"Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи"
материал по развитию речи (младшая группа)

Пацинская Татьяна Александровна

В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающего мира.. Картина не только расширяет представление о мире, о природных явлениях, но также воздействует на эмоции детей. Взывает интерес к рассказыванию,  побуждает говорить.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_rasskazyvaniyu_po_kartine.docx21.37 КБ

Предварительный просмотр:

 Обучение дошкольников рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи

                                                                     

 Пацинская  Татьяна Александровна

                                                                                                               воспитатель

ГБДОУ детский сад№6

                                                       Адмиралтейского района Санкт-Петербурга                                                                              .

Аннотация: ечь – удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им" Г. Гегель.

 В основе рассказывания по картине лежит восприятие детьми окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже

Ключевые слова:   картина, обучение, требование, формирует уверенность, развивает воображение, словарный запас, описательный рассказ, отработки навыков разговорной речи.

          Обучение детей рассказыванию по картине является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, позволяет говорить даже молчаливых и застенчивых. Для методики обучения  рассказыванию по картине существенное значение имеет понимание особенностей восприятия картин. А.А. Люблинская считает, что восприятию картин ребенка надо учить, постепенно подводя его к пониманию того, что на ней изображено. С.Л. Рубинштейн, Г.Г.Овсепян, изучавшие вопросы восприятия картины, считают, что характер ответов детей зависит от ее содержания, близости и доступности ее сюжета, от опыта, умения рассматривать и характера вопросов воспитателя, определяющих умственную задачу. М.М.Конина считала, что разные типы картин должны по разному использоваться в связи с различными задачами обучения родному языку. Предметные картины располагают к занятиям номенклатурного характера, связанным с перечислением и описанием качеств и особенностей изображения предмета. Сюжетная картина наталкивает ребенка на рассказ, связанный с интерпретацией действия.

Требование к картине.

     -Интересное , понятное содержание, воспитывающее положительное отношение к окружающему.

     -Реалистичное изображение.

     -Картина должна быть высокохудожественной.

     -Доступность содержания и изображения (отсутствие множества деталей, сильного сокращения и заслонения предметов, излишней штриховки, незаконченности рисунка.

Виды занятий по обучению детей рассказыванию по картине.

        -Составление описательного рассказа по предметной картине.

        -Составление описательного рассказа по сюжетной картине.

        -Придумывание повествовательного рассказа по сюжетной картине.

        -Составление рассказа по последовательной сюжетной серии картин.

        -Составление описательного рассказа по пейзажной картине и     натюрморту.

         -Творческое рассказывание по сюжетной картине.

Требование к рассказам детей:

точная передача сюжета, самостоятельность, образность, целесообразность

использования языковых средств( точное обозначение действий); наличие связей предложений и частей рассказа; выразительность; умение интонировать; плавность речи; фонетическая четкость каждой фразы.

          Я  воспитатель младшей группы. Поэтому более подробно остановлюсь на  занятиях этой группы.

Занятия в младшей группе.

Цели

          1. Научить рассматривать картину, формировать умение замечать в ней самое главное.

          2. Постепенно перейти от занятий номенклатурного характера, когда дети просто перечисляют изображенные предметы, объекты, к занятиям , упражняющим  в связной речи( ответы на вопросы и составление небольших рассказов).

Структура занятия.

           Часть 1.Рассматривание картины с помощью вопросов воспитателя.

           Часть 2. Заключительный рассказ воспитателя, являющийся образцом для детей.

             Основной прием проведения занятия - беседа.

К рассказыванию по картине дети подводятся постепенно. Используются дидактические игры с предметными картинками:

             -Подобрать пару к указанной картинке. Назвать предмет, сказать, какой он и что с ним делают.

            - Игра "Прятки"(картинки прячут- расставляют по разным доступным местам, дети находят их и приносят, называют).

              Возможно чтение воспитателем какого либо авторского рассказа.       Перед показом картины необходимо вызвать у детей интерес к ней. Очень важно мотивировать речевую деятельность детей. Можно предложить внимательно посмотреть на картину, запомнить ее, а дома вместе с родителями  нарисовать.

           К концу года становится возможны переход к самостоятельным рассказам детей ( как правило, они почти полностью воспроизводят рассказ воспитателя).

Характерные особенности занятий.

          - Чередование хоровых и индивидуальных ответов.

          -Обязательное наличие эмоциональных и игровых  приемов.

          -Использование литературных и художественных ставок.

Возможные приемы.

          - Игра:"Расскажи кукле"

          - Выбор объекта описания.

          - Инсценировка ( в гости к детям приходит кукла, собачка, и дети разговаривают с ними.

          - Предложить ребенку встать на место того, кто "нарисован"(Как будто это мы гуляем", "Как будто это наш котенок).

Литература.

