Конспект занятия «Зимние чудеса» с использованием педагогических технологий (участники : Педагоги, воспитанники, их родители). Средняя группа
методическая разработка по развитию речи (средняя группа)

Харлашева Ирина Юрьевна

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира.

Поэтому зимой мы можем не только  любоваться совершенством зимы, но и использовать её особенности для познания свойств снега и льда.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ηиколай Николаевич Подьяков выделил особый тип мышления ребенка - детское экспериментирование, которое представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлено на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. В процессе экспериментирования дошкольник получает новую, часто неожиданную для него информацию, что способствует изменению самих действий и представлений ребенка об объекте.

Опыты для них похожи на фокусы. Но фокусы остаются для ребёнка загадкой, а все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка.

Предлагаем Вам  совместно с ребёнком исследовать свойства воды практическим путём. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya._zimnie_chudesa._srednyaya_gruppa.docx87.57 КБ

Предварительный просмотр:

.

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 29 общеразвивающего вида

с приоритетным осуществлением деятельности  по познавательно-речевому развитию детей

Кировского района Санкт-Петербурга

КОНСПЕКТ  ЗАНЯТИЯ

«ЗИМНИЕ  ЧУДЕСА»

С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ

(УЧАСТНИКИ :

ПЕДАГОГИ, ВОСПИТАННИКИ, ИХ РОДИТЕЛИ).

средняя группа

                                                                                                      Воспитатель высшей

квалификационной категории

                                                                                                                   Харлашева Ирина Юрьевна

Санкт-Петербург

2023

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, я помню.

То, что я сделал, я знаю!

Китайская пословица

ЗАНЯТИЕ «ЗИМНИЕ  ЧУДЕСА»

Цель:

Развитие ребенка в условиях эмоционально насыщенного, интересного, познавательного, дающего возможность активно действовать и экспериментировать образовательного процесса совместного с педагогами и родителями

Задачи:  

Образовательные:

1. Расширить представление детей о воде: агрегатное состояние лед.

2 Закреплять детей: со свойствами льда: холодный, гладкий, скользкий, прозрачный, твердый, в воде плавает, в теплой воде тает быстрее;

3. Учить устанавливать элементарные причинно-следственные связи: снег  и лед в тепле тает и превращается в воду.

4. Учить составлять с помощью взрослого и мнемотехники небольшой рассказ «Лед. Какой он?»

Развивающие:

1. Развивать любознательность и познавательную мотивацию.

2. Обогащать сенсорный опыт детей, развивать целенаправленное восприятие и самостоятельное обследование снега и льда  с опорой на разные органы чувств (зрение, осязание).

3. Формировать умения детей наблюдать, делать выводы и умозаключения.

4. Развивать восприятие, мышление, внимание, речь детей.

Воспитательные задачи:

1. Воспитывать желание взаимодействовать в процессе  исследовательской деятельности со взрослыми (родителями и педагогами) и сверстниками.

2. Воспитывать у детей желание прийти на помощь (Помочь незнайке).

2. Воспитывать аккуратность в процессе детского экспериментирования.

 Предварительная работа:  наблюдения на прогулке за  свойствами льда и снега, организация опытов и экспериментов на прогулке со  снегом и водой, чтение  сказки, «Заюшкина избушка», экспериментирование «Свойства воды», загадывание загадок.

 Оборудование:  ноутбук, интерактивная доска, презентация, лупы, подносы,  ледяные кораблики, мини-бассейн с водой, стаканчики, соль, лед

Ход занятия

Взаимодействие с родителями

1. Вводная часть  (с родителями)

Здравствуйте уважаемые родители.

Мы рады новой встрече с вами в нашем детско-родительском клубе….

Мы знаем, что детство, это пора поисков и ответов на самые разные вопросы. Исследовательская активность - естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира.

Поэтому зимой мы можем не только  любоваться совершенством зимы, но и использовать её особенности для познания свойств снега и льда.

Исследовательская деятельность вызывает огромный интерес у детей. Ηиколай Николаевич Подьяков выделил особый тип мышления ребенка - детское экспериментирование, которое представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления и направлено на выявление скрытых от наблюдения свойств и связей предметов. В процессе экспериментирования дошкольник получает новую, часто неожиданную для него информацию, что способствует изменению самих действий и представлений ребенка об объекте.

Опыты для них похожи на фокусы. Но фокусы остаются для ребёнка загадкой, а все, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество ребенка.

Предлагаем Вам  совместно с ребёнком исследовать свойства воды практическим путём.

Родители сидят в зале.

2. Вводная часть  (с детьми)

Дети входят в группу  и останавливаются около воспитателя перед экраном

Скажем «Здравствуйте» друг другу.

Нам здороваться не лень:

Всем привет и добрый день.

