"В гостях у сказки"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Алексеева Анна Алексеевна

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytoe_rechevoe_s_elementami_triz.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «В гостях у сказки»

Цель: Продолжать учить детей творческому рассказыванию
с использованием технологии ТРИЗ.

Образовательные задачи:
1. Уточнять и обогащать знания детей о русских народных и авторских сказках.
2. Учить узнавать сказочных героев.
3. Продолжать учить детей сочинять волшебную сказку, соединять логической цепочкой действий и превращений отдельные картинки в единый сюжет. Использовать выразительные средства — описание. Учить использовать графическую аналогию (ТРИЗ) при выделении в образе сказочного героя самого главного — характера.
4. Совершенствовать умение использовать разные части речи точно по смыслу.
5. Вводить в словарь детей синонимы: добрый, смеющийся, ласковый, нежный, весёлый, шутливый. Антонимы: добрый, злой, весёлый — грустный, здоровый — больной и другие.
6. Продолжать формировать навыки учебной деятельности: действовать по предложенному плану, правильно оценивать результаты своей деятельности.
7. Продолжать учить детей формулировать полные ответы на поставленный вопрос.
8. Формировать умение внимательно слушать вопросы воспитателя, соблюдать очерёдность, отвечая на вопросы, слушать другого ребёнка, не перебивая.

Развивающие задачи:
1. Развивать умение детей действовать согласованно.
2. Развивать связную речь, мышление, воображение, фантазию.
3. Развивать слуховое внимание и память.

Воспитывающие задачи:

1. Воспитывать интерес к чтению, любовь к устному народному творчеству, сказкам.
2. Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу.

Коррекционные задачи:
1. Повышение остроты зрения. Тренировка амблиопичного глаза. Совершенствование цветового восприятия.
2. Развитие и тренировка зрительного внимания и памяти.
3. Развитие фиксации взора.
4. Развитие слухового восприятия.
5. Развитие координации движений.

Интегрируемые образовательные области:
«Чтение художественной литературы», «Познание. ФЦКМ», «Познание.
ФЭМП», «Социализация», «Здоровье», «Физическая культура»,
«Музыка».

Предварительная работа:
Чтение и анализ авторских и народных сказок, загадок. Знакомство с символами (ТРИЗ). Рассматривание иллюстраций «Герои сказок». Формирование знаний детей о структуре сказки: зачин, кульминация, концовка. Знакомство и анализ пословиц о сказках, выделение из текста и анализ фразеологизмов: образность, яркость, выразительность, точность, краткость. Подбор музыкального сопровождения. Драматизация. Знакомство с художниками — иллюстраторами: И. Билибиным, Е. Рачёвым, Е. Чарушиным, Конашевичем. Использование ИКТ. Д.и. «Сам себе сказочник». Настольно-печатные игры: «Репка», «Красная Шапочка», «Приключения Буратино».

Материалы:
Два мольберта; две указки; фланелеграф; иллюстрации героев сказок; схемы, изображающие героев сказок и их характер; иллюстрация «Путаница»; иллюстрации к игре «Узнай по тени»; схемы к игре «Сам себе сказочник»; мягкий кубик; разноцветные ориентиры; две физкультурные дуги.

Ход.
Организационный момент. 

Стулья стоят полукругом около доски. Дети заходят под музыку «В гостях у сказки», встают около воспитателя.

Здравствуйте ребята! Ребята давайте  поприветствуем, друг друга и тех, кто у нас находится в гостях.

В: «В мире много сказок
Грустных и смешных,
Но прожить на свете
Нам нельзя без них.
В: Сегодня мы с вами отправляемся в гости к сказкам.
«Если сказку назовёшь,
То цветок с собой возьмёшь».

В: Назовите пожалуйста свою любимую сказку.
(Дети называют, воспитатель каждому ребёнку вешает на шею «цветок» —
ориентир.)

В : Это необычные цветы — они помогут вам путешествовать по сказкам.
«Все цветочки покачались
В стране сказок оказались».

В: Дети, волшебник сказочным героям надел «шапки — невидимки», поэтому сейчас мы услышим только их голоса. Слушайте внимательно и быстро называйте.
Звучит аудиозапись. Дети называют персонажей. Голос: Братец — Иванушка, Машенька, Золотая рыбка, Карлсон, Царевна — лягушка. Винни-Пух, Мама Коза, Лиса, Емеля, Морозко, Иван-дурак.

