Конспекты логопедических занятия на запуск речи для детей раннего возраста с задержкой речевого развития.
план-конспект занятия по развитию речи (младшая группа)

Турутина Арина Сергеевна

Одной из самых актуальных проблем речевого развития, в настоящее время, является задержка речи. Согласно статистическим данным, за последние 5-10 лет показатель уровня развития речи у детей снизился. На сегодняшний день каждый пятый ребёнок страдает задержкой речевого развития. Задержка речевого развития у ребенка это замедленный процесс освоения речью. Отсутствие речи у детей в то время, когда ребенок уже должен говорить мешает ему накапливать знания об окружающем мире. И это негативно сказывается на дальнейшем развитии ребенка, осуществление им любой деятельности. Взрослые способны стимулировать запуск речи у детей, начиная с первых дней жизни, через совместное чтение сказок, пение детских песен, с помощью пальчиковых игр и многими другими способами, создавая для ребёнка коммуникативную ситуацию. В связи с этим, важной является проблема оказания ранней логопедической помощи детям, страдающим задержкой речевого развития. Продолжительность занятий с детьми раннего возраста не больше 10-15 минут, поэтому готовые конспекты таких занятий будут очень полезны как педагогам, так и родителям, для занятий с детьми дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekty_zanyatiy_po_zapusku_rechi.docx69.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспекты логопедических занятия на запуск речи для детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Конспект № 1.

Название: «Здравствуй, язычок!»

Вид занятия: Индивидуальное

Продолжительность занятия: 10 – 15 минут.

Цель: Формирование у детей первоначального представления о речевом аппарате, знакомство с органами артикуляции.

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- Обучать элементарным артикуляционным движениям.

- Формировать правильное речевое дыхание.

- Активизация речевой активности.

- Активизация звукоподражения.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать подражание движениям и речи взрослого.

- Развивать артикуляционную моторику.

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Развивать коммуникативные навыки.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки социального взаимодействия.

- Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию.

- Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: Зеркало, дидактическое пособие «Домик язычка», тазик с водой, бумажный кораблик, кубики: большие паралоновые модули, обычные деревянные, средние пластиковые; пальчиковые краски, лист бумаги, музыкальная колонка, аудиозапись Железновой.

Этап занятия:

Ход занятия:

Предполагаемые действия детей:

Организационный этап:

«Кто пришёл на занятие?»

Логопед: Здравствуй друг! Давай с тобой посмотрим в зеркало и узнаем кто же сегодня пришёл к нам на занятие, и поздороваемся. Арина Сергеевна пришла, мишка Умка пришёл, машем ладошкой, «имя ребёнка» пришёл, машем ладошкой. Давай улыбнёмся нашему отражению, мы рады что пришли сегодня на занятие.

Ребёнку, вместе с логопедом, предлагается раздвинуть шторки, посмотреть в зеркало, поздороваться с отражением, помахать ему ладошкой и назвать имя, кто пришёл на занятие.

Основная часть:

Артикуляционная гимнастика с использованием дидактического пособия «Домик язычка».

Упражнение на развитие правильного речевого дыхания: 

Пальчиковая гимнастика:

Музыкально-ритмическая пауза: 

Развитие мелкой моторики 

Развитие познавательных процессов

Логопед: Сейчас мы с тобой пойдём в гости к язычку, узнаем где он живёт и чем любит заниматься, а у тебя есть язычок, покажи? Повторяй за язычком»

«Жил на свете Язычок. Был у него свой домик. Домик назывался ротик. Домик открывался и закрывался. Посмотри, чем закрывается ротик? Логопед с помощью дидактического пособия «Домик язычка» демонстрирует ребёнку положение органов артикуляции при выполнении артикуляционных упражнений.

Логопед: Вот здорово! Тебе понравилось в гостях у язычка? Ещё придёшь к нему в гости? Пока мы с тобой играли с язычком, подул ветер и к нашему берегу причалил кораблик, давай поможем ему вернуться домой.

Носиком вдыхаем и выдыхаем ртом на кораблик чтобы запустить его в плавание, а он поплывёт по водичке к другому берегу и вернётся домой. Повторяй за мной.

Логопед: Молодец! Ты помог кораблику вернуться домой. А хочешь сам попробовать построить настоящий домик, тогда повторяй за мной. 

Логопед: Умничка, как здорово у тебя получается! А помогать тебе строить домик будут твои кулачки, они превратятся в молоточки. Слушай песенку и повторяй за мной движения.

Логопед: «Имя ребёнка», посмотри, а Умка то наш расстроился, потому что у язычка есть домик, а у него нет, давай нарисуем домик для мишки на листочке, окунай пальчик в краску и ставь на листочек, краску какого цвета хочешь взять?

Логопед: Вот здорово, теперь у мишки Умки тоже есть домик! А давай построим домик для нас с тобой и спрячемся там, выбери из чего мы будем строить домик. Эти кубики маленькие, домик получится маленький, а вот эти кубики большие, в таком домике мы с тобой сможем спрятаться. Какого цвета возьмём кубик? Какой поставим первым? Чего не хватает в нашем домике?

Губки – дверки: открыть-закрыть 2-3 раза.

А за дверками, заборчик (верхние и нижние зубки). Давай откроем окошечко!

Зубки – заборчик: открыть-закрыть 2-3 раза.

Жил Язычок в своём домике и часто на улицу глядел. Откроет дверку, высунется из неё и опять спрячется, высунется и спрячется в домик. Посмотри! (Высунуть, несколько раз, широкий язык и спрятать его).

Язык был очень любопытный. Всё ему хотелось знать. Увидит, как котёнок молоко лакает, и думает дайка и я так попробую! Высунет кончик и опять спрячет. Давай мы с тобой тоже высунем кончик язычка и спрячем. Сначала медленно, потом быстрей. Посмотри, получается совсем как у котёнка.

А ещё любил Язычок песни петь. Весёлый он был. Что увидит и услышит на улице, то и поёт. Услышит, как дети кричат «а-а-а», откроет дверку, откроет заборчик широко-широко и запоёт: «а-а-а». Услышит, как лошадка ржёт «и-и-и», узенькую щёлку в дверке сделает и запоёт: «и-и-и». Услышит, как поезд гудит «у-у-у», кругленькую дырочку в дверке сделает и запоёт: «у-у-у». Так у Язычка незаметно и день пройдёт. Устанет Язычок, закроет дверку, закроет заборчик и спать уляжется. Вот и сказке конец!».

Путешествие кораблика 3-4 раза.

Логопед вместе с ребёнком развивают правильное речевое дыхание, с помощью тазика с водой и бумажного кораблика. Ребёнок вдыхает носом и выдыхает ртом воздух на кораблик, помогая ему плыть по воде.

На поляне дом стоит, (Пальцы обеих рук делают "крышу").

Ну, а к дому путь закрыт (Руки повернуты ладонями к груди, средние пальцы соприкасаются, большие - вверх - "ворота").

Мы ворота открываем, (Ладони разворачиваются).

В этот домик приглашаем ("Крыша").

Музыкальное сопровождение песенка Железновых «Туки-ток», выполнение движений по тексту.

Рисование пальчиковыми красками.

Ребёнку предлагаются разные кубики, из разного материла, разного размера. Под руководством логопеда он выбирает кубики и строит из них домик.

