Постановка звука З
план-конспект занятия по развитию речи

Голушко Евгения Александровна

Постановка звука З

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Постановка звука З676.78 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №13 "АРБУЗЁНОК" Г.СОЛЬ-ИЛЕЦКА" ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ

КОМПЛЕКТ ЗАНЯТИЙ

по постановке звука З у детей  

5-7 лет с тяжелыми нарушениями речи

Составила:

Учитель-логопед

ГОЛУШКО ЕВГЕНИЯ

АЛЕКСАНДРОВНА

Соль-Илецк, 2020

Конспекты  по  постановке звука З.

Желательно, если при исправлении всех видов сигматизма, звук [З] ребенку не называют, а заменяют называнием упражнения «Песенка комарика», чтобы не было соскальзывания на дефектный вариант прежнего стереотипа.

ПРАВИЛЬНАЯ АРТИКУЛЯЦИЯ  ЗВУКОВ З и Зь

  1. Губы растянуты, слегка прижаты к зубам.
  2. Зубы сближены на расстояние около 1 мм.
  3. Язык широкий, кончиком упирается в нижние резцы.
  • Спинка языка выгнута, посередине ее проходит желобок
  • Подъем спинки языка при З немного выше, чем при С, и напряжен, вследствие чего ротовой канал несколько суживается.
  • Боковые края языка прикасаются к верхним коренным зубам, препятствуя проходу воздуха по бокам языка.
  • Выдыхаемая холодная струя воздуха проходит по желобку языка и через резцы направлена вниз.
  1. Мягкое нёбо поднято.
  2. Голосовые связки сомкнуты и вибрируют, отчего ощущается легкое щекотание кончика языка.
  3. Выдох мене напряжен, чем при звуке С.

При мягком Зь:

  • Спинка языка дополнительно приподнята,
  • Весь язык больше напряжен,
  • Кончик языка сильнее упирается в нижние резцы.

Дефекты артикуляции звуков З и Зь

В произношении свистящих  З и Зь  встречаются те же самые виды сигматизмов:

  • Межзубный
  • Призубный
  • губно-зубной
  • боковой
  • шипящий
  • носовой
  • смягченное произношение твердого З
  • Специфическим дефектом звука З является его ОГЛУШЕНИЕ из-за разомкнутых голосовых связок, которые не вибрируют.

Постановка звуков З и Зь

Звуки З и Зь легко ставятся на базе соответствующих им парных звуков С и Сь. После устранения дефектов произношения С и Сь, как правило, сами собой устраняются и соответствующие дефекты З и Зь.

В случае необходимости применяются те же способы, что и при постановке С и Сь.

Так же необходимо проводить занятия на постановку звук З при его оглушении.

1. Конспект по постановке звука З у детей 4-7 лет.

Тема: «Звук З» (Постановка звука З по подражанию )

Лексическая тема: «НАСЕКОМЫЕ»

Цель: Постановка звука З

Задачи:

  1. Научить ребенка правильно произносить звук З;
  2. Развивать артикуляционную и пальчиковую моторику;
  3. Развивать интонационную выразительность речи, речевое дыхание, мимическую мускулатуру;
  4. Развивать фонематический слух;
  5. Развивать высшие психические функции: внимание, память, мышление.
  6. Воспитывать настойчивость в достижении целей, целеустремленность, желание побеждать, исправлять свои недостатки.

Оборудование: Картинка «КОМАРИК», предметные картинки «Насекомые», трубочки для коктейлей с прикрепленными к ним на нитках бабочками, картинка артикуляционного уклада звука З, схема характеристики звука, мяч, картинки для проведения артикуляционной гимнастики, разрезные картинки «Насекомые», картинка-лабиринт для домашнего задания.

Интеграция образовательных областей:

Речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие .

Этапы НОД

Образовательная область

Вид деятельности

Содержание деятельности

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Организационный момент

 Логопед: Послушай, малыш, мою загадку.

Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт. (КОМАР)

C:\Users\Пользователь\Documents\10. 2017-2018 учебный год\3. Материал для детей\Картотека картинок-символов (по Фомичевой М.Ф.)\З.jpg

Логопед: К нам в гости прилетел КОМАР. А комар – это кто? (НАСЕКОМОЕ). А каких насекомых ты еще знаешь? (МУХА, ПЧЕЛА, ОСА, МУРАВЕЙ, ЖУК)

Сегодня мы поговорим о насекомых.

Физическое развитие

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Пальчиковая гимнастика

Логопед: Давай вспомним пальчиковую игру «Дом»

Живым существам очень трудно без дома! («Дом»),

Жилье нужно птицам, зверям, насекомым… (загибают 3 пальца),

Для шустрых и быстрых лесных муравьев (еще 2 пальца),

В большом муравейнике пища и кров. («Дом»).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Упражнения на развитие речевого дыхания

Логопед: Комарик хочет, чтобы ты научился петь его песенку. Но для этого сначала нужно потренировать свои губки и вспомнить, как нужно правильно дуть.

Упражнение  для развития напора воздуха  - «ПОДУЙ НА БАБОЧКУ (КОМАРИКА)!»:

Набрав в легкие воздух, с силой дуть (а не просто выдыхать) его через вытянутые вперед «трубочкой» губы. Контролировать выдыхаемую струю  ладонью, бумажкой или ваткой: ощущается резко бьющая холодная струя воздуха, бумажка или ватка отклоняются в сторону.  Повторять упражнение 3-5-7 раз.  

Игра может называться «Подуй на бабочку!» (на палочку для коктейлей за нитку подвешиваются разные насекомые, вырезанные из картона).

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Артикуляционная гимнастика

Логопед: Для того чтобы научиться петь песенку комарика, нам нужно размять свои язычки.

Как правила, после того, как звук С поставлен, звук З появляется сам собой. При отсутствии звука [з], работа начинается с повторения  правильной артикуляции звука; повторяется  положение губ в улыбке с обнажением верхних и нижних резцов; умение распластывать язык; умение удерживать широкий кончик языка за нижними резцами, длительная, сильная воздушная струя, идущая по середине языка.

http://uch.znate.ru/tw_files2/urls_43/8/d-7824/img5.jpg

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Развитие мимической мускулатуры

Логопед: Давай сделаем небольшую гимнастику для нашего личика, покажем КОМАРИКУ, как мы умеет «строить глазки»:  

Закрыть правый глаз,

Левый глаз,

Поднять брови,

Нахмурить брови,

Наморщить нос,

Надуть щеки.

Физическое развитие,

Речевое развитие

Двигательная деятельность

Речевая деятельность

  1. Голосовые упражнения и упражнения на интонационную выразительность речи

Логопед: Малыш, давай покажем нашему гостю, что мы умеем подражать разным животным. Скоро научимся и его песенку петь. 

 Автоматизация нижнедиафрагмального дыхания.

Работа над голосом: дети с восклицательной интонацией  договаривают звукоподражания:

Гуси начали опять по-гусиному кричать:

ГА-ГА-ГА!!!

Лягушата квакают: КВА-КВА-КВА!

А утята крякают: КРЯ-КРЯ-КРЯ!

Кошки замурлыкали: МУР-МУР-МУР!

Поросята хрюкают: ХРЮ-ХРЮ-ХРЮ!

К.Чуковский.

Речевое развитие, Познавательное развитие

Речевая деятельность

Познавательная деятельность

  1. Постановка звука З при его отсутствии

Постановка звука З по показу правильной артикуляции

 (по подражанию)

 Логопед: НАШ КОМАРИК умеет звенеть. Это его песенка. А ты хочешь научиться петь песенку комарика? (ДА)

 А) Упражнение «КОМАРИК»

Перед  зеркалом ребенку предлагается широко улыбнуться, показать зубки ( сделать «Заборчик»), а затем, не разжимая зубы («заборчик не ломать!»), сильно подуть, с голосом:

ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ

Внимание ребенка следует обратить на «тонкий звонкий свист» и холодную выдыхаемую струю воздуха, которую он может ощутить у себя на тыльной стороне ладони, если подставит ее к своему подбородку,

Так же необходимо показать малышу, что его горлышко дрожит, когда мы поем песенку комарика (в отличие от песенки ветерка).

Если звук З оглушается ребенком постоянно, то сначала нужно предложить ребенку, приложив руку к гортани, подать голос А-А-А, О-О-О. Спросить: дрожит ли горлышко? Затем сравнить звуки П-Б, Ф-В, К-Г, Т-Д, и под конец С-З.

