Конспект НОД по формированию функциональной грамотности у детей средней группы (естествознание/математика) "Поможем зайчику".
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)

Жардан Ольга Константиновна

Данная НОД выявляет уровень сформированности функциональной грамотности у детей средней группы. Выполняя дидактические задания дети применяют ранее приобретённые знания по естествознанию (Тема "Жизнь диких животных средней полосы поздней осенью") и математике (Тема: "Счёт в пределах 4"). НОД проходит в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по формированию функциональной грамотности у детей разновозрастной группы (3-5) «Сказка»

Познавательное развитие (естествознание/математика).

Тема: «Поможем зайчику»

Цель: формирование у дошкольников умения применять полученные представления об образе жизни диких животных поздней осенью при выполнении

дидактических заданий.    

Программное содержание.

Образовательные задачи:

- уточнить представления детей о сезонных изменениях в природе;

- закрепить умение считать в пределах 4, отвечать на вопрос «Сколько»,  сравнивать две группы предметов на основе счета, соотносить число с элементом множества;

- совершенствовать навыки рисования гуашевыми красками.

Развивающие задачи:

-формировать умение  устанавливать простейшие связи между природными явлениями;

-развивать чувство цвета и формы;

- совершенствовать речевые навыки детей.

Воспитывающие задачи:

- воспитывать бережное отношение к природе;

- умение внимательно слушать и отвечать на вопросы педагога не перебивая друг друга.   

Здоровьесбережение:

 - удовлетворить двигательную потребность дошкольников посредством динамической паузы;

 - формировать у детей  аккуратность в действиях с кистью;

 

Подготовка воспитателя: подготовила план-конспект, презентацию, подобрала физминутку, подготовила материалы для выполнения заданий.

Предварительная работа с детьми:  дидактические игры: «Количество – цифра», «Какая цифра спряталась?», «Найди ошибку»; беседы о жизни диких животных средней полосы в осенний период, загадывание загадок и т. д.

3.Оборудование и материалы: презентация, листы ½ белого цвета с силуэтом зайчика серого цвета, белая гуашь и индивидуальные наборы для рисования на каждого; двухполосные карточки (1 шт.), по 5 зайчиков и 5 морковок на каждого.

                       

Формы и методы совместной деятельности

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

         Игровая

Игровая мотивация.  Дидактические игры.  Игровой сюжет НОД.  Решение проблемной ситуации.

          Речевая

Наводящие вопросы;  поощрения; пояснения; напоминания; индивидуальные ответы детей; фронтальный опрос, проговаривание текста физминутки, подбор слов – прилагательных.

  Продуктивная

Раскрашивание силуэта зайца.

  Двигательная

Физкультурная пауза: дидактическая подвижная игра «Зайка серенький сидит»

       Трудовая

Подготовка материалов к занятию, уборка материалов после занятия.

                                                     Содержание НОД.

Деятельность  воспитателя

Деятельность детей

  Воспитатель встречает детей у дверей:

- Ну-ка, дети, все ко мне,
Да не стойте в стороне!
Тут такие чудеса –
Зайчик к нам пришёл сюда!

Слайд № 1.

  - Зайчик уверен, что вы сможете помочь ему.  Присядьте на стульчики и послушайте.

- Произошло это поздней осенью, когда все лесные жители готовились к холодной зиме.

Слайд №2

  Жили-были в лесу маленькие зайчата, всю осень они весело играли и скакали по лесу, даже хитрая лиса не могла их поймать в высокой сухой траве. Но однажды утром, когда зайчата проснулись, они не узнали свой лес. Вся трава, деревья, кусты, всё было покрыто белым снегом. Зайчата посмотрели на свои серые шубки и очень расстроились.
  - Как вы думаете, почему они расстроились?
(Ответы детей).

 - А кто враги у зайцев?

 - Давайте зайчику поможем – подарим ему белую шубку. Раскрасим серых зайцев волшебной белой краской. Проходите к своим местам за столами. (Воспитатель напоминает приёмы работы кистью и с краской)

 - Посмотрите на экран, как изменилась шубка у зайчика? Зимой она какая?

