Программа дополнительного образования "Говорушки".
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Шалагина Наталья Владимировна

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через малые фольклорные формы. Знакомство детей с разновидностями пальчиковых игр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_dop._obrazovaniya_govorushki.docx47.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Тополек» комбинированного вида

Программа дополнительного образования

«Говорушки»

Направленность: речевая

Возрастная группа детей- 3-4 года

 2022-2023 учебный год

Руководители:

воспитатель высшей квалификационной категории

Шалагина Наталья Владимировна

Р.п. Маслянино 2022 г.

Содержание программы

I. Целевой раздел.

1.1.Пояснительная записка………………………………………………………....… 2

1.2.Цели и задачи реализации Программы……………………………………….…. 2

1.3. Планируемые результаты освоения Программы…………………………….…. 3

II. Содержательный раздел

2.1.Учебно тематический план……………………………………………………….. 4

2.2. Содержание программы………………………………………………………….. 4

III. Организационный раздел.

3.1. Формы организации, методы и приемы обучения…………………………….. 5

3.2. Материально- технического обеспечения ………………………………………5

3.3. Учебно – методическое обеспечение для педагога………………..................... 6

IV Приложение ….……………………………………………………………………. 9

I Целевой раздел        

1.1Пояснительная записка

Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры.

Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.

 Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения. Следовательно, движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции.

Известный педагог В.А Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли. Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом…), тем сложнее движения необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума; чем больше мастерства в детской руке, тем ребёнок умнее.

Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала программу дополнительного образования под названием «Говорушки».

В работе используется основной принцип дидактики: от простого к сложному, подбору занятий, их интенсивность, количественный и качественный состав, зависит от индивидуальных особенностей детей.

1.2 Цели и задачи реализации Программы

Цель: Развитие речи детей младшего дошкольного возраста через малые фольклорные формы. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи:

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6.Учить подражать движениям взрослых.

 Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5.Развивать согласованность движений обеих рук.

 Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2.Воспитывать любовь ко всему живому.

1.3 Планируемые результаты освоения Программы

1.Обогащение активного и пассивного словаря детей;

2.Знакомство детей с фольклором;

3.Освоение детьми невербальных средств общения;

4.Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;

5.Уверенность в себе, преодоление робости;

6.Интерес к фольклору, пальчиковым играм.

7.Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.

II. Содержательный раздел

2.1.Учебно-тематический план

тема

часы

Потешки

12

Заклички

3

Загадки

2

Р н сказки

9

Пальчиковые игры

9

Всего

35

2.2 Содержание и формы работы

Содержание и формы работы по реализации образовательной области «Речевое развитие» с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных интересов.

Содержание программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, соответствует основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики и обеспечивает единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач.

Формы:

1. Художественное слово;

2. Пальчиковая гимнастика;

3. Артикуляционная гимнастика;

4. Речевые игры;

5. Подвижные игры.

Пути и методы реализации.

1. Правильный образец педагога.

2. Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.

3. Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.

4. Правильный подбор мебели, освещения.

5. Гимнастика для глаз.

6. Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).

Методы проведения кружка:

1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

2. Наглядный - показ действий.

3.Действия руками ребёнка.

4. Самостоятельные действия ребёнка

III Организационный раздел

3. Учебный план

Программа рассчитана на 35 учебных часов. Занятия проводятся с воспитанниками второй младшей группы. Учебная программа реализуется в течении 1 учебного года, занятия проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня, продолжительность 15 мин.

3.1 Формы организации, методы и приемы обучения

Формы:

  • Художественное слово;
  • Пальчиковая гимнастика;
  • Артикуляционная гимнастика;
  • Речевые игры;
  • Подвижные игры.

Пути и методы реализации.

  • Правильный образец педагога.
  • Показ картинок, стихов, сказок, загадок руками.
  • Артикуляционная гимнастика в сочетании с упражнениями для рук.
  • Правильный подбор мебели, освещения.
  • Гимнастика для глаз.
  • Динамические паузы (чередование нагрузки и отдыха).
  • Смена деятельности на занятии, соблюдение регламента.