Заключительная часть:

Логопед: «Имя ребёнка» ты большой молодец! Сегодня мы с тобой ходили в гости к язычку, помогли кораблику вернуться домой, нарисовали домик для Умки, построили домик для нас с тобой, тебе понравилось играть с язычком и Умкой? А теперь нам нужно попрощаться. Смотри в зеркало, давай помашем ручкой на прощанье нашему отражению. До свидания «имя ребёнка», приходи ещё!

Ребёнку, вместе с логопедом, предлагается посмотреть в зеркало, попрощаться с отражением, помахать ему ладошкой и закрыть зеркало шторками.

Конспект № 2.

Название: «Весёлые звуки»

Вид занятия: индивидуальное

Продолжительность занятия: 10 – 15 минут.

Цель: Развитие фонематического восприятия

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- Формировать понимание речи.

- Формировать правильное речевое дыхание.

- Обучать дифференцировать неречевые звуки.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать подражание движениям и речи взрослого.

- Развивать артикуляционную моторику.

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Развивать слухоречевую память.

- Развивать коммуникативные навыки.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки социального взаимодействия.

- Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию.

- Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: Зеркало, ширма, коробка с шариками с разным наполнением, дидактическое пособие «Домик язычка», пособие электронная свеча по количеству детей, музыкальные инструменты: погремушка, колокольчик, барабан, дудка и т.д., сухой бассейн с горохом, цветные шарики, музыкальная колонка, аудиозапись Железновой.

Этап занятия:

Ход занятия:

Предполагаемые действия детей:

Организационный этап: «Кто пришёл на занятие?» 

Логопед: Здравствуй друг! Давай мы с тобой посмотрим в зеркало и узнаем кто же сегодня пришёл к нам на занятие, и поздороваемся. Арина Сергеевна пришла, мишка Умка пришёл, машем ладошкой, «имя ребёнка» пришёл, машем ладошкой. Давай улыбнёмся нашему отражению, мы рады что пришли сегодня на занятие. А ещё сегодня к нам в гости пришли разные музыкальные инструменты, хочешь с ними поиграть? Здорово, но сначала давай поздороваемся с нашим язычком, повторяй за мной.

Ребёнку, вместе с логопедом, предлагается раздвинуть шторки, посмотреть в зеркало, поздороваться с отражением, помахать ему ладошкой и назвать имена, кто пришёл на занятие.

Основная часть:

Артикуляционная гимнастика 

Дыхательные упражнения 

Упражнение на дифференцировку неречевых звуков:

Развитие слухового внимания

Развитие понимания речи

Музыкально-ритмическая пауза

Развитие мелкой моторики

Сказка о весёлом языке

Логопед с помощью дидактического пособия «Домик язычка» демонстрирует положение органов артикуляции при выполнении артикуляционных упражнений (текст сказки остался неизменным).

Логопед:

Здорово, вот теперь мы готовы играть! А у мишутки Умки сегодня день рождения, давайте поможем ему задуть свечки и загадать желание. Вдыхайте носиком, а ротиком выдыхайте на свечку, и она погаснет, если вы правильно будете дуть.

Логопед: Молодец, Умка говорит вам спасибо за помощь. А теперь ребята с нами хотят поиграть весёлые звуки. Берите в ручки шарик, потрясите его, послушайте как он звенит, посмотрите, как много вокруг шариков и все они звенят по-разному, попробуйте найти два шарика, которые звучат одинаково.

Логопед: Умничка, ты очень внимательный! Теперь пришло время познакомиться с музыкальными инструментами, которые пришли к нам в гости. Внимательно послушай, как звучит каждый инструмент. Логопед поочерёдно играет на каждом музыкальном инструменте. А теперь, давайте попробуем отгадать, какой инструмент звучал сейчас.

Игра «Выбери предмет».

Логопед: Отлично, ты угадал все музыкальные инструменты. А сейчас мы, как настоящие музыканты поиграем на всех музыкальных инструментах, но посмотри, инструменты перепутались, сначала нам придётся разобраться в этой путанице. Я буду называть тебе какой-то предмет, а ты показывать его мне. 

Логопед: Здорово, мы разобрали путаницу и отыскали наши инструменты. А теперь давайт послушаем весёлую песенку, которую они нам сыграют. Повторяй за мной движения.

Логопед: Очень красивую песенку нам сыграли музыкальные инструменты! Так как у нашего Умки сегодня день рождение, друзья приготовили ему подарки, но они все потерялись, поможем мишке отыскать подарки?

- Упражнение «Змейка»

Рот широко открыт, язык высунуть изо рта и спрятать обратно в рот (2-3 раза)

- Упражнение «Заборчик»

Улыбнуться, зубы сомкнуты и удерживать улыбку 3–5 секунд (2-3 раза)

- Упражнение «Лягушка»

Улыбнуться с сомкнутыми губами и удерживать 3-5 секунд (2-3 раза)

- Упражнение «трубочка»

Вытянуть губы трубочкой и удерживать 3-5 секунд (2-3 раза)

- Упражнение «Часики»

Языком попеременно дотрагиваться до уголков рта, вправо, влево, 3-5 секунд (2-3 раза)

- Упражнение «Вкусное варенье»

Провести язычком по кругу по верхней и нижней губе (2-3 раза)

Ребёнку раздаётся электронная свечка, логопед вместе с ребёнком дуют на пособие, при целенаправленном потоке воздуха, свеча гаснет.

Ребёнку предлагается потрогать и позвенеть несколькими шариками с разным наполнением, определить, какие из них звенят одинаково.

На столе перед ребёнком разные музыкальные инструменты (погремушка, колокольчик, барабан, дудка и т.д.). Логопед демонстрирует звучание каждого, затем прячет за ширму и поочерёдно играет на каждом, а ребёнок угадывает какой именно предмет, сейчас издавал звук.

Логопед раскладывает на столе 5-6 предметов и задает вопросы: Покажите мне пожалуйста «Чем мама расчесывает волосы? Чем папа забивает гвоздь? Чем ты рисуешь? На чём мы играем барабанными палочками? Что звенит? Чем ты вытираешь руки? Что гремит? Чем мы едим суп? Чем ты копаешь землю?» Задача ребёнка выбрать тот предмет, который называет логопед.

Музыкальное сопровождение песенка Железновых «Твоя ладошка…», выполнение движений по тексту.

В сухом бассейне, наполненным горохом, ребёнку предлагается найти и достать спрятанные игрушки.

Заключительная часть:

Логопед: Отлично, мы отыскали все мишкины подарки, он благодарит нас за помощь. А нам пора прощаться, погладим себя по головке, мы сегодня хорошо позанимались и помашем ладошкой нашему отражению. До свиданья, приходи ещё!

Конспект № 3.

Название: «В гости к весёлым зверюшкам»

Вид занятия: индивидуальное

Продолжительность занятия: 10 – 15 минут.

Цель: Активизация звукоподражания 

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

- активизация речевого подражания;

- научить различать источник звуков, определять животного по голосу;

- научить ребёнка повторять вслед за взрослым знакомые звуки.

Коррекционно-развивающие:

- развивать слуховое внимание;

- развивать мимическую и мелкую моторику;

- развивать память, внимание, мышление.

Коррекционно - воспитательные:

- воспитывать положительное отношение к животным;

- воспитывать навыки социального взаимодействия.

