Конспект занятия по формированию функциональной грамотности (математика) у детей средней группы (4-5) "Вместе с Машей и медведем".
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Жардан Ольга Константиновна

Данный конспект подготовлен на основе игрового материала, представленного в методическом пособии для воспитателей  Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка», Практический курс математики для дошкольников (Часть 2).

 

Занятие проходит в игровой форме: дети выполняют задания любимых сказочных персонажей Маши и Медведя, чем помогают зверятам, посещающим лесную школу.

Цель: формирование познавательного интереса к математике через игровое взаимодействие воспитателя и детей; уточнение и закрепление знаний детей по пройденному программному материалу в разделах «Количество и счёт», «Ознакомление с геометрическими фигурами», «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».

Скачать:


Предварительный просмотр:

  Конспект по ФЭМП в средней группе  «Пчёлки»

«Вместе с Машей и Медведем»

Цель: формирование познавательного интереса к математике через игровое взаимодействие воспитателя и детей; уточнение и закрепление знаний детей по пройденному программному материалу в разделах «Количество и счёт», «Ознакомление с геометрическими фигурами», «Ориентировка во времени, пространстве, на плоскости».

Программное содержание:

Образовательные задачи:

  • закрепить умение считать в пределах 4, отвечать на вопрос «Сколько»,  сравнивать две группы предметов на основе счета, соотносить число с элементом множества;
  • упражнять в умении соотносить количество предметов с цифровым обозначением;
  • уточнить понимание пространственных отношений «шире» — «уже», формировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать в умении понимать и правильно использовать в
    речи слова «широкий», «узкий»;
  •  тренировать в умении видеть и продолжать закономерность чередования фигур по определённым признакам.

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную активность;
  • развивать представления о межчисловых отношениях в числовом ряде от единицы до четырёх;
  • развивать формовосприятие, чувство цвета и ритма, умение рассказывать о основных признаках геометрических фигур: круга, квадрата, треугольника;

Воспитывающие задачи:

  • воспитывать стремление отвечать на вопросы воспитателя чётко и полно, не перебивая друг друга;
  • воспитывать чувство товарищества, желание прийти на помощь.

Словарная работа: активизировать в речи детей слова – математические термины по пройденному программному материалу.

Здоровьесбережение:

 - удовлетворить двигательную потребность дошкольников посредством динамической паузы.

Предварительная работа:

Дидактические игры: «Разложи по ширине (ужине)», «Найди предмет такой же формы», «Что, где?», «Число-цифра», «Найди пару» «Кто внимательный», и др.

Материалы:  Слайды: 1) Маша и медведь,  2) лесная школа, 3) «Числовой ряд рассыпался», 4) цифры собраны в числовой ряд, 5) Маша развешивает бельё, 6) полотенца-полоски развешаны (расположены) по заданию, 7) Маша и Медведь (портрет); дид. игры: «Пересчитай, чего сколько и обозначь цифрой», «Число - цифра», «Развесь полотенца-полоски по заданию»,  «Больше, меньше, поровну», геометрические фигуры на подставках (круг треугольник, квадрат) на столы по одной, геометрические фигуры для детей (по две) ; цифровые карточки (от 1 до 4) на каждого; полоски-полотенца – по 4 на каждого, одинаковой длины (1-широкая красная, 2-узкая жёлтая, 3-широкая синяя, 4-узкая красная); яблоки в корзинке (угощение для детей).

Формы и методы организации совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Познавательно-исследовательская

Соотнесение количества предметов с цифровым обозначением; сравнение предметов по ширине путем приложения и наложения; определение наличия ритмического рисунка.

Коммуникативная

Взаимодействие детей друг с другом и с воспитателем с целью достижения общих целей (выполнение заданий)

Продуктивная

Практическая работа детей (выкладывание числовых рядов, выкладывание предметов для счёта, раскладывание полосок -полотенец), показ образца действия, подсказка,  напоминание, поощрения.

Игровая

Дид. игры: «Найди свою пару», «Восстанови числовой ряд», «Сосчитай-ка!», «Развесь полотенца»,

игровая мотивация, наводящие вопросы, персонажи.

Восприятие худож. литературы и фольклора

Загадка, вопросы воспитателя, поощрения, пояснения, напоминания, подсказка, опрос.

Самообслуживание

Подготовка материалов к занятию, уборка материалов после занятия.

      Двигательная

Подвижная игра «Зайка серенький сидит».

Музыкальная

Музыкальная подвижная игра «Зайка серенький сидит»

Содержание занятия

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Воспитатель собирает детей около себя.

  • Любите ли вы сказки?
  • Сегодня к нам в гости пришли герои одной из ваших любимых сказок, а кто, вы узнаете, отгадав загадку:

Сидит в корзинке девочка

У Мишки за спиной,

Он сам того не ведая,

Несёт её домой.

Слайд №1 (герои сказки «Маша и медведь»)

В сказочном лесу есть лесная школа, в которой с удовольствием учатся зверята.

Слайд 2. (лесная школа)

 - Но некоторые задания для них  оказались сложными. И Маша просит нас помочь зверятам. Поможем?

  Задание 1. Дидактическая игра «Найди свою пару»

 - Прежде чем сесть за столы, Маша предлагает вам разбиться на пары и каждой паре сесть за свой стол. Для этого подойдите к столу и возьмите каждый по одной геометрической фигуре.

 - Сколько пар у нас получилось? (В. задаёт вопросы относительно признаков геометрических фигур в парах)

 - Сядьте за столы, обозначенные такими же фигурами.

Задание 2:  дидактическая игра

«Восстанови числовой ряд»

Слайд 3. (Числовой ряд рассыпался)

- Перед вами на столах цифровые карточки, нужно их расположить в ряд от самого маленького числа до самого большого.

- Давайте проверим, все ли правильно справились с заданием. Назовите цифру, которая стоит первой в ряду (1). Какая цифра стоит после цифры 1? (2) А потом? (3) А после цифры 3? (4)  

- Давайте назовём цифры по порядку (1, 2, 3, 4)

- Молодцы, справились с первым заданием.

Слайд 4. (Числовой ряд)

Задание 3. Дидактическая игра «Сосчитай-ка!»

- Нужно пересчитать, сколько ёлок, цветов  и грибов растёт на поляне и полученные числа записать цифрой.

   Воспитатель хвалит детей, которые пересчитали предметы правильно, и задает вопрос:

  • Вспомните, как надо пересчитывать предметы, чтобы не ошибиться?

Если кто-то из детей ошибся, воспитатель задает вопрос:

  • Почему у тебя получился неверный результат? (Например, потому что при счете пропустил одну елку, посчитал два раза белый гриб и т. д.)

Задание 4. Дидактическая игра «Развесь полотенца»

Слайд 5. (Маша развесила стиранное бельё)

На столах лежат 2 широкие и 2 узкие полоски - полотенца медвежонка и зайчонка, лист бумаги
с нарисованной на них горизонтальной линией — веревочкой.

- Маша просит вас развесить полотенца медвежонка и зайчонка.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

      - Какие из этих полотенец принадлежат медвежонку, а какие зайчонку?

- Как вы будете сравнивать полотенца по ширине?    (Проговаривание правила)

Чтобы сравнить полоски по ширине, надо одну полоску наложить на другую (либо приложить одну полоску к другой) так,
чтобы совместить короткие стороны. Если они совместятся, то полоски
по ширине равны
, а если нет — то не равны.

 - Сложите полотенца медвежонка слева от себя, а полотенца зайчонка — справа.

  • Рассмотрите полотенца медвежонка.
  • Чем полотенца отличаются?
  • Чем они похожи?
  • Теперь рассмотрите полотенца зайчонка. Чем они похожи?
  • А чем они отличаются?

Воспитатель предлагает детям повесить на верёвку широкое красное полотенце.

