Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии одаренных детей и детей с ОВЗ.
статья по развитию речи

Соколова Альбина Эдуардовна

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка, его одаренности является окружающая среда, в образовательном учреждении это среда, в которой ребенок играет, развивается, отдыхает.

И то, насколько она будет открыта, доступна, разнообразна, вариативна и информативна, настолько и будет способствовать развитию личностных качеств ребенка. Попадет ребенку в руки карандаш и бумага, он будет рисовать; возьмет книгу - будет изучать ее содержимое, тем самым получать новую для себя информацию.

Предметная среда всех помещений детского сада оптимально насыщена, оборудование стимулирует процесс развития, социализации и коррекции детей, в том числе детей с ОВЗ.  В своем докладе я бы хотела уделить особое внимание развитию речи, коммуникативных способностей при помощи логопедических пособий

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx19.71 КБ
Файл moy_doklad.docx21.62 КБ

Предварительный просмотр:

Неганова Альбина Эдуардовна,

Учитель-логопед МБДОУ ПГО «Детский сад № 32»,

Полевской городской округ

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии одаренных детей и детей с ОВЗ.

Аннотация: в статье раскрываются особенности развития речи одаренных детей и детей с ОВЗ в условиях развивающей предметно-пространственной среды ДОУ.

Ключевые слова: одаренные дети, дети с ОВЗ, речь, предметно-пространственная среда, игра.

«Речь-это канал развития интеллекта…  

 Чем раньше будет усвоена речь,

Тем легче и полнее будут усваиваться знания» 

 В.А. Сухомлинский 

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка, его одаренности является окружающая среда, в образовательном учреждении это среда, в которой ребенок играет, развивается, отдыхает.

И то, насколько она будет открыта, доступна, разнообразна, вариативна и информативна, настолько и будет способствовать развитию личностных качеств ребенка. Попадет ребенку в руки карандаш и бумага, он будет рисовать; возьмет книгу - будет изучать ее содержимое, тем самым получать новую для себя информацию.

Предметная среда всех помещений детского сада оптимально насыщена, оборудование стимулирует процесс развития, социализации и коррекции детей, в том числе детей с ОВЗ.  В своем докладе я бы хотела уделить особое внимание развитию речи, коммуникативных способностей при помощи логопедических пособий.  

В детском саду имеется кабинет логопеда, он оборудован всем необходимым для речевого развития детей: интерактивная панель с программным обеспечением «Волшебная поляна», ПАК (програмнно-аппаратный комплекс) «Колибри», «Сова», что дает большие возможности для работы с детьми старшего возраста в направлении развития и коррекции речи через интерактивные игры и упражнения.

Чтобы привлечь внимание и интерес детей более младшего возраста, что бы дети с удовольствием посещали логопедические занятия необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на развитие речи, автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

Пособие «Лягушка», она помогает проводить артикуляционную гимнастику. Я проговариваю стих и сопровождаю его показом движений по тексту. Например,

Это Язычок пришел.   (высунуть язык)

Вправо он сейчас пошел.   (тянуть вправо)

Все, что нужно, увидал

И налево зашагал.   (тянуть влево)

Кверху кончик поднимает, (тянуть к носу)

Книзу кончик опускает.      (тянуть к подбородку)

Язычок не устает –

Тянется теперь вперед.    (тянуть вперед)

Поиграл с тобою в прятки (спрятать язык в рот)

И помчался на лошадке.      (пощелкать языком)

Говорит он: «До свиданья!».

Тебе машет на прощанье.

Дидактическая игра Кубики «Умный рассказчик». Данная игра помогает развивать умения составлять описательные рассказы по лексическим темам, а также формирует связную речь. На гранях кубиков представлены картинки в виде схем для составления описательных рассказов по лексическим темам: «Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Игрушки». Дети по очереди бросают кубик, на какую грань упадет кубик, о том и надо рассказать.

Игра «Звуковые полянки» для автоматизации звуков из фетра. Малыш ведет игрушку по дорожке, имитируя ее звук. Например, от светофора едет машинка со звуком мотора РРРРРРРРР. С цветочка летит божья коровка со звуком ЖЖЖЖЖЖ. От облака летит самолет со звуком СССССССССС. Таким образом происходит автоматизация произношения этого звука.

Дидактическое пособие «Игрушка-искалочка». Это фетровая игрушка с прозрачным окошком наполняется крупой или бисером, среди которого спрятаны мелкие предметы, в названии которых встречается звук [ш]. Ребенок, перебирая пальчиками, ищет эти предметы и называет. Таким образом развивая мелкую моторику рук и закрепляя звук [ш] в словах или предложениях.

Игрушку можно использовать на индивидуальном логопедическом занятии по автоматизации звука (для детей 5- 6 лет).

например

  • «Что съела лягушка?» (ЛягуШка съела маШину. ЛягуШка съела)
  • Или «Что ты нашел?» (Я наШ(ел)ла маШину)
  • Игра «Назови ласково» (МаШинка, баШмачок, карандаШик, …)
  • Игра «Жадина» (Моя маШина, мой баШмак, …)
  • Игра «Сосчитай до 5» (Одна маШина, две маШины, пять маШин)
  • Вспомни, что съела лягушка?