Методы проведения кружка:

     1. Словесный (беседа, разучивание потешек, стихов, загадок, русских народных песен, тексты пальчиковых игр);

    2. Наглядный - показ действий.

    3.Действия руками ребёнка.

    4. Самостоятельные действия ребёнка

3.2. Материально-технические условия реализации программы

1. Иллюстрации

2. Раздаточный материал

3. Природный материал (семена, крупы)

3.3 Календарно – тематическое планирование кружка.

Месяц

I неделя

II неделя

III неделя

IVнеделя

сентябрь

Потешка «Ой, лады, лады, лады».

Песенка-закличка«Осень, осень, в гости просим».

Р н с «Теремок» (инсценировка)

Пальчиковая игра  «Апельсин»

октябрь

Потешка «Варись – варись, кашка»

Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

Русская народная сказка «Колобок»

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

ноябрь

Потешка «Зайка серенький сидит»

Потешка «Сидит белка на тележке»

Русская народная сказка «Курочка Ряба»

Пальчиковая игра «Кролик»

декабрь

Потешка  «Кот на печку пошел»

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

Русская народная сказка «Лиса и журавль».

Пальчиковая игра «Котик»

январь

Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса»

Пальчиковая игра «Варежка»

февраль

Потешка «Пекла кошка пирожки»

Загадывание загадок о зиме

Русская народная сказка «Заюшкина избушка»

Пальчиковая игра «Блины»

март

Потешка «Идёт лисичка по мосту»

Разучивание заклички «Весна, весна красна»

Р н с «Кот, петух и лиса»

Пальчиковая игра «Моя семья»

апрель

Потешка «Солнышко»

Потешка « Курочка-рябушечка»

Украинская народная сказка «Рукавичка»

Пальчиковая игра «Дом»

май

Потешка «На дубочке»

Песенка «Жили у бабуси»

Р н с «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)

Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»

3.4 Список использованной литературы:

1) «Методика развития речи детей» - Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;

2) «Воспитание правильной речи» - В. Рождественская, Е. Радина;

3) «Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;

4) Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;

5) Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;

6) «Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова

7) «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.

8). «Воспитание игрой. Играем вместе с ребёнком» Абраменко В.В

9) Безруких М.М. Тренируем пальчики.

10)  Белая А.Е. Пальчиковые игры.

11) интернет

Приложение 1

Анкета для родителей по пальчиковым играм

1. Знаете ли вы, что такое «пальчиковые игры»? ____________________

2. Согласны ли вы с утверждением, что пальчиковые игры полезны для развития детей?

а) да б) нет в) не уверен

3. Знаете ли вы пальчиковые игры (текст, движения). Если «да», то укажите, сколько и какие?

_____________________________________________________________

                                                                                                        

4. Вы видите, что взрослый играет с ребёнком в пальчиковую игру. Выскажите своё мнение:

- развлекает ребёнка

- наверное, этот человек воспитатель

-полезно для ребенка

-пустое времяпровождение

-надо запомнить и поиграть со своим ребенком.

- свой вариант__________________________________________________

5. Играете ли вы со своим ребенком в пальчиковые игры?

а) да б) нет в) иногда г) не хватает времени д) свой вариант

6. Кто из членов семьи чаще играет с ребенком в пальчиковые игры.

а) мама б) папа в) бабушка г) дедушка д) свой вариант

7. Как вы считаете, есть ли связь между умением ребёнка в младшем возрасте выполнять движения пальчиковых игр с успешным обучением в школе?

а) да б) нет в) не уверен

8. Хотели бы вы узнать больше о значении пальчиковых игр для развития ребёнка и узнать новые игры?

а) да б) нет

Приложение 2

Картотека потешек.

Потешка «Ой, лады, лады, лады»

Ой, лады, лады, лады,

Не боимся мы воды.

