Проект
проект по развитию речи (старшая группа)

Латыпова Лилия Салаватбатыровна

1..Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи.

2..Правильное дыхание-залог здоровья.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №1 «СКАЗКА»

ПРОЕКТ

«Использование приемов мнемотехники в работе логопеда по развитию связной речи».

                             Выполнила: учитель-логопед

 Л.С.Латыпова

г.Мегион, 2020

Пояснительная записка

Одной из основных целей логопедической работы с детьми является формирование полноценной речевой деятельности. Это значит, что в ходе выполнения любого упражнения нужно не только формировать средства языка (произношение, фонематические процессы, словарь, грамматический строй), но и обучать связности  высказывания.  

На современном этапе поиск новых форм и методов обучения                          и воспитания детей – один из актуальных вопросов педагогики.                              С повышением внимания к развитию личности ребенка связывается возможность обновления и качественного улучшения его речевого развития. Поэтому наряду с общепринятыми приемами и принципами вполне обосновано использование оригинальных, творческих, методик, эффективность которых очевидна. И в данном случае эффективном средством при обучении связной речи дошкольников служат приемы мнемотехники в связи с тем, что у дошкольников память носит непроизвольный характер: они лучше запоминают факты, предметы, явления, события, близкие их жизненному опыту.

Мнемотехника – система различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образование дополнительных ассоциаций. Такие приемы особенно важны для дошкольников, так как мыслительные задачи у них решаются                                     с преобладающей ролью внешних средств, наглядный материал усваивается лучше вербального.

Особенность методики – применения не изображения предметов,                      а символов для опосредованного запоминания. Это значительно облегчает детям поиск и запоминание слов. Символы максимально приближены                        к речевому материалу, например, для обозначения диких животных используется елка, а для обозначения домашних – дом.

Основная часть проекта

Тема проекта: «Использование приемов мнемотехники в работе логопеда                   по развитию связной речи».

Автор проекта: учитель-логопед Л.С. Латыпова.

Тип проекта: исследовательско-творческий.

Сроки реализации проекта: с 14.09.2020 по 21.05.2021.

Участники проекта:

-дети старшего дошкольного возраста коррекционной группы-10 человек;

-учитель-логопед-1;

-воспитатель-2;

-родители.

         Цель проекта:

Научит детей связно, последовательно грамматически фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни.

Задачи проектной деятельности:

  • Развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;
  • Перекодирование информации, т.е. преобразование абстрактных символов в образы;
  • Развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом изображении;
  • Обогащение словарного запаса.

Содержание проекта:

Мнемотаблицы – схемы, в которых заложена определенная информация, на занятиях по развитию связной речи применяется как дидактический материал, который  позволяет детям эффективно воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, перекодировать, сохранять и воспроизводить ее в соответствии с поставленными учебными задачами.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный – сбор информации по данной теме, изучение методической литературы, подбор стихотворений и рассказов для составления мнемотаблиц к ним, подбор консультаций для родителей о том, что такое мнемотехника, для чего она используется и к какому результату приводит использование мнемотехники в развитии речи детей, составление перспективного плана работы по данной теме на учебный год;

2 этап – исследовательский – составление картотеки мнемотаблиц                    к стихотворениям и рассказам совместно с детьми и родителями группы, заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц, составление рассказов с опорой на мнемотаблицы, консультации для родителей по теме проекта; выступление на педагогическом совете в ДОУ.

3 этап – заключительный – итоговый (презентация проекта)

Перспективный план работы педагога по проекту

Методическая работа

Формы работы

Сроки

Форма отчета

-Сбор и анализ информации, работа с методической литературой.

-Использовать Интернет в поисках дополнительной информации для работы:

-сайты «Социальная сеть работников образования nsportal.ru», «Maam.ru» и др. интернет-источники.

С 14.09.2020 по 12.10.2020

Список использованной литературы
Перспективный план работы с детьми по данной теме

Подготовить консультации для родителей по данной теме

Октябрь  2020

Консультации

Создание картотеки мнемотаблиц

Май  2020

Наличие картотеки с мнемотаблицами

Перспективный план работы с детьми по проекту

Сроки выполнения

Формы работы с детьми

Сентябрь-май

Составление:
описательных рассказов по лексическим темам с опорой на мнемотаблицу;
заучивание стихотворений с использованием мнемотаблиц;

пересказ рассказов  с опорой на мнемотаблицу.

Предполагаемый результат:

  • Сформированные коммуникативные навыки общения;
  • Повышения уровня мотивации к занятиям;
  • Развитость графо-моторных функций.

Выступление на педагогическом часе по данному вопросу.

В процессе реализации проекта у меня возникли следующие трудности: недостаточные знания современных технологий развития речи детей дошкольного возраста, небольшое количество дидактических и наглядных пособий для проведения занятий по речевому развитию, низкая степень участия родителей в речевом развитии детей с использованием мнемотехник. Эти проблемы мы решали так:

1) изучили методическую литературу по речевому развитию детей                     с использованием современных образовательных технологий;

2) изготовили самостоятельно необходимые наглядные пособия;

3) продумали более интересные для родителей и эффективные формы сотрудничества по данной проблеме.

Для практической реализации данного проекта среди педагогов были разработаны:

Открыта личная страничка педагога в Интернете ;

Инновационный проект «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Проект размещен в Интернете на сайте;

Мнемотаблицы для составления рассказов и разучивания стихотворений;

Конспекты занятий по речевому развитию детей с использованием мнемотаблиц.

В перспективе планируется:

Поиск и включение в занятия новых современных технологий по развитию связной речи детей.

Разработка новых форм взаимодействия с семьей, создание семейной «Литературной гостиной».

Обобщение опыта, распространение его по городу, области, России через открытые мастер-классы, семинары, печатные издания, Интернет.

Список литературы:

1. Большова, Т.В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники Т.В. Большова / Спб., 2005 — 71с.

2. Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Использование опорных схем в работе с детьми // Давьщова Т.Г. Ввозная В.М. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 1, 2008, с.16

3. Омельченко Л.В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи / Омельченко Л.В. Логопед. 2008. №4. - с.102 -115.

4. Полянская, Т. Б. «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста», 2009.

5. Смышляева Т.Н. Корчуганова Е.Ю. Использование метода наглядного моделирования в коррекции общего недоразвития речи дошкольников // Логопед. – 2005. – № 1.

6. Ткаченко Т.А. Использование схем в составлении описательных рассказов / Ткаченко Т.А. Дошкольное воспитание.1990. №10 — с. 16-21.

7. Широких Т.Д. Учим стихи – развиваем память / Ребёнок в детском саду. 2004. N2. С.59-62.



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ №1 «СКАЗКА»

Проект

«Правильное дыхание – залог здоровья»

Составитель: Л.С. Латыпова

учитель – логопед

Начало работы:01.09.2018

Окончание:31.05.2019

Пояснительная записка

  В настоящее время официально признано, что  первыми педагогами детей являются их родители (Закон Российской Федерации                                     «Об образовании»,   ст 18, п.1)

ФГОС ориентирует педагогов ДОУ на необходимость участия родителей в реализации программы, в создании условий для своевременного полноценного развития ребёнка дошкольного возраста.  Родители должны стать активными участниками образовательного процесса, всех педагогических проектов, независимо от тематики и доминирующей деятельности.

Вовлечение родителей в коррекционно-педагогический процесс важная задача, не потому, что этого хочет учитель-логопед, а потому что это необходимо для развития их собственного ребенка. Усилия логопеда должны быть направлены на построение взаимоотношений родителей и детей. Это связано с тем, что именно в семье начинается развитие личности  ребенка. Используя информационно-коммуникационные технологии,  логопед решает главную задачу взаимодействия с родителями - повышает уровень их педагогической компетентности.

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосо- и звукообразование, сохраняет плавность    и музыкальность речи. При правильном речевом дыхании ребенок  сможет верно  произносить звуки, говорить громко, четко, выразительно, плавно             и соблюдать необходимые паузы. Самое первое, чему ребенку важно научиться - это делать сильный плавный выдох ртом.  Ребенку  надо научиться контролировать время выдоха, расходовать воздух экономно и еще и направлять воздушную струю в нужном направлении.

Речевое дыхание - это возможность человека выполнять короткий глубокий вход и рационально распределять воздух при выдохе                                 с одновременным произнесением различных звукосочетаний.

Речевое дыхание происходит произвольно (человек сам себя контролирует), неречевое же выполняется автоматически. При говорении человек контролирует вдох и выдох, изменяя его и обеспечивая плавность, длительность и легкость произнесения. Если ребенок плохо говорит,                     то начинать работу по развитию речи следует, прежде всего, с развития дыхания.

Развивать дыхание помогают различные игры и упражнения. Для чего это нужно? Правильное дыхание поможет ребенку научиться говорить спокойно, плавно, не торопясь. Некоторые упражнения для развития дыхания помогают также научить ребенка правильно произносить те или иные звуки. Если ребенок во время речи надувает щеки, то и речь его невнятна именно по этой причине. И прежде, чем начинать постановку звуков, необходимо научить ребенка правильной выработке воздушной струи.

Актуальность проекта. Реальная ситуация сложившееся                             в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показала, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Эти дети составляют основную группу риска              по школьной неуспеваемости, особенно при овладении чтением и письмом. Ряд речевых нарушений в своей симптоматике имеют нарушения физиологического и речевого дыхания.

Исходя из актуальности данной проблемы, можно определить:

Цель исследования - развитие речевого дыхания у детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Задачи:

-изучить и проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данной теме;

-обработать и проанализировать результаты, полученные при проведении исследования особенностей речевого дыхания у детей старшего дошкольного возраста с речевыми нарушениями

-показать значение дыхательной гимнастики детям;

-познакомить с правилами проведения дыхательной гимнастики;

-повысить компетентность педагогов и родителей о вопросах речевого дыхания;

-проанализировать результат проектной деятельности и оценка результатов эффективности применения логопедического проекта в коррекционном процессе.

Паспорт проекта:

Проект предназначен для детей с речевыми нарушениями.

Вид проекта: среднесрочный.

Участники проекта: дети с нарушениями речи, учитель-логопед, воспитатели, эколог,  родители.

Практическая значимость проекта: заключается в том, что предложенная система применения проектного метода в коррекционно-логопедическом процессе может использоваться при речевом развитии детей и без речевых нарушений, как профилактика нарушений речевого развития в дошкольном возрасте.

Срок реализации проекта: 1 год.

Этапы реализации проекта: 

Название

этапа

Содержание работы

Сроки

Подготовительный

этап

Изучение и анализ научно-методической  и психолого-педагогической литературы по данной теме;

- составление  перспективного плана работы по развитию правильного речевого дыхания;

- планирование работы с родителями по вопросу формирования правильного дыхания

Сентябрь

Основной этап

Работа с детьми

- сбор информации и участие в беседе «Правильное речевое дыхание»

октябрь

-выработка длительного плавного выдоха;

- дифференциация ротового и носового выдоха

октябрь

ноябрь

- выработка глубокого вдоха

декабрь

-формирование физиологического дыхания, развитие его силы

январь

- закрепление диафрагмального дыхания на материале гласных  и согласных звуков

февраль, март

- закрепление диафрагмального дыхания на материале слогов, слов и предложений

апрель май.

Работа с родителями

- подборка информации по заданному плану

Октябрь

- консультации для родителей «Игры и игровые упражнения для развития речевого дыхания», «Игрушки для развития речевого дыхания своими руками»;

Ноябрь

Оформление папки – передвижки «Дышим правильно – говорим легко»

декабрь

Семинар – практикум «Сплошное надувательство»

февраль

Индивидуальные консультации с родителями

В течение года

Работа с педагогами

- оснащение предметно – развивающей среды (оформление группы в соответствии с темой, организация совместной выставки);

октябрь

- консультация «Речевое дыхание –основа  правильной речи»

ноябрь

- презентация игр и пособий по развитию дыхания у детей

февраль

Заключительный этап

- разработка картотеки упражнений на формирование речевого дыхания;

- разработка буклета «Правильное – дыхание»

Март - май


Предполагаемый результат проекта: дети научатся правильному речевому дыханию, в результате речь станет более чёткой, разборчивой.

Конечным продуктом проекта является:

-Повышена грамотность родителей, педагогов в вопросах речевого дыхания детей с речевыми нарушениями, оказана им поддержка и помощь                                   в коррекционном процессе.

-Повышена профессиональная компетентность педагогов ДОУ в вопросе проведения дыхательной гимнастики для детей с речевыми нарушениями.

-Показ презентации проекта «Правильное дыхание - залог здоровья» для  педагогов ДОУ.

-Проанализированы результаты диагностики речевого дыхания, проектной деятельности.

Возможные риски:

-Пассивное участие родителей в анкетировании,  индивидуальных беседах             и консультациях.

Вывод:

Выработка воздушной струи является одним из необходимых                          и значимых условий постановки звуков. Работу по воспитанию воздушной струи необходимо начинать на подготовительном этапе формирования правильного звукопроизношения, наряду с развитием фонематического слуха и артикуляционной моторики. Правильное речевое дыхание-основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Работа, направленная на развитие дыхания, выработки воздушной струи дает положительный эффект. При педагогическом воздействии овладение правильным дыханием идет быстрее, раньше происходит удлинение и усиление внеречевого выдоха, удлинение выдоха в процессе фонации звуков, что дает возможность быстрее поставить необходимые звуки. 

Литература

1. Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии: «Послушный ветерок» М., «Школа – пресс», 1999.

 2.Лукьянов Л.А., Ермолаев О.Ю., Сергиенко В.П. Тренируем дыхание. М.,Знание 1987.

 3.Симкина Л.П.,.Титаровский Л.В. Азбука здоровья М.,Амрита – Русь, 2006

4. Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. М., 2010

5. Евдокимова Е.С. Технология проектирования в ДОУ. Сфера. М.2005

Волкова Г.А. Логоритмическая гимнастика. М.: Владос,2003

Максакова А.И., Тумакова Г.А. Учите играя. М: Просвящение, 1979

Методические пособия «Стрельниковская дыхательная гимнастика для детей»

Новиковская О.А. Логоритмика для детей дошкольников в играх и упражнениях: Практическое пособие для педагогов и родителей . – СПб.: Издательство «Кроно.Век.», 2012

5.«Развивающая педагогика оздоровления» В.Т. Кудрявцева, Б.Б. Егорова

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение №1 «Сказка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.

Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...

пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация

педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....

Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года

Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...

Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с

Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...

Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и

Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных  растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...

МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат

Проблема:  Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...