В: Молодцы! Вы узнали всех героев, но волшебник продолжает показывать фокусы.
На доске плакат «Сказочная путаница».

В: Посмотрите, что он сделал?

Д: Он перепутал все сказки.

В: Верно. А давайте посмотрим, что он перепутал и какие сказки?

Д: Золушке дают примерить хрустальную туфельку, а не красовок.
Примеряет туфельку не кот в сапогах, а принц.
Медведь несёт не Царевну — лягушку, а Машеньку.
Принцесса на Горшине спит не на печи, а на перине, а печь из сказки «По щучьему веленью».
Красная Шапочка встречает не зайца, а волка.
В:  «Все мы сказки разобрали
И героев всех нашли.
Нужно дальше нам идти».

(Дети встают друг за другом и идут за воспитателем.)
В: «По тропинке мы пойдём
Через мостик перейдём».

(«Мостик» — две дуги. Дети проходят между ними.)
В:
 Тот, кто слово наоборот назовёт, тот по мостику пройдёт. Цветы помогут вам найти своё место.

- Весёлый — грустный,
- добрый — злой,
- Смелый — трусливый,
- Старый — молодой,
- Сильный — слабый,
- Здоровый — больной,
- Умный — глупый,
- Вежливый — грубый,
- Сытый — голодный,
- Могучий — слабый,
- Озорной — послушный,
- Ленивый — трудолюбивый.

Вот как мы быстро прошли через мостик, ребята смотрите здесь лежат такие же цветочки, как у вас давайте подойдем и посмотрим, что же для нас приготовил волшебник.
На мольберте — «тени» сказочных персонажей.

В: Волшебник спрятал героев.
«Если мы их разгадаем,
От волшебства мы их избавим».

В: Ребята чья это тень, какого сказочного героя?

А давайте мы проверим правильно мы угадали или нет, мы перевернём нашу тень.

Д: Это Баба-Яга, Кот в сапогах, Король, Емеля, Русалочка, Буратино, Змей Горыныч.
(По мере называния, дети переворачивают иллюстрации, там — цветное изображение).
В: Пока мы с вами путешествовали, волшебник опять здесь побывал и оставил нам портреты, но необычные, портреты — линии.

В: Дети, а кто мне скажет какие  это линии?

Д: ( ПРЯМАЯ, ЛОМАНАЯ, ДУГА).
(Воспитатель показывает  линии на доске.)
В :
 Каким характером должен обладать герой, которого можно изобразить прямой линией?
Д :
 Он должен быть добрым, нежным, ласковым, трудолюбивым, заботливым
В : А можете мне перечислите героев сказок с таким характером.?
Д: Золушка, Белоснежка, Царевна — Лебедь, Машенька, Василиса Премудрая, Елена Прекрасная.
В: Верно, а  почему? Какие они?
Д: Они все добрые, великодушные, заботливые, ласковые, нежные.
(Воспитатель на доске вывешивает портрет Золушки рядом с линией).
(На доске ломаная линия.)

В: А как вы думаете, ломаной линией можно нарисовать доброго персонажа?
Д
: Нет.
В: На что похожа эта линия?
Д: Она похожа на молнию, на колючки, на иголки.
В:  А каким характером тогда будет обладать такой сказочный герой? Какие они?
Д: Они злые, жестокие, бессердечные, завистливые.
В: А можете их перечислить?
Д: Кащей-Бессмертный, Змей Горыныч, Баба-Яга, Чудо-Юдо.
(Вместе с линией персонаж-Змея Горыныча)
(Воспитатель вывешивает Емелю и линию, изображающую дугу.)

В: Дети как вы думаете почему рядом с этим героем я поместила эту линию? Как его зовут?
Д: Его зовут Емеля.
В: А какой он по характеру?
Д: Весёлый, озорной, смешной.
В: Почему мы Емелю отнесли к такой линией? На что она похожа?
Д: Она похожа на улыбку.
В: Какие персонажи с таким характером вам известны?
Д: Емеля, Буратино, Карлсон.
В: Молодцы! Вы правильно рассказали о героях. А сейчас вы сами превратитесь в сказочных персонажей.

