Игры со словами.Метаграммы.
материал по развитию речи

Дудникова Оксана Анатольевна

Игры со словами.Метаграммы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metagrammy.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

                                         Метаграммы

Вариант 1

Участники игры выбирают два слова, состоящие из одинакового количества букв. Обычно выбирают противоположные в каком то смысле слова, например: коза-волк, день-ночь, река-море, муха-слон.

Далее, требуется составить цепочку слов, меняя в каждом последующем слове одну букву и за минимальное количество шагов перейти от начального слова к конечному. Выигрывает тот, чья цепочка короче.

Вот пример, цепочки: превратим сумку в мышку. СУМКА – СУШКА – МУШКА – МЫШКА. Или вот: как превратить маму в папу. Мама – лама – лапа – папа. По такому же принципу козу можно превратить в волка, а муху в слона. (Муха – мура – мара – пара – парк – паук – каук – каюк – каик – клик – клин – клон – слон).

Вариант 2.

Разгадав одно из слов метаграммы, нужно заменить в нём одну букву так, чтобы получилось новое слово по смыслу загадки, например, из слова «липа», заменив «П» на «С», получаем другое слово — «лиса». Аналогично: «сазан — фазан», «цапля — капля», «карта — парта», «сайка — чайка — байка — майка».

Аист – лист – лиса – липа – лупа – луна

Я долговяз и белокрыл.

Я жёлтый, но зелёным был.

Мне ёжик лапу уколол.

А я люблю гуденье пчёл.

Я вам видеть помогаю.

На небе ночью я бываю.

Бык – бак – бок – бук

С «Ы» - рогами забодает,

С «А» - водою наполняют,

С «О» - у сонь всегда болит,

С «У» листвою шевелит.

Гайка – лайка – майка – зайка

С «Г» - её на винт накрутят,

С «Л» - конечно, лает,

С «М» - одежда, но не греет,

С «З» - от волка убегает.

Боль – моль – роль – соль

С «Б» - мучительной бываю,

С «М» - одежду пожираю,

С «Р» - актёру я нужна,

С «С» - для повара важна.

С «Б» - смертельной я бываю,

С «М» - меха я пожираю,

С «Р» - актёру я нужна,

С «С» - для повара важна.

С «Б» - ужасна я бываю,

С «М» - меха я пожираю,

С «Р» - актёру я нужна,

С «С» - для повара важна.

Гол – пол – вол – тол

С «Г» - в ворота забивают,

С «П» - метёлкой подметают,

С «В» - мешками нагружают,

С «Т» - вражьи танки подрывают.

Горох – шорох – порох

Их, пожалуй, каждый знает:

С «Г» - сродни овсу и ржи,

С «Ш» - прислушаться заставит,

С «П» - сухим его держи.

Горох – шорох – порох – ворох

С «Г» - полезное растение,

С «Ш» - пугает нас порой,

С «П» - несёт нам разрушение,

С «В» - навалено горой.

Григ – гриф – гриб – грим

С буквой «Г» он – композитор,

С буквой «Ф» - большая птица,

С «Б» - в лесу его ищите,

С «М» - артисту пригодится.

День – тень – пень – лень

С «Д» - из года в год встречаем,

С «Т» - за нами ходит вслед,

С «П» - в лесу мы замечаем,

С «Л» - труду наносит вред.

С «Д» - нам ночью не встречался,

С «Т» - при свете лишь видна,

С «П» - от дерева остался,

С «Л» - вредит труду она.

Дуб – зуб – куб

С «Д» - ветвистый,

С «З» - костистый,

С «К» - ребристый.

Кочка – бочка – почка – точка

С буквой «К» - я на болоте,

С буквой «Б» - большой сосуд,

С «П» - на дереве найдёте,

С «Т» - ищите рядом, тут.

Моль – ноль – роль – боль – соль – толь

С «М» - я просто насекомое

Хорошо нам всем знакомое.

С «Н» - я ничего не значу,

С «Р» - артисту я задача,

С «Б» - плохое ощущение,

Что приносит всем мучение,

С «С» - нужна я дозарезу,

С «Т» - замена я железу.

Мошка – кошка – крошка – окрошка

Я могу взбесить быка,

Нас весной летают тучи.

Заменив мне «М» на «К»,

Ты животное получишь.

«Р» добавь – и в тот же миг

Я в размерах уменьшаюсь,

Но в количествах больших

Кое-где употребляюсь.

Припиши мне «О» в начале –

Я, пожалуй, не совру, -

Ты откажешься едва ли

От еды такой в жару.