Чисто умываемся,

Маме улыбаемся!

Песенка-закличка «Осень, осень, в гости просим»

Осень, осень, в гости просим.

Осень, осень, погости

Недель восемь,

С обильными хлебами,

С высокими снопами,

С листопадом и дождём,

С перелётным журавлём.

Потешка «Варись-варись, кашка»

Варись-варись, кашка,

В голубенькой чашке,

Варись поскорее,

Булькай веселее,

Варись, кашка, сладка,

Из густого молока,

Да из манной крупки.

У того, кто кашу ест,

Вырастут все зубки!

Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

Тили-бом! Тили-бом!

Загорелся кошкин дом!

Загорелся кошкин дом,

Идет дым столбом!

Кошка выскочила!

Глаза выпучила.

Бежит курочка с ведром,

Заливает кошкин дом,

А лошадка – с фонарем,

А собачка - с помелом,

Серый заюшка с листом

Раз! Раз!

Раз! Раз!

И огонь

Погас!

Потешка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

Потешка «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:(загибаем пальчики)

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку

Потешка «Кот на печку пошел»

Кот на печку пошел,

Горшок каши нашел.

На печи калачи,

Как огонь горячи.

Пряники пекутся,

Коту в лапки не даются

Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки – самокаточки.

Потешка «Пекла кошка пирожки»

Пекла кошка пирожки,

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула

- На пол опрокинула.

Покатился колобок

Прямо мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья:

- Катись, колобок, на мышкин зубок!

Мышка-то рада, а кошке досада.

Потешка «Идёт лисичка по мосту»

Идёт лисичка по мосту

Несёт вязанку хворосту.

Зачем ей хворост?

Печь топить. Зачем ей печь?

Обед варить. Зачем обед?

Гостей кормить. А гости кто?

Медведь с женой, да ёж, да кот, да мы с тобой.

Потешка «Солнышко»

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки

- Очень рады солнышку.

Потешка « Курочка-рябушечка»

Курочка –рябушечка,

Куда пошла?

- На речку.

- Курочка-рябушечка,

Зачем пошла?

- За водичкой.

- Курочка-рябушечка,

Зачем тебе водичка?

- Цыпляточек поить.

- Курочка-рябушечка,

Как цыплята просят пить?

- Пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи-пи!

Потешка «На дубочке»

На дубочке, на дубочке,

Тут сидят два голубочка.

У них шейки голубые,

У них перья золотые,

Красные кафтанчики,

Синие карманчики.

На дубу они сидят,

Меж собою говорят:

Всё про Вареньку,

Всё про маленьку...

Песенка «Жили у бабуси»

Жили у бабуси

Два веселых гуся.

Один серый,

Другой белый –

Два веселых гуся.

Мыли гуси лапки

В луже у канавки.

Один серый,

Другой белый –

Спрятались в канавке.

Вот кричит бабуся:

«Ой, пропали гуси!

Один серый,

Другой белый –

Гуси мои, гуси!»

Выходили гуси,

Кланялись бабусе.

Один серый,

Другой белый –

Кланялись бабусе.

Пальчиковые игры.

Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин, (рука в кулаке)

Много нас, а он один, (указательный палец)

Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди)

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой)

Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть)

В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой)

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак)

Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпаниесолью)

Мы капусту жмём, жмём (интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки).

Тьфу, пересолили! (повторить игру ещё раз)

Пальчиковая игра «Кролик»

Маленький кролик с большими ушами, (кисти прижать к голове, как ушки)

Розовым носом, (указательными пальцами дотронуться до носа)

Смешными усами (указательные пальцы прижаты к губам)

Норку глубокую роет себе

Сильными лапками в мягкой земле, («роем норку»)

Чистит он шёрстку себе («чистим шерстку»)

Или спит, (руки складываем, кладем под щеку)

Кролик ушами всегда шевелит, (шевелим «ушами»)

Слышит шаги и лисиц, и волков,

Прячется в норку свою от врагов! (сжаться в комочек)

Пальчиковая игра «Котик»

Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику)

Тёпленький животик,

Подойди к нам близко (кистями обеих рук сделать манящие движения).

Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши)

 Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами)

Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу)

Пальчиковая игра «Варежка»

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)

Пальчиковая игра «Блины»

Мы для встречи весны (положить правую руку на стол ладонью вверх)

Напечем всем блины

Сковородка шипит,

От блина пар валит, (сверху на правую ладонь положить ладонь левой руки)

Раз-раз, раз-раз – (несколько раз перевернуть левую ладонь с одной стороны на другую)

Вкусный блин готов у нас! (положить одну ладонь на другую)

Пальчиковая игра «Моя семья»

Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить)

Дома дружная семья:

Это – мама, (свернуть безымянный палец)

Это – я, (согнуть мизинец)

 Это – бабушка моя, (согнуть средний палец)

Это – папа, (согнуть указательный палец)

Это – дед, (согнуть большой палец)

 И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак)

Пальчиковая игра «Дом».

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)

Солнце было,

Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики)

Пальчиковая игра «Наш красивый петушок»

Наш красивый петушок (обе руки сжаты в кулачки)

Кверху поднял гребешок (разжать ладони).

Крылышками машет (кистями помахать в воздухе).

На лужайке пляшет.

Крошки хлебные клюёт (указательными пальцами постучать по столу).

Пёстрых курочек зовёт

Приложение 3

Комплекс упражнений

«Кольцо»: соединить большой и указательный пальцы вместе, остальные пальцы поднять вверх. Пальцы в данном положении удержать под счёт до 10 (3 раза).

Задания выполняются в медленном темпе, 1р., 2 р. Во время занятий нужно учитывать индивидуальные особенности ребёнка, возраст, настроение, желание и возможности. Главное, чтобы занятие приносило положительные эмоции.

«Коза»: вытянуть вперёд указательный палец и мизинец. При этом средний и безымянный пальцы прижаты большим пальцем к ладони (2-3 раза под счёт до 10).

«Три богатыря»: поднять вверх указательный, средний, безымянный пальцы, соединенные вместе. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (3 раза под счёт до 8).

«Заяц»: вытянуты вверх средний и указательный пальцы. При этом мизинец и безымянный пальцы прижать большим пальцем к ладони (3 раза под счёт до 10).

«Вилка»: вытянуть вверх три пальца (указательный, средний, безымянный) расставлены врозь. При этом большой палец удерживает мизинец на ладони (1 раз под счёт до 10).

Сила тонуса. «Сожми мои ладони так крепко, как сильно любишь меня».

«Крокодил»: Указательный палец и мизинец согнуть и оттянуть назад (глаза). Средний и безымянный пальцы вытянуть вперед. Прямой большой палец прижать к ним снизу, образуя пасть крокодила.

«Курочка»: Соединить концы большого и указательного пальцев (клюв). На клюв веерообразно накладываются друг на дружку остальные пальцы - это гребешок.

«Петушок»: Клюв, как у курочки, но полусогнутые пальцы не касаются друг друга (гребешок). Гребешок колышется при движении петушка.

«Сова»: Большой палец и мизинец отведены в сторону (крылья совы), они могут двигаться при полете. Оставшиеся три пальца согнуты так, что подушечки прижаты к основанию пальцев (голова).

«Мышка»: Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад, подушечки прижать к основанию пальцев (уши). Большой палец прижать к ладони, на него наложить средний и безымянный. Концы пальцев держать на весу, не прижимая к большому пальцу, - это мордочка мышки, которая при диалогах шевелится.

«Лягушка»: Указательный палец и мизинец согнуть, оттянуть назад (глаза). Безымянный и средний согнуть, прижать к середине ладони. Большой палец горизонтально приложить к ногтям среднего и безымянного пальца (рот).

