"Составление описательного рассказа на тему: «Транспорт»"
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Домбровская Татьяна Владимировна

Цели:
1. Учить составлять описательный рассказ по схеме.
2. Закрепить обобщающее понятие транспорт.
3. Обогащать глагольный словарь.
4. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
5. Активизировать употребление существительных в косвенных падежах.
6. Развивать общую моторику и логическое мышление.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.docx15.44 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятие по развитию речи в старшей группе на тему "Составление описательного рассказа на тему: «Транспорт»"

Автор: Домбровская Татьяна Владимировна МАДОУ НТГО детский сад «Чебурашка».
Описание: материал будет полезен и воспитателям старших логопедических групп детских садов. В конспекте представлена работа по обучению детей в составлении описательных рассказов по схеме.
Цели:
1. Учить составлять описательный рассказ по схеме.
2. Закрепить обобщающее понятие транспорт.
3. Обогащать глагольный словарь.
4. Упражнять детей в согласовании существительных с прилагательными.
5. Активизировать употребление существительных в косвенных падежах.
6. Развивать общую моторику и логическое мышление.
Оборудование: игрушки: самолет, грузовик, автомобиль, мотоцикл; картинки с разными видами транспорта; схема, бумага для рисования, цветные карандаши.

Ход занятия

1. Организационный момент.
Дети, отгадайте загадки, а отгадки я поставлю на стол:
Перед нами чудо-птица,
Всех прошу скорей садиться,
Отправляется в полет
Быстрокрылый… (самолет)

Она доставит без труда
Тебя в другие города.
Но если ты собрался в путь
Ее заправить не забудь!.. (автомобиль)

Я тяжёлый, я большой,
Знаешь, мощный я какой!
Грузы я возить привык.
Кто, скажи, я?… (грузовик)

Всадник на коне стальном!
А за ним – дымок хвостом!
Нынче рыцари привыкли
Ездить лишь на … (мотоцикл)


2. Основная часть.
– Ребята, как можно назвать все эти предметы одним словом? (транспорт)
Назовите все машины.

3. Упражнение «Путешествие»
- Ребята, я вам предлагаю отправиться в путешествие. Возьмите каждый по картинке и составьте предложение:
Я отправляюсь в путешествие на грузовике.
Я отправляюсь в путешествие на лодке.
Я отправляюсь в путешествие на троллейбусе.
Я отправляюсь в путешествие на самолете.
Я отправляюсь в путешествие на поезде.
Я отправляюсь в путешествие на автомобиле.
Я отправляюсь в путешествие на велосипеде.


3. Упражнение «Цветные машины»
Назовите цвет каждой машины полным предложением.
У меня желтый грузовик.
У меня синий самолет.
У меня синий автомобиль.
У меня красный мотоцикл.
У меня черная лодка.

4. Игра «Летит, плывет, едет»
Ребята, у вас на столах лежат картинки, назовите их. Подберите к своим картинкам как можно больше слов, отвечающих на вопрос «Что делает?» Например:
Троллейбус – едет, останавливается, сигналит, везет (пассажиров).
Лодка – плывет, везет (пассажиров) пристает (к причалу).
Самолет – летит, поднимается, гудит, везет (грузы, людей), приземляется.
Грузовик – заводится, едет, сигналит, тарахтит, работает, перевозит грузы.
Автомобиль – заводится, сигналит, перевозит пассажиров.
Велосипед - едет, сигналит, перевозит пассажира.

5. Физкультурная минутка «Мы - шоферы»
Качу, лечу во весь опор, (дети шагают)
Я сам-шофер, (имитируют управлением рулем)
И сам – мотор, (круговые движения плечами)
Нажимаю на педаль, (сгибают ногу в колене)
И машина мчится вдаль (бег на месте).

6.Составление рассказа о транспорте по схеме.
– А сейчас мы будем рассказывать про различные машины, по схеме. Послушайте мой рассказ о грузовике (машина выставляется на стол).
1. Это грузовик, у него желтая кабина, желтый кузов и черно-желтые колеса.
2. Грузовик сделан из металла, колеса из резины, а окна из стекла.
3. У грузовика есть кабина, в ней руль и сиденья, кузов, колеса и двигатель.
4. Управляет грузовиком шофер.
5. Грузовик перевозит грузы.
6. Грузовик наземный транспорт.
Затем дети самостоятельно составляют рассказы о транспорте.


7. Упражнение «Нарисуйте грузовик»
- А теперь садитесь за столы. Вам нужно нарисовать грузовики, которые будут перевозить ваши грузы. Составьте предложения, какой груз будут перевозить грузовики.
Мой грузовик перевозит песок.
Мой грузовик перевозит кирпичи.
Мой грузовик перевозит посылки.
Мой грузовик перевозит предметы мебели.
Мой грузовик перевозит овощи и фрукты.
Мой грузовик перевозит глину.


8. Итог занятия.
- Что вам больше всего понравилось на занятии? Какие задания были для вас сложными? Чей рассказ вам понравился больше остальных?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Составление описательного рассказа по теме "Дикие животные".

Презентация рассчитана на дошкольников 6-7 лет с логопедическим заключением ОНР.Связные высказывания детей с ОНР обрывочны и малоинформативны. Дети испытывают серьезные затруднения при составлении рас...

Составление описательного рассказа по теме "Транспорт" с использованием программы PowerPoint.

Презентация в программе PowerPoint поможет учителю-логопеду спланировать занятие по формированию навыков описательной речи и правильно организовать исследовательскую деятельность детей по выявлению пр...

Тема: Составление описательного рассказа по теме: «Кошка»

Закреплять знания детей по данной теме.Развитие монологической речи.Подбор определений к существительным .Работа над словом, словосочетанием.Развитие внимания памяти....

Речевое развитие . Подготовительная группа. Тема: "Составление описательного рассказа на тему "Увидел скворца - знай : весна у крыльца".

КТема : Составление описательного рассказа на тему «Увидел скворца - знай : весна у крыльца»Обучающие задачи: - закрепить знания детей о весне, о перелетных птицах;   ...

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»

Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста по теме "Овощи" Составление описательного рассказа по теме «Овощи»...

Составление описательного рассказа на тему "Транспорт"

Составление описательного рассказа на тему "Транспорт", с опорой на мнемотаблицу....