Программа "МИр глазами детей"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)

Рыль Наталья Александровна

Предлагаю вниманию педагогов авторскую программу поисково-исследовательской деятельности "Мир глазами детей". Ознакомьтесь с ней и вы, и ваши дети с увлечением проведут время и надолго запомнят этот период!!!

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_mir_glazami_detey.docx43.52 КБ

Предварительный просмотр:

.

МБДОУ детский сад №3 « Тополек»

                                   УТВЕРЖДАЮ:

Заведующий детским садом

_________Т.А.Шилкина

Принято на заседании

Педагогического совета

«___»___________20   г.

Протокол №_________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 

«Мир глазами детей» 

исследовательская (экспериментальная)  деятельность

                                                                                     Автор программы:

                                                                                                                 Учитель-логопед

                                                                                                                  Рыль Н.А.

                                                                                                                 Срок реализации: 1 год

                                                                                                              Возраст детей: 6-7 лет

(старший дошкольный возраст)

С. Дзержинское

2022 г.

Содержание

  1. Целевой раздел
  1. Актуальность ……………………………………………3
  2. Цель и задачи рабочей программы ……………………4
  3. Принципы организации работы ………………………..5
  4. Ожидаемые результаты ………………………………...6
  1. Содержательный раздел
  1. Формы организации кружковой работы ……………....7
  2. Календарно-тематический план ………………………...9
  1. Список литературы ……………………………………………10

Пояснительная записка

  1. Актуальность

Авторская программа А. И. Савенкова «Я-исследователь» послужила основанием для написания рабочей программы «Мир глазами детей».

Новый толчок в развитии исследовательской деятельности дошкольников произошел с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования  (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).

Соответствовать  требованиям ФГОС, выпускнику ДОУ помогает исследовательская деятельность. В этой деятельности ребенок приобретает следующие качества: становится любознательным, активным, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок  активно задает вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Экспериментально-исследовательская деятельность учит планировать свои действия, управлять своим поведением, ориентироваться на достижение конкретной цели. Ребенок осваивает умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.

Основное направление в развитии ребёнка согласно ФГОС, это познавательное развитие, включающее в себя познавательно-исследовательскую  деятельность  (исследование  объектов   окружающего  мира экспериментирование  с ними) играет важную роль в процессе становления ребёнка. ФГОС предлагает создавать условия развития ребенка, открывающие возможности для его успешной социализации и личностного развития, развития творческих способностей и инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Ребенок учится видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы. Все это помогает успешной социализации личности.

Важнейшие черты детского поведения это стремление к исследованию и экспериментированию, самостоятельно искать новые сведения и рассказывать о них. Экспериментально-исследовательская деятельность - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, исследовать, а самое главное само выражаться. Дети проявляют любознательность, удовлетворяют ее, систематизируют свои знания и умения, представления о мире. Самое главное в методе экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Проводя эксперимент, у детей развивается память, мыслительные процессы активизируются, потому что  постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, обобщать и классифицировать материал, проводить сравнения и делать умозаключения. Активно стимулируется развитие речи при постановке вопросов, при рассказах по ходу экспериментов, при составлении мини-докладов и презентаций.

Как показывают результаты диагностики, детское экспериментирование является  мотивированной деятельностью, активно и последовательно развивает творческую исследовательскую активность и самостоятельность у детей дошкольного возраста.

У детей уже имеется накопленный практический опыт, знания и главная задача в экспериментальной деятельности для педагога – это обобщить и систематизировать результаты этой работы. Ребята учатся понимать закономерности природы, изучают основы экологического поведения.

Экспериментирование имеет огромное значение для развития ребенка, в детском саду, поэтому мной  разработана программа кружка «Мир глазами детей» для детей дошкольного возраста.  Она рассчитана не только на обучение детей проведения экспериментов, наблюдений, но и включает на себя полный цикл исследовательской деятельности. Дети выдвигают проблему, изучают ее, используя разные способы и методы, общаются, работают в паре, а самое главное – защищают изученную тему перед всеми детьми. А именно в  презентации - докладах происходит развитие монологической речи детей – одного из самого важного компонента для речевого развития.

  1. Цель и задачи рабочей программы

Цель: формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений старших дошкольников.