            1. Развитие речи детей дошкольного возраста. Под. ред.Ф.А. Сохина, М.. Просвещение, 1976

            2. Ткаченко Т.А. Обучение детей творческому рассказыванию по картинам. - М. Владос, 2005

            3.Алексеева М. М., Яшина В.И..Методика развития и обучения родному языку дошкольников.- М. Академия,  1997


ин

тае. Оказывается, в неоднократном повторении одного и того же текста есть    много плюсов для интеллектуального и эмоционального развития малыша.

Если ваш малыш просит почесть одну и ту же книгу снова и снова, то это говорит о том, что именно она нашла отклик в душе ребенка и полностью соответствует его нынешнему состоянию. Данная книга полностью понята и принята крохой, не осталось невыясненных и недопонятых моментов. Наверняка у каждого есть любимые книги и фильмы, которые вы читали или смотрели по несколько раз и готовы это повторить еще столько же. Так почему же не признать за малышом право на тоже самое?

         Тот факт, что малыш знает наперед , чем история закончится , формирует в его сознании уверенность в будущем и в его положительном результате, то есть он будет уверен, что несмотря ни на какие трудности, все будет хорошо. Кто поспорит с тем, что оптимистом быть веселее и продуктивнее, чем пессимистом? Таким образом, проигрывая один и тот же сценарий по нескольку раз, ребенок прочно усваивает мысль, что безвыходных ситуаций не бывает и что, даже если  тебя "съели" - у тебя все равно остается два выхода.

          Когда родители читают малышу сказку, то он находится в мире фантазий, сопереживает герою, проигрывает эмоционально все его приключения, то ест испытывает массу эмоций, каждый раз эти эмоции становятся более совершенными. Не забывайте, что нервная система ребенка еще не до конца сформировалась и ему нужно гораздо больше времени, чтобы "оформить" и принять свои чувства, эмоции. Так по кирпичику складываются чувства к героям любимой сказки и  малыш получит в свою "жизненную копилочку" несколько сформированных эмоций.

           Используйте повторно чтение для развития речи малыша. Во-первых , постоянное повторение одних и тех же слов отлично пополняет словарный запас малыша, а во -вторых, читая книгу каждый раз "по-разному", вы способствуете развитию более правильной речи ребенка. Что значит "по - разному"? После того как вы прочли книгу с выражением пару раз и убедились, что смысл понят ребенком, читайте эту сказку немного быстрее, затем еще быстрее, доходя до темпа скороговорки - так вы научите малыша воспринимать информацию на слух в разных вариациях. Еще один способ работы с книгой- это периодически останавливаться и спрашивать ребенка о том, что будет дальше. Это не только отличный способ обработки практических навыков разговорной речи, но и тренировка памяти.

             Повторное чтение развивает воображение и творческое мышление малыша. Дочитав до определенного момента, попросите ребенка придумать предложение. Сочиняйте вместе с ним сказку. Причем этот способ можно с успехом применять несколько раз: сначала пусть кроха придумает  другой конец, затем остановите чтение чуть раньше и придумайте немного больше и так далее. Возможно, малышу понравится эта игра и он станет сочинять свою сказку уже после слов "Жили-были..."

             Знакомый родителям способ работы с книгой - это обсуждение картинок. Пусть малыш расскажет, что и кто нарисован, что он делает, к какому эпизоду сказки относится эта иллюстрация, картинки можно использовать для сочинения своей сказки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Обучение дошкольников с общим недоразвитием речи рассказыванию по картине как одно из направлений работы по формированию связной речи».

Обучение дошкольников рассказыванию по картинке является одним из направлений работы по формированию связной речи. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и приро...

Обучение пересказу в работе по формированию связной речи дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня речевого развития

Связная речь – это смысловое развёрнутое высказывание или цепь логически сочетающихся, грамматически правильных предложений. Пересказ - осмысленное, творческое воспроизведение литературного текста в у...

Направления коррекционной работы по формированию связной речи у старших дошкольников с общим недоразвитием речи (III уровень речевого развития)

Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи является главной целью всего коррекционно-развивающего процесса....

Сообщение на тему:Обучение творческому рассказыванию по картине с помощью ТРИЗ и РТВ как средство развития речи и мышления дошкольников.

В современном образовании идет активный поиск инновационных технологий, которые  бы гарантированно решали дидактические задачи за короткое время при максимальном использовании ресурсов самих дете...

Опыт работы по формированию связной речи детей подготовительной группы в ходе обучения рассказыванию.

Речь – одна из важных линий развития ребенка. Но в последние годы наблюдается резкоеснижение уровня речевого развития дошкольников. Это связано в первую очередь с ухудшениемздоровья детей, наруш...

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"

Статья "Специфика работы по формированию связной речи у старших дошкольников с нарушением речи средствами пересказа с использованием сюжетных картин"...

Доклад на педсовете «Обучение дошкольников рассказыванию по картине и серии картин» (из опыта работы)

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно расте...