Мнемотехника - технология по речевому развитию для детей 5-6 лет
методическая разработка по развитию речи (старшая группа)

Жильцова Марина Викторовна

Мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно–образная память. Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mnemotehnika.docx51.56 КБ

Предварительный просмотр:

                     

     

  Мнемотехника - технология по речевому                                                    

              развитию для детей 5-6 лет 

 

                                                       

                                                                                                                                                       

                                           Пояснительная записка

          Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения.

          На сегодняшний день образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем. Поэтому педагогическое воздействие на развитии речи дошкольников – очень важно. Необходимо научить детей связно, последовательно, грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о различных событиях уметь построить монолог, приобрести навыки культуры речи, умение дать развернутый ответ, изложить самостоятельно свои суждения – все эти действия требуют достаточно высокого уровня развития связного монологического высказывания у будущего школьника. Недостаточность развития связной речи может отрицательно сказаться на успеваемости в целом и вызвать негативное отношение к учебной деятельности.

        Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим.

       Поэтому, в последнее время для обучения рассказыванию детей дошкольного возраста широкое применение в педагогической практике нашли приемы мнемотехники. Мнемотехника или мнемоника, в переводе с греческого — «искусство запоминания» – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.     Содержание мнемотаблицы — это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, явлений природы, некоторых действий и др. путем выделения главных смысловых звеньев сюжета рассказа. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изобразить так, чтобы нарисованное было понятно детям. Рассмотрим действие мнемотаблицы на примере, как это происходит. Суть заключается в том, что на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка, стимульные символы, из которых составляется схема предложения и план рассказа. После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит текст целиком. На начальном этапе взрослый предлагает готовую план — схему, а по мере обучения ребенок также активно включается в процесс создания своей схемы.

       Особенность методики – применение не изображения предметов, а символов. Данная методика значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены к речевому материалу.

       Актуальность мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает наглядно–образная память. Наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, использование мнемотаблиц на занятиях по развитию связной речи, позволяет детям эффективнее воспринимать и перерабатывать зрительную информацию. Применение мнемосхем, помогает ребёнку в обогащение связного высказывания.

Цель: развитие связной речи и мышления детей старшего дошкольного возраста средствами мнемотехники

Задачи:

- способствовать развитию связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

- развивать умение детей работать с графическими схемами предложений и картинно-графическими планами рассказов;

-  способствовать умению детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

-  способствовать развитию творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

- содействовать развитию интереса, мотивации к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

 Ожидаемый результат:

-  развитие связной речи, расширению и обогащению словарного запаса детей;

- умение детей работать с графическими схемами предложений и картинно-графическими планами рассказов;

- умение детей преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодирование информации);

-  развитие творческих способностей детей, умению самим составлять схемы и воспроизводить их;

-  повышение интереса к изучению нового, неизвестного в окружающем мире, принимать активное участие в образовательном процессе;

                                                                     

                                                Структура технологии

1. Составление рассказа по сюжетной картинке с опорой на картинно-графические схемы.

1. Предложить детям рассмотреть картинку.

2. Задать вопросы в соответствии с текстом рассказа и формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.

3. Попросить детей послушать получившийся рассказ, который педагог излагает четко по схеме, привлекая к этому внимание детей. Напомнить, что каждому слову соответствует определенный символ.

4. Попросить детей придумать название рассказу.

5. Предложить двум-трем детям пересказать получившийся рассказ.

         

2. Составление рассказов без сюжетной картинки с опорой на картинно-графические схемы, план

1. Попросить детей рассмотреть картинно-графическую схему каждого предложения.

2. Задать вопросы к каждому предложению, добиваясь ответов в соответствии со схемой предложения.

3. Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать ему название.

4. Предложить пересказать рассказ.

3. Составление рассказа по сюжетной картинке без опоры на картинно-графический план

1. Попросить детей рассмотреть картинку.

2. Задать вопросы по содержанию картинки, добиваясь развернутых ответов.

3. Предложить детям послушать рассказ.

4. Предложить детям пересказать рассказ.

4. Пересказ рассказа с использованием картинно-графических схем.

1. Предложить детям рассмотреть картинку.

2. Прочитать текст, прилагаемый к картине привлекая внимание слушателей к каждой схеме предложения, к каждому его символу.

3. Задать вопросы к каждому предложению и формировать ответы с использованием схемы данного предложения.

4. Еще раз пересказать детям рассказ чётко по схеме, попросить детей придумать название рассказу.

5. Предложить двум-трем детям пересказать весь рассказ.

5. Пересказ рассказа цепной структуры

1. Прочитать текст, предлагаемый к картине, привлекая внимание детей к каждой схеме предложения, к каждому его символу. Акцентировать внимание на том, что последнее слово предыдущего предложения является первым словом последующего.

2. Ещё раз пересказать детям рассказ чётко по схеме.

3.Попросить придумать название рассказа.

4. Предложить двум-трем детям пересказать весь рассказ.

6. Составление рассказа по серии картинок.

1. Предложить детям рассмотреть картинки и расположить их в нужной последовательности.

2. Задать вопрос к каждой картинке серии, добиваясь ответов развёрнутыми полными предложениями.

3. Попросить детей послушать получившийся рассказ и придумать ему название.

4. Предложить детям пересказать рассказ.

                                                Перспективный план                         

             

              Название занятия

           

               Цель

   

        Материал

Пересказ рассказа по сюжетной картине «Осень» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять сюжетный рассказ по картине, используя мнемотаблицы

Картина № 2

«Осень»

мнемотаблица

Пересказ рассказа по сюжетной картине «В огороде» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей формировать ответы с использованием схемы каждого предложения.

Картина №3

«В огороде»

Картинно-графические схемы

Составление рассказа по сюжетной картине «В саду» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять сюжетный рассказ по картине и пересказывать чётко по схеме

Картина №4

«В саду» Картинно-графические схемы

Составление рассказа «В парке» без сюжетной картины с опорой на картинно-графические схемы, план.

Пересказ рассказа Я. Тайца «По ягоды» цепной структуры.

Обучать детей отвечать на вопросы опираясь на схему предложения.

Обучать детей пересказывать текст с помощью схематических картинок, соблюдая определённую последовательность событий.

Картинно-графические схемы №14  

Предметные картинки

О.С. Гомзяк №7

Составление рассказа по картине «Аккуратный Митя» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Составление рассказа по серии картин «Как солнышко ботинок нашло»

Обучать детей составлять предложения с опорой на картинно-графические схемы.

Развивать умение составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с

предыдущими сериями.

Картина №8

«Аккуратный Митя»

Картинно-графические схемы

Серия картин

«Как солнышко ботинок нашло»

О.С. Гомзяк №10

Пересказ рассказа Л. Воронкова «Лебеди» с использованием сюжетных картин

Обучать детей пересказывать рассказ с использованием сюжетных картин.

Серия картин «Лебеди»

О.С. Гомзяк №8

Составление рассказа по сюжетной картине «Лиса и заяц» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять предложения с опорой на картинно-графические схемы.

Картина №40

«Лиса и заяц»

Картинно-графические схемы

Составление рассказа по картине «Помощники» без опоры на картинно-графический план.

Обучать детей связно и последовательно описывать изображённые события, развивать умение образовывать однокоренные слова.

Картина №8 «Помощники»

Составление рассказа «Животные жарких стран» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять рассказ без сюжетной картины, с опорой на картинно-графические схемы, план.

Картинно-графические схемы «Животные жарких стран»

Составление рассказа «Животные жарких стран» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять рассказ без сюжетной картины, с опорой на картинно-графические схемы, план.

Картинно-графические схемы

«Животные жарких стран»

Пересказ по сюжетной картине «Строители» без опоры на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту, развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ.

Картина №10 «Строители»

Пересказ рассказа по сюжетной картине «Мебель» без опоры на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту, развивать умение строить высказывание без опорных сигналов.

Картина №11

«Мебель»

Составление рассказа по сюжетной картине «Зимой» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Развивать умение детей отвечать на вопросы опираясь на схему предложения.

Картина №51

«Зимой»

Картинно-графические схемы

Пересказ рассказа «Предзимье» цепной структуры.

Развивать умение пересказывать текст с помощью схематических картинок, соблюдая определённую последовательность событий.

Предметные картинки №5

Составление рассказа по серии картин «Как дети помогали птицам»

Развивать способность самостоятельно придумывать события предшествовавшие изображенному и последующие.

Серия картин №7

«Как дети помогали птицам»

Составление рассказа «Новогодняя елка» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять рассказ без сюжетной картины, с опорой на картинно-графические схемы, план.