Чайка – гайка – майка – лайка – сайка – шайка

С «Ч» - над морем я летаю,

С «Г» - в машине нахожусь,

С «М» - тебя я одеваю,

С «Л» - собачкою зовусь,

С «С» - можешь в булочной купить,

С «Ш» - в бане себя мыть.

***************************************************************************

Я цвет одинаковый часто имею:

и с «г» зеленею, и с «к» зеленею.

Но с «к», вам со мною рискованно быть:

могу и до слёз довести, и убить.

Лук — луг

По реке по горной

С «ю» проплывём всегда мы,

С «я» меня ищи

На голове у дамы.

Шлюпка — шляпка

 

С «к» — для тенниса я нужен,

С «т» — я сладок и красив снаружи

Корт — торт

 

С «т» — его прочтём,

с «д» — мы в нём живём.

Том — дом

 

Когда меня ты открываешь,

Обычно воду наливаешь.

Но «н» на «б» смени скорей —

И обитатель я морей.

Кран — Краб

 

С «р» меня тянули из земли,

Но достать без мышки не могли.

С буквой «щ», хочу иль не хочу,

Рубят лес — я в сторону лечу.

Репка — щепка

 

С буквой «щ» — на самом деле

Я на службе у Емели.

«М» поставь на это место:

Без меня не будет теста.

Щука-мука

 

С «п» — я часть велосипеда,

С «м» — награда на груди у деда.

Педаль — медаль

 

С «г» — к вам на праздник придёт,

А вот с «к» — лишь собачка грызёт.

Гость — кость

 

С твёрдым «л» — огородное растение

И приправа к пище,

С мягким — отверстие,

Прикрываемое крышкой.

Лук — люк

 

Не найдёшь ли ты такого

Удивительного слова:

Если буква в нём меняется,

Птица в рыбу превращается.

Фазан — сазан

 

С «в» — у птиц найдёшь,

С «ч» — замок им отопрёшь.

Клюв — ключ

 

Кто с «у» — ползучий,

А с «ё» — колючий?

Уж — ёж

 

Кто такое слово знает:

С «ч» оно летает,

С «л» рычит и лает,

А ещё знакомо всем

Это слово с буквой «м».

Чайка — лайка — майка

 

С «р» — помощник-автомат,

Труд любой он облегчить рад.

С «х» — его имеет слон,

Знаменит длиной своею он.

Робот — хобот

 

С «к» в полях меня найдете,

С «г» романсы запоете.

С «в» косички заплетете.

Колос-голос-волос

 

С «б» я — хвойный лес,

С «в» — в чужой карман залез.

Бор — вор

 

С «з» — нужна в бильярде я,

С «ж» я — след после дождя,

С «п» — я видеть помогаю,

С «н» — путь ночью освещаю.

Луза — лужа — лупа — луна

 

С «п» я — корнеплод,

Вырастаю в огороде.

«П» на «к» смени — и вот

Теку вольно на природе.

Репа — река

 

С «и» — фонтан пускает,

Сливки с «о» лакает.

Кит — кот

 

С «н», мои друзья,

Ничего не знаю я.

А на «с» перемените —

Смело в суп меня кладите.

Не берите с буквой «м» —

Я пальто у вас проем!

Ноль — соль — моль

 

С «р» — роскошно распускаюсь,

С «к» — я блею и бодаюсь.

Роза — коза

 

Первой букву «т» возьми —

С корабля по мне сойдёшь.

«Т» на «д» теперь смени —

Из меня пальто сошьёшь.

Трап — драп

 

Без меня вы не смогли бы

На доске писать.

«Е» на «о» смени —

Я буду волны разбивать.

Мел — мол

 

С «р» — он в облаках парит,

С «с» — упрямством знаменит.

Орёл — осёл

 

Я живу в дупле в лесу,

Грызть орешки я люблю.

Если сменишь «е» на «у»,

Я твой голод утолю.

Белка — булка

 

Металл я ценный — это ясно,

Но букву первую смени,

И местом стану я опасным.

Смотри во мне не утони

Золото-болото

 

С «т» я постоянно

Всё чего-нибудь боюсь.

С «б» — кусок я деревянный,

Для строителей сгожусь.

Трус — брус

 

С «ш» — я очень быстро еду,

С «л» — ягода, и хороша к обеду.

Машина — малина

 

С «ш» — нас с головы снимают,

С «т» — нас дома обувают.

