов, умение детей делить слова на слоги.

Закрепить умение детей составлять предложения из двух и более слов.

Систематизировать знания детей о литературных жанрах.

Развивающие. Развивать внимание, память, мышление, воображение.

Воспитательные. Воспитывать аккуратность, доброту, взаимовыручку, отзывчивость, чувство товарищества, умение слушать воспитателя и сверстников. Вызывать интерес к обучению грамоте.

Методы и приемы:

Словесные: Беседа, словесные игры, чтение стихотворения.

Наглядные: Каринки Незнайка и Знайка; тексты загадки и пословиц для самостоятельного чтения; «домики с 1-2-3-мя окнами)

Практические: звуковой анализ слов с использованием значков; составление предложений и схем предложений (работа  в тетрадях), физминутка, пальчиковая гимнастика.

Индивидуальная работа: с Ваней Н, Артемом К.- звуковой анализ слов.

Материалы и оборудование: картинки Незнайки и Знайки, карточки с рисунками: божья коровка, птицы в гнезде, подснежники, мяч;   рабочие тетради по обучению грамоте, таблички с заданиями, текстом пословицы и загадки.

Предварительная работа: чтение художественной литературы; разучивание стихов и пословиц о весне; составление предложений, деление слов на слоги.

Ход занятия.

Организационный момент

- Здравствуйте ребята.

– Ребята, какое у вас сегодня настроение?

– Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.

Я – твой друг и ты – мой друг.

Крепче за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

- Посмотрите ребята к нам на занятия пришли гости, давайте улыбнемся и им тоже, таким образом, поприветствуем их.

Основная часть

- Дети, мы целый год готовились с вами к школе. Давайте вспомним, чему мы с вами учились на занятиях по развитию речи и обучению грамоте?

(.)

- Сегодня нам придется вспомнить все и помочь одному мальчику во всем разобраться.

(картинка - Незнайка)

- Ребятки, кто это?

- Из какого он произведения? («Приключения незнайки и его друзей»)

- Кто автор этого произведения? ( Николай Носов).

- А вы знали, что Незнайка, как и вы, собирается в этом году в школу в первый класс. Но другой герой - Знайка решил проверить, готов ли Незнайка к школе и дал ему несколько заданий и вопросов. Незнайка боится ошибиться и просит у вас помощи. Поможем Незнайке?

- Задания, которые предложил Знайка по развитию речи. Скажите, а для чего нам нужна речь? Из чего состоит наша речь?

- Правильно, наша речь состоит из предложений. А что такое предложение? (предложение - это одно или целый ряд грамматически связанных друг с другом слов. При помощи предложения человек высказывает свои мысли.)

Послушайте предложение.

-Солнце светит ярко.

-Сколько в нем слов? Какое первое? Какое последнее?

Составим схему этого предложения. С какой интонацией я сказала это предложение. Молодцы.

А сейчас поиграем в игру "Составь длинное предложение". Это задание №1, которое Знайка прислал Незнайке.

Я говорю вам короткое предложение из двух слов - вы его изменяете, добавляете слова и делаете его длинным.

Пришла весна.

Светит солнце.

Тает снег.

Набухают почки.

Прилетают птицы.

Появляются насекомые.

Появляются подснежники.

Просыпаются животные.

Люди радуются.

- А теперь следующее задание от Знайки  "Составь схему предложения".  Работа в тетрадях. (Дети с помощью схем «записывают» предложения)

Молодцы, помогли Незнайке. То есть предложения могут быть короткими и длинными, состоят они из слов.

- Слов много, все они звучат по-разному и имеют разное значение. Например, есть слова, которые обозначают предметы, действия, признаки, количество.

- Какое значение слов бегать, плавать, писать, стучать, ходить, делать, трудиться?

- Какое значение слов красивый, зеленый, хороший, добрый, высокий?

- Назовите слова, которые обозначают предмет.

- Назовите слова которые обозначают количество предмета.

Второе задание от Знайки.  Нужно рассказать о слове не называя его.

-Знайка хочет проверить, умеет ли Незнайка описывать предмет и предлагает нам игру "Пойми меня"

Игра "Пойми меня". Выходит ребенок, берет картинку и должен рассказать об этом предмете не называя его. Например: Картинка мяч. Это предмет. Он круглый. С ним мы играем на участке в футбол, вышибалы.) (после правильных ответов дети показывают картинку).

Слова для игры: подснежник, божья коровка, мяч, птенцы в гнезде, ежик.

- Молодцы! Я думаю, теперь Незнайка сможет описать любой предмет.

- Знайка хочет проверить, знает ли наш Незнайка антонимы? А что такое антонимы?  (Слова с противоположенные по смыслу) 

Чтобы Незнайка запомнил слова, противоположные по смыслу, давайте встанем в круг и поиграем в игру "Наоборот" (с мячом).

Молодцы! Вы справились с этим заданием!

- Мы сказали, что наша речь состоит из предложений, предложения - из слов, а слова? Слова мы на что делим?

- Как можно узнать, сколько слогов в слове?

 Упражнение «Кто, где живет?»

- Следующее задание от Знайки. Нам нужно помочь Незнайке определить количество слогов в названии животных и расселить их каждого в свой домик. В домике с одним окном поселятся животные, в названии которых 1 слог, в домике с двумя окнами – животное с 2 слогами, а животные с тремя слогами в названии поселятся в доме с тремя окнами. 

(дети определяют и называют количество слогов в словах)

- А теперь называем свое имя, говорим количество слогов в нем и занимаем место на стульчиках. (Ма-ри-на - 3 слога)

- Незнайка благодарит вас, за то, что вы выполнили это задание без ошибок!