Задачи:

Образовательные:

  1. Научить детей выбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
  2. Формировать умение детей видеть и выделять проблему выбранной темы (эксперимента).
  3. Научить ставить перед собой цель.
  4. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.
  5. Расширять представления об окружающем мире.

Развивающие:

  1. Развивать интерес к поисковой деятельности.
  2. Развивать личностные свойства: коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
  3. Формировать умение публичного выступления, презентовать изученный материал.
  4. Формировать умение организовать мастер-класс  для группы сверстников.

Воспитательные:

  1. Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
  2. Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
  3. Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
  4. Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов и другой практической работы.

  1. Принципы организации образовательного процесса

Основные принципы, заложенные в основу работы:

- Динамичности (от простого к сложному).

- Научности (приобретают знания о веществах и т.д.)

- Интегративности.

- Индивидуального и дифференцированного подхода.

- Сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)

- Системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)

- Преемственности (каждый этап базируется на уже сформированных навыках и умениях).

- Соответствие возрасту (все игровые задания учитывают возраст детей).

- Наглядности (использование ИКТ, наглядности, дидактического материала).

- Креативности (реализация творческих возможностей педагога и детей).

1.Материал должен выявить содержание знаний ребенка и включать его предшествующий опыт.

2.Содержание заданий должно быть согласовано с опытом ребенка.

3.У ребенка всегда должна быть возможность выбора материала при решении поставленных задач и выполнении разных заданий.

4. В процессе деятельности необходимо обеспечить сопровождение ребенка и организовать самооценку результата.

  1. Ожидаемые результаты:

Результативность программы хорошо отслеживается  в положительной динамике развития связной монологической речи, формировании творческой инициативы в деятельности и развитии коммуникативной компетенции воспитанников. Результативно то, что в процессе исследовательской  деятельности все дети включены в активный поиск, ставят перед собой вопросы поискового характера. По предложенным детьми гипотезам формируется представление, о том чего же они не знают и обязательно хотят узнать. При обсуждении принимаются все выдвинутые гипотезы. Педагог выступает в роли сопровождающего, ненавязчиво и деликатно стимулирующего  мыслительную деятельность дошкольников, внимательно выслушивающего ответы. Дети систематизируют и обобщают имеющие знания по данной теме, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Воспитанники начинают соотносить свои гипотезы с гипотезами других; продуктивно взаимодействовать друг с другом, решая общую задачу; получать необходимую информацию в общении, выслушивать другого и приходить к общему решению; отстаивать свою точку зрения.

Ребенок знает:

  1. Графические способы фиксирования результатов всех этапов работы.
  2. Правила личной безопасности.
  3. Вещества, созданные руками человека (ткань, бумага, пластмасса, целлофан и т.д)
  4. Продукты питания, выращенные и созданные человеком.
  5. Различные виды спорта и спортивные профессии.
  6. Вредные и полезные продукты питания

Имеет представление

  1. В вопросах изучаемых в течение года  тем.
  2. О построении простейших гипотез.

Умеет

  1. Моделировать собственную деятельность.
  2. Обозначать проблему, выдвигать цели, задачи.
  3. Делать выводы и заключения, добиваться определенного результата
  4. Приобретать знания самостоятельно в результате собственных поисков.
  5. Пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных задач.
  6. Организовать и провести мастер-класс

Содержательный раздел

2.1.        Форма организации кружковой деятельности

Срок реализации кружка –  15сентября – 15мая.

Программа «Мир глазами детей» рассчитана на 1 учебный год обучения и разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом возможностей детей с диагнозом ОНР, ЗПР и легкой умственной отсталостью. В заседании детского сообщества могут принимать другие дети группы, самостоятельно изучающие интересующие их темы с воспитателем (родителем)

Режим занятий: 1 раз в неделю.        

Продолжительность – Занятия проходят во второй половине дня, один раз в неделю по 30 минут.

Форма организация детей: подгрупповая.

В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.

Темы для изучения дети выбирают самостоятельно, в случае затруднения педагог организует ситуацию выбора так, чтобы помочь ребенку с выбором

Этапы работы по выбранной теме

  1. Этап - Подумать самостоятельно. Дети вспоминают то, что они уже знают и графически фиксируют на листочках.
  2. Этап – Спросить у другого человека. