Конспект занятия по формированию функциональной грамотности
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Пустохина Екатерина Федоровна

План-конспект занятия по развитию связной речи. Категория: дети с ОНР (III уровень), 2 год обучения. Тема: Домашние птицы. Пересказ рассказа "Странный цыпленок". Цель: закрепление навыка пересказа текста. ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ: коммуникативные, регулятивные, познавательные.

Скачать:


Предварительный просмотр:

План-конспект занятия по развитию связной речи.

Категория: дети с ОНР (III уровень), 2 год обучения

Тема: Домашние птицы. Пересказ рассказа «Странный цыпленок».

Цель: закрепление навыка пересказа текста.

Задачи: коррекционно-образовательные: 

- стремиться к развитию навыка пересказа текста с элементами усложнения (от лица разных героев);

- способствовать отработке навыка составления разных типов предложений;

- способствовать применению умения вести диалог, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку товарищам по команде;

- закрепить навык образования прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением и употребления антонимических рядов;

коррекционно-развивающие:

- способствовать развитию логического и пространственного мышления, внимания;

- развивать умение классифицировать объект по признакам, самостоятельно структурировать информацию;

- развивать умение сравнивать, обобщать, анализировать, находить логические цепочки (ассоциации);

коррекционно-воспитательные: 

- способствовать воспитанию самостоятельности, активности, инициативности, интереса к художественным произведениям.

Оборудование: наборы геометрических фигур по количеству детей, корзинка, утенок, текст рассказа «Странный цыпленок», планшеты, мел, мяч, оценочные маркеры.

Ход занятия:

I Организационный момент.

У каждого ребенка набор геометрических фигур. Задание: из фигур сделать птицу, назвать ее.

Развитие логического и пространственного мышления, внимания.

Учитель-логопед предлагает детям самостоятельно разделиться на 2 команды.

Воспитание самостоятельности, активности, инициативности.

II Основная часть. Актуализация знаний.

1. Игра «Да – Нет».

Внести корзинку, предложить детям узнать, кто или что находится в ней. Команды задают вопросы, учитель-логопед отвечает только словами «да, нет». При отгадывании показать утенка. Сообщить о том, что сегодня на занятии дети узнают увлекательную историю о птице.

- Задавайте умные вопросы и узнайте, кто в волшебной корзинке.
- Это живое?                                        - Да.
- Это животное?                                        - Нет.

- Это птица?                                        - Да.

- Зимующая птица?                                - Нет.
- Домашняя птица?                                - Да.

- Это взрослая птица?                                - Нет.
- Это птенец?                                        - Да.

- Это утенок?                                        - Да.

(Проблемно-поисковый метод).

- Ребята, сегодня будем играть, выполнять интересные задания, пересказывать рассказ, красиво говорить.

Классифицирование объекта по признакам. Самостоятельное структурирование информации, отбрасывание лишних параметров, сужение поля поиска. 

2. Игровое упражнение «Какой?»

Учитель-логопед предлагает подойти, рассмотреть, потрогать и погладить утенка, спрашивая, какой он? Одна команда называет прилагательное, другая – это же прилагательное с уменьшительно-ласкательным значением. (Смена задания).

- Назовите красивые слова об утенке. Какой утенок? (Маленький – малюсенький, пушистенький – пушистый, мягкий – …, теплый – …, красивый – …, желтый – …, неуклюжий – …)

Активизация словообразовательных процессов: образование прилагательных с уменьшительно-ласкательным значением.

3. Дидактическое упражнение «Похож?!» 

Учитель-логопед спрашивает дошкольников, на кого или на что похож утенок? Ребята высказывают своё мнение.

- На кого или на что похож утенок? (Пушистый комочек, маленький шарик, мягкий пушок, красивый желтый одуванчик, вылупившийся желторотый цыпленок, мохнатый зверек, лохматая шубка…).

(Мне кажется … Я считаю … Он такой …)

Отработка навыка составления разных типов предложений. Развитие умения сравнивать, обобщать, анализировать, находить аналогию.

(Метод графической символической аналогии).

4. Физкультминутка

Танец «Маленьких утят»

 

 5. Чтение рассказа «Странный цыпленок».