Также можно использовать Лягушку в качестве сюрпризного момента.

Дидактическое пособие «Алфавит». Данное пособие так же выполнено из фетра. Оно поможет в игровой форме без особых усилий выучить с детьми буквы алфавита. уточнить и расширить понятий «звук и буква». Так же способствует развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Следующая игра -Дидактическое пособие «Паровозик». Игра предназначена для запуска речи у неговорящих детей и автоматизация звуков. Так же с помощью этого пособия ребенка можно научить соединять звуки в слоги. Размещаем звук на липучку и тянем за ленточку проговаривая данный звук, например, РРРРР или устанавливаем два звука и тогда в итоге мы можем получить слог, например, ЗЗЗЗЗЗЗЗА.

Пособие на развитие дыхания «Трактор, Кит, Домик». Игра формирует целенаправленную воздушную струю. развивает силу воздушной струи. Так же влияет на развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых звуков. На трубочку кладем кусочек ваты и дуем. Дети в восторге от этой игры.

Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку, используя эти пособия. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания. Дети с удовольствием занимаются с пособиями, они вызывают у них интерес, развивают память, внимание, а главное - речь.

Список литературы:

  1. Авдулова Т. П. «Насыщенность образовательной среды и ее психологическая безопасность.
  2. Артамонова О. В. «Предметно-пространственная среда: ее роль в воспитании личности»
  3. Крежевских, О. В. Развивающая предметно-пространственная среда дошкольной образовательной организации / О.В. Крежевских. – 2-е изд. – М.: Юрайт, 2019. ‒ 165 с.
  4. Лобынько, Л. В. Качество образовательного процесса: развивающая предметно-пространственная среда / Л. В.  Лобынько, Т.Ю.  Швецова // Пралеска. – 2013. – №2.
  5. Матухина И. «Влияние предметно-развивающей среды на речевое развитие детей»;
  6. Ходонович, Л. С. Развивающая предметно-пространственная среда в контексте качества дошкольного образования / Л. С. Ходонович, А. Л. Давидович, И. В. Валько // Актуальные проблемы и тенденции современного дошкольного образования: сб. науч. тр. / редкол. Д. Н. Дубинина (отв. ред.) [и др.]. Минск: БГПУ, 2007. – С. 73 – 77.


Предварительный просмотр:

«Речь-это канал развития интеллекта…  

 Чем раньше будет усвоена речь,

Тем легче и полнее будут усваиваться знания» 

 В.А. Сухомлинский 

2 слайд

Одним из важнейших факторов формирования и развития личности ребенка, его одаренности является окружающая среда, в образовательном учреждении это среда, в которой ребенок играет, развивается, отдыхает.

И то, насколько она будет открыта, доступна, разнообразна, вариативна и информативна, настолько и будет способствовать развитию личностных качеств ребенка. Попадет ребенку в руки карандаш и бумага, он будет рисовать; возьмет книгу - будет изучать ее содержимое, тем самым получать новую для себя информацию.

Предметная среда всех помещений детского сада оптимально насыщена, оборудование стимулирует процесс развития, социализации и коррекции детей, в том числе детей с ОВЗ.

Развитие предпосылок инженерного мышления складывается из нескольких составляющих. Это речь, воображение, память, мелкая моторика, развитие коммуникативных способностей и развитие творческого нестандартного подхода. В своем докладе я бы хотела уделить особое внимание развитию речи, коммуникативных способностей при помощи логопедических пособий.  

3 слайд

В детском саду имеется кабинет логопеда, он оборудован всем необходимым для речевого развития детей:

Интерактивная панель с программным обеспечением «Волшебная поляна», ПАК (програмнно-аппартный комплекс) «Колибри», Сова, что дает большие возможности для работы с детьми старшего возраста в направлении развития и коррекции речи через интерактивные игры и упражнения.

Чтобы привлечь внимание и интерес детей более младшего возраста, что бы дети с удовольствием посещали логопедические занятия необходимо придумывать новые, интересные дидактические игры с разными картинками, персонажами, сюжетами и материалом. Вашему вниманию я предлагаю дидактические пособия для индивидуальных и подгрупповых логопедических занятий на развитие речи, автоматизацию разных звуков, формирование интонационной выразительности, развитие зрительно-моторных координаций и так далее. Данные пособия помогают разнообразить занятие, повысить эффективность коррекционной работы.

4 слайд

Пособие «Лягушка», она помогает проводить артикуляционную гимнастику. Я проговариваю стих и сопровождаю его показом движений по тексту

Это Язычок пришел.   (высунуть язык)

Вправо он сейчас пошел.   (тянуть вправо)

Все, что нужно, увидал

И налево зашагал.   (тянуть влево)

Кверху кончик поднимает, (тянуть к носу)

Книзу кончик опускает.      (тянуть к подбородку)

Язычок не устает –

Тянется теперь вперед.    (тянуть вперед)

Поиграл с тобою в прятки   (спрятать язык в рот)

И помчался на лошадке.      (пощелкать языком)

Говорит он: «До свиданья!».