Шапка — тапка

 

С буквой к —

Фигура без углов,

С буквой д —

Дружить с тобой готов.

Круг — друг

 

С «с» — я жажду утолю,

С «к» — я нужен кораблю.

Сок — кок

 

С буквой «н» — зверёк в земле копает,

С буквой «к» — ствол дуба покрывает.

Нора — кора

 

С буквой б — в ней держат мёд.

С буквой т — здесь всяк поймёт

И ответ даст сразу:

Мы заканчиваем фразу.

Бочка — точка

 

С буквой «о» —

Сплетён он из цветов,

С буквой «и» —

Мести он пол готов.

Венок — веник

 

С буквой «к» царя я украшаю,

С буквой «в» каркаю я и летаю.

Корона-ворона

 

С «м» — на клумбе растёт,

С «р» — ползёт задом наперёд.

Мак — рак

 

Я безумно с гайкой дружен,

Нас водою не разлить.

А больным я буду нужен,

Если «в» на «б» сменить.

Винт — бинт

 

Вырвать можешь ты меня

Из тетрадки иль альбома.

Сменишь «л» на «а» — и я

Вью гнездо на крыше дома.

Лист — аист

 

С «я» — он круглый, озорной,

С «е» — он острый, боевой.

Мяч — меч

С Ч над морем я летаю,

С Г в машинах я бываю.

(Чайка – гайка)

С М меня ты надеваешь,

С Л собаку называешь.Загадки-метаграммы

(Майка – Лайка)

С К я в школе на стене,

Горы, реки есть на мне.

С П – от вас я не таю –

В каждом классе в ряд стою.

(Карта – парта)

Когда я с «Ч»,

То из меня ты пьёшь.

Когда я с «Ш»,

Врагов ты мною бьёшь.

(Чашка -шашка)

С «М» — я в море,

С «В» — я в поле,

С «П» — я в доме,

С «Г» — в футболе.

(Мол-вол-пол-гол)

С «Д» — из года в год встречаем,

С «Т» — за нами ходит вслед,

С «П» — в лесу мы замечаем,

С «Л» — труду наносит вред.

(День-тень-пень-лень)

С буквой «У» — На мне сидят,

С буквой «О» — За мной едят.

(Стул-стол)

С «П» — в печи огнём пылаю,

С «К» — я ногу вам сгибаю.

(Полено-колено)

С «И» — ветвями шевелит,

Пчёл цветочками манит.

С «У» — поможет видеть глазу:

Увеличит всё и сразу.

(Липа-лупа)

Из-под ёлки, ёлки

Вылезли иголки.

Поменяли «Ё» на «У» — Растянулся он в длину.

(Ёж-уж)

С буквой «М» — Янтарный, сладкий,

С буквой «Л» — Холодный, гладкий.

(Мёд-лёд)

С буквой «С» — всем она нужна,

С «М» — может шубу съесть она.

(Соль-моль)

Как кушанье, меня ты ценишь,

Довольно вкусный я продукт.

Но если «Ы» на «О» заменишь,

Меня тотчас же подметут.

(Сыр-сор)

С буквой «И» он — результат,

Но на «С» её заменим — Вмиг изменит слово так,

Что в нём будет много сена.

(Итог-стог)

С «К» — я воду отвожу,

С «Г» — в лугах в покос встаю,

С буквой «Й» — звучу я строго

На посту у часового.

(Сток-стог-стой)

Я символ власти, нужный королю,

Но если «Н» на «В» сменить,

Я травку на лугу щиплю,

И можете меня доить.

(Корона-корова)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Словесные игры. Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры.

Игры на ориентировку по модели, схеме, плану, условным знакам, сигналам. Словесные игры.Интеллектуальные, развивающие игры.Игры экологической направленности.Игры – заводилки.Развивающие игры....

Игры на формирование чувства собственной безопасности . Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасностиИгры  на формирование правовой культурыИгры, знакомящие детей со службами экстренной помощиИгры, способствующие адаптации че...

Инициативные игры для детей. Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Традиционно-народные игры. Русские народные игры.

Самостоятельная работа "Картотека игр".  Игры первого класса.Инициативные игры для детей. Игры второго класса.Инициативные игры для взрослых (дидактические игры). Игры тр...

Картотека Игры на формирование чувства собственной безопасности. Игры на формирование правовой культуры. Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи. Игры, способствующие адаптации человека в социальном мире

Игры  на формирование  чувства собственной  безопасности.Игры  на формирование правовой культуры.   Игры, знакомящие детей со службами экстренной помощи.Игры, способ...