Конспект занятия по развитию речи "Вежливые слова"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Остроумова Алевтина Николаевна

Конспект занятия по развитию речи "Вежливые слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vezhlivye_slova.docx21.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема занятия по развитию речи  в старшей группе:

«Вежливые слова»

Цель: Учить детей употреблять в речи, вежливые слова.

Задачи: Развивать фантазию и речевое творчество детей: формировать положительное отношение детей друг к другу: уважительное поведение в различных ситуациях.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:

Стихотворение.

Добрые слова не лень

Повторять мне каждый день

Только выйду за ворота

Всем идущим на работу

Кузнецу, ткачу, врачу,

«С добрым утром!»- я кричу.

«Добрый день!»- кричу я вслед

всем идущим на обед

«Добрый вечер!»- как встречаю

Всех домой спешащих к чаю.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о вежливости, хороших и плохих поступках людей. Все родители хотят, чтобы их дети выросли вежливыми. А кто из вас может объяснить, что значит быть вежливыми?

Дети: Значит быть внимательным к людям; говорить вежливые слова; заботиться о близких тебе людях; уступать дорогу, когда идешь на встречу; уступать место девочкам и взрослым людям; благодарить за помощь; не грубить; стараться сделать приятное.

Воспитатель: Правильно, ребята. Быть вежливым, это не только говорить вежливые слова, но и стараться сделать приятное другим людям. Ребята, мне бы хотелось послушать рассказы о том, как вы сами стараетесь делать приятное окружающим вас людям.

Воспитатель: послушайте стихотворение про Машу.

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало,

И оно-то как на грех,

Говорится чаще всех.

Это слово ходит следом

За подарком, за обедом,

Это слово говорят,

Если вас благодарят.

Воспитатель: Дети, какое же слово забыла Маша?

Дети: Спасибо.

Воспитатель: правильно. Ребята давайте поиграем в очень интересную игру. «Назови ласково» назовите друг друга ласково (Саша-Сашенька, Ваня-Ванечка и. т.)

Воспитатель: Я сейчас прочитаю рассказы о детях.

1-й рассказ-стихотворение

-Встретил Витю я соседа

Встреча грустная была

На меня он как торпеда,

Налетел из-за угла.

Но представьте зря от Вити

Ждал я слова. (извините)

А слово-то какое — очень дорогое!

Воспитатель: Дети, как вы думаете, правильно поступил Витя? Как бы вы поступили в такой ситуации? (ответы детей) .

Воспитатель: Послушайте ещё рассказ.

-Был вежлив этот мальчик

И, право очень мил:

Отняв у младших мячик,

Он их благодарил,

«Спасибо»-говорил,

Нет, ежели вы вежливы,

То вы благодарите,

Но мячика у мальчика

Без спросу — не берите!

С. Маршак

Воспитатель: Дети, можно ли этого мальчика назвать воспитанным. Вежливым? Почему? (Ответы детей) .

Воспитатель: Ну и последний рассказ. Вам надо послушать и запомнить вежливые обращения.

Воспитатель: И так слушайте:

-Друзья, вот вам на всякий случай

Стихи о школьнике одном,

Его зовут. А впрочем, лучше

Мы здесь его не назовём.

«Спасибо», «Здравствуйте», «Простите».

Произносить он не привык,

Простого слова «Извините»

Не одолел его язык

Ему бывает часто лень

Сказать при встрече «Добрый день!»

Казалось бы простое слово,

А он стесняется, молчит,

И в лучшем случае «здорово»

Он вместо «Здравствуйте» бубнит.

И даже вместо «До свидания»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощание;

«Ну, я пошел. Пока! Всего!»

Воспитатель: Дети какие вежливые слова напомнило вам это стихотворение? (ответы детей)

Воспитатель: Без добрых слов никак нельзя

А это кукла Таня, давайте к ней подойдём и поздороваемся!

- Здравствуй Таня!

(От имени куклы):

Я всё могу! Могу плясать,Рисовать и петь!

Могу стоять на голове, до марса долететь! Могу допрыгать до луны,

Могу найти алмаз, Могу я даже видеть сны,

Не закрывая глаз!

Могу я целый день не врать

Могу, но не хочу!

- Дети, вам понравился рассказ куклы? (Ответы.)

- Хотите с ней дружить? (Ответы.)

- Конечно, ребята, слушать хвастунов и лгунов неприятно, и дружить с ними неинтересно!

Кукла : Я не хочу быть хвастуном! Ребята, подскажите, что мне нужно делать?

- Ребята, мы поможем Кате? (Ответы.)

- Тогда, давайте присядем поудобнее / дети садятся на стульчики.

И ты, Таня, садись и слушай

- Таня, все наши ребята знают, что бы быть воспитанным, нужны волшебные слова!

Слушай и запоминай!

Вопросы к детям:

1. Какое слово нужно говорить, когда Вы приходите в детский сад? (Ответы.)

Слушайте и помогайте:

Встретив зайку, ёж сосед говорит ему…. (Привет.)

А его сосед ушастый, отвечает ему… (Здравствуй.)

2. Когда мы говорим слово «пожалуйста»? (Ответы.)

Говорит Лиса Матрёна

«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала,

Всем скажу, что не дала!

Ты, Лиса, не жалуйста,

А скажи … (Пожалуйста.)

3. Какое есть волшебное слово благодарности? (спасибо)

Трясогуска с бережка

Уронила червячка,

И за угощенье, рыба

Ей пробулькала … (Спасибо.)

