Постановка звука Ц
план-конспект занятия по развитию речи

Голушко Евгения Александровна

Постановка звука Ц

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Постановка звука Ц595.35 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №13 "АРБУЗЁНОК" Г.СОЛЬ-ИЛЕЦКА" ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМПЛЕКТ ЗАНЯТИЙ

по постановке звука Ц у детей  

5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Составила:

Учитель-логопед

ГОЛУШКО ЕВГЕНИЯ

АЛЕКСАНДРОВНА

Соль-Илецк, 2020

Конспекты  по  постановке звука Ц.

Слитный звук Ц состоит из одномоментного соединения двух звуков: взрывного смычного Т и щелевого, фрикативного С.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ  ЗВУКА Ц.

  1. Губы растянуты в улыбке, слегка прижаты к зубам.
  2. Зубы сомкнуты или сближены. При произнесении гласного звука в прямых слогах зубы размыкаются
  3. Кончик языка упирается в нижние резцы (как при звуке С).
  4. Язык приподнят и выгнут. Передняя часть спинки языка смыкается с нёбом (у альвеол). Язык широкий, боковые края напряжены.
  5. В момент выдоха передняя часть спинки языка мгновенно размыкается с нёбом. Кончик языка слегка отдергивается от нижних зубов, усиливая тем самым толчок воздушной струи.
  6. Воздух выдыхается толчком в момент размыкания языка с нёбом. На ладони ощущается холодный поток воздуха.
  7. Голосовые связки разомкнуты, звук Ц – глухой, всегда твердый.  

Наиболее часто встречающиеся виды нарушения звука Ц:

Парасигматизмы:

  1. Вместо звука Ц произносится один из его компонентов, Т или Ть («куритя» - курица) или С («куриса» - курица);
  2. Между двумя компонентами слышится редуцированный гласный: ТЫС или ТЭС («куритэса» - курица).

Сигматизмы:

Могут встречаться все виды сигматизма, присущие свистящим звукам (межзубный, призубный, боковой, шипящий, и др.). Но, как правило, они исчезают при постановке ЗВУКОВ С, З.

Постановку звука Ц можно начинать только при условии хорошего произношения звуков Т и С.

1. Конспект по постановке звука Ц  у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук Ц» (Постановка звука Ц по А.И. Богомоловой)

Лексическая тема: «Домашние птицы»

Цель: Постановка звука Ц

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук Ц;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: Картинка ЦЫПЛЕНОК ЦЫПА, предметные картинки домашних птиц и их птенцов; пиктограммы на эмоции (веселый цыпленок, злой цыпленок, грустный цыпленок), картинка артикуляционного уклада звука Ц, схема характеристики звука, мяч, 2 картинки «Найди отличия», раскраска с птицами.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие .

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Сегодня к нам опять пришел гость. А кто это, ты узнаешь, если отгадаешь загадку.

Был белый дом,

Чудесный дом,

И что-то застучало в нем.

И он разбился, и оттуда

Живое выбежало чудо! (ЦЫПЛЕНОК)

Логопед: Да к нам в гости пришел маленький желтенький цыпленок ЦЫПА.

А цыпленок – это кто? (это птенец КУРИЦЫ)

А курица – это кто? (Это домашняя птица)

А каких еще домашних птиц ты знаешь? (ПЕТУХ, УТКА, ИНДЮК, ГУСЬ).

Логопед: Сегодня мы поговорим о домашних птицах.

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед:  Давай вспомним пальчиковую игру про ЦЫПЛЕНКА.

Жёлтый маленький комок
Во дворе пшено клюёт
Смотрит на него телёнок
До чего же мал  цыплёнок.

(сначала каждый пальчик здоровается с большим в такт стихотворения; затем показываем «теленка - корову» (большой палец и мизинец выставить, остальные спрятать в кулачок) , затем сжимаем кулачки – показываем «цыпляток»).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: Для того, чтобы научиться говорить любимый звук ЦЫПЛЕНКА ЦЫПЫ, ты должен уметь правильно дышать. Давай потренируемся.

Упражнение для развития напора выдыхаемого воздуха.

Просунуть между зубами кончик  языка. Прижать кончик зубами. Быстро разжать зубы и с силой отдернуть  кончик языка внутрь (не слишком далеко) одновременно с выдохом воздуха толчком. Слышится межгубный твердый звук Т.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: А теперь потренируем наши язычки!

Упражнения для языка:

  1. Открыть рот. Кончиком языка упереться в нижние передние зубы, а язык приподнять и выгнуть так, чтобы передняя часть прижималась к нёбу. Язык касается верхних зубов спинкой. Без включения голоса произносить звук, похожий на Т. Произнесение звука происходит в момент размыкания, когда кончик языка отскакивает от нижних передних зубов под напором сильной струи выдыхаемого воздуха.  Губы напряжены, растянуты в улыбке. Контроль за выдыхаемой струей воздуха ладонью.  (упражнение полезно тем, что приучает язык ребенка к тому положению, которое выполняется при произнесении звука Ц)

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_43/8/d-7824/img5.jpg

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

Логопед: Давай поиграем с ЦЫПОЙ. Он будет показывать тебе эмоции, а тебе нужно  за ним повторить.

