Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-ж
календарно-тематическое планирование по развитию речи (старшая группа)

Задачи:

Коррекционные: упражнять в умении различать звуки з и ж в слогах, словах, словосочетаниях и предложении.

Обучающие: учить детей различать звуки з – ж на слух и знать основные отличия в артикуляции этих звуков; выделять из слов звуки з – ж, правильно произносить их находящиеся в рядом стоящих словах, предложениях в чистоговорках и скороговорках.

Развивающие: развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание, темп речи, фонематический слух.

Воспитательные:  воспитывать стремления к преодолению недостатков речи, умению слушать своих сверстников.

Оборудование: коробочки с изображениями жука и комара для раскладывания картинок с предметами имеющие звук з и ж, проектор для показа презентации сказки про комара и жука.

Материал: конверт с изображением комара и жука, карточки с картинками имеющие звук  з и ж, картинки для составления словосочетаний и предложений со звук  з и ж.

  •  
  • Основная часть.

Упражнение на развитие речевого дыхания.

Цель: добиваться от каждого ребенка умения длительно произносить звук [з] и  [ж] на одном выдохе.

Вдох через нос, на выдохе произносить З-з-з…

Вдох через нос, на выдохе произносить Ж-ж-ж…

Сравнительная характеристика звуков [з] и  [ж].

Педагог. Как звенит комар?

Дети. Комар звенит: «З-з-з…»

Педагог. Как жужжит жук?

Дети. Жук жужжит: «Ж-ж-ж…»

Педагог. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они согласные, твёрдые.

Педагог. Положите ладошку на горлышко. При произнесении звуков [з] и  [ж] оно дрожит. Значит, эти звуки звонкие.                                               Давайте посмотрим, чем отличаются эти звуки.                                              Звук [з]: губы растянуты в улыбке, кончик языка упирается в нижние зубы, посередине идёт холодная воздушная струя.                                                        Звук [ж]: губы – в улыбке, широкий кончик языка – за верхними зубами, посередине языка идёт тепля воздушная струя.                                Графическое изображение:                                                                                  (↑) – звук [ж]: язык поднимается на верхние зубы;                                             (↓) – звук [з]: язык опускается на нижние зубы.

 

Повторение чистоговорок с четким произнесением всех звуков.              

За – за – за – на лугу коза;

жа – жа – жа – есть иголки у ежа;

зы – зы – зы – есть козлята у козы;

жи – жи – жи – под кустом сидят ежи.

зу – зу – зу – подоили мы козу;

жу – жу – жу – молока дадим ежу;

 

Заключительная часть. Подведение итогов. Оценка деятельности и ответов детей.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие в старшей группе по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»

Конспект НОД по развитию речи на тему: «Звуковая культура речи: дифференциация звуков [л] – [р]»...

Непосредственная образовательная деятельность по развитию речи Звуковая культура речи: дифференциация звуков з-с

Звуковая культура речи: дифференциация звуков  з-сЦель: упражнять детей в отчетливом произношении звуков  з-с; учить дифференцировать эти звуки, называть слова, в которых они слышатся, вычле...

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ (старшая группа) Цель: Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

Программное содержание.Образовательные задачи: - Учить различать на слух звуков близких по звучанию и произношению;-Формировать умение дифференцировать звуки ч-щ, слышать и различать в словах, выделят...

Конспект занятия НОД по развитию речи в старшей группе "Звуковая культура речи. Дифференциация звуков (с, (ш) различие на слух и отчётливое произношение сходных по артикуляции и звучанию согласных звуков"

Закреплять правильное произношение звуков (с, (ш); учить дифференцировать звуки: различать в словах, выделять слова с заданным звуком из фразовой речи, определять место звука в слове; упражнять в прои...