Доклад на тему " Формирование монологической речи во второй младшей группе.
статья по развитию речи (младшая группа)
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
« Формирование монологической речи во второй младшей группе».
Овладение связной монологической речью – одна из главных задач речевого развития дошкольников.
Неумение детей связно, последовательно излагать свои мысли, рассказывая о событиях окружающей жизни, затрудняет обмен информацией, влияет на качество образования, делает ребёнка уязвимым в общении.
Основными видами монологической речи являются пересказ и рассказ.
В этой возрастной группе нужно активно развивать диалогическую речь. Для этого нужно вовлекать детей в разговор во время рассматривания предметов, картин, иллюстраций к книгам, наблюдения за живыми объектами; после просмотра спектаклей и мультфильмов.
Важно научить ребенка умению вести диалог с воспитателем и сверстниками; слушать и понимать заданный вопрос, понятно отвечать на него, не перебивать.
Приёмы работы по формированию связной речи:
1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.
2. Чтение рассказов или сказок.
Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей. О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Беседа (диалог).
Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.
4. Составление описательного рассказа.
Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарныйзапас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.
Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Обучение дошкольников работе с серией картинок надо начинать с трехлетнего возраста. Для составления первых серий детям предлагается 2-3 картинки.
К четырем годам предлагаются серии с 4-5 картинками. Сюжеты могут отражать реальный опыт детей (процесс умывания, кормления, укладывания спать и т.д.)
6. Составление рассказа по сюжетной картине.
При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
- она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
- сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
- на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
- она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.
Также можно развивать речь в процессе организации режимных моментов. Включает в себя:
-сообщение детям о том, что они сейчас будут делать (например, одеваться) комментирование действия детей;
-предложение одному из воспитанников рассказать о том, что он делает (здесь формируется комментирующая речь ребенка) ;
-предложение ребенку самостоятельно рассказать, как он будет выполнять тот или иной режимный момент;
-использование художественного слова (потешки, короткие стихи) для обсуждения режимных моментов.
Также большую роль в развитии предпосылок связной речи играет индивидуальная работа с детьми.
Вся работа, проводимая с детьми – это беседы, составление описательных и повествовательных рассказов, пересказывание знакомых сказок, игры и упражнения, игры в виде инсценировок и драматизаций, настольные речевые дидактические игры, подвижные игры – все это направлено на решение основной задачи развития связной речи у младших дошкольников.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование грамматического строя. Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе по теме «Составление рассказа по сюжетной картине «Весна».
Совершенствование грамматического строя речи (согласование существительных с прилагательными).Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Весна»Побуждать детей отгадывать загадки....
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе
формирование у детей монологической речи на тему рассказывание по игрушке...
Конспект НОД во второй младшей группе по теме «Активизация связной речи детей второй младшей группы в процессе театрализованной деятельности».
Цель: Развивать у детей творческое воображение, совершенствовать средства выразительности в передаче образов, обогащать и активизировать речь через театрализованную деятельность.Задачи:·...
Педагогическое мероприятие с детьми.Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»;Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй младшей группе на тему:»Теремок»)
Педагогическое мероприятие с детьмиКонспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Теремок»Самоанализ педагогического мероприятия (занятия по развитию речи во второй...
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе...
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе
Конспект НОД по развитию монологической речи во второй младшей группе...
Проект «Развитие монологической и диалогической речи детей второй младшей группы посредством театрализованной деятельности»
Тип проекта: речевойПродолжительность: среднесрочный (2 месяца)Участники проекта:дети второй младшей группы (3 - 4) лет, воспитатели, родители воспитанников....