- Благодарю за интересные ответы. Продолжим выполнять задания Знайки.

-Чем отличается звук от буквы?

- Какие бываю звуки?

- Как отличить этот звук согласный или гласный?

- Гласные какие бывают?

- Игра "Назови слово на звук. "Назовите мне имена на звук [а], месяцы на звук [м], еду на звук [в] или [вь]

Следующее задание Знайки "Сделать звуковой анализ слов". Задание сложное, ответственное нужно вспомнить все, что мы знаем о звуках и применить свои знания, выполняя задание.

- Повторили! А теперь сделаем звуковой анализ слов весна, грачи.

(один ребенок выполняет анализ этого слова).

Физкультминутка.

Мишка вылез из берлоги,

Огляделся на пороге,

(повороты влево и вправо)

Потянулся он со сна:

(потягивание рук вверх)

К нам опять пришла весна!

Чтоб скорей набраться сил,

Головой медведь крутил

(вращение головой)

Наклонялся взад, вперед

(наклоны)

Вот он по лесу идет

(ходьба вперевалочку)

Ищет мишка корешки,

(наклоны вперед)

И трухлявые пеньки.

В них съедобные личинки –

Для медведя – витаминки.

Наконец медведь наелся,

И на бревнышке уселся (садимся)

- Раз уж мы говорим о весне. Нужно сказать, что в литературе очень много примеров, где описывается вся красота этого времени года. Сейчас я прочитаю вам произведение, а вы скажете, что это за литературный жанр и почему вы так думаете.

Я. Аким «Апрель»

Долго шла весна тайком

От ветров и стужи

А сегодня прямиком топает по лужам.

Гонит талые снега

С гомоном и звоном,

Чтобы выстелить луга

Бархатом зеленым.

«Скоро, скоро быть теплу

Эту новость первой,

Барабанит по стеклу

Серой лапкой верба.

-Правильно это стихотворение, а написал его Я. Аким. Скажите о чем это стихотворение? Оно вам понравилось?

-Какие еще литературные жанры вы знаете? (Рассказы, сказки, басни).

У этих стихов, рассказов и сказок есть определенный автор. Вспомните, каких русских писателей, поэтов мы с вами проходили, читали их произведения? Следующее задание от Знайки.

Игра "Угадай произведение

- У всех этих произведений есть определенный автор. А если автор народ, тогда как называются такие произведения?

- Какие жанры фольклора вы знаете? ( Песни, сказки, легенды, былины, потешки, частушки)

- Отгадайте загадку от Знайки.  Ребенок читает по слогам загадку.

В этот месяц таит всё,

В этот месяц снег идёт,

В этот месяц все теплей,

В этот месяц женский день.   (Март)

- А какие еще праздники бывают весной?

- Следующее задание от Знайки - "Составь пословицу"

- Как вы понимаете смысл этой пословицы?

Кто спит весной - плачет зимой.

Пальчиковая гимнастика

Стучат всё громче дятлы,

Синички стали петь (соединяем ладошки и изображаем «клювик», то раскрывая, то закрывая его).

Встаёт пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть (растопырить пальцы на обеих руках как лучики у солнца)

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок, (волнообразные движения ладонями, ладонь смотрит вниз на стол)

А из под старой травки

Уже глядит цветок… (ладони соединить и чуть раскрыть, пальцы полусогнуть чтобы получилась чашечка цветка)

Раскрылся колокольчик

В тени там, где сосна, (раскрываем наш цветочек)

Динь-динь, звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна. (покачиваем наш цветочек из стороны в сторону)

Заключительная часть.

- Ребятки, вы успешно выполнили задания Знайки и помогли Незнайке. Он благодарит вас! И мы можем его отправлять в школу. До свидания, Незнайка, желаем тебе успехов в учебе!

Рефлексия.

- Ребятки, скажите, что мы сегодня делали на занятии?

- Что сегодня мы повторили, что узнали?

- Какое задание вам понравилось особенно?

- Какое задание было для вас сложным?

Оценка  деятельности  детей. (Раздать смайлики!)

Спасибо за вашу работу. Можете идти отдыхать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по математике. Тема: «В гости к Незнайке».

Итоговое занятие во второй младшей группе на конец учебного года. На занятии  продолжаем  учить детей считать до 5; закрепляем у детей понятия большой, средний, маленький; учим соотносить пр...

план-конспект по математике "В гостях у Незнайки и Почемучки"

План- конспект занятия по математике в старшей группе...

Конспект интегрированного занятия "В гости к Незнайке"

Целевая аудитория:воспитатели.В данном конспекте представлен опыт работы с использованием исследовательской деятельности...

Конспект коррекционно - развивающего занятия для детей с ОВЗ подготовительной группы на тему: «В гостях у Незнайки».

Коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ подготовительной группы на тему "В гостях у Незнайки". В ходе занятия решаются задачи расширения, уточнения, обогащения словаря по лексическо...

Непосредственно образовательной деятельности по образовательной области "Познавательное развитие" раздел "Формирование элементарных математических представлений" на тему: «В гости к Незнайке» (для детей старшей группы)

Непосредственно образовательной деятельностипо образовательной области "Познавательное развитие" раздел"Формирование элементарных математических представлений"на тему: «В гос...

Конспект ООД по Формированию Элементарных Математических Представлений на тему «В гости к Незнайке» подготовительная группа

Задачи:упражнять в делении множества на части и объединении его частей; совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью;закреплять навыки порядкового счета в пределах 1...