Оборудование: зеркало, дидактическое пособие «Домик язычка», картинки образцы для артикуляционной гимнастики, игрушки (мышь, курица, лягушка, медведь, гусь, корова, кошка, собака, заяц), коробка под игрушки, пластиковые продукты питания (овощи, рыба, крупа и т.д.), презентация со звуковым сопровождением голосов животных, пальчиковые краски, бумага, музыкальная колонка, аудиозапись Железновой.

Этап занятия:

Ход занятия:

Предполагаемые действия детей:

Организационный этап: «Кто пришёл на занятие?»

Логопед: Здравствуй друг! Давай посмотрим в зеркало и узнаем кто же сегодня пришёл к нам на занятие, и поздороваемся с ним. Арина Сергеевна пришла, мишка Умка пришёл, «имя ребёнка» пришёл. Давай улыбнёмся нашему отражению, мы рады что пришли сегодня на занятие. А знаешь, кто ещё пришёл сегодня к нам в гости? Посмотри, кто это?

- Покажи, где собака. Правильно, а как собака разговаривает? (ГАВ-ГАВ).

- Молодец, а теперь покажи где у собачки глазки, нос, лапки, уши, ротик.

-А кто ещё к нам пришёл? Покажи, где коза? Как коза разговаривает? (МЕ-МЕ).

- Покажи, где кот? А как кот разговаривает? (МЯУ-МЯУ).

-Покажи, где свинья? Как свинья разговаривает? (ХРЮ-ХРЮ).

- Покажи, где гусь? Как гусь разговаривает? (ГА-ГА).

- Покажи, где корова? Как корова разговаривает? (МУ-МУ).

- Покажи, где курица? Как курица разговаривает? (КО-КО).

- Молодец, сегодня мы вместе с нашими гостями будем играть, и ещё больше узнаем об их жизни.

Ребёнку, вместе с логопедом, предлагается раздвинуть шторки, посмотреть в зеркало, поздороваться с отражением, помахать ему ладошкой и назвать имена, кто пришёл на занятие.

Логопед демонстрирует ребёнку игрушки.

Основная часть:

Артикуляционная гимнастика

Дидактическая игра «Угощение»:

Музыкально-ритмическая пауза

Дидактическая игра «Чей голос»

Пальчиковая гимнастика:

Продуктивная деятельность:

Логопед: Давай поздороваемся с нашим язычком, он тоже любит играть со зверюшками. Повторяйте за язычком.

Логопед по средствам картинок и дидактического пособия «Домик язычка» демонстрирует положение органов артикуляционного аппарата, в процессе выполнения упражнений.

Логопед: Наши гости хотят подкрепиться, давайте приготовим им угощение.

Логопед: Молодец, наши гости довольны и говорят тебе спасибо, всё было очень вкусным.

Логопед: А теперь с нами хочет поиграть ослик ИА, он будет петь песенку, а мы будем подпевать ему иа-иа-иа.

Логопед: Наши гости хотят поиграть в прятки. Смотри, они уже спрятались, а, чтобы нам было легче было их найти, зверушки будут издавать голос, а мы будем угадывать кто это кричит.

Логопед: Молодец, ты нашёл всех животных. Логопед: Посмотри скорее на твою ладошку, на неё села кошка, скорее её погладь. Повторяйте за мной. 

Логопед: Тебе понравилось играть со зверятами? Покажи, кто понравился тебе больше всего? Давай его нарисуем. Какую краску ты хочешь взять? Окунай пальчик и отпечатывай его на листочке.

(Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха

и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем

упражнение 3—4 раза).

«Телёнок» жевательные движения, рот при этом закрыт.

«Сердитый Пушок»

рот приоткрыт, язык в виде «мостика».

«Копытца» поцокать язычком, при этом рот открыт.

Язычок ведь, как копытца, может звонко потрудиться.

Цок, цок, цок, - и не устанет, лишь усердней цокать станет.

«Пушок лакает молоко» лакательные движения языком.

Любит котик молочко,

Пьёт его из блюдечка.

Как? Охотно и легко.

Не устав нисколечко!

«Лошадка улыбается» губы растянуты в улыбке, зубы сжаты и хорошо видны.

«Собачке жарко!»

Жарко нашему Дружку:

(Язык высунуть изо рта, частые вдохи и выдохи.)

Он побегал по лужку!

Язык в сторону свалился, Дружок устал, воды напился. (Лакательные движения языком.)

Перед ребёнком лежат игрушечные звери и пластиковые продукты, ребёнок должен подобрать еду каждому животному.

- Корове-траву, кошке-рыбу, собаке-кость, козе-капусту, медведю-мёд, зайцу-морковь, курице-зерно.

Музыкальное сопровождение песенка Железновых «Ослик», выполнение движений по тексту.

Звучит запись с голосами животных, а дети должны показать картинку.

- МУУУУУУ, кто это? (Дети показывают корову).

- БЕЕЕЕЕЕ, кто это? (коза).

-МЯУ, МЯУ, кто это (кошка).

- ГАВ, ГАВ, кто это? (собака).

- ИГО, ГО, кто это? (Конь).

- Хрю, хрю, кто это? (Свинья).

- Пи, пи, кто это? (мышка).

Вот кулак, а вот ладошка! (показываем кулак, а затем ладонь)

На ладошку села кошка. (ставим кулак на ладонь)

И пошла, пошла, пошла — (ходим пальчиками по ладони)

Мышку там она нашла! (хлопаем по ладошке).

Рисование пальчиковыми красками. Логопед вместе с ребёнком рисует наиболее понравившегося животного.

Заключительная часть:

Логопед: - Ну вот и всё. Наши гости устали и хотят домой. Давай попрощаемся с ними.

Ребёнок складывает в коробку животных, проговаривая звукоподражания.

Конспект № 4.

Название: «Шустрые пальчики»

Вид занятия: индивидуальное

Продолжительность занятия: 10 – 15 минут.

Цель: развитие мелкой и общей моторики

Задачи:

  1. Коррекционно - образовательные задачи:

- активизация звукоподражания;

- активизация познавательной деятельности.

  1. Коррекционно – развивающие задачи

- формировать пинцетный захват

- развивать тактильное восприятие;

- развивать чувство ритма, внимание.

  1. Коррекционно - воспитательные задачи:

- воспитывать у ребёнка уверенность в себе, собственных силах;

- воспитывать эмоциональную отзывчивость;

- воспитывать заботливое отношение к окружающим.

Оборудование: Зеркало индивидуальное, музыкальная колонка, аудиозапись Железновой, пластиковый контейнер с манной крупой, мелкие игрушки из шоколадных яиц, пластиковые бутылки 0.25 л, разноцветная фасоль, коробка с бусами, шнурки для нанизывания бус.

Этап занятия:

Ход занятия:

Предполагаемые действия детей:

Организационный этап: «Кто пришёл на занятие?» 

Логопед: Здравствуй друг! Давай посмотрим в зеркало и узнаем кто же сегодня пришёл к нам на занятие, и поздороваемся с ними. Арина Сергеевна пришла, машем ладошкой, «Имя ребёнка», машем ладошкой. Давай улыбнёмся нашему отражению, мы рады что пришли сегодня на занятие.  Ой, ты слышишь кто-то плачет, ну ка давайте посмотрим?

