Знакомство с видами русского фольклора
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Тараканова Олеся Фёдоровна
Конспект занятия в старшей группе. Тема: «Малые формы фольклора: пословицы, загадки, считалки» Образовательная область: Речевое развитие. Форма проведения: игровое занятие Цель: Знакомство детей с понятием фольклор. Формирование умения различать пословицу, загадку, считалку. В результате : Дети дают определение понятия фольклор. Находят различия между малыми формами фольклора (загадкой, пословицей, считалкой ) Предварительная работа: чтение и заучивание пословиц, считалок загадывание и отгадывание загадок. Словарная работа: фольклор. Используемые материалы и оборудование: иллюстрации, картинки, сюрпризная коробочка. Ход: I ЧАСТЬ ВВОДНАЯ. Игровая ситуация эмоциональный настрой: В круг широкий - вижу я, встали все мои друзья, Мы сейчас пойдем направо - раз, два, три А потом пойдем налево - раз, два, три В центре куга соберемся - раз, два, три И на место все вернемся - раз, два, три Улыбнемся, подмигнем и заниматься мы начнем. II ЧАСТЬ ОСНОВНАЯ. Показываю сюрпризную коробочку. --- Дети сегодня по дороге в детский сад я нашла вот такую красивую коробочку. Как вы думаете, что в ней лежит? ( ответы детей) Хотите посмотреть? Женя открой коробочку. Достает записку. «Поспешишь - людей насмешишь». Ребята, что это такое? (пословица). --А что это означает, как вы думаете? Ответы детей - Сейчас поиграем, кто больше назовет пословиц. Игра «Кто больше назовет пословиц» Ребята пословицы еще издавна придумал народ, поэтому они какие? (Народные) Достают следующую записку. «Тает снежок, ожил лужок, день прибывает, когда это бывает?» (ВЕСНОЙ) Почему весна? (ответы детей). Что это я прочитала? ( загадка). Как догадались, что это загадка? Еще одна загадка: «Зеленая, но не огурчик Прыгает, но не кузнечик» (лягушка). Докажите, почему лягушка? --Чем загадка отличается от пословицы? Сейчас разделитесь на три подгруппы ( по предметным картинкам) Сочините свои загадки по картинкам .( далее каждая компания загадывает свои загадки друг другу .Дается одна минута). --Дети, кто сочиняет загадки? Да тоже народ, но есть загадки, которые пишут писатели. Читаю следующую записку. «Раз, два, три, четыре, пять —начинаем мы играть К нам сорока прилетела и тебе водить велела». А это что? (считалка) Как вы догадались, что это считалка? Для чего нужны считалки? Чем отличается считалка от загадки? Да, ребята, считалка—это короткий стишок, который произносится ритмично. Вот мы сейчас и попробуем. Произносим считалку, сопровождая хлопками. «Шли бараны по дороге, промочили в луже ноги». Поиграем в русскую народную игру «Гори, гори ясно» Маша, выберет считалкой ведущего. Кто сочинил считалки, пословицы, загадки? (народ) Да, это устное народное творчество называется одним словом - фольклор. Повтори, Влад, Варя, Тимофей, Имрон и т. д. Повторим все вместе. Еще к устному народному творчеству относятся ---рус. нар. Песни, потешки, заклички, прибаутки, рус. нар. игры. III ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. -Как называется одним словом устное народное творчество? --О каких малых формах фольклора мы сегодня говорили? - Как вы думаете, в нашей жизни нам нужны загадки, пословицы, поговорки? В каких случаях мы их говорим? Молодцы ребята!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект по теме «Знакомство с народной культурой и традициями. Русский фольклор ». Подготовительная группа.

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 2 «Дюймовочка» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию дет...

Развитие речи дошкольников через знакомство с русским фольклором

Проект разработан с учетом возраста детей, особенностей развития. Возраст от 1 года. В проекте рассматривается влияние русского фольклора на развитие речи дошкольников. Апробирован на практике....

Методическая разработка «Приобщение старших дошкольников к истокам национальной культуры через знакомство с русским фольклором»

В последние годы в российской системе дошкольного образования растёт интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных  традиций, воплощенных в самобытных жанрах фоль...

Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора.

Презентация о видах музыкального фольклора и методика знакомства с ними....

Конспект НОД с использованием ИКТ технологий в подготовительной группе знакомство детей с фольклором Тема: «Русский фольклор - душа народа»

Формирование духовно-нравственных качеств детей через ознакомление с русским народным музыкальным творчеством....

Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора".

Консультация для воспитателей "Методика знакомства детей дошкольного возраста с видами музыкального фольклора"....