«Лошадка»: Повернуть руку ладонью к себе, большой палец поднять вверх. На ребро этой ладони сверху положить согнутые четыре пальца другой руки (грива). Два больших пальца подняты вверх (уши). Лошадь может потряхивать гривой, шевелить ушами, открывать и закрывать рот.

«Улитка с усиками»: Положить правую руку на стол, поднять указательный палец и средний, и расставить их, левую руку положить сверху.

«Ежик»: Ладони соединить, прямые пальцы выставить вверх.

«Кот»: Средний и безымянный пальцы правой руки прижать к ладони большим пальцем, указательный и мизинец слегка согнуть поднять руку вверх.

«Волк»: Соединить большой, средний и безымянный пальцы правой руки, указательный и мизинец слегка согнуть, поднять вверх.

«Лиса и заяц»: Лиса "крадется" - все пальцы медленно "шагают" по столу вперед, заяц "убегает", перебирая пальцами, быстро двигается назад.

«Пчелы»: Указательным пальцем правой руки, затем левой руки вращать вокруг.

«Паук»: Пальцы согнуты, медленно передвигаются по столу.

«Бабочка»: Ладони соединить тыльной стороной, махать пальцами, плотно сжатыми вместе, - "бабочка машет крыльями".

Растения

Ромашка. (Соединить обе руки, прямые пальцы развести в стороны).

Тюльпан. (Полусогнутые пальцы обеих рук соединить, образуя чашечку цветка).

Колокольчик. (То же, но пальцы разъединены).

Корни растений. (Прижать руки тыльной стороной друг к другу, опустить пальцы вниз).

Деревья. (Поднять обе руки ладонями к себе, широко расставив пальцы).

Упражнения с использованием стихов.

Собака

"У собачки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик"

Правая ладонь на ребро, на себя. Большой палец вверх. Указательный, средний и безымянный - вместе. Мизинец попеременно опускается и поднимается.

Мышка

"Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит"

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Зайка и ушки

"Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат,

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат"

Пальчики в кулачок. Выставить вверх указательные пальцы. Ими шевелить в стороны

Зайка и зеркало

"Зайка в зеркальце глядит

И ушами шевелит"

Левая ладонь кверху, делаем "козу". Сверху на нее накладываем правую руку, которая тоже изображает "козу" (тыльной стороной вверх). Выставляем вверх и вниз средние и безымянные пальцы обеих рук и двигаем ими в противоположные стороны.

Зайчик в норке

"У елки на пригорке

Спрятался зайчишка в норке"

Левая ладонь почти горизонтальная, правая тоже. Указательный и мизинец правой руки упираются в указательный и мизинец левой. Средний и безымянный пальцы правой руки подняты и разведены в стороны (ушки). Большой палец прижат.

Зайка и барабан

"Зайка взял свой барабан

И ударил трам - трам - трам"

Пальчики в кулачок. Указательный и средний пальцы вверх, они прижаты. Безымянным и мизинцем стучит по большому пальцу.

Лошадка

"У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво"

Правая ладонь на ребре от себя. Большой палец кверху. Сверху на нее накладывается левая ладонь под углом, образуя пальчиками гриву. Большой палец кверху. Два больших пальца образуют уши.

Коза

"У козы торчат рога,

Может забодать она"

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

Гусь

"Гусь стоит и все гогочет,

Ущипнуть тебя он хочет"

Предплечье вертикально. Ладонь под прямым углом. Указательный палец опирается на большой. Все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок

"Петушок стоит весь яркий,

Гребешок он чистит лапкой"

Ладонь вверх указательный палец опирается на большой. Остальные пальцы растопырены в стороны и подняты вверх.

Курочка

"Курочка прыг на крыльцо:

Я снесла тебе яйцо"

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Осы

"Осы любят сладкое, к сладкому летят.

И укусят осы, если захотят"

Выставить средний палец, зажать его между указательным и безымянным вращать им в разные стороны.

