опыт работы "Театральная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста"
проект по развитию речи (средняя группа)

Проработав воспитателем более 4 лет, я вижу, что действительно количество детей с нарушениями речи увеличилось. Наша задача как педагогов дошкольного образования способствовать гармоничному развитию ребёнка. А такое развитие невозможно без постановки речи. Язык занимает чрезмерно важное место в развитии ребёнка. Только через родной язык дети входят в окружающую их жизнь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx33.88 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Театр-как средство речевого развития детей» средняя группа.

Опыт работы

«Театр - как средство речевого развития детей»

«Искусство актера заключается в речи и в движении тела»

И. Гёте

Введение

Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Работая с детьми, я столкнулась с тем, что у них плохо развита монологическая речь, они с трудом рассказывают о событиях своей жизни, не могут пересказать литературные произведения. Поэтому, за основу своего опыта я выбрала театрализованную деятельность способствующую развитию речи детей.

Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дошкольники с удовольствием обыгрывают знакомые произведения, перевоплощаясь в полюбившийся образ. Ребенок добровольно принимает черты характера персонажа, мимику и жесты. Дети радуются, когда торжествует добро, облегченно вздыхают, когда герои преодолевают трудности и наступает счастливая развязка.

Особый интерес дети проявляют к сказкам. Язык сказок отличается большой живописностью, в нем много метких сравнений, эпитетов, образных выражений, диалогов, монологов, ритмичных повторов, которые помогают ребенку запомнить сказку и обогатить его словарный запас. Театральное искусство близко и понятно как детям, так и взрослым, прежде всего потому, что в основе его лежит игра. Театрализованная игра – одно из ярких эмоциональных средств, формирующих личность ребенка, самостоятельное творчество, его раскрепощение. В процессе театрализованной игры активизируется и совершенствуется словарный запас, грамматический строй речи, звукопроизношение, темп, выразительность речи. Участие в театрализованных играх доставляет детям радость, вызывает активный интерес, увлекает их.

Театрализованная деятельность - это один из эффективных способов воздействия на детейв котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения: учить играя.

В театрализованной игре формируется эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность.

Основатель Московского кукольного театра С. В. Образцов однажды высказал мысль о том, что каждому ребенку свойственно стремление к актерству. А мы знаем, что знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Известно, что дети любят играть, их не нужно заставлять это делать. Играя, мы общаемся с детьми на их территории. Вступая в мир детства игры, мы многому можем научиться сами и научить наших детей. Все выше изложенное определило окончательный выбор мною темы для опыта работы «Театр - как средство формирования речи дошкольников».

Актуальность.

Период дошкольного детства считается фундаментом для дальнейшего развития всех сторон речи. Успешность обучения детей к школе во многом зависит от уровня овладениями речью. Целенаправленное формирование речи имеет важнейшее значение в общей системе работы с детьмиРазвитие речи детей в детском саду осуществляется как в процессе разнообразной практической деятельности при проведении игр, режимных моментов, наблюдений за окружающим и др., так и в процессе организованной педагогом деятельности детей.

Дошкольное детство – это особый период развития ребёнка, становления общих способностей, необходимых в любом виде деятельности. Умение общаться с другими людьми, действовать совместно с ними, познавать новое, по - своему видеть и понимать жизнь – это и ещё многое другое несёт в себе дошкольное детство.

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. Речь помогает понять друг друга, формирует взгляды и убеждения, а также играет огромную роль в познании окружающего мира.

Речь – чудесный дар природы, она дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы ребенок начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь у ребенка развивалась правильно и своевременно.

Развитие речи является центральной задачей формирования коммуникативных навыков дошкольников. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Пятый год жизни - период высокой речевой активности детей, интенсивного развития всех сторон их речи. Для этого возраста не рекомендуется пересказ небольших литературных произведений, так как пока детям это трудно. Лучше включать в деятельность с детьми игры – драматизации, разные виды театрализации. Вместе с тем, создание мотивации общения, связанной с творческой деятельностью, наглядной ситуацией, ставят ребёнка в такие условия, когда у него возникает самостоятельное желание высказаться, поделиться своими впечатлениями.

Проблема.

Проанализировав исходную ситуацию, через наблюдение за самостоятельной деятельностью детей и индивидуальные беседы я поняла, что у них не богатый запас слов, они не могут выразить полностью свою мысль, скованно их творческое воображение, плохо развиты навыки связной речи, выразительной речи, отсутствуют коммуникативные навыки. И пришла к выводу, что необходимо использовать в своей работе такие методы и приемы, которые вызывали бы интерес у детей и способствовали развитию речи. Поскольку ребенок находится большее время в ДОУ вместе со сверстниками и воспитателем и нужно создать такую ситуацию, проблему, чтобы направить развитие речи в нужное русло. Поэтому я пришла к выводу, что более продуктивным видом деятельности для коммуникативного развития является театрализация.

ЦельРазвивать речь детей через театрализованную деятельность.

Задачи:

Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности; желание играть с куклами.

Обогащать и активизировать словарь детей.

Развивать грамматический строй речи, предоставлять возможность активного экспериментирования со словами.

Совершенствовать диалогическую и монологическую речь.

Развивать интонационную выразительность речи.

Способствовать проявлению самостоятельности, активности в игре с персонажами, игрушками.

Воспитывать эмоционально-положительное отношение к сверстникам, уверенность в себе, уважение к традициям и культуре народа.

Ожидаемые результаты:

Посредством театрализации у детей совершенствуется речь. Продолжается знакомство с художественной литературой, улучшается грамматический строй речи. Совершенствуется диалогическая (ответы на вопросы, беседы) и монологическая (словесное творчество) речь. Дети активно могут использовать средства художественной выразительности языка и его грамматических средств.

Со стороны родителей поддерживается интерес детей к театрализованной деятельности. Активное участие в детских спектаклях. Помогают разыгрывать полюбившиеся сказки, стихотворения и пр. Отмечаются достижения и определяются пути дальнейшего совершенствования коммуникативных навыков дошкольников.

Развитие театральной деятельности в дошкольных образовательных учреждениях и накопление эмоционально-чувственного опыта у детей - длительная работа, которая требует участия родителей. Участие родителей в качестве исполнителей роли, авторов текста, изготовителей декораций, костюмов и т. д. В любом случае совместная работа педагогов и родителей способствует интеллектуальному, эмоциональному и эстетическому развитию детей.

Описание работы

Работа проводилась в три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

1 этап-подготовительный.

На первом подготовительном этапе своей работы, я проанализировала базовую программу детского сада, изучила методический материал, особенности организации предметно – развивающей среды группы. Поскольку среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта, она должна не только обеспечивать совместную театрализованную деятельность детей, но и являться основой самостоятельного творчества каждого ребенка, своеобразной формой его самообразования. Поэтому при проектировании предметно-пространственной среды, обеспечивающей театрализованную деятельность детейя учитывала:

• Индивидуальные социально-психологические особенности ребенка;

• Особенности его эмоционально-личностного развития;

• Интересы, склонности, предпочтения и потребности;

• Любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

• Возрастные и поло-ролевые особенности.

Необходимость театральной деятельности в жизни и развитии ребенка видна даже в домашней обстановке, когда ребенок, играя, пытается подражать родителям или любимого героя из мультфильмов или сказок. Для воссоздания этого персонажа он пытается изменить себя внешне: например надев на себя костюм. В детском саду для воссоздания любого персонажа из сказок дети могут использовать не только костюмы, но и игрушки или специальные приспособления, используемые в театральной деятельности.

Сюжеты театральных представлений берутся для дошкольников не только сказочные, но из окружающей жизни, природного мира такого понятного, доступного ребёнку с самого раннего возраста. Содержание обогащает малышей реальными значениями о жизни знакомых персонажей, знакомит с новыми.

Театр имеет большое значение для развития речи детей. Поэтому во время спектакля могут выделять отдельные моменты постановки, подчёркивая какие-нибудь слова и фразы, сделать добавочную паузу, замедлить или ускорить подачу текста, попросить детей то или иное слово.

Любой спектакль расширяет кругозор и надолго остаётся в памяти у детей. Дети делятся своими впечатлениями с товарищами, рассказывают родителям о театре. Такие разговоры и рассказы способствуют развитию речи, умению выражать свои чувства.

В театрализованной деятельности дети, которые закомплексованы, плохо развита речь, стесняются, выбирают сами себе героев, а за ширмой преодолевают себя.

Благодаря театрализованной деятельности у детей происходит правильное закрепление произношение всех звуков, как гласных, так и согласных, совершенствуется отчётливое произношение слов и словосочетаний. В театре дети учатся видеть качество своей работыпередают голосом различные состояния: страх, жадность, удивление, ласку, идёт поиск средств выразительности интонации, мимики, жестов.

Исходя из этого, я в группе обновила уголок театрализации, дополнила его разными видами театра, изготовила ширмы (настольную, напольную, вешало для костюмов, наполнила среду декорациями.

Подготовила: подбор игр на развитие слуха, звукоподражания, предметно – игровых действий, формирование речи. Оформила картотеки пальчиковой, артикуляционной и дыхательной гимнастик, театрализованные игр, этюды.