Картинно-графические схемы №53

Пересказ сказки по серии сюжетных картин «Колосок»

 Обучать детей пересказывать рассказ с использованием сюжетных картин.

Серия картин

«Колосок»

О.С. Гомзяк №25

Составление рассказа по серии картин «Снежный ком».

Развивать умение составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с

предыдущими сериями.

Серия картин №6

«Снежный ком»

Составление рассказа по сюжетной картине «В живом уголке» без опоры на картинно-графический план.

Обучать детей связно и последовательно описывать изображённые события.

Картина

«В живом уголке»

О.С. Гомзяк №20

Пересказ рассказа по сюжетным картинкам «Как мы общаемся»

Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту, развивать умение логически правильно выстраивать свой рассказ.

Картина

«Как мы общаемся»

О.С. Гомзяк №18

Составление текста по серии сюжетных картин, «Ехали мы, ехали» с использованием элементов творческого рассказа.

Обучать детей составлению рассказа по серии сюжетных картин с добавлением последующих событий, совершенствовать умение образовывать глаголы с приставками.

Серия картин №12 «Ехали мы, ехали»

Составление рассказа «Воздушный транспорт» без сюжетной картины с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу

Картинно-графические схемы «Воздушный транспорт»

Пересказ рассказа Л. Кассиля «Сестра» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей пересказывать рассказ близко к тексту, развивать умение отвечать на вопрос развёрнутым, полным предложением.

Картинно-графические схемы

О.С. Гомзяк №21

Составление рассказа по картине «Повар» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять предложения с опорой на картинно-графические схемы.

Картина №22

«Повар»

Картинно-графические схемы

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Заяц и морковка»

Развивать умение составлять связное высказывание по серии сюжетных картин, связывая его содержание с

предыдущими сериями.

Серия картин

«Заяц и морковка»

О.С. Гомзяк №22

Составление рассказа по сюжетной картине «Мамин праздник» с опорой на схемы.

Обучать детей составлять предложения по сюжетной картине с опорой на схему.

Картина №9

«Мамин праздник» Схемы предложений

Составление рассказа по серии сюжетных картин «Семейный ужин»

Развивать способность самостоятельно придумывать события предшествовавшие изображенному и последующие.

Серия картин

«Семейный ужин»

О.С. Гомзяк №14

Составление рассказа по картине «Кабан под дубом» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей использовать схемы при составлении предложений

Картина №4

«Кабан под дубом» Картинно-графические схемы

Составление рассказа «Космос» без сюжетной картины с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу

 Картинно-графические схемы

«Космос»

Составление рассказа по сюжетной картине «Мамины помощники» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Развивать умение составлять сюжетный рассказ по картине и пересказывать чётко по схеме.

Картина №11

«Мамины помощники»

Схемы предложений  

Пересказ рассказа «Откуда пришёл хлеб» по серии сюжетных картин.

Обучать детей пересказывать рассказ с использованием сюжетных картин.

Серия картин «Откуда пришёл хлеб»

О.С. Гомзяк №26

Составление рассказа «Насекомые» без сюжетной картины с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу

Картинно-графические схемы

«Насекомые»

Составление рассказа «Граница Родины - на замке» по серии картин

Обучать составлению рассказа по серии сюжетных картин по заданному плану.

Серия картин «Граница Родины - на замке»

О.С. Гомзяк №30

Составление рассказа «Цветы» без сюжетной картины с опорой на картинно-графические схемы, план.

Обучать детей составлять рассказ с опорой на мнемотаблицу

Картинно-графические схемы

«Цветы»

Составление рассказа по сюжетной картине «В детском саду» с опорой на картинно-графические схемы, план.

Развивать умение составлять сюжетный рассказ по картине и пересказывать чётко по схеме.

Картина №1

«В детском саду»

Картинно-графические схемы

Составление рассказа по картине «Лето красное пришло…» без опоры на картинно-графический план.

Развивать воображение, творческое мышление, умение составлять рассказ о содержании картин.

Картина

«Лето красное пришло…»

О.С. Гомзяк №32

 

 

                                       

                                              Содержание

1. Картина «Осень» схема цепной структуры

Текст рассказа по предложениям:

Наступила осень.

Солнце светит мало и греет слабо.

Небо затянуло серыми тучами, моросит холодный дождь.

На дорогах лужи, грязь.

Листья на деревьях покраснели и пожелтели.

Часто дует сильный ветер, начинается листопад.

Люди одеваются теплее, потому что становится холодно.

В садах, полях и огородах собирают урожай.

Перелётные птицы собираются в стаи и улетают в тёплые края.

Вопросы к предложениям.

Какое время года наступило?

Как светит и греет солнце?

Что на небе, какой дождь моросит?

Что на дорогах?

Что произошло с листьями на деревьях?

Какой часто дует ветер и что начинается?

Почему люди одеваются теплее?

Где собирают урожай?

Что делают перелётные птицы?

2. Картина «В огороде» картинно-графический план рассказа.

Текст рассказа по предложениям:

Около дома был город.

В огород пришла семья.

Семья собирает созревшие овощи.

Из овощей мама приготовит соленья и маринады.

Соленья и маринады будут очень вкусными.

Вопросы к предложениям:

Что было около дома?

Кто пришел в огород?

Что делала семья?

Что мама приготовит из овощей?

Какими будут соленья и маринады?

3. Картина «В саду» картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям:

Около дома был фруктовый сад.

В сад пришла семья.

Семья собирает спелые фрукты.

Из фруктов мама сварит компот и варение.

Компот и варение будут очень вкусными.

Вопросы к предложениям:

Что было около дома?

Кто пришёл в сад?

Что делает семья?

Что мама сварит из фруктов?

Какими будут компот и варенье?

4.1  «В парке» картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям:

Толя и Оля пошли гулять в парк.

Оля увидела 2 пня, а Толя увидел много деревьев.

Дети вернулись домой.

Толя нарисовал 5 деревьев, а Оля нарисовала 5 пней.

Дети нарисовали красивые деревья и пни. Вопросы:

Куда пошли гулять Толя и Оля?3xyz03jtj3jt19mv7

Что увидела Оля, а что увидел Толя?

Куда вернулись дети?

Что нарисовал Толя, а что нарисовала Оля?

Какие деревья и пни нарисовали дети?

4.2 «По ягоды» пересказ, схема цепной структуры

Прочитать детям текст рассказа, провести беседу по прочитанному.

Вопросы:

О ком этот рассказ?

Куда пошла бабушка и внучка Надя?

Что они взяли с собой?

С какой кружкой вернулась из леса бабушка?

А с кокой кружкой вернулась Надя?

Почему Надина кружка была пустая?

Почему Наде было стыдно?

Как она поступила на следующий день?

Кого Надя угостила ягодами?

А что сделал дедушка?

А кого бы вы угостили?

5.1 Картина «Аккуратный Митя» картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям:30nzn3wdsn3bds197

Митя пришёл домой в грязных ботинках.

Митя обул тапки, вымыл и почистил грязные ботинки.

Грязные ботинки стали чистыми.

Чистые ботинки Митя поставил на тумбочку.

Вопросы:

В каких ботинках Митя пришёл домой?

Что обул Митя? Что он сделал с грязными ботинками?

Какими стали грязные ботинки?

Куда Митя поставил чистые ботинки?

5.2 Серия картин «Как солнышко ботинок нашло»

Предложить детям рассмотреть картинки и разложить их в нужной последовательности.

Вопросы:

Где гулял мальчик Коля?

Чего было много вокруг дома?

Почему Коля стоит в одном ботинке?

Как поступил Коля, когда заметил, что у него нет ботинка?

Как вы думаете, он нашел его?

Кому рассказал Коля о своей потере?

Кто стал искать ботинок после Коли?

А после бабушке?

Где Коля мог потерять ботинок?

Почему солнышко нашло ботинок, а все остальные нет?

Нужно ли поступать так, как поступил Коля? Почему?

6. Серия картин «Лебеди»

Прочитать детям текст рассказа, провести беседу по прочитанному.

Вопросы:

О ком этот рассказ?

К чему прислушивался дедушка?

Почему Таня заулыбалась на слова дедушки?

Что значит «лебеди трубят?

Кого увидела в небе Таня?

Чего очень хотелось Тане?

А что ответил ей дедушка?

Пересказать рассказ с опорой на картинки.

7. Картинка «Лиса и заяц» картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям:30nzn3wdsn3bds197

Лиса спала в норе.

Она проголодалась и вышла из норы.

Лиса подкралась к кусту.

За кустом сидел заяц.

Заяц, увидел лису, выскочил из-за куста и убежал.

Вопросы:

Где спала лиса?

Что случилось с лисой и откуда она вышла?

Куда подкралась лиса?

Где сидел заяц?

Кого увидел заяц, откуда выскочил и что сделал

8. Картина «Помощники»

Предложить дошкольникам рассмотреть картину и дать имена изображённым на ней детям. Сообщить что у Вики, Коли и Пети мамам работает в телятнике, она телятница.

Вопросы по картине:

Кто это? (Это телята)

Где живут телята? (Телята живут в телятнике)

Куда пришли дети? (Дети пришли в телятник)

Кому они помогают и в чём? (Они помогают маме ухаживать за телятами)

Что делает Вика? (Вика поит белоголового телёнка водой)

Что делает Петя? (Петя кормит белолобого телёнка сеном)

Что делает Коля? (Коля поит бурого телёнка из бутылочки)

Как дети заботятся о телятах? (Дети хорошо заботятся о телятах)

Какие помощники растут у мамы? (У мамы растут замечательные помощники)

Предложить детям послушать рассказ, составленный из ответов на вопросы, затем пересказать и придумать ему название.

9. «Животные жарких стран» картинно-графические схемы, план.

Предложить детям рассмотреть картинно-графические схемы, план и составить рассказ по схемам.

10. «Животные Севера» картинно-графические схемы, план.

Предложить детям рассмотреть картинно-графические схемы, план и составить рассказ по схемам.

11. Картина «Строители»

Предложить дошкольникам рассмотреть картину и дать имена изображённым на ней детям.

Вопросы к картине:

Кто это? (Это Саша, Вова и Лена)

Куда пришли дети? (Дети пришли в детский сад)

Что они делают? (Они строят дома из кубиков)

Какой дом построил Саша? (Саша построил трёхэтажный красный дом с серым фундаментом и зелёной крышей)

Какой дом построила Лена? (Лена построила желтый одноэтажный дом с синей крышей)

Какой дом строит Вова? (Вова строит синий двухэтажный дом с жёлтой крышей)

Кем хотят быть Вова, Лена и Саша? (Вова, Лена и Саша хотят быть строителями)

Предложить детям послушать рассказ, составленный из ответов на вопросы, затем пересказать и придумать ему название.

12. Картина «Мебель»

Предложить детям рассмотреть картину и обсудить, что на ней нарисовано.

Вопросы к картине:

В каком магазине была семья? (Семья была в мебельном магазине)

Что купила семья? (Семья купила стол, стулья, кресло, кровать, шкаф и тумбочку)

Что делает папа? (Папа помогает грузить мебель в фургон)

Куда семья привезёт мебель? (Семья привезёт мебель в свою квартиру)

Что папа и мама поставят в спальне? (В спальне папа и мама поставят большой деревянный шкаф и широкую, мягкую кровать)

Что будет стоять в гостиной? (В гостиной будет стоять тумбочка для телевизора и два мягких кресла)

Куда поставят круглый стол и стулья? (Круглый стол и стулья поставят в кухне)

Как будет в квартире? (В квартире будет уютно, удобно, красиво.)

Предложить детям послушать рассказ, составленный из ответов на вопросы, затем пересказать и придумать ему название.

13. Картинка «Зимой» картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям:

Наступила зима.

Снег лежит на дорожках и дорогах.

Дворники сгребают снег с дорожек.

Снегоуборочные машины убирают снег с дорог.

Вопросы:

Что наступило?

Где лежит сне

Откуда дворники сгребают снег?

Откуда убирают снег снегоуборочные машины?

14. «Предзимье» схема цепной структуры

Текст рассказа по предложениям:

По синему небу летел белый лебедь.

Белый лебедь уронил пёрышко.

Пёрышко увидел медведь.

Медведь подумал, что это снежинка.

А если снежинка, то скоро наступит холодная зима.

А если скоро наступит холодная зима, то надо искать берлогу (менять шубу).

Нашёл медведь берлогу и уснул до весны.

Рассказ предлагается пересказать по схемам без предварительных вопросов.

15. Серия картин «Как дети помогали птицам»

Предложить детям рассмотреть картинки и разложить их в нужной последовательности.

Вопросы к картинкам:

Картина 1

Какое время года наступило?

Почему птицам стало трудно находить корм?

Картина 2

Как дети помогали птицам?

Картина 3

Кто прилетел к кормушке?

Что клевали птицы?

Что сделали птицы после угощения?

Как можно назвать этих детей? (друзья птиц)

Примерный текст рассказа.

        Наступила морозная зима. Выпало много снега. Зимующим птицам стало трудно находить корм. Дети решили помочь птицам. Они расчистили от снега кормушку. Насыпали в неё крупу, хлебные крошки, положили ягоды, развесили сало.

        К кормушке прилетели снегири, синицы, воробьи и голуби. Синицы стали клевать сало, снегири-ягоды, а воробьи и голуби – крошки и зёрнышки.

        Наелись птицы и весело защебетали.

16.  «Новогодняя елка» Картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям:

Папа купил зеленую пушистую елку.

Петя повесил на елку стеклянные игрушки, бумажные флажки и хлопушки.

Елка стояла дома нарядная и красивая.

Новогодний праздник закончился.

Папа и Петя сняли с елки елочные игрушки и убрали в большую картонную коробку.

Вопросы:

Какую елку купил папа?

Какие игрушки Петя повесил на елку?30nzn3wdsn3bds197

Какая елка стояла дома?

Какой праздник закончился?

Какие игрушки папа и Петя сняли с елки и куда убрали?

17. Серия картин «Колосок» пересказ

Предложить детям рассмотреть картинки и разложить их в нужной последовательности.

Прочитать текст сказки.

Вопросы:

О ком эта сказка?

Чем занимались целый день мышата? А петушок?

Как можно назвать мышат, какие они? А петушок?

Что нашёл петушок?

Что предложили сделать мышата?

Кто обмолотил колосок?

Что предложили сделать мышата с зерном? Кто это сделал?

Какую ещё работу выполнил петушок?

А что в это время делали Круть и Верть?

Кто первый сел за стол, когда пироги были готовы?

Почему голос у мышат становился тише после каждого вопроса петушка?

Почему петушок не пожалел мышат, когда они вышли из-за стола?

18. Серия картин «Снежный ком»

Предложить детям рассмотреть картинки и разложить их в нужной последовательности.

Вопросы к картинкам:

Картина 1

Какое время года наступило?

Что мальчик катает во дворе? (дать мальчику имя)

Какой ком он скатал?

Картина 2

Откуда вернулся мальчик?

На чём он привёз снежный ком с прогулки?

Как ты думаешь, что мальчик хотел с ним сделать дома?

Картина 3

Где мальчик? Что он делает?

Что мальчик увидел, когда вернулся в прихожую?

Что он подумал? (почувствовал)

Удалось ли ему сделать задуманное? Почему?

Как ты думаешь, чем закончилась эта история?

19. Картина «В живом уголке»

Предложить дошкольникам рассмотреть картину и дать имена изображённым на ней детям.

Кого вы видите на картине?

Назовите растения, которые находятся в живом уголке?

Нравится ли детям трудится в живом уголке? Почему?

Кто сегодня трудится в живом уголке?

Чем занята Катя и Оля?

Какие листья у фикуса?

Почему Даше нравится ухаживать за рыбками? Какие они?

Какие птицы живут в живом уголке?

Где находится клетка с попугаями? Какие попугаи?

Как ребята выполняют свою работу?

Почему им нравится ухаживать за растениями и животными?

20. Серия картин «Как мы общаемся»  

Беседа по картинам.

Вопросы:

Как мы общаемся друг с другом, если находимся рядом?

А если человека нет рядом, то мы что делаем?

Что можно отнести к средствам связи?

Что можно отправить по почте?

Как раньше доставляли почту?

Как работал телеграф?

Сколько времени нужно сейчас, чтобы послать сообщение?

Что для этого используют люди?

А как почтовая связь доставляет нам письма и почтовые открытки?

Почему люди пишут друг другу письма и отправляют открытки?

Совместное составление рассказа.

21. Серии картин «Ехали мы, ехали»

Предложить дошкольникам рассмотреть картину, ответить на вопросы, придумать начало и окончание рассказа, а затем

рассказать, как путешествовали дети.

Вопросы к картинкам:

На чём ребята поехали в путешествие? (Ребята поехали в путешествие на машине)

Куда они поехали? (Они поехали к реке)

Через что потом переехали? (Потом по мосту переехали через речку)

К чему дети подъехали? (Дети подъехали к горке)

Куда въехали сначала? (Сначала въехали на горку)

А откуда съехали потом? (А потом съехали с горки)

Что дальше сделали дети? (Дети поехали дальше по дороге)

Куда они подъехали? (Они подъехали к воротам)

Примерное начало рассказа: «Даше и Пете подарили красивую машину».

Примерное окончание рассказа: «Дети приехали домой. Так закончилось их путешествие».

22. «Воздушный транспорт» картинно-графические схемы, план.

Предложить детям рассмотреть мнемотаблицу и составить рассказ по схемам.

23. «Сестра» пересказ с опорой на картинно-графические схемы, план.

Прочитать детям рассказ.

Вопросы:

О ком этот рассказ?

Что случилось с солдатом?

В какое время года это случилось?

О чём он думал, когда его ранило?

Что услышал солдат?

Почему он не мог открыть глаза?

Кто пришёл ему на помощь?

Что стала делать медицинская сестра?

О чём её спросил солдат?

Что ответила ему сестра?

Как звали сестру?

Какая она была по росту?

Почему её можно назвать храброй и сильной?

Что сделала медицинская сестра для солдата?

Как нужно относится к защитникам отечества?

24. Картинка «Повар» картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям3xyz03jtj3jt19mv7

Повар готовил обед.

Он сварил гороховый суп, сделал картофельное пюре, выжал томатный сок, испек пирожки с капустной начинкой.

Обед получился очень вкусный.

Вопросы:

Кто готовил обед?

Какой суп сварил повар, какое сделал пюре, какой выжал сок, с какой начинкой испек пирожки?

Какой получился обед?

25. Серии картин «Заяц и морковка»

Предложить детям рассмотреть картинки и разложить их в нужной последовательности.

Вопросы к картинкам:

Какое время года изображено на картине?

Что вы можете сказать о погоде?

Какой стоит снеговик?

Кто пробегал мимо снеговика?

Что он заметил?

Что решил сделать зайка?

Почему ему не удалось достать морковку?

Что он задумал потом?

Помогла ли ему лестница добраться до морковки? Почему?

Как изменилась погода по сравнению с первой картинкой?

Что можно сказать о настроении зайчика во второй картинке?

Что происходит со снеговиком?

Как светит солнышко на третьей картинке?

На что похож снеговик?

Какое настроение у зайчика? Почему?

Составление рассказа по картинкам.

26. Картина «Мамин праздник» картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям:

Восьмое марта-это мамин праздник.

Вика подарила маме открытку.

На открытке Вика нарисовала цветы.

Цветы на открытке очень понравились маме.

Вопросы:

Чей праздник восьмое марта?

Что подарила Вика маме?

Что Вика нарисовала на открытке?

Что понравилось маме?

27. Серии сюжетных картин «Семейный ужин»

Выставляются картинки.

Вопросы:

Как вы думаете какое время суток нарисовано на картинках?

Почему вы так думаете?

Откуда вернулась домой Саша и Маша?

А откуда пришли мама и папа?

Семья садится кушать вечером. Как называется приём пищи в это время?

Что стала делать мама? Зачем?

Какую работу выполняет Саша?

Что можно приготовить из картошки?

А чем занята Аня?

Что она будет делать?

Кого вы не увидели в кухне за работой?

А почему здесь картинка пылесоса?

Так какую работу выполняет папа?

Когда всё было готово, что сделала семья?

Как можно закончить наш рассказ?

Как вы думаете, чем были заняты родители и дети после ужина?

Как можно назвать наш будущий рассказ?

28. Картинка «Кабан под дубом» картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям:30nzn3wdsn3bds197

Кабан ел желуди под дубом.

Налетел сильный ветер.

Желуди посыпались с дуба.

Кабан испугался и убежал из-под дерева.

Вопросы:

Где кабан ел желуди?

Какой налетел ветер?30nzn3wdsn3bds197

Откуда посыпались желуди?

Что случилось с кабаном и откуда он убежал?

29. «Космос» картинно-графические схемы, план.

Предложить детям рассмотреть картинно-графические схемы, план и составить рассказ по схемам.

30. Картинка «Мамины помощники» картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям:

Дети помогают маме.

Петя моет тарелку горячей водой.

Вика вытирает чашки полотенцем.

Мама убирает посуду на полку.