Слайд № 3 (белый зайчик на фоне белого снега)

Физминутка

Зайка беленький  сидит и ушами

                                                    шевелит,

вот так, вот так он ушами шевелит.

Зайке холодно сидеть, надо лапоньки

                                                     погреть, вот так, вот так надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять, надо зайке

                                                  поскакать,

Вот так, вот так надо зайке поскакать.

Зайку волк испугал, тут же зайка

                                                      убежал.

- Молодцы!

Игровая ситуация «Угостим зайчиков морковкой»

-  Хорошо поиграли с зайчиками! Зайчики проголодались, давайте их угостим  любимым кушаньем!

 -На верхней полоске выложите вот столько зайчиков (показывает карточку с цифрой 4)

 - Сколько зайчиков на верхней полоске?

 - На нижней полоске выложите вот столько морковок (3)  Сколько морковок выложили на нижней полоске?

 - Сравните, что больше, зайчиков или морковок?

 - Всем зайчикам хватило морковок? Почему? Что нужно сделать, чтобы  у каждого зайца была морковка?

По сколько теперь зайчиков и морковок

- Молодцы, справились с заданием!

 

 Дети заходят в зал и подходят к воспитателю, встают в полукруг, разглядывают зайчонка на экране (серый зайчик на фоне белого снега).

Дети садятся на стульчики, слушают рассказ воспитателя.

Дети рассматривают картинку «Заячья семья» на экране.

Внимательно слушают рассказ воспитателя.

- Шубки у зайчиков серые, а снег белый, зайчиков далеко видно. У зайцев много врагов.

  - Волк, лиса, сова, охотники.

 Дети проходят к столам, на которых приготовлены белые листы с серыми силуэтами  зайцев. Белой гуашью раскрашивают силуэты. (Зайцы «прячутся» на белом фоне).  

   Законченные работы дети размещают на мольберте, отвечают на вопросы воспитателя.

 - Шубка у зайчика стала белая, пушистая, тёплая, мягкая. Его не видно на белом снегу.

 Дети выполняют движения в соответствии со словами текста.

  *Сидят в круге на корточках, ладонями показывают уши над головой.

   

  *Гладят ладошкой ладошку.

   

  *Прыгают на двух ногах на месте.

 

  *Бег на месте.

 

 Дети садятся за столы. Находят двухполосные карточки, зайчиков и морковки.

 

 Раскладывают четырёх зайчиков в ряд слева направо.

 - 4 зайчика.

- 3 морковки

 - 4 зайчика больше, чем 3 морковки

 - Число 4 больше, чем число 3.

 

- Надо добавить ещё одну морковку

Дети устанавливают равенство между зайчиками и морковками.

Заключительная часть

- Вам понравилось играть с зайчиком?

 - Какое из заданий понравилось больше всего?

 - Но пришло время попрощаться с зайчиком, он возвращается в лес.  

- Да. (Дети называют понравившиеся задания)

- До свидания, зайчик!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по формированию графических навыков для детей средней группы на тему: «Поможем зайчикам»

Конспект занятия по формированию графических навыков для детей средней группына тему: «Поможем зайчикам»Задачи:- Продолжать учить проводить вертикальные линии (изображение линий по зрительным опо...

Консультация для родителей по формированию финансовой грамотности у детей средней группы

Консультация для родителей «Практические советы родителям по формированию финансовой грамотности у детей среднего дошкольного возраста»...

Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста

КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста...

Конспект открытого занятия по формированию финансовой грамотности у детей средней группы на тему "Для чего нужна копилка?"

Данный конспект поможет доступно объяснить детям, для чего нужна копилка. Так же дети познакомятся с историей возникновения копилок и их разновидностями. В проессе практической деятельности дошкольник...

Картотека игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста

Одна из важнейших задач современного образования – формирование функционально грамотных людей. Эта задача является актуальной и для дошкольного образования, поскольку подготовка к школе требует ...

Картотека дидактических игр по формированию функциональной грамотности для детей среднего дошкольного возраста

laquo;Дидактическая игра является не только формой усвоения отдельных знания и умений, но и способствуют общему развитию ребенка, служит формированию его способностей.»А. В....