Ребёнку, вместе с логопедом, предлагается посмотреть в зеркало, раздвинуть шторки, поздороваться с отражением, помахать ему ладошкой и назвать имя, кто пришёл на занятие.

Вызывание гласных звуков

Артикуляционная гимнастика 

Игра «Достань игрушку» с использованием сухого бассейна

Игра «Собери погремушку»

Музыкально-ритмическая пауза 

Упражнение «Сортировка по цвету» с использованием сортера и пинцета: 

Упражнение «Бусы» с использованием шнурков и объёмных деревянных элементов.

Логопед: «имя ребёнка», скажи, как мама укачивает малыша? А как мы поём песенки? Как гудит паровоз? Как кричат лошадки? Как малыш плачет? Давай внимательно посмотри вокруг, кто же у нас может плакать? Так это же кукла Маша.

- Машенька почему ты плачешь?

- Мне очень грустно, потому что никто со мной не играет, свои игрушки я потеряла в песочнице, ещё и бусы мамины рассыпала.

- Ох, ничего себе, ребята, поможем Маше, поиграем с ней?

Логопед: Давай вместе с Машей поздороваемся с нашими язычками!

Логопед: вы с куклой Машей большие молодцы, язычок тоже любит с вами играть. Машенька в песочнице потеряла свои игрушки, давайте поможем ей найти их.

Логопед: Молодец, но наша кукла Машенька всё еще грустит. Давайте попробуем ее развеселить.

Логопед:

- Возьми бутылку, открути крышку, и начинай заполнять её фасолью.

- Какой ты молодец! Теперь закручиваем крышку. Что у нас получилось?? На что это похоже? Конечно на погремушку!

Логопед: А теперь давай послушаем как звенят наши погремушки.

Логопед: «Имя ребёнка», кукла Маша наконец-то развеселилась! Давай, чтобы наша Маша никогда больше не грустила, мы подарим ей подарок!? Соберём её бусы. Вот только они перепутались и нам нужно разложить их по цветам.

Логопед:

- Пальчиками зажимаем пинцет, берём пинцетом бусину и перекладываем в отверстие такого же цвета, как бусина. Сначала соберём красные бусины, теперь синие и зелёные.

Логопед: Молодец! А теперь, давай соберём бусы для Маши, наденем их на верёвочку.

Логопед показывает ребёнку игрушки, говорит какие звуки они издают, просит показать, кто или что издаёт такой звук.

Широко открываем рот, громко поём:

А-а-а!

Как мама укачивает малыша?

А-а-а!

Округляем губы, громко поём:

О-о-о!

Как плачет мальчик, у которого болит зуб?

О-о-о!

Вытягиваем губы трубочкой, громко поём:

У-у-у!

Как гудит паровоз?

У-у-у!

Растягиваем губы в улыбку, громко поём:

Как кричит лошадка?

И-и-и!

Дети заблудились в лесу. Они кричат:

Ау! Ау!

Малыш плачет:

Уа! Уа!

Ослик кричит:

Иа! Иа!

Бегемотик рот открыл, подержал. потом закрыл.

Подразним мы бегемота —

Подшутить над ним охота.

Учимся широко и спокойно открывать и закрывать рот.

Повторяем упражнение 3—5 раз. Даем ребенку время для отдыха

и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Вновь повторяем

упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Улыбка»

Улыбается щенок, Зубки напоказ. Я бы точно так же смог, вот, смотри сейчас.

Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.

Возвращаем губы в спокойное положение. Даем ребенку время для

отдыха и расслабления. Предлагаем сглотнуть слюну. Повторяем

упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Хоботок»

Хоботок слоненок тянет,

Он вот-вот банан достанет.

Губки в трубочку сложи И

слоненку покажи.

Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком

положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение.

Даем ребенку время для отдыха и расслабления. Предлагаем

сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Хомячок»

Хомячок надует щечки,

У него зерно в мешочках. Мы

надуем щечки тоже,

Хомячку сейчас поможем.

Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать

в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться,

сглотнуть слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Лопатка»

Широко открываем рот. Кладем мягкий спокойный язычок на

нижнюю губу. Задерживаем на 3—5 секунд. Убираем язычок. Даем

ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть

слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Упражнение «Котёнок лакает молоко»

Котенок любит молоко: Нальешь

— и нет ни капли вмиг. Лакает

быстро и легко, «Лопаткой»

высунув язык.

Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком,

как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок. Даем

ребенку время для отдыха и расслабления, предлагаем сглотнуть

слюну. Повторяем упражнение 3—4 раза.

Ребёнок несколько раз опускает руку в сухой бассейн и достаёт игрушку. Логопед спрашивает, что он нашли, хвалит ребёнка.)

Логопед с ребёнком садятся за стол, на котором стоит поднос с разноцветной фасолью и бутылочки.

Предложить ребёнку заполнить бутылочку фасолинами одного цвета

Музыкальное сопровождение песенка Железновых «Погремушка»,

выполняются движения соответственно тексту.

На столе набор сортер по цветам, ребёнок берёт пинцет и раскладывает красные шарики в отделение красного цвета, синие в отделение синего цвета и т.д.

Ребёнок берёт бусины и нанизывает на шнурок. Логопед хвалит, помогает, если возникают трудности. Когда работа выполнена, кукла Маша рассматривает получившиеся бусы.

Заключительная часть

Логопед: Молодец, сегодня мы с тобой помогли кукле Маше найти игрушки, собрали бусы и развеселили её. А сначала Маша плакала, давай покажем, как она плакала, а теперь она радуется, давайте покажем, как. Кукла Маша говорит тебе спасибо и до свидания, помаши ей рукой.

Логопед и ребёнок хмурят лицо, издают звук плача;

логопед и ребёнок улыбаются и смеются.

Конспект № 5.

Название: «В гостях у сказки».

Форма: индивидуальное

Продолжительность занятия: 10 – 15 минут.

Цель: Активизация речевой активности

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- Активизация звукоподражения.

- Формирование понимания речи.

- Развитие фонематического восприятия.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать подражание движениям и речи взрослого.

- Развивать артикуляционную моторику.

- Развивать общую и мелкую моторику.

- Развивать слухоречевую память

- Развивать коммуникативные навыки.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки социального взаимодействия.

- Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию.

- Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: Зеркало, дидактическое пособие «Домик язычка», музыкальная колонка, аудиозапись Железновой, аудиозапись с голосами зверей, массажные мячики по количеству детей, кукла, мягкая игрушка мишка, картинки образцы артикуляционной гимнастики, ширма, музыкальные инструменты (барабан, дудка, свисток, колокольчик, металофон), кубики, игрушки дикие звери, мыльные пузыри, электронные свечи по количеству детей, мешок

Этап занятия:

Ход занятия:

Предполагаемые действия детей:

Организационный этап

Логопед: Здравствуй друг, давай посмотрим в зеркало и узнаем кто же сегодня пришёл к нам на занятие, и поздороваемся с ними. Арина Сергеевна пришла, машем ладошкой, «имя ребёнка» пришёл, машем ладошкой. Давай улыбнёмся нашему отражению, мы рады что пришли сегодня на занятие. Сегодня, мы с тобой отправимся в гости к сказке и встретим всех наших друзей, с которыми уже играли на наших занятиях.

