Конспект занятия по познавательно-речевому развитию
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Митюрева Валентина Александровна

Конспект открытого занятия в подготовительной группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию

«Как заяц зимует»

Расширить кругозор детей об одном из представителей диких животных — зайце, посредством интеграции образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

  • Образовательные: — уточнить и расширить знания детей об особенностях внешнего вида зайца, повадках, приспособления к среде обитания зимой, особенностях передвижения, способах добывания пищи;
  • Развивающие:

- Развитие внимания и зрительного восприятия.

- Развитие мелкой и артикуляционной моторики, речевого дыхания.

- Расширение словарного запаса, уточнение и активизация словаря по теме

  • Воспитательные:

формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, ответственности, инициативности.

- Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Предварительная работа: Чтение рассказа В. Чаплиной «Как заяц в лесу живёт». Заучивание стихотворения « Я мороза не боюсь». Рассматривание картинок с животными, которые живут в лесу.

Оборудование : Оборудование

Предметные картинки. Картинки правила поведения в лесу. Шишка. Шишки с картинками и корзины. Заяц.

Ход НОД

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: А, какая погода зимой?

Дети: Холодная, морозная, снежная.

Воспитатель:  Какую одежду мы надеваем зимой, чтобы не замёрзнуть?

Дети: Тёплую (куртки, шапки ,шарфы ,варежки, теплые штаны)

Воспитатель:  Но мы же холода не боимся, правда?

Чтобы не замерзнуть, мы вспомним стихотворение.

Рассказ стихотворения под  движения.

«Я мороза не боюсь»

Я мороза не боюсь, (шагаем на месте)

С ним я крепко подружусь. (Хлопаем в ладоши)

Подойдет ко мне мороз, (присели)

Тронет руку, тронет нос. (Показали руку, нос)

Значит, надо не зевать, (хлопаем в ладоши)

Прыгать, бегать и играть. (Прыжки на месте)

Воспитатель: Дети, я сегодня вас приглашаю в интересное путешествие – в зимний лес.

Но прежде чем мы отправимся в лес, вспомним, как нужно вести себя в лесу.

Ответы детей

Дети: Вести себя тихо, не бросать мусор, не ломать деревья.

Воспитатель: Ну что, отправляемся в поход?

Дети: Да!

Вокруг себя повернись – и в лесу окажись…

Воспитатель: Дети, вот мы и в лесу. Посмотрите как тут сказочно красиво (расставлены елочки, на полу лежат шишки). Дети садитесь на пенечки (стулья). Давайте поиграем.

Воспитатель: Посмотрите, какая огромная у меня шишка! Нужно передавать шишку друг другу, называя диких животных ,которые живут в лесу.

Игра «Дикие звери»

(Дети перечисляют диких животных, живущих в лесу, передавая друг другу шишку).

Воспитатель: Молодцы !

А теперь, отгадайте загадку:

Зверь ушастый, летом серый,

А зимою снежно-белый.

Я его не испугался,

Целый час на ним гонялся.

Дети: Заяц!

Воспитатель. Да, правильно отгадали.

Воспитатель .Ребята мы пришли в лес, а сколько здесь шишек и грибов! Давайте  их соберём в корзины, а шишки и грибы у нас не простые, а с картинками.

Нужно разделиться на 2 команды : Первая команда: собирает шишки.

Вторая команда: собирает грибы.

Воспитатель. Молодцы, собрали! А теперь пусть мамы найдут своих детёнышей.

 Воспитатель.  А теперь назовите  ласково маму  животное и отдайте  мне шишку.

Д/и «Назови ласково»

Образовывать существительные при помощи уменьшительно – ласкательных суффиксов

Подсказка:
Белка – белочка.

 заяц – зайчик ,зайка, зайчишка, заинька.

 Лось – лосенок.

Лиса – лисичка, лисица, лисонька.

 Медведь – медвежонок.

Воспитатель. Теперь  назовите  детёнышей в единственном и множественном числе и отдайте мне гриб.

Д/и «Кто у кого детеныш?»

Употребление родительного падежа существительных единственного и множественного числа.

Подсказка:

У медведицы  - … (медвежонок, медвежата). У лисицы  - … (лисенок, лисята).

У зайчихи  - … (зайчонок, зайчата). У лося  - … (лосёнок, лосята).

У волчицы  - … (волчонок, волчата). У белки  - … (бельчонок, бельчата).

Воспитатель. Молодцы, вы отлично справились с заданием!

Воспитатель. Молодцы! (садятся)

    Упражнение в употреблении антонимов — игра «Скажи наоборот».

Образец:

У зайки короткие уши. — Нет, уши у зайки длинные.

У зайца большой длинный хвост. -

У зайца короткие слабые задние ноги. —

У зайца плохое зрение. —

Заяц медленно ходит. —

Заяц — могучий, сильный зверь. —

Заяц хитрый и злой. —

Заяц очень храбрый. —

Заячья шуба жёсткая и холодная. —

Воспитатель. Ребята давайте погуляем по лесу. Посмотрите, кто сидит под ёлкой (находим зайца).

Воспитатель. Ребята зайчику холодно и грустно. Давайте станцуем для него и согреемся!

Физкультминутка «Зайка серенький  сидит ».
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так и вот так
Он ушами шевелит.
 

Зайка серенький сидит
Хвостик зайка шевелит
Вот так и вот так
Хвостик зайка шевелит.

Зайка маленький устал,
Зайка маленький поспал
Вот так и вот так
Зайка маленький поспал.

Зайка маленький поспал,
Зайка лапоньки размял.
Вот так и вот так
Зайка лапоньки размял.

Зайке холодно сидеть,
Надо лапоньки погреть
Вот так и вот так
Надо лапоньки погреть.

Зайке холодно стоять
Зайке надо поскакать
Вот так и вот так
Зайке надо поскакать.

Движения под музыку на экране.

А знаете зачем мы пришли в лес? Чтобы узнать, как зайцы готовятся к зиме? Присаживайтесь на стульчики-пенёчки, посмотрим фильм.

Просмотр мультимедийного  фильма ( ниже текст содержания мультимедийного  фильма- продолжительностью 2 мин.).

 «Как заяц зимует».

Заяц к зиме не готовится. Нет у него ни норы, ни гнезда. Ляжет под куст или в овражек. Шубка у зайки тёплая-тёплая, пушистая-пушистая, белая-белая. Лежит заяц в снегу под кустом. Тепло ему в такой шубке и на снегу его не видно. Такая шубка и от мороза спасёт и от охотников и лисы скрывает.

Днём заяц спит. Но глаза у него открыты и зорко следят: нет ли врага поблизости.

И уши навострил во сне. Одно ухо торчит вверх, другое прижал к голове и прислушивается: не подкрадывается ли кто к заиньке.

А ночью выходит заяц погулять и покормиться. Питается заяц зимой в основном корой деревьев. Подбежит к дереву, станет на задние лапы и обгложет кору. Любит заяц погрызть молодые веточки кустарников. Когда снега мало, и он неглубокий заяц  разрывает лапками снежные сугробы на полях и лакомится зелёной озимью.

Врагов у зайца много: лисицы, совы, волки, люди — все охотятся за зайцем.

Заяц всех боится и спасается бегством. Зайца спасает его тонкий слух, острое зрение и сильные, быстрые ноги.

Ведение  диалога по содержанию рассказа, представлениям детей о зайце из прочитанных ранее рассказов и сказок и картинкам «Заяц серый», «Заяц белый».

 вопросы :

Почему заяц спит с открытыми глазами?(зорко следит нет ли врага поблизости)

 Почему заяц чутко и внимательно прислушивается во сне?(навострил уши и прислушивается, не подкрадывается ли кто? )

Зачем природа дала зайцу тёплую, пушистую шубку?(такая шуба спасает и от мороза и от врагов)

Почему заяц летом серый, а зимой белый?( Потому что так ему проще спрятаться от хищников. Зимой он практически не заметен на белом снегу, А летом на фоне земли и деревьев проще быть незаметным с серой шубкой.)

Коллективное составление рассказа по опорным схемам.

Ребята, давайте поиграем ещё в одну игру. Подойдите к магнитной доске , я буду задавать вопросы, а вы искать правильный ответ с помощью картинок и прикреплять к доске. А в конце игры, желающие составят описательный рассказ по картинкам.

Как и когда заяц спит!

Спит  заяц днем, под кустом или в овражке. 

  Какая у зайца шубка!

Шубка   у зайца теплая, пушистая, белая.

Чем заяц питается!

Питается  заяц ночью ,корой деревьев, молодые веточки кустарников.  

Кто у зайца враги!

 Врагов у зайца много - волки, лисы, совы, охотники. 

 Как заяц спасается от врагов?

Спасается  бегством, у него сильные быстрые ноги.        

Сейчас нам пора возвращаться в детский сад.

Вокруг себя повернись - в садике вновь окажись…

Вот и закончилось наше путешествие по лесу. Дети, вам понравилось в лесу? Кому мы сегодня помогали? Что нового вы узнали о зайцах?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы реализации познавательно-речевого направления развития детей дошкольного возраста в ДОУ

Целью познавательно-речевого развития является: -Всестороннее развитие личности ребенка,-приобщение к общечеловеческим ценностям,-формирование творческого воображения, развитие любознательности, ...

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст /с использованием здоровьесберегающих технологий/

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно - речевому, физическому  развитию Тема: «Будь здоров, Лунтик» Старший дошкольный возраст/с использованием здоровье...

Конспект НОД На тему: «Непокоренный Ленинград». с использованием ИКТ Направление «Познавательное -речевое развитие» Образовательная область «Познавательно- речевое развитие» Подготовительная группа.

Более 70 лет пршло со снятия блокады Ленинграда. Цель: Воспитывать патриотические чувства, любовь к Родине, расширять представление детей о Великой Отечественной войне,празднику Победы....

Формы и методы познавательно- речевого развития. Образовательные области «Речевое развитие», «Познавательное развитие»

Данная презентация отражает основные методы и приёмы познавательно-речевого развития....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому направлению развития детей в старшей группе «Интервью у удивительных животных»

Занятие помогает учить детей формулировать и задавать вопросы, быть внимательными к деталям, а так же развивать самостоятельное построение связного и выразительного высказывания, развивать диалог...

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие» (Музыка), «Речевое развитие» (Развитие речи), «Физическое развитие» (Физическая культура) "Летаем, ползаем, скачем"

Конспект познавательно-речевой НОД образовательных областей "Познавательное развитие", "Художественно-эстетическое развитие" (Музыка), "Речевое развитие" (Развитие речи),...

Конспект по познавательно-речевому развитию на тему «Одежда, обувь, головные уборы». Старшая группа. Образовательная область: познавательное развитие, речевое развитие.

Цель: закрепление и систематизация знаний детей об одежде, обуви и головных уборах.Задачи:- формировать обобщающие понятия «одежда», «обувь», «головные уборы»...