Учить ребенка контролировать голосоподачу.

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Артикуляционный уклад звука  З

Логопед: Когда мы поем «Песенку Комарика» (произносим звук З)

- Губы улыбаются

- Зубы сближены («заборчиком»)

- язычок «горочкой», кончик языка касается нижних резцов;

- воздушная струя холодная

- горлышко дрожит

Характеристику дает учитель-логопед, ребенок за ним повторяет. Постепенно ребенок запоминает артикуляцию звука З и может самостоятельно рассказать, как мы «ПОЁМ ПЕСЕНКУ КОМАРИКА» (ПРОИЗНОСИМ ЗВУК З).

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Характеристика звука З

Характеризовать звук желательно лишь после того, как он уже получился. После этого можно сказать ребенку, что «ПЕСЕНКА КОМАРИКА – это и есть звук З.

Логопед: Какой звук З?  

Звук З – согласный, твердый, звонкий, обозначается синей фишкой.  (по схеме для характеристики звуков)

Физическое развитие

Двигательная деятельность

  1. Физкультминутка – игра с мячом

Логопед кидает ребенку мяч, и называет какое-либо насекомое, ребенок должен вернуть мяч и скачать это же слово со словом МОЙ, МОЯ, МОИ:

Комар – МОЙ КОМАР

Муха – МОЯ МУХА

Оса – МОЯ ОСА

Муравьи – МОИ МУРАВЬИ

Пчела – МОЯ ПЧЕЛА

Таракан – МОЙ ТАРАКАН

Стрекоза – МОЯ СТРЕКОЗА

Клопы – МОИ КЛОПЫ и др.  

Познавательное развитие

Игровая деятельность  Познавательная деятельность

  1. Игры на развитие ВПФ

Логопед: Посмотри, малыш. КОМАРИК  такой озорник. У меня была картинка. Она была сложена. НО комарик зазвенел и картинка рассыпалась. Поможешь мне ее собрать? (ДА)

(разрезные картинки «Насекомые» - на 4-8 частей в зависимости от уровня развития детей).  

Познавательное развитие

Умственная деятельность, игровая деятельность

  1. Игры на развитие фонематического слуха.

Логопед: Наш гость хочет с тобой поиграть. Он будет произносить слова, а ты должен услышать в них ПЕСЕНКУ КОМАРИКА. Если услышишь, хлопни в ладоши.

ЗАКАТ, ЗАМОК, КОТ, СОБАКА, ЗУБЫ, СУП, ЗАВТРАК, ШУБА, ЖУК, ЗОНТИК и др.

Логопед произносит все слова утрированно,  выделяя звук З и другие первые звуки. Ребенок должен хлопнуть 5 раз.  

Речевое развитие

Речевая деятельность

  1. Итог НОД, оценка работы ребенка

 Логопед:

Малыш, чем мы сегодня занимались на занятии?

Кто приходил к нам в гости?

Чему учил нас КОМАРИК?

Ты научился петь песенку КОМАРИКА?

Давай посмотрим, как у тебя это получается?

ТЫ МОЛОДЕЦ!

Завтра КОМАРИК  придет к нам еще раз.

Речевое развитие  Художественно-эстетическое развитие

Речевая деятельность  Изо-деятельность

  1. Домашнее задание

 Логопед: Комарик дарит тебе ходилку «Лабиринт» - помоги его другу Шмелю добраться до цветов.

496_file

Социально-коммуникативное развитие

Трудовая деятельность

  1. Трудовые поручения во время подготовки, проведения и окончания НОД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья для учителей – логопедов «Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией»

В данной статье мы раскроем понятие о дизартрии, её патологические особенности, особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией, определим  специфику нарушений в прои...

Особенности работы по постановке звуков у детей с дизартрией. Способы постановки звуков раннего онтогенеза у детей старшего дошкольного возраста с дизартрией

Дизартрия является  следствием органического поражения   центральной нервной системы, обусловленная недостаточной иннервацией мышц артикуляционного аппарата....

Постановка звуков.Постановка звука «Ть»

Переднеязычные : Постановка звука «Ть»                                          ...

Этап постановки звука. Способы постановки.

Для того, чтобы отработать произношение изолированного звука нам нужно объединить отработанные на подготовительном этапе движения и положения органов артикуляционного аппарата и создать артикуляционну...