Жук

"Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит"

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разведены в стороны, ребенок шевелит ими.

Птенчики в гнезде

"Птичка крылышками машет и летит к себе в гнездо.

Птенчикам своим расскажет, где она взяла зерно"

Обхватить все пальчики правой руки левой ладонью и ими шевелить.

Краб

"Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню"

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаем на пальчиках ладони сначала в одну сторону, затем в другую.

Слон

"В зоопарке стоит слон.

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает,

Будто в гости приглашает"

Ладонь на себя. Средний палец опущен. С одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, а с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем. Качаем всей кистью.

Птичка

"Пальчики - головка,

Крылышки - ладошка"

Ладони повернуты к себе, большие пальцы выпрямлены от себя и переплетены (как бы цепляются друг за дружку), большие пальцы - головка, остальные сомкнутые пальцы - крылья. Помахать ими.

Филин

"Сидит филин на суку

И кричит бу - бу - бу - бу"

Руки в кулачок, прижаты, большие пальчики - вверх (ушки), указательные пальцы вместе; они выставлены на вас, (нос).

Волк и лиса

"Серый волк бежит по лесу,

А за ним бежит лиса.

Поднялись у них трубою

Два пушистеньких хвоста"

Волк. Делаем "пароходик", большие пальцы разводим в стороны. Указательные пальцы сгибаются внутрь ладоней и образуют лоб, а остальные в виде "лодочки" - верхнюю и нижнюю челюсти. Лиса. Выполняем то же самое, но внутрь ладони сгибаем еще мизинцы, чтобы мордочка у лисы была острее. Большие пальцы чуть сгибаем. Одна фигурка вытекает из другой.

Крокодил

"Крокодил плывет по речке,

Выпучив свои глаза

Он зеленый весь, как тина,

От макушки до хвоста"

Ладонь выставлена вперед горизонтально (параллельно полу). Большой палец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному.

Дерево

"У дерева ствол, на стволе много веток,

А листья на ветках зеленого цвета"

Прижать руки тыльной стороной друг к другу. Пальцы растопырены и подняты вверх. Шевелить кистями и пальцами.

Елка

"Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Локотки ты подними,

Пальчики ты разведи"

Ладони от себя, пальчики пропускаются между собой (ладони под углом друг к другу). Пальчики выставляются вперед. Локотки к корпусу не прижимаются.

Колокольчик

"Колокольчик все звенит,

Язычком он шевелит"

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец правой руки опущен вниз, и ребенок им свободно вращает.

Люди

Человечек. Указательный и средний пальцы правой руки, потом левой руки бегают по столу.

Пожарник. Левая рука упирается в стол. Указательный и средний пальцы правой руки бегут по ней. Поменять руки.

Пассажиры в автобусе. (Скрещенные пальцы обращены вниз, тыльные стороны рук вверх, большие пальцы вытянуты вверх).

Двое разговаривают. Согнуть обе руки в кулак, большие пальцы вытянуть вверх, приблизить их друг к другу.

Маляр. Рука-это кисть. Пальцы-волоски кисти. Макните кисть в краску и красьте разными руками поочередно: сверху вниз, слева направо и т.д.

Предметы

Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).

Ножницы (указательный и средний пальцы правой руки и левой руки имитируют стрижку ножницами).

Колокол (скрестить пальцы обеих рук, тыльные стороны обратить вверх, опустить средний палец правой и левой руки вниз и синхронно вращать их).

Дом (соединить наклонно кончики правой и левой руки).

Стол (правую руку согнуть в кулак, на нее сверху положить горизонтально левую руку).

Стул (правую руку согнуть в кулак, а левую прислонить к ней вертикально).

Ворота (соединить кончики средних и безымянных пальцев обеих рук, большие пальцы поднять вверх или согнуть внутрь).

Мост (расположить руки ладонями друг к другу, пальцы округлить, соединить кончики пальцев обеих рук).

