Консультация для педагогов «Методы речевого развития на занятиях по художественному творчеству»
консультация (младшая группа) на тему

Долгушева Светлана Александровна

Художественное творчество как средство познавательно - речевого развития детей дошкольного возраста.

 

«Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках пальцев…»

В. А. Сухомлинский

 

Начала проводить работу в сентябре с детьми 3-летнего возраста , провела мониторинг и наблюдения. Проанализировав игры, речь детей, способности по художественному творчеству и речевому развитию большинство детей, показали в основном  средний уровень развития. Это стало главной задачей моей педагогической деятельности.

Хотелось бы отметить. Что в России связь руки с развитием мозга изучал один из выдающихся русских академиков В. Н. Бехтерев. Он посвятил этому много работ, которые доказали влияние движения кисти рук и пальцев на развитие нервной системы и развитие речи.

В настоящее время эта тема так же является актуальной для изучения и реализации. Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста красной нитью проходит в «Федеральном государственном образовательном стандарте ДО». В ООП (основной образовательной программе) нашего ДОУ, так же большое внимание уделяется развитию творческих способностей и развитию речи дошкольников. Проанализировав данные материалы, определила для себя цель работы с детьми - развитие речевого творчества у детей младшего дошкольного возраста средствами развития мелкой моторики и художественно- эстетической направленности.

Мелкая моторика рук - это разнообразные движения пальчиками и ладонями. Крупная моторика - движения всей рукой и всем телом. Работа по развитию мелкой и общей моторики позволит улучшить и ускорить не только развитие мелкой моторики рук, интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребёнка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может  сложиться без тактильно- двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.  Чтобы научить малыша говорить , необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.  Работу по  развитию мелкой моторики нужно начинать проводить с раннего дошкольного возраста, это позволяетулучшать качество речи, четкость звуков и расширить словарный запас; вызовет у детей интерес к познанию нового и интересного. Занятия по художественному творчеству упражняют, тренируют пальцы рук, т.е. мелкую моторику детей. А значит и мыслительные операции.

Проводя занятия по художественному творчеству, решаю следующие задачи:

1. развитие восприятия речи;

2. развитие речевых средств.

3. развитие коммуникации.

4. развитие мыслительных операций.

Для решения данных задач применяю разные ВИДЫ ПРОДУКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

  • пальчиковая гимнастика,
  • штриховка,
  • игры и действия с предметами,
  • нетрадиционные техники рисования,
  • лепка,
  • аппликация.

В разделе «Пальчиковая гимнастика» дети знакомятся с комплексами упражнений, которые дают пальцам полноценный отдых, развивают их ловкость, подвижность, а весёлые стишки помогают детям снять моральное напряжение. На пальцах  и на ладонях есть «активные точки», массаж которых положительно сказывается на самочувствии ,улучшает работу мозга. Данные упражнения способствуют поддержанию хорошего тонуса.

В разделе «Лепка» в процессе деятельности дети изображают предметы их действительности, создают элементарную скульптуру, что способствует развитию детского творчества, обогащению детей изобразительными и техническими умениями, создания интереса к данному виду деятельности.

В разделе «Аппликация» дети развивают координацию кисти , логическое мышление и пространстве

В разделе «Аппликация» дети развивают координацию кисти , логическое мышление и пространственное воображение, учатся пользоваться  клеем.

В разделе «Нетрадиционные техники рисования» у детей формируется умения и навыки рисования различными способами, развивается воображение.

В разделе «Штриховка» дети улучшают координацию движений пальцев и кистей рук , кроме того ребёнок учится правильно держать карандаш.

В разделе «Игры и действия с предметами» для формирования тонких движений рук , совершенствования двигательных навыков , развития моторных координаций и оптико- пространственных представлений используются предметы различные по размеру, материалу, фактуре, структуре.

Данную работу провожу в кружковой деятельности «Весёлые ладошки», каждое занятие начинаю с игры. Стараюсь во время творческой деятельности, привлечь к ответам каждого ребенка, добиться проговаривания и повторения. После проведения продуктивной деятельности дети обязательно рассказывают о том, что изображено.

Творчество является активным состоянием и проявлением свободы человека, результатом созидающей деятельности, это дар, данный человеку свыше. Необязательно быть великим и талантливым, чтобы творить, создавать красоту и дарить людям любовь и добро ко всему окружающему. Сегодня занятия творчеством доступны каждому человеку, так как существуют различные виды искусств, и каждый может выбрать занятие по душе.

Система развития речевого творчества для детей данного возраста включает в себя следующие средства, технологии и методики:

1. Речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: .

2. Беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;

3. Выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;

4. Иллюстрирование, составление сказок «», «», «»

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций. Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины.

Творческая деятельность дошкольников разнообразна, задания зачастую носят усложненный характер, но тем интереснее ребенку справиться с непростой задачей. Первое, чем хочет поделиться малыш с родителями, вернувшись домой из детского сада, - это тем, как он нарисовал картинку или что-то вылепил из пластилина. Творческая деятельность дошкольников развивает в детях способность к созиданию.

Ещё одним и немаловажным этапам развития речевого творчества является и работа с родителями.

ВЫВОД:

Мелкая моторика способна улучшить произношение ребенка, а следовательно и развить речь.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов "Коллективная деятельность, как форма детского художественного творчества"

Материал включает виды творческой деятельности, формы художественной деятельности, формы организации коллективной деятельности....

Консультация для педагогов "Методы воздействия воспитателя стимулирующие детей к творчеству"

Методы воздействия воспитателя стимулирующие детей к творчеству...

ОД по речевому развитию совместно с художественным творчеством (конструированием) "Не позволяй себе лениться!"

Знакомство детей с произведениями А. Барто и башкирскими народными сказками....

Консультация для родителей «Дудлинг -способ развития фантазии и художественного творчества в подготовительной группе.

Дудлинг как способ развития фантазии и художественного творчества детей в  подготовительной группы....

Конспект ООД в младшей группе по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества на тему: «Подводный мир»

Конспект ООД в младшей группе по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества на тему: «Подводный мир»...

Конспект занятия во второй младшей группе по познавательно-речевому развитию с элементами художественного творчества на тему: «Подводный мир»

Формирование у детей первичных представлений о многообразии обитателей подводного мира;  развитие познавательной  и творческой активности детей....