Конспект занятия "Экологическая викторина"
план-конспект занятия по окружающему миру

Врублевская Олеся Алексеевна

конспект занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsp._otkr._zanyat.ekologicheskaya_viktorina.docx29.51 КБ

Предварительный просмотр:

Федеральное государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №1387»

                Управления делами Президента Российской Федерации

Конспект НОД

Экологическая викторина «Знатоки природы»

для детей старшего дошкольного возраста

Подготовила: воспитатель Врублевская О.А.

Провела: воспитатель Врублевская О.А.

                                                 Москва 2022

Экологическая викторина

«Знатоки природы»

для детей подготовительной группы

Цель: обобщение и систематизация знаний детей о природе, о красоте леса и его богатствах, о лекарственных растениях.

Задачи:

Образовательные: Закрепить у детей знания о культуре поведения в природе и умение правильно оценивать поступки окружающих.

Развивающие: Развивать логическое мышление детей через решение проблемных ситуаций.

Воспитывающие: Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде.

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие, художественно -эстетическое развитие, физическое развитие.

Материалы и оборудование: мультимедийная установка; эмблемы для участников команд; картинки с правилами поведения в лесу; дидактическая игра «С какого дерева лист?»; плоды деревьев: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны; графический диктант; картинки с грибами съедобными несъедобными; зелёные и красные карточки; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц.

Предварительная работа: разучивание стихов, песен; чтение произведений российских писателей; беседы о растениях, насекомых, птицах и животных, их повадках и особенностях; рассматривание иллюстраций и книг о природе.

Ход деятельности:

Дети заходят в зал и команды занимают свои места.

Воспитатель:

Нас в любое время года

Учит мудрая природа :

Птицы учат пению,

Паучок – терпению.

Пчёлы в поле и в саду

Обучают нас труду.

Учит солнце – доброте.

Учит снег нас чистоте.

У природы круглый год

Обучаться нужно

Весь лесной народ

Учит крепкой дружбе.

Сегодня мы собрались в зале, чтобы показать свои знания о природе, о животных и растениях, об их особенностях. А называется наша викторина «Знатоки природы». Ребята, вам будут даны задания, а вы должны выслушать вопрос до конца; не подсказывать отвечающему; кто знает ответ, поднять руку и ответить на вопрос. Представляем вам жюри нашей викторины : …

Воспитатель: Девочки и мальчики, лес – это богатство нашей Земли! Это дом для животных, птиц и насекомых. В лесу они находят себе пищу, укрываются от врагов, растят своё потомство. Растения очищают воздух, радуют своей красотой. Лес кормит нас грибами, ягодами и орехами.

Заходит Незнайка: «Здравствуйте ребята! Меня зовут Незнайка. А что это вы здесь делаете?»

Воспитатель: «У нас проходит викторина «Знатоки природы»».

-Незнайка, а ты знаешь правила поведения в лесу?

«Да, я люблю лазить по деревьям, рвать цветы, пинать мухоморы».

 -Это так весело!

Воспитатель: «Ребята, давайте поможем Незнайке узнать, как нужно вести себя в лесу».

(Воспитатель показывает картинки, а дети объясняют, что нельзя делать в лесу)

Можно: Собирать хорошо знакомые грибы и ягоды, собирать лечебные травы, наслаждаться пением птиц, дышать свежим воздухом, наблюдать за природой, а еще можно заняться фотоохотой.

Физкультминутка.

Воспитатель: Мы идем во лесок,

Будь внимателен, дружок. (Ходьба.)

Впереди ручеек,

Перейти – вот мосток. (На носочках.)

Пробирайся осторожно –

Промочить здесь ноги можно. (Высоко поднимать ноги.)

Мы попрыгаем немножко

По извилистой дорожке. (Прыжки.)

Как услышим в небе гром,

Спрячемся мы под кустом. (Приседание.)

Будем медленно идти –

Дождь настигнет нас в пути. (Легкий бег.)

Мы пришли с тобой, дружок,

Во дремучий во лесок. (Ходьба.)

Ребёнок 1(Маша С):

Богатство лесов береги и храни,

Тебе благодарными будут они!

Ребёнок 2(Яра):

Дерево, зверек, цветок и птица,

Не всегда умеют защититься.