  • Рядом повесьте узкое полотенце другого цвета.
  • Следующим повесьте синее полотенце.
  • Расскажите, какое полотенце еще не повешено?
  • Сколько полотенец вы повесили сушиться?
  • Сколько красных полотенец висит на веревке?
  • Чем отличаются эти полотенца?  
  • Сколько полотенец желтого цвета повесили сушить?
  • Сколько широких (узких) полотенец висит на веревке?
  • Что интересного вы увидели в том, как развешены полотенца?

Слайд 6. (Полоски расположены по заданию)

 Дети встают полукругом напротив воспитателя.

- Да.

 - Маша и медведь.

Дети рассматривают картинку на экране.

   Дети слушают рассказ воспитателя, рассматривают картинку на экране.

 - Да.

 Подходят к столу с геометрическими фигурами, берут по одной и находят каждый свою пару.

Дети называют основные признаки геометрических фигур.

Дети садятся за столы по двое.

Дети выкладывают числовой ряд от 1 до 4. Тот ребёнок, который справился первым с заданием выходит к мольберту и расставляет карточки в ряд от 1 до 4.

Дети проверяют правильность выполненного задания.

 

Вместе с воспитателем дети проговаривают способ счета предметов:
при пересчете надо не пропустить ни один предмет и ни один предмет не посчитать дважды.

 

 - Широкие полотенца — для медвежонка, а узкие — для зайчонка.

 - Нужно приложить. (Прикладывают узкое к широкому)

 Дети с помощью воспитателя проговаривают, опираясь на рисунок, способ сравнения по ширине и выполняют задание.

 - Цветом.

 -У них одинаковая ширина и длина.

- У них одинаковая ширина и длина.

- Цветом.

Дети располагают полоски – полотенца по заданию.

- Красное, узкое.

- Четыре.

 - Два

 - Одно широкое, другое узкое.

- Одно.

- По два.

 

- Они висят так: широкое, узкое, широкое, узкое...)

Рефлексия.

Дети собираются около воспитателя.

- У кого в гостях вы сегодня побывали?

- Чем вы помогли лесным зверушкам?

- Какое из заданий вы посчитали наиболее интересным? Почему?

Воспитатель хвалит детей и говорит, что они смогли помочь зверушкам справиться с заданиями и показывает корзинку с яблоками.

  - А эти лесные яблоки вам передала Маша.

 

- Мы побывали в гостях у Маши и медведя.

 - Помогли зверушкам выполнить задания.

Д. называют понравившиеся задания-игры.

Литература: Л. Г. Петерсон, Е. Е. Кочемасова «Игралочка», Практический курс математики для дошкольников (Часть 2).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы.

В конспекте содержится материал, с помощью которого у детей средней группы формируются элементарные математические представления, развиваются логика, мелкая моторика....

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы на тему: «Шар. Порядковый счет до 3.»

Интеграция образовательных областей: «Познание» (формирование элементарных математических представлений, познавательно – исследовательская деятельность), «Физическая культура», «Коммуникация», «Чтение...

Конспект занятия по формированию грамматического строя речи для детей средней группы по теме "Домашние животные"

Материал занятия помогает  развивать связную речь детей, распространять предложения путем введения определений, однородных членов предложения, образовывать множественное число существительных,пра...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы на тему: "Впереди-сзади, между. Справа,слева"

ООД: ФЭМП.Тема: "Впереди, сзади, между. Справа. слева"Доминирующая область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: речевое развитие, социально-коммуникативное развитие,...

Конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей средней группы (4-5 лет) "Наши помощники"

предлагаю вам конспект занятия по формированию здорового образа жизни для детей средней группы (4-5 лет). Данный материал будет полезен воспитателям, педагогам работающим с детьми 4-5 лет по формирова...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений для детей средней группы

Упражнять в порядковом счете до пяти.Продолжать учить уравнивать группы предметов по количеству, закреплять понятие «поровну».Закрепить знания о геометрических фигурах....

Конспект занятия ФЭМП «Путешествие в страну Математика» для детей средней группы

Конспект занятия по познавательному развитию (ФЭМП) для детей средней группы...