Конспект занятия по автоматизации звука [С]. В гостях у собачки Сони.
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Материал будет полезен логопедам, родителям, содержит игры и упражнения для автоматизации звука С с слогах, словах, словосочетаниях  и предложениях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл автоматизация звука С706.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад общеразвивающего вида№134 г. Томска

Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях

Учитель-логопед Нарышева Ольга Владимировна

Томск-2023

Пояснительная записка

Данный материал будет полезен для учителей-логопедов, родителей, предназначен для детей 5 летнего возраста, применяется в индивидуальной работе по автоматизации звука "С" в слогах, словах и предложениях.

Вид занятия: тренировочное.

Возраст: 5-6 лет.

Структура речевого дефекта: ОНР III уровня речевого развития.

Приоритетная образовательная область: речевое развитие.

Цель занятия: Автоматизация звука [С] в слогах, словах, предложениях.

Задачи:  

коррекционно-образовательные:

– закреплять навыки правильного произношения звука [С] в слогах, словах, предложениях;

– совершенствовать навыки звукобуквенного анализа слов;

– развивать умение составлять предложение;

коррекционно-развивающие:

– развивать память, внимание, мышление;

–развивать фонематическое восприятие, артикуляционную, тонкую и общую моторику, переключаемость движений, речевое дыхание, четкие координированные движения во взаимосвязи с речью;

коррекционно-воспитательные:

– формировать усидчивость;

- формировать положительную мотивацию на занятии;

– формировать навыки сотрудничества, умение доводить начатое дело до конца.

Технологии: развивающего обучения, дифференцированного обучения, игровые, здоровьесберегающие, телесноориентированные, информационные.

Методы обучения:

– наглядные: демонстрация картинок, предметов, показ действий и упражнений;

– практические (игровые): выполнение действий с предметом, выполнение просьб, поручений; использование дидактических игр с многократным проигрыванием одних и тех же действий и т.д.

– словесные: объяснение, беседа, вопросы, словесные упражнения, многократное проговаривание речевого материала, комментирование действий ребёнка.

Ожидаемые результаты: ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для активного общения; ребенок может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности, развита мелкая, артикуляционная моторика; ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в общении, совершенствуются произносительные умения.

Оборудование:  предметные картинки по теме, су-джок, игрушка собачки.

Ход занятия

  1. Создание мотивационного поля
  1. Организационный момент

Сегодня день рожденье у собачки Сони, предлагаю поздравить её и украсить комнату воздушным шариком.

Дыхательная гимнастика «Шарик»
Взрослый предлагает ребенку надуть воздушный шарик, показав, как правильно это делать: нужно дуть не в щеки, а в шарик.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  1. «Улыбка» / «Трубочка»
    Если наши губки улыбаются,
    Посмотри – заборчик появляется.
    Ну, а если губки узкой трубочкой,
    Значит, можем мы играть на дудочке. 

Удержание губ в улыбке. Зубы не видны. Вытягивание сомкнутых губ вперёд. И еще раз.

2.  «Часики»/ «Маятник»
Друг за другом, друг за другом
Ходят стрелочки по кругу.
Ты обе губки оближи,
Как стрелки ходят, покажи. 

Рот приоткрыт. Губы растянуты в улыбку. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счёт педагога к уголкам рта.

3.  «Накажи непослушный язычок»
Язычок твой – озорник,
Он не слушает тебя.
Накажи его скорее:
«Пя-пя, пя-пя, пя-пя-пя!» 

Широко улыбнитесь. Положите широкий язык на нижнюю губу и, слегка покусывая его зубами, произносите «та-та-та» в течение 5—10 секунд. Затем пошлепайте язык губами, произнося «пя-пя-пя» в течение 5—10 секунд.


4. «Блинчик»
Утром рано мы встаем,
Вкусные блины печем.
Ручейком по сковородке
Тесто растекается… 

Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Верхней губой шлёпаем по языку: пя-пя-пя. Слегка прикусываем язык: та-та-та.
Посмотри, какой красивый
Блинчик получается.