Ребёнок вместе с логопедом, смотрит в зеркало, поочерёдно называет имена детей кто пришёл на занятие, здороваются с отражением, машут ему ладошкой.

Основная часть

Артикуляционная гимнастика

Дыхательные упражнения 

Упражнение на дифференциацию неречевых звуков

Музыкально-ритмическая пауза

Дидактическая игра «Кто как разговаривает?»

Игра "Чудесный мешочек".

Логопед читает сказку «Теремок».

Логопед: И первое что мы сделаем, это поздороваемся с нашим другом, язычком. Я буду показывать тебе картинки зверей, а ты повторяй за ними движения.

Логопед: Молодец, ребята! Мы сегодня в гостях у сказки, а это настоящий праздник. Я предлагаю тебе запустить мыльные пузыри и задуть свечи.

- Берём в руки свечку, вдыхаем носиком, выдыхаем ротиком.

- Складываем губы трубочкой и выдуваем струйку воздуха на мыльный пузырь.

Логопед: Ты большой молодцы! Ой, что это я слышу, прислушайся. Это же наши музыкальные инструменты играют для нас.

Логопед: Какие вы внимательные ребята! Давайте попросим музыкальные инструменты сыграть для нас песенку и потанцуем. Повторяйте за мной!

Логопед: Как же здорово в гостях у сказок, правда? А сейчас с нами хотят поиграть наши любимые друзья зверята. Давай с ними поздороваемся. Как мы поздороваемся с поросёнком – «Хрю» и т.д.

Логопед: Здорово! А кто же это? Это же наш кукла Маша. Машенька здравствуй! А что у тебя в мешочке спрятано?

- Давайте посмотрим, что там.

- Ой, кто это? Это Ёжик - не головы, не ножек! Это красный ёжик. (Дети повторяют по возможности.) И так все мячики.

- Покажи, где красный (синий, зелёный, желтый) ёжик!

- Посади красного ёжика в свой домик. (крышечка по цвету)

- Молодцы! Ребята, а маша хочет рассказать нам сказку послушаем?

Логопед: Спасибо кукла Маша, за такую интересную сказку. Ребята, а давай тоже построим теремок из кубиков и поселим туда игрушечных зверей.

Логопед показывает картинки с изображением зверей (бегемот, лягушка, слон, жираф, щенок, кошечка, хомячок) и просит ребёнка: открыть ротик как бегемотики, улыбнуться как лягушка, вытянуть губки как слоник и т.д.

7 упражнений по 3-4 раза каждое.

1 - Широко и спокойно открываем и закрываем рот.

Повторяем упражнение 3—5 раз.

2 - Улыбнуться с сомкнутыми губами и удерживать 3-5 секунд.

3 - Вытягиваем губы вперед, как для поцелуя, держим в таком

положении 3—5 секунд. Возвращаем губы в спокойное положение.

4 - Рот открыть, не закрывая тянуться языком к носу.

5 - Широко разводим уголки губ, обнажив сжатые зубы.

Возвращаем губы в спокойное положение.

6 - Широко открываем рот, делаем 4—5 движений широким языком,

как бы лакая молоко. Закрываем рот. Убираем язычок.

7 - Предлагаем малышу надуть щеки при закрытом рте и подержать

в таком положении 3—5 секунд, а потом выдохнуть, расслабиться,

сглотнуть слюну.

Ребёнку раздаётся пособие электронная свечка, предоставляется возможность выдуть несколько мыльных пузырей.

За ширмой звучит какой-нибудь, из знакомых ребёнку, музыкальных инструментов. Ребёнок угадывает что звучало. Предмет появляется из-за ширмы.

Музыкальное сопровождение аудиозапись песня Железновой «Мы ногами топ-топ-топ, мы руками хлоп-хлоп-хлоп».

Логопед и ребёнок выполняет движения под музыку соответственно тексту песни.

Звучит запись с голосами животных, дети повторяют.

Ребёнок достаёт из мешочка массажные мячики разных цветов (красный, желтый, синий, зелёный).

Ребёнок вместе с логопедом строят теремок из деревянных кубиков, и селят туда игрушечных зверей, логопед сопровождает процесс репликами из сказки, ребёнок по возможности повторяет.

Заключительная часть:

Логопед: Сегодня мы большие молодцы, мы встретились со всеми нашими друзьями, и услышали новую сказку «Теремок», а какие там были зверюшки, давай их назовём и уберём в коробочку. А тебе понравилось слушать сказку? А теперь нам нужно попрощаться. Смотри в зеркало, давай помашем ручкой на прощанье нашему отражению. До свидания, приходи ещё!

Ребёнок, вместе с логопедом, смотрят в зеркало, прощаются с отражением, машут ему ладошкой и закрывают зеркало шторками.

Конспект № 6

Название: «Делай как я».

Форма: индивидуальное.

Продолжительность занятия: 10 – 15 минут.

Цель: Развитие общего подражания

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- Формировать целенаправленное выполнение действий с предметами и игрушками.

- Формирование понимания речи.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать подражание движениям и речи взрослого.

- Развивать повторение отдельных простых движений по показу взрослого;

- Развивать выполнение движений по картинке.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки социального взаимодействия.

- Воспитывать умение слушать инструкцию.

- Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: Зеркало, картинки образцы артикуляционной гимнастики, массажные мячики по количеству детей, музыкальная колонка, аудиозапись Железновой, мягкие игрушки белка и заяц, 2 корзинки, 5 шишек и 5 морковок, пособие деревянные вкладыши, музыкальные инструменты (дудка, губная гармошка), тесто для лепки, ватные палочки.

Этап занятия:

Ход занятия:

Предполагаемые действия детей:

Организационный этап

Логопед: Привет дружок! Давай посмотрим в зеркало и узнаем кто же сегодня пришёл к нам на занятие, и поздороваемся с ними. Арина Сергеевна пришла, машем ладошкой, «имя ребёнка» пришёл, машем ладошкой. Давай улыбнёмся нашему отражению, мы рады что пришли сегодня на занятие.

Логопед вместе с ребёнком раздвигает шторки, смотрит в зеркало, называет кто пришёл на занятие, улыбается и машет ладошкой.

Основная часть: 

Пальчиковая гимнастика: Катится колючий ёжик

Артикуляционная гимнастика

Дыхательные упражнения

Игра сортировка

Игра: поиск парных предметов

Музыкально-ритмическая пауза

Упражнение «Покажи»

Продуктивная деятельность

Логопед: Посмотри, как наше отражение повторяет всё что мы делаем, сегодня мы с тобой будем всё повторят и так Делай как я!

Логопед: Молодец, как хорошо у тебя получается повторять, а теперь мячик у тебя в руках превратился в ёжика и покатился по ручкам.

Логопед: Ты умница, а теперь мы будем повторять за зверюшками.

Логопед: посмотри, кто ещё у нас в гостях, белочка и зайчик. Зверюшки рады тебя видеть, давай сыграем для белочки на дудочке, а для зайчика на гармошке.

Логопед: Умница! Зверюшкам очень понравилась твоя игра. А теперь давай угостим наших гостей. Посмотри по комнате раскиданы шишки и морковки, давай соберём шишки и отдадим их белочке, а морковки зайчику.

Логопед: посмотри куда это зайка спрятался, давай найдём зайку.