( Демонстрация пиктограмм: дети стараются выразить то же состояние, которое изображено на рисунках).

 

ВЕСЕЛЫЙ ЦЫПЛЕНОК http://freestickers.world/packs/chick/512/chick18.pnghttp://freestickers.world/packs/chick/512/chick13.pnghttps://vk.com/images/stickers/297/512.png

ГРУСТНЫЙ ЦЫПЛЕНОК

СЕРДИТЫЙ ЦЫПЛЕНОК

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед: А теперь давай попищим, как цыпленок.

Упражнение на выработку СИЛЫ ГОЛОСА.

Вдох носом, выдох ртом с произнесением Пи-пи-пи-пи с ослаблением голоса (как можно дольше на одном дыхании);

Вдох носом, выдох ртом с произнесением Пи-пи-пи-пи с усилением голоса (как можно дольше на одном дыхании)

Логопед: А теперь произнеси это тоненьким голоском: пи-пи-пи-пи-пи; а теперь басом  - пи-пи-пи-пи

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука Ц

Логопед: Дружок, давай будем учиться произносить любимый звук ЦЫПЛЕНКА ЦЫПЫ!

Постановка звука Ц

  1. Открыть рот. Кончиком языка напряженно упереться в нижние передние зубы. Спинка языка выгнута и касается верхних передних зубов. Чтобы спинка языка лучше соприкасалась с нёбом, боковые края языка зажимаются зубами и остаются зажатыми и в момент вдоха, и в момент выдоха. Кончик языка должен быть свободным. Вдохнуть, выдохнуть воздух коротким сильным толчком при одновременном отскакивании кончика языка от нижних передних зубов. Струя воздуха проходит посредине языка. Положение зубов не меняется. Губы напряжены и растянуты в улыбке. Слышится короткий звук Ц.

Примечание: Кончик языка должен быть подвижным, иначе в момент выдоха при неподвижном кончике языка зубы размыкаются, и поэтому слышится короткий звук С.

  1. Повторить предыдущее упражнение без зажатия зубами боковых краёв языка.

Примечание: При выполнении упражнения стараться не открывать рот слишком широко, иначе часто слышится не короткий Ц, а глухой слог ЦЭ (или ЦА).

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  Ц

Slayd4

Логопед: Как мы произносим звук Ц?

- Губы улыбаются

- Зубки заборчиком

- Язычок горочкой

-Кончик языка упирается в нижние зубки

- Выпускаем резкую воздушную струю ТСССССССС

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука Ц и может самостоятельно рассказать

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука Ц

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился.

Логопед: Какой звук Ц?  

Звук Ц – согласный, всегда твердый, глухой, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

 

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед кидает ребенку мяч, и называет домашнюю птицу, а ребенку нужно вспомнить детеныша.

КУРИЦА – ЦЫПЛЕНОК

ГУСЬ – УТЕНОК

ИНДЮК – ИНДЮШОНОК

УТКА – УТЕНОК.

Игра «Назови ласково»

КУРИЦА – КУРОЧКА

ПЕТУХ- ПЕТУШОК

УТКА – УТОЧКА

Игра «Один  - много»

УТКА – УТКИ

КУРИЦА –КУРИЦЫ

ПЕТУХ – ПЕТУХИ

ГУСЬ – ГУСИ

ИНДЮК – ИНДЮКИ

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Посмотри, малыш. Цыпленок Цыпа принес тебе 2 картинки. Найди, чем они отличаются.

image_58fb4412c00a9

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед:  Цыпленок Цыпа хочет с тобой еще немного поиграть. Сейчас он будет называть разные слоги, а ты, если услышишь в слоге любимый звук ЦЫПЛЕНКА ЦЫПЫ, хлопни в ладоши (положи синюю фишку)

АЦ, АТ, АС, ЦУ, ТУ, СУ, ОЦ, ОТ, ОС, ЦЫ, ТЫ, СЫ

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Логопед: Малыш, тебе понравилось сегодня на занятии? Кто приходил к нам в гости? Чему мы учились? Что у тебя получается лучше всего. ТЫ научился говорить любимый звук ЦЫПЛЕНКА ЦЫПЫ? Давай попробуем еще раз?

Ты молодец!!!

 

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Логопед: Наш гость приготовил для тебя раскраску. Пожалуйста, раскрась только домашних птиц. (Раскраска готовится заранее на листе А4 или А5: курица, синица, гусь, воробей, ворона, индюк, петух, соловей, утка) .

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...

Этап постановки звука. Способы постановки.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционну...