консультация для педагогов по речевому развитию
презентация к уроку по развитию речи (старшая группа)

Пуговкина Любовь Леонидовна

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие компонентов устной речи дошкольников в различных формах и видах детской деятельности

Слайд 2

Компоненты устной речи Развитие лексической стороны речи Ф ормирование грамматического строя речи Развитие и совершенствование звуковой культуры речи . Развитие связной речи

Слайд 3

Развитие лексической стороны речи. Обогащение, расширение и активизация словарного запаса детей . - Обогащать детскую лексику новыми словами на основе углубления представлений о предметах, явлениях и событиях окружающей действительности. Способствовать не только количественному росту словаря, но и качественному совершенству. Поощрять проявление внимания детей к незнакомым словам и желание узнавать, что они обозначают.

Слайд 4

2. Формирование грамматического строя речи. Правильное употребление слов в словосочетаниях и предложениях (согласование в роде, числе и падеже, употребление предлогов) - Поощрять стремление детей составлять из слов словосочетания и предложения. - Обучение составлению и распространению простых предложений за счет однородных членов: подлежащих, определений, сказуемых. Способствовать появлению в речи детей предложений сложных конструкций. - Учить выразительно использовать в речи простые предложения различные по цели высказывания (повествовательные, вопросительные, побудительные).

Слайд 5

3. Развитие и совершенствование звуковой культуры речи. - Развивать фонематический слух. - Уточнять и закреплять произношение звуков родного языка. - Вырабатывать четкое произнесение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи. - Развивать интонационную выразительность в специальных игровых упражнениях, средствами театрализованной деятельности.

Слайд 6

4. Развитие связной речи детей. Высказывание или связная речь — это несколько законченных отрезков (предложений), которые соединены между собой тематически, по смыслу, структуре. Она служит для облегчения коммуникации и выражается в двух видах: монолог — умение рассуждать об определенном образе, действии и т. д.; диалог — непосредственное взаимодействие с другим человеком или людьми посредством общения. Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов: описание — включает общее название предмета (действия), перечисление его свойств, качеств, а в заключении — оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляться); повествование — констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, ее кульминация, итог или развязка; рассуждение — отдельный тип высказывания, который отражает определенную связь событий, фактов, явлений (состоит из утверждения, доказательства, вывода). Все эти варианты связной речи встречаются у детей в смешанном виде.

Слайд 7

Типичные проблемы развития речи дошкольника: 1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая "ситуативная" речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение. 2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас. 3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений. 4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно. 5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо) 6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов. 7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. 8. Плохая дикция. Общая интонационная и произносительная смазанность речи. Очень важно, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью. Это намного облегчит ему учебный процесс и снимет многие проблемы общения его с учителем.

Слайд 8

Большую роль в развитии речи детей играет речевая среда. Это связано с тем, что именно в данном возрасте отмечается рост критического отношения ребенка к речи окружающих. Важно, чтобы: • в окружении детей звучала чистая, правильная, грамотная, культурная и богатая речь; • детям много выразительно читали; • дети имели возможность прослушивать записи художественных произведений в исполнении профессиональных чтецов; • окружающие взрослые умели тактично исправлять речевые ошибки и неточности ребенка; • взрослые учили детей слушать себя, находить в собственной речи положительные и отрицательные моменты (например, взрослый обращается к ребенку: « Как красиво ты сказал о цветке. Как ты думаешь, какие слова мне больше всего понравились? А какие слова понравились (не понравились) тебе? » И т. п.).

Слайд 9

Развитие речи ребенка через разные виды детской деятельности Развитие речи и коммуникативная деятельность Развитие речи и игровая деятельность Развитие речи и познавательно - исследовательская деятельность Развитие речи и продуктивная (художественная) деятельность Развитие речи и музыкальная деятельность Непосредственно-образовательная деятельность Развитие речи и трудовая деятельности

Слайд 10

Основные средства речевого развития общение взрослых и детей, и детей друг с другом; культурная языковая среда, речь взрослых; обучение родной речи и языку; художественная литература и различные виды искусства (изобразительное, музыка, театр).

Слайд 11

Речь - чудесный дар природы- не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А мы, взрослые, должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно, т. е. очень важно помочь, как можно успешнее овладеть прекрасным даром.

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов «Стимуляция речевого развития детей с помощью целенаправленной работы по развитию мелкой моторики пальцев рук»

В последнее время все чаще встречаются дети с нарушением в звукопроизношении. Одной из частых причин является неумение владеть своим артикуляционным аппаратом. Установлено, что уровень развития р...

Консультация для педагогов «Методы речевого развития на занятиях по художественному творчеству»

Художественное творчество как средство познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста. «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…»В. А....

Консультация для педагогов "Периоды речевого развития"

Материал раскрывает возрастные особенности становления речи....

Консультация для педагогов "Особенности речевого развития детей раннего и дошкольного возраста".

В развитии речи ребенка ведущую роль занимают взрослые: семья (родители) и воспитатель в детском саду. От культуры речи взрослых и от того, как они разговаривают с ребёнком, сколько времени уделяют ре...

Консультация для педагогов ДОУ «Речевое развитие дошкольников через познавательно -исследовательскую деятельность»

Рассказать педагогам, что исследовательская деятельность, во-первых, способствует развитию, как познавательной потребности, так и творческой деятельности; во-вторых, учит самостоятельному поиску, откр...

Консультация для педагогов «Интеграция речевого развития с другими образовательными областями»

Дошкольное детство – уникальный период в жизни каждого человека. Именно в нем происходит становление личности и индивидуальности ребенка. Также, максимально благоприятен дошкольный возраст для а...