- Открывай дощечки, вот зайка, найди ещё зайку.

- А вот солнышко, где ещё солнышко?

Логопед: Какой ты внимательный, всех зайчиков отыскал. Зверюшка пора домой, давай проводим их в лес, а чтобы нам было не скучно включим песенку. А ты внимательно наблюдай кого мы встретим в лесу.

Логопед: Покажи, кого мы встретили в лесу.

Логопед: А кто сегодня катался у нас по ручкам? Правильно ёжик. Посмотри, а у нашего ёжика нет колючек, давай ему поможем.

Логопед показывает движения и просит ребёнка повторить.

Сделай, как я.

- Покажи, как зайчик прыгает.

- Покажи, как котёнок умывается.

- Покажи, как мишка шагает.

- Закрой ушки

- Спрячь ладошки

- Возьми из коробки мячик

- Спрячь мячик в ладошках

Логопед вместе с ребёнком выполняют движения соответственно тексту.

Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек, по правой ручке пробежал, по левой ручке пробежал, на животик прыгнул круг нарисовал, по спинке покатался, пяточки пощекотал.

Логопед показывает ребёнку картинки с изображением разных зверей, выполняются движения соответственно картинке по 3-4 раза.

- Откроем ротик как бегемотик широко

- Улыбнёмся как лягушка

- Змейка выпускает и прячет язычок, повторяй за ней

- У рыбки ротик открывается и закрывается

- Собачка устала и высунул язык

- А кошечка лакает молочко

- У хомячка толстые щёчки

-А у суслика худые.

Логопед демонстрирует ребёнку игру на музыкальных инструментах, обращая внимание на дыхание нос/рот. Ребёнок повторяет.

- вдыхай носиком и выдыхай ротиком в дудочку тогда она заиграет.

- а теперь вдыхай носиком и выдыхай воздух ротиком в губную гармошку.

Логопед демонстрирует ребёнку выполнение действия, ребёнок повторяет, шишки собирают в одну корзинку, морковки в другую.

Используются деревянные вкладыши. Ребёнок поочерёдно открывает дощечки, под которыми есть изображения, задача найти похожие.

Музыкальное сопровождение песенка Железновых «Я бурый медвежонок», движения выполняются соответственно тексту.

Логопед предлагает ребёнку картинки с изображением зверей, он указывает на тех, кого запомнил.

Логопед вместе с ребёнком делают поделку ёж, втыкают ватные палочки в шар из теста для лепки, логопед демонстрирует действия, ребёнок повторяет.

Заключительный этап:

Логопед: Ты большой молодец, сегодня мы играли в повторюшек и всё повторяли, а ещё сходили в лес, кого там встретили? Правильно и даже угостили зверюшек, а ёжик. Который у нас получился очень хочет жить у тебя дома, забирай его с собой. Давай посмотрим в зеркало и помашем ручкой нашему отражению. До свидания «Имя ребёнка»! Приходи ещё!

Логопед и ребёнок машут ручкой своему отражению, прощаются и задвигают зеркало шторками.

Конспект № 7

Название: «Дышите, не дышите!»

Вид занятия: Индивидуальное.

Продолжительность занятия: 10 – 15 минут.

Цель: Развитие функций голоса и дыхания

Задачи:

1. Коррекционно-образовательные:

- стимулировать работу мышц гортани;

- активизировать целенаправленный ротовой выдох.

- познакомить с некоторыми характеристиками силы голоса

2. Коррекционно-развивающие:

- способствовать увеличению объёма дыхания, нормализации ритма;

- развивать координированную деятельность дыхания, фонации и артикуляции;

- развивать высоту, тембр и интонацию;

- формировать диапазон голоса на основе упражнений в использовании звукоподражаний различной громкости.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- Воспитывать навыки социального взаимодействия.

- Воспитывать умение внимательно слушать инструкцию.

- Воспитывать положительное отношение к логопедическим занятиям.

Оборудование: Зеркало, дидактическое пособие «Домик язычка», баночки с разными запахами, музыкальные инструменты, надувные шары, вырезанные из салфеток фигурки, картинки животных, издающих звуки, макет лестницы, музыкальная колонка, аудиозапись Железновой «Чух-чух».

Этап занятия:

Ход занятия:

Предполагаемые действия детей:

Организационный этап:

Игра «Узнай, что это»

Логопед: Привет друг! Давай посмотрим в зеркало и узнаем кто же сегодня пришёл к нам на занятие, и поздороваемся с ними. Арина Сергеевна пришла, машем ладошкой, «имя ребёнка» пришёл, машем ладошкой. Давай улыбнёмся нашему отражению.

- А я сегодня приготовила для тебя сюрприз, смотрите сколько предметов на тарелке и все они вкусно пахнут, давай понюхаем, а теперь закрывай глазки, я буду подносить тебе по очереди предмет, а ты говорить, что это.

Молодец, твой носик очень хорошо работает.

Логопед вместе с ребёнком раздвигает шторки, смотрит в зеркало, называет кто пришёл на занятие, улыбается и машет ладошкой.

На тарелочках лежат кусочек лимона или апельсина, чеснока или лука, сухие травы с характерным запахом и флакончик духов. Сначала изучаются и запоминаются запахи, а затем по ним отгадываются предметы с закрытыми глазами.

Основная часть:

Артикуляционная гимнастика

Пальчиковая гимнастика с использованием массажного мячика.

Дыхательные упражнения

Игра «Кто лучше надует игрушку?»

Игра «Оркестр»

Игра «Чья фигурка дальше улетит?»

Упражнение «вьюга»

Упражнение «Эхо»

Развитие речевого выдоха материале гласных

Развитие речевого выдоха на материале согласных

Музыкально ритмическая пауза паровозик «Чюх-чюх»

Игра «Лесенка»

Логопед: Посмотри, это же наш друг язычок, он по вам соскучился, давай с ним поиграем. Повторяй за мной!

Логопед: Умница! Посмотри, кто к нам прибежал, это же ёжик, вон он по ручкам покатился.

Логопед: А теперь я предлагаю тебе устроить настоящий праздник, что нужно для праздника шарики, давай их надуем.

Логопед: Вот здорово, теперь у нас есть шарики, а какой же праздник без музыки, давай поиграем на музыкальных инструментах.

Логопед: посмотри сколько у меня фигурок разных, а давай узнаем, кто дальше всех долетит.

Логопед: Вот так ветер подул, все игрушки разлетелись, а как ветер дует, повторяй за мной, теперь тихо-сильно.

Логопед: Ой, ты слышишь, мы с тобой так хорошо дули как вьюга, что разбудили эхо.

Логопед: Посмотрите на шум и зверюшки к нам прибежали?

Логопед: Я слышу сигнал паровоза, «Ту-ту», ребята, поехали.

Логопед: паровоз привёз нас на станцию, но чтобы уйти домой нам нужно подняться по лестнице.

Все упражнения выполняются 3-4 раза.

- «Расчёска» поочерёдно слегка прикусывать нижнюю и верхнюю губы.

-«Любопытный язычок». Протискивать язык наружу между зубами.

- «Накажем язычок». Высунуть изо рта язык, шлепать по нему верхней губой, произнося: «пя-пя-пя», «та-та-та».

Выполнение движений по тексту стихотворения.

«Гладь мои ладошки ёж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить, я хочу с тобой поладить».