Если будут уничтожены они,

На планете мы останемся одни!

Воспитатель

1. Какие деревья называются хвойными? Хвоя – это видоизмененные листья, деревья не сбрасывают хвою осенью. К хвойным деревьям относятся ель, сосна, кедр, пихта, лиственница.

2. Какие деревья называются лиственными?  Лиственные деревья– это береза, дуб, липа, клен, яблоня.. На веточках у них растут листья разного размера и разной формы и сбрасывают листья осенью.

3. Какие деревья не меняют цвет кроны? Ольха, ива, сирень опадают зелеными.

4. В какое время года деревья меняют окраску листьев?

5. В какое время года на деревьях распускаются листочки?

6. У какого дерева ствол белый?

Воспитатель: Дидактическая игра «С какого дерева лист?» ).

Воспитатель: Подвижная игра «Детки с ветки» (Собрать плоды деревьев, которые заданы: грецкие орехи, сосновые шишки, каштаны, желуди).

Воспитатель: В лесу растут не только деревья и кустарники, но и разные травы. Нужны ли нам они, расскажут ребята.

Ребёнок 3(Сережа):

 Много трав растет полезных

На земле страны родной!

Помогают от болезней:

Липа, мята, зверобой!

Ребёнок 4(Миша К):

 Мы растенья эти знаем,

Бережем и охраняем!

Соберем не на потеху,

Отнесем мы их в аптеку!

Воспитатель:

- Ты натер ногу в пути, какое растение может облегчить боль? (Подорожник.)

- Название этого растения говорит само за себя – оно лечит многие кожные заболевания. (Чистотел.)

- Какие растения помогут укрепить волосы? (Крапива, ромашка, лопух.)

- Какое растение помогает от кашля? (Ромашка, мать-мачеха)

- Настой какого растения пьют для возбуждения аппетита? (Одуванчик.)

- Лекарственное растение от 99 болезней. (Зверобой.)

- Какое растение применяют при зубной боли? (Тысячелистник.)

Воспитатель: А теперь предлагаю отгадать загадки про ягоды:

1. Я красна, я кисла,

На болоте я росла,

Дозревала под снежком,

Ну-ка, кто со мной знаком? (Клюква.)

2. На припеке у пеньков много тонких стебельков,

Каждый тонкий стебелек держит алый огонек,

Разгребаем стебельки - собираем огоньки. (Земляника.)

3. На болоте уродилась,

В мягкой травке притаилась.

Желтенькая брошка —

Ягодка. (морошка)

4. Что за ягодки на кочке?

Осень им румянит щечки

И морозить, и мочить, и варенье варить,

И в морс годится – не даст простудиться.

Наклонись-ка, погляди-ка не поспела ли… (Брусника.)

5. Под листом на каждой ветке

Сидят маленькие детки.

Тот, кто деток соберёт,

Руки вымажет и рот. (Черника.)

6. Эти ягоды, все знают,

Нам лекарство заменяют.

Если вы больны ангиной,

Пейте на ночь чай с. (Малиной.)

А сейчас напишем графический диктант (заяц)

А сейчас конкурс «Вопрос - ответ».

Зачем зайцу большие уши?

Чтобы лучше слышать;

Чтобы не перегреваться;

Для торможения на поворотах.

Ответ: Для того чтобы ими потеть. Лишнее тепло улетучивается через тонкие горячие уши.

Зачем звери зализывают раны?

От боли;

Чтобы быстрее заживали;

 Умываются.

Ответ: Чтобы быстрее заживали раны. В слюне находятся ферменты, убивающие микроорганизмы.

Кто самый большой среди млекопитающих?

Слон

Кит

Жираф

Ответ: Самое большое млекопитающее на Земле - голубой кит (его длина 33 метра и вес 160 тонн).

У кого уши на ногах?

У бабочек и жуков;

У мух и комаров;

У кузнечиков и сверчков.

Ответ: У кузнечиков и сверчков. А у комаров, муравьев, бабочек «уши» на усах,  у саранчи - на животе.

Зачем страус прячет голову в песок?

От страха;

Освобождается  от паразитов;

Разыскивает пищу.

Ответ: Освобождается от паразитов. Закрыв свои большие глаза и опустив голову в  горячий песок, страус ждет, сколько вытерпит, пока  погибнут или сбегут с головы все паразиты.