Изучив мнение родителей (через анкетирование, пришла к выводу, что многие не считают проблему достаточно важной, они убеждены, что дети со временем сами научатся говорить и всё усвоят в процессе взросления. Пригласив родителей на консультацию с учителем – логопедом, мы убедили их в необходимости развивать коммуникативные навыки детей.

На начальном этапе моей работы я провела исследования по состоянию речевого развития детей. Для диагностики детей средней группы был использован модифицированный вариант, составленный по методике Т. А. Фотековой. Данное исследование состоит из трёх серий: 1 – грамматический строй речи, 2 – словарь и навыки словообразования, 3 – связная речь. В исследования приняли участие 23 детей.

Диаграмма 1

«Результаты диагностики устной речи детей средней группы »

Процентное выражение успешности выполнения речевых проб :

Категория 1 – грамматический строй речи 60%

Категория 2 – словарь и словообразование 59%

Категория 3 – связная речь 52%

По результатам диагностики, можно увидеть уровень развития речи детей средней группы : грамматический строй речи – 60%, словарь и словообразование – 59%, связная речь – 52%.

Для реализации поставленных целей мною был разработан перспективный план, который включает в себя разнообразные формы и методы работы с детьми по театрализованной деятельности.

Перспективный план работы по театрализованной деятельности с детьми средней группы на 2021 -2022 учебный год.

Месяц Тема Задачи

сентябрь 1. Показ настольного театра «Репка» (совместно с детьми)

2. Пальчиковый театр «Глупый мышонок» (воспитатель).

3. Настольный театр «Мишка именинник»

Закреплять речевые обороты, обучать приемам вождения и озвучивания настольных кукол.

Вызвать интерес к театрализованной деятельности, обучение приемам вождения пальчиковых кукол.

Закреплять интерес к настольному театру, совершенствовать приемы вождения настольных кукол

октябрь 1. Подготовка к драматизации сказки «Репка», распределение ролей, подбор костюмов, репетиция.

2. Драматизация сказки «Репка» (для детей ясельной группы).

3. Упражнение «Изобрази чувство».

4. Показ игрушки би-ба-бо «Петрушка» (как он спит, ест, пляшет)

Помочь детям побороть стеснительность, развивать артистические способности.

Освоить способы внешнего выражения.

Обучение приемам вождения кукол би-ба-бо.

ноябрь 1. Кукольный театр «Колобок» (показ воспитателем)

2. Танцевальное творчество «Танцуй, как я»

3. Концерт для детей 1 младшей группы. Пение песен Старокадомского «Паровоз»«По малину» Филиппенко, «Самолет» Теличевой, «Осень» Кишко.

4. Развлечение «В гостях у бабушки Загадушки».

Развивать интерес к кукольным спектаклям. Продолжать обучение приемам вождения кукол би-ба-бо.

Выполнять танцевальные движения по показу воспитателя и по словесному указанию.

Развивать артистические способности детей.

Вызвать радостные эмоции от встречи со знакомыми сказками, совершенствовать умение узнавать сказки по картинкам, фразам.

декабрь 1. Подготовка к кукольному спектаклю «Колобок», распределение ролей, подбор кукол, репетиция.

2. Показ кукольного спектакля «Колобок» детям 1 младшей группы.

3. Игры – аттракционы «Собери снеговика», Добеги до елочки», «Бег в калошах».

4. Новогодний праздник.

Продолжать совершенствовать приемы вождения кукол би-ба-бо, сопровождая движения речью.

январь 1. Развлечение «Новогоднее караоке».

2. Драматизация сказки «Колобок – румяный бок» - новогодняя для ясельной группы

 3. Показ теневого театра «Колобок» (воспитателем). Вызвать радостные эмоции и воспоминания о празднике, упражнять в умении петь знакомые песни под музыку.

Развивать речь, артистические способности у детей, желание доставить малышам радость.

Познакомить детей с новым видом театраразвивать интерес к театрализованной деятельности.

февраль 1. Вечер загадок. Загадки о зиме, снеге, льде и сосульках.

2. Викторина «Из какого литературного произведения данный предмет?»

3. Мы умеем танцевать. Исполнять знакомые пляски.

4. Развлечение.

Игры – аттракционы «Кто скорее станет солдатом»«Чей самолетик дальше полетит»«Принеси игрушки».

Вызвать интерес к отгадыванию загадок о знакомых природных явлениях, развивать воображение, мышление, речь.

Закреплять знания произведений детской художественной литературы.

Способствовать развитию танцевального творчества детей.

март 1. Концерт «Мамочка любимая»

2. Развлечение.

Игры – аттракционы «Кто скорее станет бабушкой»«Собери цветок для мамы».

3. Настольный театр «Волк и семеро козлят» (показ воспитателем).

4. Игры – этюды«Волк подслушивает»«Козленок боится»«Коза огорчилась».

5. Драматизация сказки «Волк и козлята».

Формировать навык перебарывать стеснительность.

Развивать интерес к театрализованной деятельности, продолжать обучение приемам вождения кукол настольного театра.

Упражнять детей в умении выражать основные эмоции с помощью мимики, жестов.

Формировать устойчивый интерес к играм драматизациям, поощрять самостоятельность в выборе выразительных средств для создания образа.

апрель 1. Читаем стихи.

2. Игры-драматизации «Самолет»«Умываемся»

3. Игры – этюды «Угадай, кто я?».

4. Фланелеграф «Как снеговики солнце искали».

Совершенствовать умения детей выразительно читать знакомые стихотворения, выбор лучшего чтеца.

Учить детей с помощью жестов, мимики и движений предавать образы животных.

Побуждать детей сопровождать смену картинок на фланелеграфе рассказом.

май 1. Концерт детского оркестра «Во поле береза стояла».

2. Танцевальное творчество «Вот как мы умеем танцевать»

3. Развлечение «В гостях у бабушки Загадушки».

Учить детей играть на русских музыкальных инструментах (ложки, бубен, трещотки, гремелки)

Совершенствовать умение узнавать сказки по картинкам, фразам.

Для более эффективной работы с детьми я разработала и подобрала игры на развитие слуха, звукоподражание, формирование речи, пальчиковая, артикуляционная и дыхательная гимнастика .

Подготовила и провела родительские собрания по темам «Роль семьи в речевом развитии ребёнка 4-5 лет».

Разработала памятки для родителей«Игры в слова»«Полезные советы для родителей» 

Разместила в уголке для родителей консультации: «Значение театрализованной деятельности на развитие речи ребёнка», «Средство домашнего воспитания – кукольный театр», «Как интересно провести досуг в кругу семьи»«Что такое театр.

Собрала ряд пословиц и поговорок, скороговорок, подготовила подборку сказок.

2-й этап – основной.

На этом этапе я приступила к реализации перспективного плана. Старалась привлечь родителей.

В организации театрализованных игр я широко использовала практические методы обучения: игра, метод игровой импровизации (служащий мостом между играми ребенка в быту и искусством актера, упражнения, метод действенного анализа (этюдная методика, инсценировки и драматизация.

Из словесных методов применяла рассказ, чтение, рассказ детей, беседы, разучивание произведений устного народного творчества.

При этом процесс воспитания получается естественным. Интерес ребят усиливается, когда в сценках принимали участие посторонние люди (воспитатели, родители и дети других групп). Большое значение имеет также использование разнообразных технических средств. Это видео и аудио записи.

В соответствии с требованиями к проведению театрализованных игр, я строила их так, чтобы каждое последующее опиралось на приобретённый ранее опыт и знания ребят.

В жизни ребёнка должна обязательно присутствовать сказка. Сказка, которая обучает, развлекает, успокаивает и даже лечит. Поэтому в повседневной жизни я часто использую сказки для воспитания детей.

В своей работе я применяю следующие виды кукольного театра :

Конусный театр,

Настольный плоскостной (изображение персонажа на каждой стороне фигурки,

Настольный театр резиновой игрушки,

Бутылочный театр,

Театр на магнитах,

Пальчиковый,

Маски, маски-шапки, масочный нагрудный,

Ложковый,

Кукольный театр «би-ба–бо»,

Платочный театр.

Все вышеперечисленные виды кукольного театра я изготовила с учетом всех санитарных норм; куклы эстетически оформлены и расположены в центре театрального искусства в соответствии с их назначением, доступны для самостоятельной деятельности детей.

Моя цель реализовалась, так как у детей улучшилась речь. В совместной деятельности я систематически проводила театрализованную деятельность. Использовала разнообразные виды театра. Создавала условия для самостоятельной игры детей.

Театрализованные игры способствовали развитию коммуникативных навыков детей. В них с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, создаются конкретные образы. Благодаря театрализации, у детей развивается эмоциональная сфера, расширяется и обогащается опыт сотрудничества детей, как в реальных, так и в воображаемых ситуациях. Кроме того, театрализованная деятельность таит в себе огромные возможности для общего развития детей их социализации.

В своем опыте работы я достигла поставленных задач и целей. Я увидела положительные изменения не только в речевом развитии детей, но и социально – коммуникативном. Дети стали гораздо общительными, раскрепощёнными, уверенными.