Логопед показывает ребёнку, как надо надуть игрушку: набирает воздух через нос и медленно выдыхает его через рот в отверстие игрушки., потом можно поиграть с надувной игрушкой.

Логопед предлагает на выбор дудку, губную гармошку, свистульки, обращая внимание на правильный вдох и плавный выдох

На столе лежат вырезанные из тонкой бумаги (или салфеток) фигурки птиц, бабочек, цветов и т.д. Ребёнок выбирает фигурку. Продвигать фигурку следует лишь на одном выдохе, дуть несколько раз подряд нельзя. По сигналам «полетели», «поплыли», «побежали» для разных фигурок обозначается движение.

Логопед и ребёнок сидят на стульчиках или по- турецки на ковре, делают глубокий длинный вдох через нос. На выдохе через рот имитируют вой ветра: «У-у-у…», произнося звук то тихо, то громко. (Игра повторяется 4-5 раз).

Ребёнок вместе с логопедом громко произносит гласные звуки (а, о, у)

или сочетания гласных (ау, уа, оа, уи),

затем тихо повторяют их.

Логопед вместе с ребёнком подражает звукам животных мышонок шуршит: ш-ш-ш-ш-ш; тигр рычит: р-р-р-р-р;

комар (оса) летит:3-з-з-з-з; жук жужжит: ж-ж-ж-ж-ж; змея шипит: ш-ш-ш-ш-ш;

злая собака рычит: р-р-р-р-р).

Движения выполняются соответственно тексту.

По ходу игры логопед ставит на каждую перекладину фигурку определенного животного. Ребёнок воспроизводит звукоподражания, изменяя высоту и силу голоса.

«На дворе стоит лесенка. На ней пять ступенек.

На нижнюю ступеньку прыгнула большая собака и залаяла (дети произносят низким и громким голосом: ав-ав-ав).

На вторую ступеньку прыгнула кошка и замяукала

(дети произносят более тихим и более высоким голосом: мяу-мяу-мяу).

На третью ступеньку вскочил петух и громко запел (дети произносят громким и высоким голосом: ку-ка-ре-ку).

Заключительный этап:

Логопед: Какой ты сегодня молодец, хорошо поработал, но теперь нам пора прощаться.

Логопед вместе с ребёнком наклоняются, медленно поднимаясь вверх (цветочек растёт), вдыхаю носом, поднимают руки над головой медленно раскачиваясь (ветер подул цветочек закачался) и опускают вниз выдыхают через рот.

Конспект № 8

Название: «Транспорт»

Вид занятия: Индивидуальное

Продолжительность занятия: 10 – 15 минут.

Цель: Развитие подражательной речевой деятельность на основе звукоподражаний:

Задачи:

  1. Коррекционно-образовательные

- активизировать словарный запас по теме транспорт за счет лепетных слов (машина – би –би; медведь э-э-э-э);

- учить детей различать и показывать основные части машины (кабину, кузов, колеса);

2. Коррекционно-развивающие:

- формировать первые формы слов;

- формировать фразовую речь;

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- Закреплять знания детей о величине (большой - маленький).

- Учить слушать песни и эмоционально реагировать на мелодию, выполнять движения в соответствии с текстом;

Оборудование: Зеркало, картинки «Машины»; игрушки грузовые машины большая и маленькая; игрушки; кубики; рули, музыкальная колонка, аудиозапись Железновой «Вот мы в автобусе сидим».

Этап занятия:

Ход занятия:

Предполагаемые действия детей:

Организационный этап

Подвижная игра “Самолёты”.

Логопед: Здравствуй друг! Посмотри, кто к нам в гости прилетел. Где летает самолёт? Давай полетаем как самолеты.

Логопед показывает движения, ребёнок повторяет за ним.

Самолёты загудели,

Самолёты полетели,

На поляну тихо сели

Да и снова полетели (ребёнок бегает по всей группе, изображая самолет)

(Показываю картинку паровозика.)

Что это? (Паровозик.) Что за собой тянет паровоз? (Вагончики.)

Я буду паровозиком, а ты – вагончиком, вставайте за мной. (Двигаемся под музыку, и садимся на ковёр).

Основная часть

Развитие звукоподражания

Пальчиковая гимнастика

Музыкально ритмическая пауза

Логопед: 

- А, что это гудит?  (Открывает дверь). Это машина приехала к нам (завозит большую грузовую машину). Посмотри, какая красивая машина.

Логопед рассказывает о частях машины.

- Это у машины кабина.  Здесь сидит водитель.

- Покажи, где кабина. Правильно - это кабина.

- Это кузов. Здесь лежит груз.

- Покажи, где кузов. Правильно - это кузов.

-Это Колеса.  Покрутите колеса. Колеса крутятся, машина едет.

- Покажи, где колеса. Правильно – это колеса, они крутятся.

- Машина гудит громко би-би-би (логопед произносит сигнал низким голосом).

- Как гудит машина? (би-би-би звукоподражание ребёнка).

Логопед: 

Машина к нам едет,              

Колеса шуршат.

А в нашей машине                

Ребята сидят.

Би –би- би, би – би –би,        

Едет наш автомобиль.        

Логопед:

А мы сейчас с тобой поедем на автобусе (ребёнку раздаётся игрушечный руль).

Логопед:

посмотри, какой у меня есть сундучок. Что же в нем лежит? Давай постучим по нему.

- Посмотрите, здесь еще есть машина! Это маленькая машина, она гудит би-би-би, А это большая машина, она гудит би-би-би,  

-Покажи, где маленькая машина?

- Как она гудит? - Молодец!

- Покажи, где большая машина?

- Как она гудит?

- Молодец!

Логопед включает аудиозапись сигнала автомобиля. Логопед читает стихотворение и показывает части машины в соответствии с текстом:

К нам приехала машина.

Вот колеса, вот кабина,

Вот руль, вот кузов,

Кузов нужен ей для грузов.

Ребёнок выполняет словесную инструкцию

(проведите пальцами правой руки по столу) (помашите рукой в воздухе)

(постукивание пальцами в такт словам) (постукивание указательным пальцем по столу).

Под музыкальное сопровождение Железновых «А мы в автобусе сидим» дети вместе с логопедом выполняют движения соответственно тексту.

Действия ребёнка:

- Тук-тук-тук, открывайся мой сундук. Логопед произносит сигнал машины тихо высоким голосом.  логопед произносит сигнал машины громко низким голосом.

(показ ребенка) (звукоподражание)

(Достает картинки: большая машина и маленькая).

Заключительный этап

Логопед: А теперь, чтобы отправится домой нам нужно построить дорогу.

Логопед раздает ребёнку кирпичики  и маленькие машинки и предлагает построить дорожки  и покатать их по дорожкам  машины.

Конспект № 9.

Название: «Колобок»

Вид занятия: Индивидуальное

Продолжительность занятия: 10 – 15 минут.

Цель: побуждать детей к проговариванию и повторению вслед за логопедом отдельных слов и фраз.

Задачи:

1.        Коррекционно-образовательные:

- Активизировать в речи детей слова.

- Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание,

- Развивать мелкую моторику пальцев рук,

- формировать пространственно – образное мышление, чувственное восприятие.

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать познавательный интерес,

- учить детей действовать по инструкции,

- способствовать речевому общению.