Замок (Ладони вместе. Пальцы расположены между пальцами противоположной руки).

Лодочка (концы пальцев направить вперед, прижать руки ладонями друг к другу, слегка приоткрыть их).

Домик

«Дом стоит с трубой и крышей,

На балкон гулять я вышел»

Ладони направлены под углом, кончики пальцев соприкасаются; средний палец правой руки поднят вверх, кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию (труба, балкон).

Очки

«Бабушка очки надела

И внучонка разглядела»

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Замок

«Пальцы сплетем

И замок мы получим.

Еще повторим,

И получится лучше»

Ладошки прижаты друг к другу. Пальцы переплетены. Перебираем ими.

Флажок

«Я в руке флажок держу

И ребятам им машу»

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) вместе большой опущен вниз. Тыльная сторона ладони к себе.

Лодка

«Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки»

Обе ладони поставлены на ребро, большие пальцы прижаты к ладоням (как ковшик).

Пароход

«Пароход плывет по речке,

И пыхтит он, словно печка»

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты (как ковшик), а большие пальцы подняты вверх.

Стул

«Ножки, спинка и сиденье -

Вот вам стул на удивленье»

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части приставляется кулачок (большим пальцем к себе). Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять руки.

Стол

«У стола четыре ножки,

Сверху крышка, как ладошка»

Левая рука в кулачок. Сверху на кулачок опускается ладошка. Если ребенок легко выполняет это упражнение, можно менять положение рук: правая в кулачке, левая ладонь сверху кулачка. Можно делать попеременно на счет раз.

Грабли

«Листья падают в саду,

Я их граблями смету»

Ладони на себя, пальчики переплетены между собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Цепочка

«Пальчики перебираем

И цепочку получаем»

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно пропускаются колечки из пальчиков правой руки: большой - указательный, большой средний и т. д. Это упражнение можно варьировать, меняя положения пальчиков. В этом упражнении участвуют все пальчики.

Скворечник

«Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет»

Ладошки вертикально поставлены друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы загнуты вовнутрь.

Шарик

«Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел -

Стал он тонкий и худой»

Все пальчики обеих рук в "щепотке" и соприкасаются кончиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух "выходит", и пальчики принимают исходное положение.

Корзинка

«В лес корзинку я беру

И грибы в нее кладу»

Ладони на себя, пальчики переплетаются, и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются, и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики образуют ручку.

Массаж карандашами

Растирание ладоней шестигранным карандашом, несколькими карандашами движениями вверх – вниз. Ладони расположены вертикально (горизонтально).

Удерживать карандаш каждым согнутым пальцем, двумя любыми согнутыми пальцами под счет до 10. Удерживать карандаш пальцами, расположенными так: указательный и безымянный сверху, средний и мизинец –снизу.

Стихотворение:

-Карандаш в руках катаю, между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик быть послушным научу.

-Карандаш в руках катаю, я ладошки растираю.

Я ладошки разотру, рисовать потом пойду.

Приложение 4

Игровой самомассаж для развития мелкой моторики пальцев рук с использованием прищепок.

Слова - действия

Мы весёлые прищепки,

Коль поймам держим крепко!

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на левой руке, любуемся ею, покачивая головой вправо-влево, накрываем её правой рукой и прокатываем между ладонями)

Большой пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим прищепкой большой палец левой руки и качаем пальчик с прищепкой)

Указательный поймаем

И немного покачаем!

(Ловим указательный палец левой руки и качаем)

Средний пальчик мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим средний палец левой руки и качаем)

Безымянный мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим безымянный палец левой руки и качаем)

И мизинец мы поймаем

И немного покачаем!

(Ловим мизинец левой руки и качаем)

Раз, два, три, четыре, пять!

Прищепки будем мы катать!

(Прищепка лежит на правой руке, накрываем её левой рукой и прокатываем между ладонями, затем выполняем аналогичные действия на левой руке)

1, 2, 3, 4, 5!

Мы закончили играть.

Пальчики свои встряхнём

И немного отдохнём!

(Соединяем поочерёдно пальцы обеих рук, встряхиваем кисти рук, закрываем глаза, отдыхаем)

Игровой самомассаж с элементами пальчиковой гимнастики для активизации речи, познавательной деятельности, развития мелкой моторики пальцев рук с использованием конструктора «Лего».

Слова - действия

1, 2, 3, 4, 5!

Конструктором будем мы играть!

(Загибаем-разгибаем пальчикина обеих руках одновременно)

Конструктором будем мы играть!

Своим ручкам помогать!

(Кулачки-ладошки ударяемдруг о друга поочерёдно)

Конструктор в руки мы возьмём

На руку левую кладём,

Правой ручкой накрываем

И ладошками катаем.

(Выполняем действияв соответствии с текстом, прокатывание конструкторамежду ладонями, правая рука сверху)

Сейчас руки поменяем,

Точно также покатаем.

 (Меняем положение рук прокатывание конструкторамежду ладонями, левая рука сверху)

В ручку правую возьмём

И сильней его сожмём!

(Сжимаем конструктор в правой руке)

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

(Имитируем игру на пианиноправой рукой)

В ручку левую возьмём

И сильней его сожмём.

(Сильно сжимаем в левой руке)

Руку быстро разжимаем,

На "пианино" поиграем.

(Имитируем игру на пианиноправой рукой)

Мы конструктор убираем

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

На левой ручке посчитаем,

Пальцы быстро загибаем.

Раз, два, три, четыре, пять!

(Убираем на край стола)

(Загибаем пальцы на правой руке)

 (Загибаем пальцы на левой руке)

Пальчики свои встряхнём,

Заниматься мы начнём!

(Интенсивно трясём ладошки,продолжаем занятие)

Игровой самомассаж для активизации речи, мышления, развития мелкой моторики рук и повышения иммунитета детей.

Слова - действия

1, 2, 3, 4, 5!

С горошком будем мы играть!

(Загибаем-разгибаем пальчикина обеих руках одновременно)

С горошком будем мы играть-

Своим ручкам помогать!

(Кулачки-ладошки ударяемдруг о друга поочерёдно)

В ручку правую возьму,

Крепко пальцами сожму.

Между пальцами катаю,

Всё сильнее нажимаю.

(Выполняем действия в соответствии с текстом))

Указательный, большой,

Поиграйте вы со мной!

(Катаем горошек между большим и указательным пальцами правой руки)

Средний пальчик и большой,

Поиграйте вы со мной!

(Катаем горошек между большим и средним пальцами правой руки)

Безымянный пальчик и большой,

Поиграйте вы со мной!

(Катаем горошек между большим и безымянным пальцами правой руки)

И мизинец, и большой,

Поиграйте вы со мной!

(Катаем горошек между большим и мизинцем правой руки)

В серединке на ладошке

Покатаю я немножко.

Как колобок горох катаю,

Всё сильнее нажимаю.

(Катаем горошину в ладошке по кругу)

В ручку левую возьму,

Крепко пальцами сожму.

Между пальцами катаю,

Всё сильнее нажимаю.

(Аналогично выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)

Мы горошинки возьмём,

На край стола их уберём!

Ах! Ах! Ох! Ох!

Был массаж у нас неплох!

(Убираем горошину на край стола)

(Выражаем положительные эмоции)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Дополнительная общеобразовательная программа (дополнительная общеразвивающая программа) кружка "Юный художник"

Программа кружка по рисованию "Юный художник". Программа рассчитана на 4 года обучения....

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа по изобразительной деятельности "Цветная палитра"

Программа "Цветная палитра" разработана на основе программы И. А. Лыковой "Изобразительное творчество в детском саду" и направлена на целостное развитие творческих способностей детей дошкольного возра...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...