Тебе машет на прощанье.

 Дидактическая игра Кубики «Умный рассказчик»

Данная игра помогает развивать умения составлять описательные рассказы по лексическим темам, а также формирует связную речь.

На гранях кубиков представлены картинки для составления описательных рассказов по лексическим темам: «Овощи и фрукты», «Посуда», «Одежда», «Времена года», «Дикие и домашние животные», «Игрушки».

Дети по очереди бросают кубик, на какую грань упадет кубик, о том и надо рассказать.

Игра «Звуковые полянки» для автоматизации звуков из фетра

Малыш ведет игрушку по дорожке, имитируя ее звук. Например, от светофора едет машинка со звуком мотора РРРРРРРРР. С цветочка летит божья коровка со звуком ЖЖЖЖЖЖ. От облака летит самолет со звуком СССССССССС. Таким образом происходит автоматизация произношения этого звука.

Дидактическое пособие «Игрушка-искалочка»

Это фетровая игрушка с прозрачным окошком наполняется крупой или бисером, среди которого спрятаны мелкие предметы, в названии которых встречается звук [ш]. Ребенок, перебирая пальчиками, ищет эти предметы и называет. Таким образом развивая мелкую моторику рук и закрепляя звук [ш] в словах или предложениях.

Игрушку можно использовать на индивидуальном логопедическом занятии по автоматизации звука (для детей 5- 6 лет).

например

  • «Что съела совушка?» (Совушка съела маШину. совушка съела )
  • Или «Что ты нашел?» (Я наШ(ел)ла маШину)
  • Игра «Назови ласково» (МаШинка, баШмачок, карандаШик, … )
  • Игра «Жадина» (Моя маШина, мой баШмак, …)
  • Игра «Сосчитай до 5» (Одна маШина, две маШины, …, …, пять маШин )
  • Вспомни, что съела совушка?

Также можно использовать Лягушку в качестве сюрпризного момента.

Дидактическое пособие «Алфавит»

Данное пособие так же выполнено из фетра. Оно поможет в игровой форме без особых усилий выучить с детьми буквы алфавита. уточнить и расширить понятий «звук и буква». Так же способствует развитию произвольной памяти, внимания, воображения, мелкой, общей и артикуляционной моторики.

Следующая игра -Дидактическое пособие «Паровозик»

Игра предназначена для запуска речи у неговорящих детей и автоматизация звуков

Так же с помощью этого пособия ребенка можно научить соединять звуки в слоги. Размещаем звук на липучку и тянем за ленточку проговаривая данный звук, например РРРРР или устанавливаем два звука и тогда в итоге мы можем получить слог, например ЗЗЗЗЗЗЗЗА.

Пособие на развитие дыхания «Трактор, Кит, Домик»

Игра формирует целенаправленную воздушную струю. развивает силу воздушной струи. Так же влияет на развитие дыхания, посредствам выработки воздушной струи и овладение артикуляцией определённых зуков.

На трубочку кладем кусочек ваты и дуем. Дети в восторге от этой игры. Трубочки меняются для каждого ребенка

11 слайд

Это лишь малая часть тех игровых заданий, которые можно давать ребенку, используя эти пособия. В зависимости от цели и задач, поставленных на занятии, можно менять и игровые задания. Дети с удовольствием занимаются с пособиями, они вызывают у них интерес, развивают память, внимание, а главное - речь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развивающая предметно-пространственная среда в развитии социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста

В презентации раскрыты принципы организации развивающей предметно-пространственной среды для развития социально-коммуникативных навыков детей раннего возраста на примере первой младшей группы, предста...

Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии инициативы и самостоятельности дошкольников.

В статье рассмотрены понятия «инициативность», «самостоятельность», «среда». Раскрыта роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии самостоятельности и инициативы ребенка в условиях. Ра...

Влияние развивающей предметно-пространственной среды на развитие речи детей раннего возраста

Развивающая среда младшей группы должна содержать все виды деятельности, но направленность их связывается с предметной и игровой деятельностью. В их содержании должны реализовываться все задачи развит...

Презентация. Роль развивающей предметно-пространственной среды в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста.

Роль развивающей предметно-пространственной среды  в музыкальном воспитании детей дошкольного возраста....

«Роль развивающей предметно – пространственной среды для развития нравственно – патриотического воспитания»

В наше время большое внимание уделено нравственно - патриотическому  воспитанию детей дошкольного возраста. Ведь формирование гражданской позиции начинается с детства.Нельзя воспитать полноценног...

"Роль развивающей предметно-пространственной среды в развитии игровой деятельности"

П.П. Блонский назвал игру "великой учительницей ребенка", естественной формой труда и формой активной деятельности, в которой он упражняет силы, расширяет ориентировку, усваивает социальный ...