- Ребята, послушайте, какая однажды забавная история приключилась с нашим утенком.

«Странный цыпленок» (Адаптированный рассказ «Чужое яичко» по К. Д. Ушинскому.)

Умение слушать, понимать и запоминать содержание рассказа.

6. Беседа.

Команды задают друг другу вопросы по содержанию рассказа.

- Кого вывела наседка?
- Какими были цыплята?
- Каким был «странный цыпленок»?
- Куда и зачем повела наседка цыплят?
- Как повел себя «странный цыпленок»?
- Что делали наседка и цыплята, когда «странный цыпленок» бросился в  

  воду?

- Кто услышал шум и прибежал на берег пруда?

- Что сделала и сказала хозяйка?

- Почему рассказ называется «Странный цыпленок»?

Применение умения вести диалог, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку товарищам по команде.

7. Составление графической модели к рассказу.

Учитель-логопед предлагает зарисовать содержание рассказа с помощью пиктограмм.

Развитие умения составлять графический план и пользоваться им.

8. Минутка физической активности.

 «Утенок и цыпленок», с мячом.

Ведущий называет слово, команды подбирают к нему противоположные свойства.

- Клюв. Узкий – широкий. Острый – тупой.

- Лапки. Перепончатые – безперепончатые.

- Яйцо. Большое – маленькое.

- Перья. Водонепроницаемые (водоотталкивающие) – водопромокаемые.

- Возраст. Старый – молодой.

- Образ жизни. Домашние – дикие. Водоплавающие – сухопутные.

- Крик или голос. Пищащий – крякающий.

Активизация в речи антонимов. Упражнение в мышлении противоречиями (прием «Наоборот»).

9. Повторное чтение рассказа с установкой на запоминание с последующим пересказом.

10. Коллективный (самостоятельный) пересказ по цепочке с опорой на графическую модель.

Пересказ от имени хозяйки, наседки, цыпленка, утенка.

Стимуляция творческого самовыражения.

III Рефлексивно-оценочный этап. Итог занятия.

Дифференцированная оценка деятельности детей.

Ребенок выбирает оценочный маркер (например, веселый смайлик), рассказывает, чем ему понравился свой пересказ, что запомнилось больше, узнал нового и т.д.

Стимуляция к оценке собственных достижений.

ФОРМИРУЕМЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ

Коммуникативные

Проявление активности в решении учебной задачи.

Точное выражение своих мыслей, правильное формулирование вопросов, четкое выстраивание речевых конструкций.

Умение вести диалог со взрослыми и сверстниками.

Умение согласовывать с другими свои действия и предложения, убеждать,

уступать, приходить к общему решению, принимать помощь.

Регулятивные

Нацеливание на успешную деятельность.

Умение слушать в соответствии с целевой установкой.

Умение планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей.

Оценка результатов своей деятельности, товарищей.

Познавательные

Выделение существенной информации из текста.

Ориентировка в своей системе знаний.

Умение выделять целое и части.

Классифицирование объекта по признакам.

Осуществление сравнений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей подготовительной группы

Формирование у детей представлейний о пользе и вреде рекламы....

Конспекты занятий по формированию финансовой грамотности

Проведение занятий содействует финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создаёт необходимую мотивацию для повышения их финансовой грамотности....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности детей старшего возраста. Тема: «Обучение Буратино финансовой грамотности»

Содействие финансовому просвещению и экономическому восприятию детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет. «Обучение Незнайки финансовой грамотности»

Конспект занятия по формированию финансовой грамотности у детей 5-6лет.«Обучение Незнайки финансовой грамотности»    Воспитатель первой категории: Ливерко М.А....

Конспект НОД по формированию функциональной грамотности у детей средней группы (естествознание/математика) "Поможем зайчику".

Данная НОД выявляет уровень сформированности функциональной грамотности у детей средней группы. Выполняя дидактические задания дети применяют ранее приобретённые знания по естествознанию (Тема "Ж...

Конспект занятия по формированию функциональной грамотности (математика) у детей средней группы (4-5) "Вместе с Машей и медведем".

Данный конспект подготовлен на основе игрового материала, представленного в методическом пособии для воспитателей  Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка», Практический курс...