Статья: онтогенез интонационной выразительности речи
статья по развитию речи

Алехина Анастасия Михайловна

Интонация - важнейший аспект устной речи, средство оформления любого слова или сочетания слов в предложени (высказывание), средство уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-эксперссивных оттенков.

Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_po_intonatsii.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: онтогенез интонационной стороны речи.

Интонация - важнейший аспект устной речи, средство оформления любого слова или сочетания слов в предложении (высказывание), средство уточнения его коммуникативного смысла и эмоционально-экспрессивных оттенков.

Становление интонационной системы является одним из аспектов овладения звуковой стороной языка.

В  понятие интонации включается:

  • темп речи (степень скорости произнесения речевых элементов),
  • паузы (перерывы в произнесении речевых элементов),
  • тембр речи (окраска человеческого голоса),
  • тон речи (степень высоты звука),
  • ритм  (важный компонент интонации, необходимый для синтаксической и семантической организации высказывания),
  • мелодика (чередование повышений и понижений голоса, логическое ударение и словесное ударение).

Совершенные способы моделирования, характеризующие просодику взрослого человека, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они формируются постепенно, совершенствуются под влиянием жизненной практики, опыта и специального обучения. Овладение ритмо-интонационной стороной речи представляет собой установление связей между словом слышимым и произносимым.

Развитие речи в раннем возрасте делится на два периода: 

- подготовительный период (до 1,5 лет) – до оформления самостоятельной речи  

- период оформления самостоятельной речи (1,5 – 2 года).

    Исследователи доречевой и начала речевой стадии развития ребенка (Винарская, Тонкова-Ямпольская) утверждают, что интонационные модели присутствуют в вокализациях детей уже на этих стадиях, а усвоение интонационной системы происходит в возрасте около года.

Р. В. Тонкова – Ямпольская говорила, что становление интонации начинается с крика.

   К началу 2-го года жизни ребенок усваивает интонационную систему языка в целом.

   На более поздних этапах развития идет процесс ее совершенствования и дифференцирования.

     Лепская утверждала, что интонация появляется в возрасте 1 года 4 мес. – 1 года 6 мес. И в течении полугода остается основой детской коммуникации.

Верестюк рассматривает становление интонационной системы русского языка детей в возрасте от 2-5 лет.

Швачкин говорил о том, что интонация формируется к 4 – 6 месяцам.

Ковшиков установил, что основные типы интонации оказываются сформированными уже в довербальный период освоения языка.

Фридман показал, что развитие интонационных конструкций происходит подобно развитию компонентов языка.

По мнению А.Н. Гвоздева, Р.В. Тонковой-Ямпольской :

     приблизительно к 1г. 9 м. появляются разновидности восклицательной интонации,

     после 1г. 11 м. – вопросительные, начинает усваиваться фразовое ударение.

  • К 2 годам дети владеют основным набором типовых интонем (вопросительная, восклицательная, утвердительная), приблизительно в 2 г. 6 м. они максимально, иногда утрированно, используются в спонтанной речи.
  • На третьем году речь становится более эмоциональна и выразительна, проявляется личностный компонент интонационной окраски высказываний. Коммуникативный мотив и ситуация, преломляясь через определенную личностную позицию и эмоциональное отношение, вызывают заметные индивидуальные вариации интонационной выразительности.
  • Возраст четырех лет признается «рубежом в усвоении интонационной системы» в плане реализации, в пять лет дети четко различают конец и начало предложения, интонационные возможности соответствуют интонации взрослого человека.
  • Дифференциация  интонаций формируется в следующей последовательности:
  •      - со второго по седьмой месяц жизни появляется интонация, сопоставимая с повествовательной у взрослых;
  •      - с девятого месяца жизни - «настойчивая» интонация, сопоставимая с повелительной у взрослых;
  •       - с двух лет - интонация вопроса, сходная с вопросительной у взрослых.

Интонационная сторона речи  формируется раньше чем фонетическая, лексическая, а также грамматическая, т.к. закрепляется раньше слов, что обусловлено связью с эмоционально - экспрессивным аспектом жизни являющийся ведущим в довербальный период.

Совершенствование интонирования по мере функционального совершенствования коры головного мозга:

Пятин В.Ф., Сергеева М.С. Установили, что среди внутренних детерминант мозговой деятельности человека одних из ведущих является тип интонирования речи

Как фонетическое явление интонации рассматривается в различных аспектах:

  • Артикуляторном;
  • Акустическом;  
  • Перцептивном;
  • Лингвистическом.

Артикуляторный аспект:

Изучение интонации в артикуляторном аспекте предполагает выявление работы органов речи. Сложность работы речедвигательной системы объясняется тем, что в управлении артикуляторными движениями взаимодействует центральная и переферическая системы.

Акустический аспект:

Исследования интонации в акустическом аспекте рассматривают речь как воздействующие на слуховой аппарат человека колебательные движения воздушной струи, в чем проявляется частота основного тона, интенсивность и длительность.

Перцептивный аспект:

Изучение интонации в перцептивном аспекте предполагает исследование тех соответствий объективным характеристикам интонации, благодаря которым человек воспринимает то или иное значение передаваемое интонацией.

Лингвистический аспект:

В лингвистическом аспекте под интонацией понимается сложное единство мелодических, динамических и временных характеристик речи.

Особенности голосообразования у ребенка

По мере роста и развитая ребенка растет и изменяется и его речевой аппарат, прежде всего — органы голосообразования.

При этом разные органы, входящие в состав голосового аппарата, растут неравномерно, поэтому голос ребенка с возрастом изменяется по следующим показателям: по силе, высоте, тембру, диапазону, регистрам.

Диапазоном голоса называется разница между минимальным и максимальным значением таких акустических характеристик голоса, как сила и высота голоса.

Регистр голоса,  по определению Орловой, - «это ряд последовательно идущих по шкале звуков, сходных по механизму образования и характеру звучания (тембру)».

При грудном регистре активно работают грудные резонаторы (грудная клетка); Ее вибрацию можно ощутить, если положить руку на область грудины. Голосовые складки при сближении плотно смыкаются, колеблются всей своей массой. В голосе присутствует большое количество обертонов, он звучит мощно и громко, тембр у него богатый, сочный.

При головном регистре работают в основном головные (верхние) резонаторы. Голосовые складки при сближении смыкаются не полностью, колебания проходят не по всей складке, а только в области ее свободного края (голосовая складка состоит из тела голосовой мышцы и края мышечной  складки, которую ещё называют «собственно голосовой связкой»).

Обертонов в голосе меньше, громкость его также меньше, но зато голос звучит звонко, обладает большой полётностью. При головном регистре голос выше, чем при грудном.

При смешанном регистре звучание грудного и головного резонаторов сочетаются. Если больше работают грудные резонаторы, голос будет ближе к грудному. Если больше работают головные резонаторы, голос будет приближаться к фальцету. Голосовые складки колеблются по свободному краю и прилегающему участку голосовой мышцы. Голос при смешанном регистре по высоте и диапазону занимает среднее место между грудным и головным. Он выше и слабее грудного, но ниже и сильнее головного. Количество обертонов в нем также среднее.

Стадии развития голоса в онтогенезе:

Голос новорождённых и грудных детей (младенческий голос). Высота голоса всех детей примерно одна и та же – один-два тона в пределах «ля» первой октавы. По тембру голоса отличаются друг от друга; новорожденных на третий-четвертый день жизни можно различать по голосам.

Голос преддошкольников (детей младшего дошкольного возраста).Диапозог несколько расширяется по высоте: два-три тона в пределах «фа» -  «ля» первой октавы. Сила голоса невелика.

Голос детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Отмечается заметное расширение диапазона по силе и высоте (четыре-пять тонов).

Голос в период мутации. Мутация проходит в возрасте от 11 до 19 лет. В этот период голос становится нестабильным, он часто меняется по высоте, срывается. Диапазон голоса во время мутации: 250—680 Гц. В норме по окончании периода мутации фальцет уже исчезает, голос приобретает взрослый (мужской или женский) тембр.

Интонация в    лингвистике

  • В конце XIX в. исследованием интонации стали заниматься лингвисты.
  • Основы научного подхода к изучению интонации в отечественном языкознании были заложены Василием Алексеевичем Богородицким, Александром Матвеевичем Пешковским, Львом Владимировичем Щербой.
  • В 1960-х гг. Е. А. Брызгунова предложила описание интонации в русском языке с использованием понятия интонационной конструкции (всего было выделено 7 типов ИК).
  • Учеными давно установлено, что интонация выполняет три основные функции: семантическую, синтаксическую и стилистическую.

Связь с другими ПЛС

Интонация относится к одному из трёх видов паралингвистических средств общения (фонационное средство). Она тесно связана с двумя другими видами паралингвистических средств: кинетическим (позы, мимика, жесты) и графическим (выражение на письме). Это объясняется тем, что интонациям соответствуют определенные жесты, мимика, движения, позы.

Список литературы:

  • Залевская А. А., Введение в психолингвистику. – М.; 2000 г.
  • Ларина Е.А., Формирование интонационной стороны речи у младших школьников с ОНР в структуре коррекции нарушения письма: дис. кан. пед. наук / Е. А. Ларина. – Екатеринбург, 2007. – 250 с.
  • Одинцова, И. В. Звуки. Ритмика. Интонация: Учеб. Пособие. – М.: Флинта: Наука, 2004. – 367с.
  • Торсуева, И. Г. Интонация и смысл высказывания. – М.: Наука, 1979
  • Шевцова, Е.Е. Технологии формирования интонационной стороны речи / Е.Е. Шевцова, Л.B. Забродина. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 222, [2] с.
  • Филиппова, Профессиональная речь учителя. Интонация: Учеб. Пособие. – М.: Флинта: Наука, 2001. – 192 с.
  • Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей. - М.: АСТ: Астрель, 2007.
  • Поварова И.А. Заикание:диагностика и коррекция темпо-ритмических нарушений усной речи.Монография. СПб.:Речь,2005.-275.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ методик обследования интонационной выразительности речи у детей с нарушениями речи.

       Известно, что 55% информации во время беседы воспринимается через выражение лица, позы, жесты, а 38% - через интонации, модуляции голоса.Следовательно, всего 7% ...

Перспективный план работы по формированию интонационной выразительности речи детей старшего дошкольного возраста с общим нарушением речи

Полноценное речевое развитие дошкольников возможно лишь при реализации комплексного подхода.  Перспективный план составлен с учетом основных направлений работы учителя-логопеда по формированию ин...

Онтогенез интонационной стороны речи.

В данной статье содержится полный онтогенез интонационной строны речи. Расписаны особенности интонирования в различном возрасте дошкольного периода....