Игра: Загадки-отгадки»

  1. Загадка: Замела она дорожки

И украсила окошки,

Радость деткам подарила:

Всех на санках прокатила.   (Зима)

Раздается стук в дверь. Входит Незнайка. Звучит песня Е. Крылатова, Ю. Энтина «Кабы не было зимы».

Незнайка:  «Здравствуйте, дети!

Дети: Здравствуй,  Незнайка. Мы рады тебя видеть.

Незнайка: Проходил мимо, услышал, что про зиму говорите.   …

Воспитатель: Какая прекрасная пора - зима!

Русская зима может похвастаться не только своими холодами, но и своей сказочной красотой.

 Поэты, писатели, художники воспевали в своих творениях суровую красоту нашей земли (просмотр слайдов «Зима в картинах русских художников (3 картины)».

  1. Загадка: Без рук рисует, без зубов кусает.   Мороз)

Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, какие картины рисует Мороз-художник на  окнах? ( Просмотр видеоролика «Морозные узоры»   https://yandex.ru/video/preview/12030363887564396874

 под сопровождение стихотворения)

Невидимкой, осторожно он является ко мне,

И рисует, как художник, он узоры на окне.

Это - клен, а это - ива, вот и пальма предо мной.

Как рисует он красиво белой краскою одной.  

  1. Загадка:

Мост как толстое  стекло: скользко, весело, светло.  (Лед.)

Воспитатель: Ребята, а где зимой  на  улице можно увидеть лед? (на реке, на  озере,  на пруду…).

Давайте посмотрим  репродукции картин  художников о том, как красиво  зимой у  водоемов. (3 картины

Незнайка: Ребята, я  пришел к вам за помощью. Недавно я с друзьями  прочитал сказку  «Заюшкина избушка».  Нам  стало интересно, почему растаял ледяной домик Лисы? Пожалуйста, объясните.

Воспитатель: Незнайка, ты действительно очень любознательный. Мы согласны тебе помочь, но для этого нам надо пройти в нашу лабораторию.  

3.

Воспитатель: Незнайка, а ты знаешь. Как надо вести  себя в лаборатории?  Незнайка: Нет, не знаю.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Незнайке,  какие правила надо  соблюдать в  лаборатории (с исп. мнемотаблицы на  экране):

- внимательно  слушать  взрослого,

- смотреть и стараться наблюдать,

- играть и разговаривать тихим спокойным голосом,

- работать на своем месте,

- не трогать предметы без разрешения,

- не перебивать и не мешать друг другу,

- выполнять просьбы аккуратно,

- быть осторожным.

Воспитатель: Молодец, вы помните   правила поведения.  Проходите, пожалуйста, и  садитесь  рядом со взрослым.   (Взрослые и дети проходят и садятся за столы, где приготовлены материалы  для игр-экспериментов. Незнайка тоже садится за  стол для экспериментов недалеко от воспитателя)

Воспитатель:  Ребята, чтобы помочь Незнайке найти ответ на его вопрос (почему  у  лисы растаяла ледяная избушка),   мы  проведем несколько интересных экспериментов.  Мы  с  вами будем рассматривать лед, а взрослые – зарисуют то,  что мы с  вами узнаем в ходе опытов

Воспитатель: Ребята, а что же такое эксперимент?  (рассматривание  мнемотаблицы «Алгоритм проведения эксперимента).

4. Эксперимент «Какой лед»

 Воспитатель: Обратите внимание на свои руки. Они чистые и сухие.

-  Как вы думаете, что у каждого из вас лежит на подносе?    (льдинка.).

- Проведите по ней пальцем. Что чувствуете? Какой лед? (Лед, холодный, гладкий, скользкий).

Воспитатель: Ребята, потрогайте своими руками руки  мамы, какие они? (Теплые, сухие)

- Взрослые, возьмите льдинку  в руки.  

Сожмите ее в руке. Что получилось? Изменилась ли форма льдинки? (Лед твердый, имеет форму).  

- Подержите недолго льдинку в руке. Почему ладошка стала мокрой? (от теплых ладоней лед начал таять, и превратился в  воду).

Воспитатель:  Спасибо. Положите льдинку обратно на  поднос. Вытрите руки  салфеткой.

 Воспитатель: - Посмотрите, у вас на подносе стоит стаканчик со льдом. А что еще вы видите внутри стаканчика? (Игрушка)

- Если мы видим, что находится внутри льда, значит какой лед? (Лед бесцветный, прозрачный)

Взрослые-  зарисовка результатов опыта

5. Эксперимент «Тонет л лед в  воде?».

 Незнайка: Интересно, а лед в  воде тонет?

Воспитатель: Давайте проверим.

У  нас есть  ледяные кораблики с мачтой и флагом.

Давайте опустим их в бассейн с водой. И посмотрим, что произойдет с нашими ледяными корабликами.

Незнайка:  Ребята, смотрите,   лед  плавает!

Воспитатель: Оказывается, лед в  воде не тонет, он плавает на поверхности.

Взрослые-  зарисовка результатов опыта

6.  Эксперимент «Как тает лед»

Незнайка: А можно увидеть, как лед превращается в воду?

Воспитатель: Ребята, хотите? Давайте посмотрим.

Просмотр видеоролика «Тающий лед»    https://vk.com/video-67857328_456240362

Комментарии к просмотру видеоролика: Для этого нам надо взять  два высоких стакана, поставить их перед собой на поднос и налить сначала в нх немного теплой воды.

Затем надо налить немного масла в стакан.

Посмотрите и скажите, что происходит? (Вода осталась внизу  стакана, масло плавает на поверхности воды)

Возьмем маленькую льдинку и осторожно опустим ее в стакан с водой и  маслом.

Посмотрите и  скажите, что происходит? (Льдинка плавает  и постепенно начинает  таять. Лед превращается в  воду.  Капельки воды  опускаются вниз к воды).

Незнайка:  Смотрите как интересно! Так и вся льдинка растает!

Взрослые-  зарисовка результатов опыта

7. Эксперимент «Как встречаются лед и соль».

Воспитатель: Показать соль.

Незнайка: Интересно, будет ли  лед дружить с солью?

Воспитатель: Интересно, что произойдет, если льдинку посыпать солью?

Как вы думаете?

Давайте проверим: Возьмите два кубика льда, положите на блюдце. Один посыпьте солью, а второй оставим для сравнения.  Понаблюдайте с помощью лупы, что будет происходить с льдинками.

(Кусочек льда, посыпанный солью, начнет таять гораздо раньше, чем простой лед. Если к нему приглядеться, то можно увидеть, что соль как бы "проедает" в нем дырочки и червячные ходы. Лед начинает быстро таять и превращается в воду.)

Воспитатель: Ребята, вы догадались,  почему в морозный день дворники посыпают дорогу солью? (Чтобы лед растаял и не было скользко пешеходам и транспорту).

Взрослые-  зарисовка результатов опыта

Воспитатель: Ребята, мы так много сегодня  узнали, о том, что такое лед и какой он.  Интересно,  Незнайка , а ты своим друзьям сможешь рассказать про лед ?

Незнайка: конечно, смогу (рассказывает с  использованием мнемотаблицы)

Воспитатель: ребята, а вы  сможете? Расскажи  нам по картинке (по мнемотаблице), какой лед.

Незнайка: Ура! Наконец-то понял, почему у лисы растаяла ледяная избушка.

Воспитатель: Ребята, расскажите маме, почему же  у лисы в сказке растаяла ледяная  избушка?

8. Заключительная часть

Воспиатель: Ребяата,  на занятии мы с  вами проводили разные опыты со  льдом.

-  Что интересного вы о нем сегодня  узнали?

- Что понравилось делать   на занятии?

Незнайка: И я сегодня узнал так много интересного о ледяных превращениях ! Спасибо, вам ребята, что помогли мне понять, почему в сказке у лисы растаяла ледяная избушка.  Пойду расскажу об этом своим друзьям.

А вам ребята, я приготовил небольшой сюрприз. . (Раздает  мыльные пузыри)

Просмотр фильма  «Мыльные пузыри на морозе»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие по образовательной области «Физическое развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий и народных подвижных игр в средней группе «Веселые медвежата».

Воспитывать устойчивый интерес к занятиям физической культурой, используя различные виды здоровьесберегающих технологий (логоритмика, массаж по Т.А.Новомлынской, массаж массажными мячами, профилактика...

Конспект открытой образовательной деятельности с использованием ИКТ технологии по познавательному развитию для детей средней группы Тема: «В мире стекла»

Уточнить и расширить представления детей о стекле и его свойствах.Познакомить с историей возникновения стекла...

Конспект развлечения с использованием ИК-технологий по художественно-эстетическому развитию в средней группе

Конспект развлечения с использованием информационно-компьютерных технологий в группе среднего возраста«Волшебный город Настроение»подготовила музыкальный руководитель СП «Детский сад...

Технологическая карта непрерывной образовательной деятельности по познавательному развитию ФЭМП с использованием педагогической технологии ИКТ интерактивная доска для детей старшей группы. Тема «Путешествие в мир математики»

ЦЕЛЬ. Закрепление математических знаний, умений, навыков, расширение математического кругозора с использованием интерактивной доски и образовательного робототехнического модуля «ТЕХНОЛ...

Использование педагогической технологии «Круг» в работе с детьми компенсирующей группы «Особый ребенок»

В материале представлен текст выступления на семинаре-практикуме "Практические технологии инклюзивного обучения в системе дошкольного образования"...