Работа по теме «Театр - как средство формирования речи дошкольников» проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Использовались различные формы работы. Широко использовалась наглядная информация для родителей. Также большую помощь оказывали родители в подготовке театрализованных представлений, активно участвовали в оформлении зоны театрализованных игр.

Для ознакомления педагогов с театрализованной деятельности в нашем детском саду я провела консультацию «Волшебный мир театра» , участвовала в семинаре – практикуме «Создание обогащённой среды способствующей художественно – эстетическому воспитанию детей», в педагогическом совете «Особенности художественно – эстетического воспитания в ДОУ».

III этап – обобщающий (заключительный)

Заключение:

Дети в группе в свободное время самостоятельно разыгрывают любимые сказки, сочиняют истории от первого лица, а также сказки - придумки. Театральная деятельность предоставляет детям возможность не только изучать и познавать окружающий мир через постижение сказок, но жить в гармонии с ним, получать удовлетворение от занятий, способствует раскрепощению детей, сближает их в совместной деятельности, развивает коммуникативные навыки.

Через театрализованную игру дети освоили :

Невербальные средства общения (жесты, мимику, движения)

Речь детей стала более связной, выразительной, обогатился словарный запас, уровень коммуникативных способностей стал выше по сравнению с началом года

Дети научились выражать свои эмоции и понимать чувства других.

У детей появился интерес к театру как к виду искусства.

Намечены задачи на будущее:

1. Продолжать создавать в группе театрализованную развивающую среду : приобрести новые театрализованные игры, куклы (напольные, ростовые, постоянно обновлять уголок театрализации новыми видами театра.

2. Совершенствовать работу по взаимодействию с родителями в разных формах: консультаций, папок - передвижек, посильным участием родителей в театрализованных представлениях (играть роли, пошив костюмов, декораций).

3. Повышать уровень педагогического мастерства через распространения своего опыта на семинарах, ГМО, мастер – классах, курсах повышения квалификации.

4. Продолжать работать по развитию речи детей посредством театрализованной деятельности.

Список литературы:

1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. 2005. №4.

2. Артёмова Л. В. Театрализованные игры дошкольников. Книга для воспитателя детского сада. М. : Просвящение, 1990.

3. Арушанова А. О. Организация диалогического общения дошкольников со сверстниками // Дошкольное воспитание. – 2001.

4. Бельтюкова Г. В. Магнитный театр // Воспитатель ДОУ. 2008. № 12.

5. Губанова Н. Ф. Театрализованная деятельность дошкольников 2—лет. Метод, рек., конспекты занятий, сценарии игр и спектаклей. М., 2007.

6. Доронова Т. Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. 2001. № 2.

7. Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание. 2005. № 4.

8. Короткова Э. Л. Обеспечение речевой практики при взаимодействии работы над развитием диалогической и монологической речи. // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста / Сост. М. М. Алксеева. – М., Академия, 1999.

9. Лисина М. И. Развитие общения у дошкольников / Под. Ред. А. В. Запорожца, М. И. Лисиной – М. : «Педагогика», 1974

10. Развитие речи и творчества дошкольников. Игры, упражнения, конспекты занятий / Под ред. О. С. Ушаковой. М., 2008.

11. Статья Акуловой О. В. «Театрализованные игры детей» // Дошкольное воспитание, 2006. - N4

12. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольника. – М. : Изд-во института психотерапии, 2001.

13. Хамадиева О. И. Студия театрального мастерства «Карусель» // Воспитатель ДОУ. 2007. № 2

14. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. М., 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для начинающих педагогов «Игровая деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Только игра, как ведущий вид деятельности ребёнка-дошкольника способна в полной мере развивать речь ребёнка....

Игровая деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста.

Уважаемые коллеги!Мы с Вами знаем, что игра является ведущей деятельностью ребёнка дошкольного возраста...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста.

В этой статье я описываю как театрализованная деятельность влияет на развитие речи детей и описываю некоторые виды театра, так же кратко описаны мои наблюдения и результаты работы с детьми в своей гру...

Презентация опыт работы по теме «Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»

"Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста»...

Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста

Театрализированная деятельность - один из самых эффективных способов воздействия на детей, в котором наиболее ярко проявляется принцип обучения: учить играя....

Обобщенный педагогический опыт на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей дошкольного возраста»

Речь – одна из важнейших линий развития ребенка. Благодаря родному языку малыш входит в наш мир, получает широкие возможности общения с другими людьми. В стенах детского сада происходит пер...

Консультация для родителей-законных представителей детей группы раннего возраста ДОУ "Театрализованная деятельность как средство развития речи детей дошкольного возраста "

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум н...