Какой самый ядовитый гриб?

Мухомор

Бледная поганка

Моховик

Бледная поганка – очень ядовитый гриб, отравление которым крайне опасно для жизни человека.

Воспитатель: Поиграем в игру «Съедобное – несъедобное» (называются грибы, а дети поднимают зелёную карточку, если гриб съедобный и красную, - если несъедобный).

Воспитатель: В лесу кроме деревьев и других растений, живут разные птицы и животные. Без них трудно представить лес. Все они наши верные помощники и друзья.

Ребёнок 5(Саша):

Покормите птиц зимой!

Пусть со всех концов

К нам слетятся, как домой,

Стайки на крыльцо!

Воспитатель: А сейчас мы проверим, как вы хорошо знаете птиц. На столах лежат картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, мальчики отбирают зимующих, а девочки перелётных.

Воспитатель«Кто где живёт?» (посмотрев на экране изображение животных, дети называют их жилище).

Ребёнок 7 (Катрин):

 Милый лес, добрый лес!

Говорим тебе спасибо

За прекрасный воздух твой

За рябину и калину,

За ромашку, зверобой.

Ребёнок 8(Гриша):

 На одной большой планете

Нам с тобою вместе жить.

Будем взрослые и дети

Дружбой этой дорожить!

ВоспитательГде бы ни жил человек: в городе или в загородной местности, он всегда окружён растениями и животными. К  сожалению, люди не всегда бережно относятся к природе. Вырубая леса и загрязняя воду в реках, люди губят многих диких животных, для которых лес и река – дом. Из-за людей некоторые растения и животные навсегда исчезли, а многие стали редкими. А куда занесены редкие виды животных и растений?

Дети: В Красную книгу.

Воспитатель: Красная книга – это справочник об исчезающих животных и растениях. Почему именно красный цвет?

Дети: Сигнал, опасность…

Воспитатель: Да, действительно - красный цвет – сигнал тревоги, понятный людям всего мира. Всех животных и растения, которые занесены в эту книгу, необходимо охранять. Люди создают заповедники, парки, в которых охота запрещена.

Воспитатель: Наша экологическая викторина подходит к концу, вы показали себя настоящими знатоками природы. Просим жюри подвести итоги, и выявить победителей.

 Любите родную природу -

Озера, леса и поля.

Ведь это же наша с тобою

Навеки родная земля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект литературной викторины "Жили-были сказки"

Итоговое занятие по художественной литературе для детей среднего возраста, в ходе которого дети осуществляют путешентвие по русским народным сказкам.  Рекомендовано в качестве показательного заня...

"По тропинкам русских сказок» Конспект литературной викторины-путешествия для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал позволяет активизирвать познавательный интерес детей старшего дошкльного возраста к книге через русскую народную сказку; формировать личные литературные предпочтения ребенка,способству...

Конспекты занятий: "Викторина по сказкам К. И. Чуковского," "Путешествие по зимнему лесу", "У осени в гостях"

1. Использовала мультемедийный материал с  портала "Социальная сеть работников образования".2. Тематический досуг. Интеграция с музыкальным руководителем. Лексическая тема: "Дикие животные и их д...

Конспект развлечения "Викторина по произведерниям В. Бианки"

«Экологическая викторина по произведениям В. Бианки» с детьми  групп ОН 6-7л   Цель: Познакомить детей и родителей с творчеством В.В. Бианки. Воспитывать у детей познавательный интерес к...

Конспект игры-викторины по сказкам "Путешествие в страну сказок" в старшей группе

Задачи:  Совершенствовать умение детей узнавать сказки по литературным и музыкальным фрагментам, иллюстрациям, ключевым словам; формировать эмоциональную отзывчивость, сопереживать состояни...

Конспект игры – викторины на тему: «Что мы знаем о природе». (старший дошкольный возраст).

Данная игра способствует формированию у детей разумного поведения в лесу,уточняются представления о знакомых птицах,в  зависимости формы клюва ,от способов добывания пищи,развивается  ...

Конспект литературной викторины для детей старшего дошкольного возраста

Конспект литературной викторины по русским народным сказкам для детей старшего дошкольного возраста....