Консультация по речевому развитию детей дошкольного возраста
консультация по развитию речи

Вьюнышева Елена Николаевна

В материале рассматриваются основные педагогические технологии для  речевого развития детей дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_po_rechevomu_razvitiyu.docx21.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация на тему:

«Образовательные технологии речевого развития в ДОУ»

        В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте дошкольного образования «Речевое развитие» выделено как основная образовательная область.

        В настоящее время развитие речи детей остаётся одной из самых актуальных проблем современного дошкольного образования. Определяющим моментом, в успешном решении задач речевого развития детей дошкольного возраста, является правильный выбор педагогических технологий, которые адекватны возрастным возможностям детей и обеспечивают возможность легко решать речевые задачи в разных формах работы с детьми. Организация развития речи детей в образовательной деятельности, предусматривает поиск эффективных технологий развития детской речи.

Педагогические технологии – это система методов, способов, приёмов обучения, образовательных средств, направленных на достижение позитивного результата за счёт динамичных изменений в личностном развитии ребёнка в современных условиях.

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка считается богатство его речи, поэтому нам, педагогам, важно поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников.

В настоящее время, в соответствии с ФГОС ДО, образовательная область «Речевое развитие» включает в себя:

владение речью как средством общения и культуры;

обогащение активного словаря;

развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи;

развитие речевого творчества;

развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха;

знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы.

     

       В качестве основного приема обучения используется образец рассказа педагога.

Но опыт показывает, что дети воспроизводят рассказ воспитателя с незначительными изменениями, рассказы бедны выразительными средствами, лексический запас слов мал, в текстах практически отсутствуют простые распространенные и сложные предложения.

Но главным недостатком является то, что ребенок не сам строит рассказ, а повторяет  услышанное за воспитателем. За одно занятие детям приходится выслушивать несколько однообразных и однотипных рассказов. Этот вид деятельности становится скучным и неинтересным, и ребята начинают отвлекаться. Педагоги-психологи пришли к мнению, что чем активнее ребенок на занятии, чем больше он вовлечен в интересную для себя деятельность, тем лучше результат. Педагогу постоянно нужно побуждать детей к речевой деятельности, а также стимулировать речевую активность и в процессе свободного общения.

Для этого необходимо использовать эффективные игровые технологии речевого развития детей.

Для формирования и активизации связной речи дошкольников используются следующие технологии:

  • Технология «Азбука общения» Л.Н. Шипицыной
  • Технология «Развитие диалогического общения» А.Г. Арушановой
  • «Обучение составлению творческих рассказов»
  • Технология ТРИЗ
  • Моделирование
  • Мнемотехника

Технологии обучения образной речи:

  • Технология обучения детей составлению сравнений
  • Технология обучения составлению метафор
  • Технология обучения составлению загадок
  • Технология синквейна
  • Сказкотерапия (сочинение детьми сказок)
  • Артикуляционная и пальчиковая гимнастика
  • Логоритмика
  • Минидраматизации, инсценировки

Технология «Азбука общения» (Личностно-ориентированная технология. (Шипицына Л.М., Защиринская О.В., Воронова А.П., Нилова Т.А. «Азбука общения: Развитие личности ребенка, навыков общения со сверстниками и взрослыми»)

Технология «Азбука общения» позволяет развить навыки межличностного общения со взрослыми и сверстниками. Технология нацелена на формирование у детей представлений об искусстве человеческих взаимоотношений.

        «Азбука общения» представляет собой сборник специально разработанных игр и упражнений, направленных на формирование у детей эмоционально-мотивационных установок по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям, на создание опыта адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к жизни. С 3 лет, 9 разделов («Мир познания» - времена года, животные, «Языки общения» - эмоции, «Тайна моего Я» и др.). Включает в себя сюжетные, дидактические игры, беседы, продуктивная деятельность, игры, соревования, мини-конкурсы, экскурсии.

«Развитие диалогического общения»

        Чтобы научиться диалогу со сверстниками, ребенок должен приобрести положительный опыт взаимодействия хотя бы с одним партнером. Именно с такого общения начинается развитие диалогической речи.

Цель этой технологии: пробудить речевую активность каждого ребенка, его умение вступить в разговор, поддержать беседу, делиться своими переживаниями.

Наладить социальную связь  детей, установить эмоциональный контакт между детьми помогут разнообразные организованные игры, в которых требуется: образовать общий круг, следить за последовательностью передачи игровых предметов (мяча, шаров, кеглей), соблюдать общий темп и ритм движений, очередность, ориентироваться на внешний облик, голос игроков.

Игра «Разведчики», «Кто позвал» и многие другие.

Моделирование

         Широкое применение в обучение детей получила такая технология, как знаково-символическая деятельность (моделирование). Этот прием помогает педагогам наглядно обозначить элементарные связи и отношения между предметами, объектами действительности.

Моделирование - способ, при котором речевая действительность может быть представлена в наглядной форме.  Модель – это схема явления, отражающая его структурные элементы и связи, наиболее существенные формы, стороны и свойства объекта. В моделях связных высказываний речи это их структура, содержание (свойства объектов при описании, взаимоотношения героев и развитие событий в повествовании), средства внутри текстовой связи.

На занятиях по развитию речи дети учатся пересказывать, составлять творческие рассказы, сочинять сказки, придумывать загадки и небылицы.

Моделирование может являться составной частью каждого занятия.

Методы моделирования:

1.Предметное моделирование (детские рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов для игры; плоскостные театры; фланелеграф; иллюстрации рассказов, сказок, стихотворений).

2.Предметно – схематическое моделирование (структура текста - круг, разбитый на сектора (начало, середина, конец); театры геометрических фигур)

3.Графическое моделирование (структуры описательного рассказа об игрушках, транспорте и другие; схемы к рассказам, стихотворениям; наборы схем для графического плана; детские схемы).

Использование моделирования в рассказывании положительно влияет на речь детей.

Мнемотехника (учимся по сказке Т.В.Большева)

       Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно развитие речи. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при припоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединённые образы.

Технология синквейна

         Это новая технология в развитии речи дошкольников. Одним из эффективных и интересных методов, который позволяет активизировать познавательную деятельность и способствует развитию речи дошкольников является «синквейн». Он помогает исключать лишнее и выделять главное, обобщать и классифицировать. Традиционный синквейн, как жанр поэзии в начале 20-ого века разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси под влиянием японской поэзии. У синквейна много разновидностей (традиционный, обратный, зеркальный, синквейн-бабочка, корона, гирлянда синквейнов, но в педагогической деятельности особо популярным стал так называемый «дидактический синквейн».

Дидактический синквейн состоит из 5 строк. По форме напоминает ёлочку.

В первой строке – обозначается тема синквейна, обычно это явление или предмет, о котором  идет речь. Чаще всего это одно слово (существительное или местоимение, редко - небольшое словосочетание.

Вторая строка - два слова (прилагательные или причастия, которые описывают свойства и признаки данного предмета или явления.

Третья строка - три слова (глаголы, которые описывают действия, характерные для данного явления или объекта.

Четвертая строка - фраза или предложение по заданной теме. Самый традиционный вариант, когда предложение состоит из четырех слов.

Последняя пятая строка – одно слово (существительное, выражающее чувства, ассоциации, связанные с предметом, о котором говорится в синквейне, синоним к заданной теме.

ПРИМЕР:

Строгое соблюдение правил не обязательно.

I этап - подготовительный. Со старшей группы, ребенок должен иметь определенную подготовку.

II этап – основной. Дети знакомятся с алгоритмом составления синквейна, формируется первоначальное умение составлять синквейн с помощью педагога.

III этап –практический. На данном этапе формируется и совершенствуется умение самостоятельного составления дидактического синквейна.

Варианты заданий: Составить синквейн по заданной теме, составить небольшой рассказ по готовому синквейну, составьте синквейн по прослушанному рассказу; найдите ошибку/неточность в синквейне и исправьте ее; отгадайте синквейн-загадку.

Направление: «Популяризация чтения»

«Буккроссинг»

     Что такое буккроссинг? Суть этого понятия проста – это «книговорот» («движение книг» от человека к человеку).

Обустройство книжной библиотеки, которая находится в холле детского сада, доступна для всех участников образовательного процесса.

Родитель, ребенок или педагог – любой желающий может взять понравившуюся книгу, а взамен оставить какую-либо свою, главное, чтобы количество книг в библиотеке не уменьшалось.

Цель проведения буккроссинга в детском саду — повышение интереса к чтению и литературе.

Посещение библиотеки района, встреча с детским писателем, квесты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Из опыта работы. Консультация для воспитателей ДОУ на тему: " ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МОДЕЛЬНЫХ СХЕМ И ОПОРНЫХ КАРТОЧЕК В РЕЧЕВОМ РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Рекомендации воспитателям ДОУ  об использование опорных схем в непосредственно образовательной деятельности и в режимных моментах для развития связной речи у детей дошкольного возраста....

Консультация для воспитателей "Задачи и реализация инновационного подхода в речевом развитии детей дошкольного возраста".

Одной из основных задач ОО «Коммуникация» является развитие всех компонентов устной речи. В связи с внедрением ФГТ происходит смещение акцентов при реализации задач речевого развития у дошкольников....

Методическая разработка: консультация для родителей. Тема: Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста.

Аннотация к методической разработке.Консультация для родителей.Тема: «Влияние устного народного творчества на интеллектуальное и речевое развитие детей дошкольного возраста».Образовательная область: п...

Речевое развитие детей дошкольного возраста через использование технологий познавательно-речевого развития

В данном пособии уделено важное внимание развитию речи, с использованием новейших технологий , как моделирование и ТРИЗ. Для формирования грамотического строя речи, по овладению детьми способами образ...

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ «Загадка, как средство речевого развития детей дошкольного возраста» .

Целью данных методических рекомендаций является развитие речи детей с помощью загадки.Работа осуществляется в тесном взаимодействии с педагогами – логопедами и родителями. Для этого используются актив...