Консультация для педагогов "Коллективная деятельность, как форма детского художественного творчества"
консультация по конструированию, ручному труду на тему

Зарипова Альфия Мидхатовна

Материал включает виды творческой деятельности, формы художественной деятельности, формы организации коллективной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konsultatsiya_dlya_pedagogov.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Коллективная деятельность, как форма детского художественного творчества.

Что такое художественное творчество (искусство) определение из БЭС:

  1. художественное творчество в целом – литература, архитектура, скульптура, живопись, графика, ДПИ, музыка, танец, театр, кино и другие разновидности человеческой деятельности, объединяемые в качестве художественно-образных форм освоения мира.
  2. В узком смысле – изобразительное искусство.
  3. Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

Художественное творчество детей (определение из российской пед. энциклопедии) -  выражение индивидуальных особенностей, отношения к окружающему миру и к себе в посильной для ребенка художественной форме.  

Художественное  творчество - составная часть системы эстетического и художественного воспитания, средство развития личности.

 Проявлением художественного творчества могут быть отдельные работы - выполненные самостоятельно или под руководством взрослого рисунки, лепка, устное и письменное художественное слово, мелодии, драматизации, танцы, а также хоровое пение, театральные постановки, декоративно-прикладные вышивка, резьба и т и, кукольный театр, рисованные и игровые фильмы, дет. радио и т.д. (http://pedagogicheskaya.academic.ru )

Цель художественного воспитания дошкольников – это создание условий для целостного эмоционального и эстетического развития детей дошкольного возраста, приобщение их к искусству различных жанров, художественному творчеству.

Виды творческой деятельности:

  1. аппликация
  2. рисование
  3. изготовление атрибутики для:

- театрализованной деятельности

- игровой деятельности

-подвижных игр

-музыкальной деятельности

4. изготовление украшений (бусы, колье, браслеты)

5. изготовление кукол по традиционным образцам

6. изготовление кукол для театра

7. выполнение подарочных плакатов

8. вышивка

9. папье-маше

10. оригами

11. лепка

12. шитье

13. бисероплетение  и пр.

В процессе художественного творчества у детей развивается и совершенствуется:

- моторика, и как следствие, речь

- координация движений

- глазомер

- воображение

Воспитывается:

- терпение

- усидчивость

- целеустремленность

- трудолюбие

- самостоятельность, инициатива

Формируется:

- внимание

-зрительная память

-коммуникативные способности

-эстетическое восприятие

- социальная активность (участие в выставках, соц. проектах, шефские подарки и т.д.)

Формы художественной деятельности:

  1. индивидуальная
  2. коллективная

Коллективная работа  объединяет работы всех воспитанников группы, а организовать ее можно со второй младшей группы. Например, каждый вырезает и склеивает какой-то объект, а затем все готовые детали объединяются в общую композицию. (н-р, «Зимний лес», «Цветы в вазе»…)

При выполнении коллективных работ дети могут выполнять индивидуальное задание или воспитанники могут быть объединены в подгруппы,  каждая из которых готовит свою часть общей композиции, например, одна подгруппа составляет узор для середины ковра, другая- разрабатывает украшение поля, третья – готовит части узора для каймы , углов .

Формы организации коллективной деятельности.

Выделяют три основные формы организации коллективной деятельности:

  1. совместно-индивидуальная (участники деятельности вначале работают индивидуально, с учетом общего замысла, далее свои работы объединяют в общую композицию);

Например, тема «Наш дом», задача детей заключалась в том, чтобы на имеющемся у каждого листочке бумаги нарисовать квартиру, в которой они «живут», по мере завершения рисунков квартир детям показывали, как приклеить рисунок «квартиры» к «панели» (листочки картона, заготовленные педагогом перед занятием, в них вырезаются «оконные проемы» и нарисованы балконы)

2 совместно- последовательная (предполагает работу по принципу конвейера (эстафеты), когда результат действия одного участника находится в тесной зависимости от результатов предыдущего и последующего участников.

Например, тема работы «Мы пишем книжку».  Перед началом работы все дети получают одинаковые листочки бумаги – странички будущей книжки. В ходе коллективного обсуждения определяем главного героя, намечаем сюжет будущего рассказа (сказки). Первый ребенок называет первое предложение, педагог его записывает, а ребенок  приступает к иллюстрации своей страницы, аналогично выполняют работу и последующие участники. После завершения рисунков странички скрепляются и получается книжка.

  1. совместно-взаимодействующая (самая сложная в плане организации, когда работа выполняется всеми участниками одновременно, согласование их действий осуществляется на всех этапах.)

Например, коллективная работа «Город», детей делят на три группы: «архитекторов – строителей»; «транспортников» и «архитекторов - озеленителей». Дети вначале работают в своих группах. «Архитекторы - строители» рисуют общественные здания (дворцы, кинотеатры, магазины и пр. жилые дома и все другие постройки, необходимые жителям города. «Архитекторы - озеленители» проектируют парк, рисуют газоны, цветочные клумбы. «Транспортники» рисуют автомобили, трамваи, троллейбусы, метро. По мере готовности изображения вырезаются и наклеиваются на общий лист.

Занятия художественной деятельностью успокаивают ребенка и его нервную систему, способствуют развитию терпения и усидчивости, является эффективным средством всестороннего развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Комарова Т.С., Савенкова А.И. Коллективное творчество дошкольников: Учебное пособие.-М.: Педагогическиое общество России, 2005.
  2. Трунова М. Коллективные работы на занятиях по изодеятельности // Дошкольное воспитание.-2005.-№2.-С.60.

3. http://orendetsad1.ru/parents/in-assistance-to-parents-consultation-of-teachers-/artistic-creativity/

http://www.slovopedia.com/2/200/228784.html

http://pedagogicheskaya.academic.ru

http://www.rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html -Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"

Дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка – детский сад №21 «Семицветик»

 ООО «Озон»

Консультация для педагогов:

«Коллективная деятельность, как форма детского художественного творчества.»

                                                           Подготовила: Зарипова А.М.., воспитатель

                                                     первой   квалификационной категории                                                            

                                        Дата проведения:    29 .04.2015г.

г.Оренбург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Нетрадиционные техники и материалы в детском художественном творчестве"

Статья рассказывает родителям о нетрадиционных техниках рисования...

Семинар-практикум «Развитие детского художественного творчества посредством конструктивно-модельной деятельности»

Творчество - это человеческая деятельность высшего уровня познание и преобразование окружающей природы и социального мира. В процессе творческой деятельности изменяется сам человек- формы и способы ег...

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельности по образовательной области «Художественное творчество

Тема опыта: «Развитие креативных способностей дошкольников через использование элементов танцевальной терапии в процессе совместной деятельности педагога с детьми и самостоятельной детской деятельност...

Изобразительная деятельность детей младшего дошкольного возраста. Коллективная аппликация, как один из видов детского художественного творчества

На занятиях во II младшей группе использую, все три формы совместной деятельности детей. Выбор зависит от задач, которые ставятся на занятии перед детьми....

Родительский уголок группы. Консультация для родителей. «Особые условия развития детского художественного творчества»

Родительский уголок группы.Консультация для родителей «Особые условия развития детского художественного творчества»...

Конспект совместной деятельности форма проведения: художественной творчество с элементами игры-путешествия Тема: «Тайна Северного сияния» для детей подготовительной группы (6-7 лет)

Образовательная область: художественно – эстетическое развитие.Цель: развитие художественно – творческих способностей детей; используя нетрадиционную технику рисования «Эбр...