Вопросы:

Что делают дети?

Чем моет тарелки Петя?

Чем Вика вытирает чашки?

Куда мама убирает посуду?

31. Серия сюжетных картин «Откуда пришёл хлеб»

Предложить детям рассмотреть картинки и разложить их в нужной последовательности.

Вопросы к картинкам:

Какое время года изображено на первой картине?

Где работает трактор? Как называется профессия человека, который работает на тракторе?

Какую работу выполняет трактор? Зачем это нужно?

Как называется техника, которую вы видите третьей картине?

Какую работу выполняет сеялка?

Какую работу выполняет самолёт? Зачем нужно удобрять поля?

Когда созревает пшеница?

С помощью чего убирают урожай пшеницы?

Как называются профессии человека, который работает на комбайне?

Из чего пекут хлеб?

А что нужно сделать с зёрнами пшеницы, чтобы получилась мука?

Где пекут булки, батоны? Кто их печёт?

Куда затем везут хлеб?

Как нужно относится к хлебу? Почему?

32. «Насекомые» картинно-графические схемы, план.

Предложить детям рассмотреть картинно-графические схемы, план и составить рассказ.

33. Серия картин «Граница Родины - на замке»  

Предложить детям рассмотреть картинки и разложить их в нужной последовательности.

Вопросы к картинкам:

Как можно назвать наш будущий рассказ?

Кого вы видите на первой картинке?

Куда они направляются?

Что заметил пограничник?

Кому он показал следы?

К кому привели следы?

Что в руках у нарушителя?

Как по-другому можно об этом сказать?

Рассмотрите другую картинку.

Что вы можете сказать о Трезоре? Почему он такой злой?

Что сделал нарушитель, когда Трезор напал на него?

Как можно назвать пограничника Трезора, какие они? Если все защитники будут такими, то какой будет наша Родина?

34. «Цветы» картинно-графические схемы, план.

Предложить детям рассмотреть картинно-графические схемы, план и составить рассказ по схемам

35. Картина «В детском саду» картинно-графический план рассказа

Текст рассказа по предложениям:

Дети пришли в детский сад.

В детском саду есть разные игрушки.

Таня и Вова собирают железную дорогу.

Петя катает паровоз.

Коля и Катя строят деревянный домик.

Детям нравится играть с игрушками.

Вопросы:

Куда пришли дети?

Что есть в детском саду?

Что собирает Таня и Вова?

Что катает Петя?

Что строят Коля и Катя?

Что нравится делать детям?

36. Картина «Лето красное пришло…»

Вопросы:

Какое время года изображено на картине?

Почему вы так думаете?

Какая летом погода?

Как выглядят летом деревья?

С чем можно сравнить траву, которая покрывает землю?

Что можно увидеть среди травы?

Кто летает и порхает над цветами?

Куда отправились дети летним днём?

Чем занимаются дети?

А чем ещё можно заняться, отдыхая на речке?

Что художник не изобразил на картине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МНЕМОТЕХНИКА, КАК ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ.

Мнемоника (мнемотехника) – это искусство запоминания, совокупность приёмов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций. В дошкольном воз...

Педагогический опыт по теме: «Использование технологии «мнемотехника»в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»

Педагогический опыт по теме:«Использование технологии «мнемотехника» в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

«Использование образовательной технологии мнемотехники в художественно-речевом развитии детей в логопедической группе детей с ОНР»

Мнемотехника – это  «искусство запоминания»  Мнемотехника – это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и  воспроизведение ...

«Использование технологии мнемотехника в развитии речи у детей»

laquo;Использование технологии мнемотехники в развитии речи у детей» В современных условиях при широком внедрении новых информационных технологий актуальной остается проблема развития речи...

Мнемотехника как технология развития связной речи детей

Мнемотехника как технология развития связной речи детей...

Использование информационно-коммуникационных технологий, мнемотехники, знаковой системы при ознакомлении детей старшего дошкольного возраста с героической историей нашей Родины в рамках темы "День Победы"

Разработанные с использованием ИКТ методические материалы позволяют всесторонне отразить тематику. Материалы разработаны с учётом специфики дистанционной работы: в частности, графические диктанты выгл...

Технологическая карта по Речевомуразвитию для детей младшей группы "Расскажи о своей семье".

Технологическая карта по Речевомуразвитию  для детей младшей группы "Расскажи о своей семье"....