4. Ребята, а что нужно сказать прощаясь? (до свиданья, всего доброго)

К осьминожке камбала

В понедельник заплыла,

А во вторник на прощанье,

Ей сказала… (До свиданья.)

5. Во время завтрака, обеда, ужина, что принято говорить? (Приятного аппетита.)

6. Когда мамочка укладывает вас спать, что вы слышите от мамочки? (Доброй ночи, спокойной ночи.)

- А что вы ей говорите в ответ? (Ответы.)

7. Дети, а что же должен сказать своим друзьям Таня, ведь она их обидела? (Ответы.)

- Конечно, ребята, если Вы кого-то нечаянно обидели, то обязательно нужно извиниться и попросить прощения. И вы, ребята, не забывайте об этом.

- А ещё лучше ни с кем не ссориться и не драться!

Таня: Я поняла, я поняла, что значит быть вежливой. Очень плохо быть грубой, злой, хвастливой и не благодарной!

Воспитатель: Давайте теперь немного поиграем.

Воспитатель дает детям красивый мяч. Ребенок, который получил мяч, должен сказать своему соседу по кругу спасибо за что- либо доброе, а затем передать мяч следующему. Игра заканчивается, когда все в кругу поблагодарят друг друга.

Воспитатель: молодцы.

Беседа по сюжетным картинкам.

1) Девочка угощает мальчика мороженым.

- Что делает девочка?

- Что должен сказать мальчик?

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

- Когда мы говорим эти слова?

Воспитатель - Правильно, это слова благодарности. Их говорят всем, кто нам помогает, угощает, делает для нас что-то хорошее.

2) Девочка помогала маме мыть посуду и нечаянно разбила чашку.

- Как надо поступить девочке?

- Что она должна сказать маме?

- Когда мы говорим эти слова?

- Правильно, это слова извинения. Их говорим, когда мы что-то сделали не так, не правильно или обидели кого-нибудь.

3) Семья завтракает за столом.

- Что делают люди на этой картинке?

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

- Почему вы так думаете?

- Когда надо говорить эти вежливые слова?

Пора за стол, всё для еды накрыто

Приятного желаем аппетита.

4) Утром мама будит дочку.

- Что делает мама? Что она говорит своей дочке?

- Что отвечает ей девочка?

- Какое вежливое слово спряталось на этой картинке?

- Молодцы, ребята, вы правильно угадали все вежливые слова.

- Но-чтобы быть вежливыми, надо не только говорить вежливые слова, но и уметь правильно себя вести, чтобы людям было приятно с вами разговаривать и дружить.

Воспитатель:- Сейчас я познакомлю вас с двумя девочками и расскажу, что с ними произошло

5) Две девочки вырывают друг у друга воздушный шар.

Шар воздушный две подружки

Вырывали друг у дружки -

Весь перецарапали.

Лопнул шар и две подружки

Посмотрели – нет игрушки

Сели и заплакали.

Воспитатель - Как вы думаете, правильно ли поступили эти девочки?

Смогли ли они поиграть шариком? Почему?

Можно ли назвать этих девочек вежливыми?

Как правильно и вежливо надо было им поступить?

Молодцы, ребята, как много вы знаете.

Итог.

Вопросы:

О каких особенных словах мы сегодня говорили?

Ну, а мы, ребята, тоже будем помнить важные правила.

Чтоб никого не обижать,

Друг друга надо уважать.

И не дразниться, не грубить

И «здравствуй» надо говорить.

Если спросишь что-нибудь,

То очень-очень вежлив будь!

И говори волшебное «пожалуйста»

И не забудь волшебное «спасибо»!

Воспитатель: - Ну что ж, давайте никогда не будем забывать добрые, вежливые слова. И будем чаще делать добрые хорошие поступки. Все сегодня молодцы! Хорошо занимались, спасибо вам большое.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

План - конспект занятия по развитию речи у дошкольников 4, 5 - 5, 5 лет на тему: "Знакомство с многообразием слов, деление слов на слоги. Слова длинные и короткие".

Цели занятия: 1. образовательная - научить делить слова на слоги, определять количество слогов в слова, учить отвечать на вопросы.2. развивающая - развивать внимание, речь.3. воспитательная - вос...

Конспект занятия по развитию речи "Зимние слова" подготовительная группа

На занятии уточняется артикуляция гласных и согласных звуков, соотношение звук - буква, дифференциация звуков "с-с\' "....

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе "Прекрасная страна слов"

Задачи: формировать умение обобщать и классифицировать (морские рыбы, рыбы, живущие в пресноводных водоемах).Расширять словарный запас через участие в словесно – речевых играх.Упражнять в д...

Конспект занятия по развития речи для старшей группы "Предложения состоят из слов, а слова из слогов"

Цель: Формировать у детей представление о том, что слова состоят из слогов, упражнять в деление слов на слоги, развивать психические процессы (мышление, память, внимание), развивать мелкую моторику....

Конспект занятия по развитию слоговой структуры слова. Тема: "Закрепление чёткого произнесения слов первого типа в предложениях с предлогом У"

Цель: учить употреблять предлог "У" в предложении.Задачи:- формировать умение соблюдать ритмический рисунок слов 1-го типа в предложении;- продолжать развитие произносительных умений;- продо...

Конспект занятия:Речевое развитие: "Волшебные слова"(дети 5-7лет)

Самоанализ игры - занятия Игра-занятие проведена с детьми старшей группы , возраст детей 5-7 лет. Конспект составлен с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей соответствующих...