Оборудование: Ширма театральная, надпись «колобок»; Бумажный теремок; Игрушки: бабушка, дедушка колобок, заяц, волк, медведь, лиса; Декорации: елки; Маски для детей – зайцы (по кол-ву детей); Опорные картинки по сюжету сказки (колобок, дед, баба, волк, заяц, медведь, лиса); Книжка «Колобок», музыкальная колонка, аудиозапись песни Железновых «Я бурый медвежонок».

Этап занятия:

Ход занятия:

Предполагаемые действия детей:

Организационный этап

Пальчиковая гимнастика

Логопед: Здравствуй друг! А хочешь отправится в путешествие в сказку? Тогда скорее вставай в волшебный паровозик.

Паровоз кричит «Ду - ду», (круговые движения руками)

Я - «Иду – иду – иду». (у пояса, имитация движения колес паровоза)

А вагончики стучат, (стучать кулачками (тыльной стороной)

А вагоны говорят

- «Так – так – так!».

Упражнение ребёнок выполняет в речевом сопровождении: сначала тихим голосом а затем громким.

Основная часть

Игра «Зайка серенький»

Дыхательное упражнение

Музыкально ритмическая пауза «Я бурый медвежонок»

Артикуляционное упражнение, с использованием печенья

Логопед: Мы попали с тобой в сказку. Нас уже встречают. Посмотри, кто это?

Дедушка, бабушка.

Какой дедушка? Какая баба?

Старенькие, слабенькие.

А из какой они сказки?

Сегодня мы попали в сказку «Колобок».

Логопед читает сказку.

Встреча с зайцем.

Зайка серенький сидит И ушами шевелит

Вот так, вот так,

И ушами шевелит

Зайке холодно сидеть Надо лапочки погреть,

Вот так, вот так

Надо лапочки погреть

Вот так, вот так

Надо зайке поскакать.

Встреча с волком.

Логопед: А это серый волк, как он воет?

Встреча с Медведем.

Встреча с лисой.

Логопед: А для тебя колобок подарки приготовил.

Логопед: А теперь ты расскажи мне сказку.

Перед ребёнком на театральной ширме дедушка и бабушка.

Ребёнку раздаются герои сказки, он выбирает любого. Логопед помогает ему выполнять действие (баба-по амбару помела, колобок-покатился, лиса-съела колобка)

(ребёнок, сидя на корточках, имитирует движения)

(движения ушей зайчика руками у головы)

(хлопки в ладоши)

 (прыжки, как зайчик)

Изображают вой волка, делая выдох на гласный звук «У» воют громко/тихо.

Музыккальное сопровождение песня Железновых, движения выполняются соответственно тексту.

Ребёнку на язык кладётся печенье «рыбки», задача удержать язык в таком положении под счёт.

Далее логопед проводит моделирование сюжета сказки с использованием кукольного театра.

Заключительный этап

Логопед: Молодец! Тебе понравилась сказка? От кого колобок сбежал? Кого из зверей встречал колобок? Кто съел колобка?

Ребёнок отвечает короткими словами или фразами, логопед создаёт коммуникативную ситуацию для ребёнка. Затем все герои убираются в коробку.

Конспект № 10

Название: «Курочка ряба».

Вид занятия: Индивидуальное.

Продолжительность занятия: 10 – 15 минут.

Цель: побуждать детей к проговариванию и повторению вслед за логопедом отдельных слов и фраз.

Задачи:

1.        Коррекционно-образовательные

- Активизировать в речи детей слова.

- Побуждать детей к высказыванию в виде полных предложений.

2. Коррекционно-развивающие:

- Развивать артикуляционный аппарат, речевое дыхание,

- Развивать мелкую моторику пальцев рук,

- Развивать речевое подражание

3. Коррекционно-воспитательные задачи:

- формировать познавательный интерес,

- учить детей действовать по инструкции,

- способствовать речевому общению.

Оборудование: игрушки: дед, бабка, курочка, мышка, яичко, домик, тарелки с фасолью, киндер яйцо, корзинка, музыкальная колонка.

Этап занятия:

Ход занятия:

Предполагаемые действия детей:

Организационный этап

Логопед: ой, а кто это так кудахчет «Ко-ко-ко», курочка конечно, а мы сейчас отправимся в сказку к курочке в гости.

Ребёнок заходит в кабинет, звучит аудиозапись, курочка кудахчет.

Основная часть

Подвижная игра «Собери яички»

Дидактическая игра «Покорми курочку» (с элементами развития мелкой моторики)

Пальчиковая игра «Ладушки, ладушки»

Логопед читает сказку.

Жили - были дед да баба. И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко.

Яичко не простое — золотое.

Дед бил, бил —

Не разбил.

Баба била-била —

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула,

Яичко упало и разбилось.

Дед плачет, баба плачет,

Курочка кудахчет:

«Не плачь, дед, не плачь, баба!

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое — простое».

Логопед: Посмотри, у бабки с дедкой все яички рассыпались, давайте поможем собрать.

Логопед: курочка проголодалась, давай её угостим. Посмотри у тебя на тарелке фасоль, давай переложим бобы курочке на тарелочку.

Логопед: А бабушке давай поможем оладушки испечь, повторяйте за мной

Ладушки, ладушки!

Пекла бабка оладушки.

Маслом поливала,

Детушкам давала.

Хороши оладушки у нашей бабушки!

Ребёнок играет игрушками – персонажами сказки, и выполнят действия по ходу повествования.

(Кто это?)

(Как курочка кудахчет?)

(имитация движений (стучат кулачком по кулачку приговаривая тук – тук- тук))

(как мышка пищит) (взмах руки, звук «Бах!»)

(имитация, как плакали дед да баба)

(Как курочка кудахчет)

Ребёнок собирает рассыпанные яички в корзину.

Ребёнок перекладывает фасоль в тарелку курочке и пальцами втыкает бобы в пластилин.

(хлопают в ладоши) (круговые движения кистями рук) (протягивают руки вперед)

(хлопают в ладоши)

Заключительный этап

Логопед: Вот, какие мы молодцы! Помогли сегодня курочке собрать яички, покормили её. Вместе с бабушкой испекли оладушки.

Дедушке с бабушкой, курочке и мышке пора домой, а мы с тобой пойдём гулять, в игры разные играть.

Ребёнок убирает героев в коробку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

О специальной организации «проблемных ситуаций», обеспечивающих необходимость обращения детей раннего возраста с задержкой речевого развития к окружающим....

Пути повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития

О способах повышения речевой активности детей раннего возраста с задержкой речевого развития...

Конспект занятия для детей раннего возраста с задержкой речевого развития

Данный конспект содержит доступные и понятные для ребёнка игровые задания, способствующие развитию понимания обращённой речи и речевого звукоподражания. Каждый этап занятия имеет конкретные задачи. Ко...

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.

Формирование речи во взаимосвязи с развитием фонематического слуха у детей раннего возраста с задержкой речевого развития.из опыта работыФормирование у детей грамматически правильной, лексически богат...

Статья: ЛОГОРИТМИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧЕВЫХ И ДВИГАТЕЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА С ЗАДЕРЖКОЙ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ

В статье затрагиваются проблемы развития речи детей раннего возраста. В качестве одного из средств коррекции рассматривается логопедическая ритмика....