Постановка звука Г
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Голушко Евгения Александровна

Постановка звука Г

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Постановка звука Г893 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №13 "АРБУЗЁНОК" Г.СОЛЬ-ИЛЕЦКА" ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМПЛЕКТ ЗАНЯТИЙ

по постановке звука Г  у детей  5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Составила:

Учитель-логопед

ГОЛУШКО ЕВГЕНИЯ

АЛЕКСАНДРОВНА

Соль-Илецк, 2020

Постановка заднеязычных Г, Х.

Структура занятий по постановке звуков.

  1. Тема: «Звук…»
  2. Цель: постановка звука …
  3. Задачи:
  4. Оборудование
  5. Этапы НОД

- Организационный момент (положительный настрой)

- Объявление темы

- Пальчиковая гимнастика

- Упражнения по развитию речевого дыхания

- Артикуляционные упражнения (для губ, челюсти, языка)

- Упражнения по развитию мимики

- Голосовые упражнения и упражнения на интонацию

- Постановка звука (если звук получился, автоматизация звука в слогах)

- Анализ артикуляции звука, характеристика звука

- Физкультминутка

-  Развитие фонематического слуха

- Игры на развитие внимания, памяти и мышления

- Итог занятия

- Оценка работы ребенка

- Домашнее задание

Конспекты  (технологические карты)  индивидуально-подгрупповой НОД по  постановке звука Г

Звук Г  - согласный, ротовой, взрывной, заднеязычный, звонкий, твердый.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ  ЗВУКА  Г

  1. Губы раскрыты, занимают нейтральное положение
  2. Зубы разомкнуты;
  3. Кончик языка лежит у нижних зубов, не касаясь их,
  4. Передняя и средняя часть спинки языка опущены,
  5. Задняя часть поднята и упирается в мягкое небо (на стыке мягкого и твердого неба),
  6.  Боковые края языка слегка касаются задней части твердого неба;
  7. Мягкое небо поднято, прижато к задней стенке глотки и закрывает проход в носовую полость;
  8. Голосовые связки сомкнуты, вибрируют.
  9. Воздушная струя выходит через ротовую полость, взрывая смычку между задней частью спинки языка и мягким небом, выдох сильный.

ДЕФЕКТЫ АРТИКУЛЯЦИИ ЗВУКА Г.

Гаммацизм – неправильное произнесение (замена) звуков [Г], [Г’]

  1. Гортанный щелчок;
  2. Южнорусский  звук  Г, как бы звонкий звук  Х;
  3. Гортанный, звонкий, фрикативный (украинский) звук Г

Парагаммацизм – замена звука Г другим звуком.

  1. Замена звук Г на звук Д;
  2. Замена звука Г на звук Х.
  3. Оглушение звука Г, замена на звук К.

  1.   Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Г  у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Г» (Постановка звука Г от звука К при оглушении)

(Лексическая тема: «Грибы»)

Цель: Постановка звука Г

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Г;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Г, схема характеристики звука, мяч, предметные картинки «ГРИБЫ»,

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Малыш, доброе утро. Отгадай загадку.

Весь Антошка -
Шляпка да ножка.
Дождь пойдёт -
Он подрастёт.

Ответ: Гриб.

Логопед: Молодец, правильно. А какие грибы ты знаешь? (ответы ребенка). Сегодня мы поговорим о грибах. Где мы можем найти грибы? (в лесу). Давай отправимся в лес за грибами.  (выставляется картинка «Лес»)

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед:  Давай сыграем в пальчиковую игру «За грибами»

Все зверушки на опушке

Ищут грузди и волнушки.

Белочки скакали,

Рыжики срывали.

Лисичка бежала

Лисички собирала.

Скакали зайчатки,

Искали опятки.

Медведь проходил,

Мухомор раздавил.

(загибать пальчики на каждое название гриба).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: Малыш, а как кричат в лесу грибники?

(АУ)

Грибники в лесу кричат:

АУ! АУ!

Заблудиться не хотят!

АУ! АУ!

(многократно произносить АУ! АУ! то громче, то тише.  (на выдохе).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Вот мы идем, и грибочки собираем  (собирают картонные грибочки, на обратной стороне приклеены артикуляционные упражнения) и гимнастику для язычка делаем.

Гимнастика для звуков К,Г,Х.

1. Покусать язык.

 • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

2. «Наказать непослушный язык»

 • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)

 3. «Лопаточка»

 • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

 4. «Горка»

 • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

 5. «Горку построим — горку разрушим»

 • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

 6. «Ветерок дует с горки»

 • Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

 Логопед: Посмотри в корзинку. Сколько грибов мы нашли. Ты рад? Покажи! (РАДОСТЬ). А это что за гриб? Удивись! (УДИВЛЕНИЕ). Это мухомор, он не съедобный, ядовитый! Его брать не нужно! (ОГОРЧЕНИЕ). Отнесем грибы маме – вот она обрадуется (РАДОСТЬ).

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед:  Давай скажем и запомним такую фразу:
МУХОМОР – ЯДОВИТ!