Звучит музыка,
Игра.

В: «Это, что за маскарад
И зверей, и птиц парад
Ничего не разберёшь,
Где тут белка, где тут ёж.
Приготовься и смотри

Сказочное животное на месте замри.
В гости сказки к нам пришли
Кто есть кто — определи.
Буратино и Кащей
И Мальвина и злодей.
Приготовься и смотри
Фигура из сказки на месте замри.

В: Как мы хорошо и весело поиграли. А сейчас я вам предлагаю пройти к стульчикам и присесть, мы с вами  попробуем сочинить свою сказку.

Но только мы с вами не должны забыть, что у сказки есть НАЧАЛО, затем должны происходить какие - то события и КОНЕЦ сказки.

Давайте мы с вами вспомним как же начинаются сказки….. ( Жил-был, жила-была, однажды дело было так..;)А теперь кто мне напомнит, как заканчивается сказки ( Стали жить поживать, да добра наживать; Вот и сказка вся, а кто слушал нам друзья.) Молодцы.

В помощь нам волшебник оставил вот такие красивые карточки - подсказки, которые нам помогут составить нашу сказку.

(На мольберте- план-схема сказок.)
(Дети сочиняют сказку по выпавшим схемам, воспитатель направляет, задаёт вопросы.)
В:
 Молодцы! Вот и пришла пора нам возвращаться из сказочного мира в группу.
Вам понравилось быть в гостях у сказок?
Д:
 Да.
В: А что понравилось? Что запомнилось больше всего?
(Дети отвечают.)
В
: «Верить в сказку- это счастье,
И тому, кто верит,
Сказка обязательно отворит все двери».
Я хочу пожелать всем вам, дети,  чтобы вы выросли такими же

-удачливыми и счастливыми, как Иван-царевич,

- добрыми, как Емеля

- обаятельными, как Чебурашка,

- хозяйственными, как Матроскин,

- трудолюбивыми, как Золушка,

- находчивыми, как Кот в сапогах.

Но это еще не, волшебник приготовил вам подарок. И попросил меня вам его передать. Эта книга с волшебными сказками, что бы вы продолжали по ним путешествовать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультурный досуг "В гости к сказке" (по сюжету русской народной сказки "Колобок"). Вторая младшая группа.

Основным назначением физкультурных досугов является организация активного отдыха. Он доставляет детям радость и наряду с этим способствует решению задач физического воспитания....

Проект «В гостях у сказки» Краткосрочный творческий проект «В гостях у сказки» для старшего дошкольного возраста МБДОУ д/с 12 «Солнышко» Составитель: Шестакова С.А.

Актуальность темы: Сказка - входит в жизнь ребенка с самого раннего возраста, сопровождает его на протяжении всего дошкольного детства и остаётся с ним на всю жизнь.Сказка - необходимый элемент д...

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы) Тема: «В гостях у сказки.»

Конспект занятия «В гости к сказке» (познавательное развитие детей средней группы)Тема: «В гостях у сказки.»Цель: развитие лексико- грамматической стороны речи через ...

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки» Тема проекта: «В гостях у сказки» театрализованная деятельность в младшей группе

Проект по театрализованной деятельности во 2 младшей группе «В гостях у сказки»Тема проекта: «В гостях у сказки»театрализованная деятельность в младшей группе  Автор ...

Совместная деятельность с детьми «В гостях у сказки» для детей подготовительного возраста с использованием электронно-образовательного ресурса «В гостях у сказки».

Сценарий совместной деятельности с детьми подготовительной группы "В гостях у сказки" направлен на знакомство детей с видами танцев, на знакомство и разучивание песни «Зима пришла с мо...

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки» Интегрированное занятие по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях у сказки»Интегрированное занятие  по познавательно-речевому развитию при помощи ИКТ «В гостях у сказки»Образовательные области: познават...

Гость группы "В гостях у сказки"

Гость группы в первой младшей группе №1 Театрально - игровая деятельность обогащает детей новыми впечатлениями, развивает интерес к художественной литературе, расширяет словарь детей, является сред...