5. «Чистим зубки»
Рот откройте, улыбнитесь,
Свои зубки покажите,
Чистим верхние и нижние,
Ведь они у нас не лишние. 

Улыбнуться, открыть рот кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы.

6. «Горка»
Язычок за зубки опускается,
Его кончик к зубкам прижимается.
Спинка сильно-сильно выгибается-
Вот какая горка получается! 

Рот открыть. Кончик языка упереть в нижние зубки, спинку языка поднять вверх.

7. «Киска сердится»
Рассердилась наша киска:
Ей забыли вымыть миску.
Ты не подходи к ней близко-
Поцарапать может киска!

 Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка упирается в нижние зубы с внутренней стороны («горка»). Широкий язык «выкатывать» вперед и убирать вглубь рта (качать горку). Упражнение повторить 8-10 раз в спокойном темпе.

Наша Собачка Соня очень любит играть с мячиками. Мы принесли ей сегодня колючий мячик, давай покажем, как можно с ним поиграть.
3. Пальчиковая игра «Мячик» (с использованием массажера «су – джок»).
Я мячом круги катаю,
Взад - вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку.
Будто я сметаю крошку,
И сожму его немножко,
Как сжимает лапу кошка,
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.


4. Массаж пальцев эластичным кольцом «су – джок».
Раз – два – три – четыре – пять, (разгибаем пальцы по одному)
Вышли пальцы погулять,
Этот пальчик самый сильный, самый толстый и большой.
Этот пальчик для того, чтоб показывать его.
Этот пальчик самый длинный и стоит он в середине.
Этот пальчик безымянный, он избалованный самый.
А мизинчик, хоть и мал, очень ловок и удал.

  1. Актуализация знаний

  1. Характеристика звука [С]

Губы в «улыбке», зубы «заборчиком», язык «блинчиком» и его кончик упирается в нижние зубы, холодная воздушная струя воздуха проходит по средней линии языка.

Собачка Соня очень любит, когда дует прохладный ветерок. Давай, вместе подуем, как ветерок С-С-С.
-  Скажи, в слове «собачка» звук [С] находится в каком месте: начале, середине, конце?

- Давай вспомним, какой буквой обозначается этот звук? (С)

  1. Игра «Выложи букву»

Ребёнку предлагается выложить букву С из верёвочки.

  1. Игра «Хлопни»

А теперь, послушай внимательно и хлопни тогда, когда услышишь звук С :

С А П С М У К С Д С Т Б
МА СУ ВЫ СА БО СО АС СЫ ГИ
СУП СОК САМ НОС ДОМ СЫН САД


 4. Физкультминутка.
Мы подуем высоко: С-С-С (Ребенок встает на носочки, поднимает руки вверх)
Мы подуем низко: С-С-С (Ребенок приседает)
Мы подуем далеко: С-С-С (Ребенок выпрямляется, наклоняется вперед, вытянув руки)
Мы подуем близко: С-С-С (Стоя прямо, руки подносит ко рту)

  1. Автоматизация звука (С) словах.

«Повтори за мной»

Ребенку предлагается повторить слова со звуком [С]  в начале, середине и в конце слова. (приложение 1,2,3).

(Руки ребёнка лежат на столе: одна ладонь «смотрит» вниз, другая вверх. При произнесении каждого слова, руки отрываются от стола и меняют своё положение: та ладонь, которая «смотрела вниз», теперь «смотрит вверх».

Игра «Один - Много» с мячом.

Взрослый говорит один предмет, а ты много и наоборот.

(Нос-носы, автобус-автобусы, поднос-подносы, ананас-ананасы, лисы-лиса, кокосы-кокос).

  1. Автоматизация звука в словосочетаниях.

Ребёнок,  проговаривая словосочетание, делает прыжок вперёд. (приложение 4 )

  1. Автоматизация звука в предложениях.

Собачка Соня сегодня очень устала и отправилась спать.

Давай представим, что же снилось собачке и скажем: «Соне снилась (лось, лись, лся) … сосиска, мясо, сумка, насос, бусы и др… » (приложение 5).

IV.Оценка речевой деятельности ребенка.

Ты прекрасно сегодня занимался, правильно произносил звук [С].
И собачке Соне тоже понравилось, как ты с ней играл и выполнял разные задания. Ты молодец!

V. Рефлексия

Наше занятие подошло к концу. Выбери, пожалуйста, смайлик (веселый, грустный, злой), который покажет твоё настроение и расскажи, что тебе понравилось сегодня больше всего, а что вызвало сложности?

– Какой звук мы учились произносить чисто и четко?

VI. Ритуал прощания

Литература:

  1. Дидактические игры: https://vk.com/logo_love_inst
  2. Косинова, Е.М. Моя первая книга знаний. Обо всём на свете. Азбука правильного произношения / Е. М. Косинова. – Москва: ОЛИСС, Эксмо, 2005. - 120 с: ил.
  3. Структура логопедического занятия в условиях реализации ФГОС дошкольного образования // авторы сост. Новокшонова Е. А. и др. – Томск: ТОИПКРО, 2014. –56 с.
  4. Яворская О. Н. Занимательные задания логопеда для дошкольников. – Спб.: КАРО, 2015.

Приложение 1

Звук С в начале слова

C:\Users\про\AppData\Local\Temp\Rar$DIa6300.19003\41.JPG

Приложение 2

Звук С в середине слова

C:\Users\про\AppData\Local\Temp\Rar$DIa6300.32468\42.JPG

Приложение 3

Звук С в конце слова

C:\Users\про\AppData\Local\Temp\Rar$DIa6300.44864\43.JPG

Приложение 4

E:\ЛОГОПЕДИЯ\ПОСОБИЯ\Звук С\с в словосочетаниях.jpg

Приложение 5

E:\ЛОГОПЕДИЯ\ПОСОБИЯ\Звук С\С фоны, картинки_Страница_04.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], «В гости к Каркуше-Говоруше»

Автоматизация звука - это нудный этап для ребенка, повторить слова с нужным звуком 70 раз за занятие - это не интересно, поэтому я старалась подобрать интересные методы и приемы, чтобы ...

Конспект занятия по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН «В гости к Каркуше-Говоруше»

Конспект занятия  по автоматизации звука [Ш], подготовительная группа , дети с ФФН«В гости к Каркуше-Говоруше»Цели:1....

Конспект индивидуального занятия по автоматизации звука Р В ГОСТЯХ У РАИ

Цель: формирование правильных навыков звукопроизношения. Задачи: 1.     Совершенствовать артикуляционную моторику. 2.     Совершенствовать мелкую моторику. 3....

Конспект индивидуального логопедического занятия по автоматизации звука [Л] «В гости к Золушке»

Цель: правильно и четко произносить звук [Л] в слогах и словах.Задачи:Коррекционно-образовательные:-автоматизировать звук [ Л] в слогах, словах;- закреплять умение образовывать притяжательны...

Конспект занятия по автоматизации звука (л) "В гостях у Милы"

Цель: автоматизация звука [л]  Задачи:Коррекционно-образовательные:- автоматизировать звук “Л” в слогах, словах и предложениях;- развивать фонематический слух.Коррекционно-развивающие...

конспект занятия для автоматизации звука С "В гостях у капитана Смита"

материал будет полезен учителям-логопедам и воспитаттелям логопедических групп. Направлен на автломатизацию звка С в игровой форме...

Физкультурное занятие в первой младшей группе "В гости к собачке Соне"

Физкультурное занятие в первой младшей группе по программе "От рождения до школы". В помощь педагогам дошкольных учреждений....