Скажи громко, тихо, быстро, медленно, шепотом, восклицательно, вопросительно и др.

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука Г

 Логопед: Малыш, послушай слово ГГГРИБЫ.

В этом слове первый звук ГГГ.

Давай потренируемся его произносить.

Постановка звука /Г/ по подражанию от звука /К/ .

Ребенку предлагается положить ручку на горлышко и, «включив» голос, произносить звук /К/. Послушать, что получилось. Если звук К поставлен, и нет общего оглушения звуков, то звук Г ставится без труда.

Если идет оглушение всех звонких согласных, тогда:

Сказка «Домик для голоса»

У каждого человека есть горлышко, есть оно и у тебя. В горлышке живет ГОЛОСОК. Когда он спит, например, на глухих звуках [К], [С], [Ш], [Ф], [П], стенки его домика-горлышка не дрожат. Звуки эти глухие не потому, что ничего не слышат. Просто в их звучании нет голоса. А вот на звонких звуках [Г], [З], [Ш], [В], [Б] ГОЛОСОК просыпается и начинает стучаться в стенки, отчего горлышко вибрирует. Хочешь проверить?» Одну ручку ребенка тыльной стороной приложите к своему горлу. Произнесите какой-нибудь глухой звук, например [Т]. Следует избегать очень распространенной ошибки. Вы должны воспроизвести только изолированный звук [Т], а не название буквы [Тэ], или[Та]. Присоединение гласного вызовет вибрацию горла (при произнесении гласных всегда есть голос) и дезориентирует ребёнка. Итак, вы произнесли звук [Т]: «Чувствуешь, малыш, ГОЛОСОК спит!». А теперь, - [Д]: «ГОЛОСОК проснулся!». То же самое проделайте с другими парными согласными: [С] - [З], [Ш] - [Ж], [Ф] - [В] и т.д. Теперь ребёнок должен приложив руку к своему горлышку, произнести звук [Т] и почувствовать отсутствие вибрации. Чтобы появился звук [Д], надо подключить голосок. Кроха старается его вызвать. Наконец, удалось. Теперь можно приступать к постановке звука [Г] от слога «ДА».

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  Г

Логопед:  

При артикуляции звука [ Г ]

  1. Губы находятся в положении следующего за к гласного, не напряжены.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
  5. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Г  и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Г.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука Г

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что вместо звука К у нас получился звук Г, когда горлышко заработало.  

Логопед: Какой звук Г?  

Звук Г – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей  фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Давай поиграем в мяч.

Игра называется « Скажи наоборот»

У белого гриба ножка толстая, а у подберезовика … (ТОНКАЯ)

У подосиновика шляпка гладкая, а у мухомора  … (ШЕРШАВАЯ)

У лисички шляпка вогнутая, а у опят - … (ВЫПУКЛАЯ).

У подосиновика шляпка яркая, а у поганок - .. . (БЛЕКЛАЯ).

Дерево высокое, а гриб … (НИЗКИЙ)

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Малыш, отгадай загадку:

Коренастый, в шляпе новой 
Гриб в бору растет сосновом. 
Рады бабушка и дед: 
– Будет праздничный обед! 
Ой, схватили белки вмиг 
Этот белый… (ГРИБ)

Логопед: Правильно, самый главный, самый вкусный – это БЕЛЫЙ ГРИБ. Или ГРИБ БОРОВИК.

Давай соберем разрезную картинку. (См. ниже)

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Я буду читать тебе стихотворение, а ты должен посчитать грибы, о которых в нем говориться:

Только я в кусты зашла –

Подосиновик нашла.

 Две лисички, боровик.

И зеленый моховик.

Сколько я нашла грибов?

У кого ответ готов? (пять).

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Логопед:  Малыш, здорово! Ты молодец! Нам пора возвращаться в детский сад. Что мы сегодня делали? Что тебе понравилось? Чему ты научился?

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Логопед: Раскрасить только съедобные грибы. (см. ниже)

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД

  1. Технологическая карта-конспект индивидуально-подгрупповой логопедической НОД по постановке звука Г  у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Г» (Постановка звука Г от звука Д с механической помощью)

(Лексическая тема: «Домашние птицы»)

Цель: Постановка звука Г

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Г;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: картинки для проведения артикуляционной гимнастики, картинка артикуляционного уклада звука Г, схема характеристики звука, мяч, предметные картинки «ДОМАШНИЕ ПТИЦЫ И ИХ ПТЕНЦЫ», картинка «ГУСИ-ЛЕБЕДИ» (найди отличия),

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие.

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Малыш, отгадай загадку.

С длинной шеей, 
Белый, белый,
С красным клювом. 
Хоть я смелый -
Он шипит, и я боюсь
Кто же это? Это ...
(Гусь)
В. Бычок 

Логопед: Правильно, это ГУСЬ. К нам на занятие сегодня заглянул ГУСЬ ГОГА! (выставляется игрушка или картинка).

Гусь ГОГА очень любит гоготать: ГА-ГА-ГА и научит тебя.

А гусь – это кто? (домашняя птица). Правильно. Сегодня мы поговорим о домашних птицах.

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру про домашних птиц.

Гуси, куры и индюшки,

Наклевалися петрушки,

Закусили лебедой,

Побежали за водой.

(в такт стихотворения соединять большой палец с остальными по порядку на обеих руках).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед:  Малыш, а гуси умеют летать? (Конечно, они же птицы). Да, дикие гуси – очень хорошо летают, они каждую осень улетают в теплые края, а вот наш ДОМАШНИЙ ГУСЬ ГОГА летает не очень хорошо. Давай покажем ему, как летают дикие гуси.

Игра «Подуй на гуся!»

Ребенок дует на гуся, вырезанного из картона и подвешенного на ниточку.

Логопед: Малыш, а ты боишься гусей? Они могут укусить - клюнуть. (выставляется картинка «Мальчик убегает от гуся»). Давай представим, что гусь ГОГА клюнул тебя за пальчик. Подуй на больное место (продолжительный выдохе через рот), произнеси на одном выдохе слоги: «Ой-ой-ой-ой!», «Ай-ай-ай-ай!».

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Для того чтобы научиться гоготать, как ГУСЬ ГОГА нужно размять язычок.

Гимнастика для звуков К,Г,Х.

1. Покусать язык.

 • Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык.

2. «Наказать непослушный язык»

 • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и «пошлепать» его губами, произнося «пя-пя-пя». (Чередовать упражнения №1 и №2)

 3. «Лопаточка»

 • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 5-10.

 4. «Горка»

 • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы.

 5. «Горку построим — горку разрушим»

 • Улыбнуться, открыть рот, кончик языка упирается в нижние зубы. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы, затем расслабить его. Попеременно выполнять эти движения.

 6. «Ветерок дует с горки»

 • Улыбнуться, приоткрыть рот. Установить язык «горкой», а затем спокойно и плавно подуть по середине языка. Воздух должен быть холодным.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

 Логопед: Давай покажем ГОГЕ, что ты обиделся на него за то, что он тебя клюнул! (ОБИДА, ГРУСТЬ). Погрози ему пальчиком, покажи, как ты сердит! (ГНЕВ). ГОГА обещает больше не клеваться, он добрый и веселый гусь! Покажи, как ты рад! (РАДОСТЬ).

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед:  Малыш, давай еще раз напомним ГОГЕ, что клеваться нельзя:

Скажи фразу: «Ай-ай-ай, нельзя клеваться!»  на одном дыхании быстро, медленно, тихо, громко, восклицательно, выразительно, со злостью, со смехом и др.

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука Г

 Логопед: Ну, а теперь давай потренируется гоготать, как ГУСЬ ГОГА!

Постановка звука /Г/ с механической помощью.

Ребенку предлагается произносить «да –да –да», язык при этом логопед отодвигает шпателем назад до тех пор, пока не послышаться звукосочетания: «да – да - га».

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  Г

Логопед:  

При артикуляции звука [ Г ]

  1. Губы находятся в положении следующего за к гласного, не напряжены.
  2. Расстояние между резцами зависит от следующего за к гласного.
  3. Кончик языка опущен и не касается нижних резцов. Передняя и средняя части стенки языка опущены, задняя часть стенки языка образует смычку с нёбом. Боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам.
  4. Мягкое нёбо поднято и закрывает проход в носовую полость.
  5. Голосовые складки сомкнуты и вибрируют.

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Г  и может самостоятельно рассказать, как мы произносим звук Г.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука Г

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что гоготание гуся  – это и есть звук Г.

Логопед: Какой звук Г?  

Звук Г – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей  фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед: Давай поиграем в игру «Посчитай домашних птиц». Будем бросать друг другу мяч и считать:

ОДНА УТКА – ДВЕ УТКИ – ТРИ УТКИ – ЧЕТЫРЕ УТКИ – ПЯТЬ УТОК.

ОДНА КУРИЦА – ДВЕ КУРИЦЫ – ТРИ КУРИЦЫ – ЧЕТЫРЕ КУРИЦЫ – ПЯТЬ КУРИЦ

ОДИН ПЕТУХ – ДВА ПЕТУХА – ТРИ ПЕТУХА – ЧЕТЫРЕ ПЕТУХА – ПЯТЬ ПЕТУХОВ. И др.

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Малыш, а какую сказку ты знаешь про гусей? (ГУСИ- ЛЕБЕДИ) Правильно. Вот картинка из этой сказки. Игра называется «Найди отличия» (см. ниже).

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Давай поиграем в игру «Подели слова на слоги» или «Прохлопай слова»:

ИНДЮК, ЦЫПЛЕНОК, КУРИЦА, УТКА, ГУСЬ, ПЕТУХ, ИНДЮШОНОК,   и др.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Логопед:  Молодец, малыш! ТЫ очень хорошо потрудился сегодня на занятии. Ты научился произносить звук Г. Давай потренируемся еще раз.

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Логопед: Раскрасить картинку «Найди отличия» по сказке «Гуси-лебеди».

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...

Этап постановки звука. Способы постановки.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционну...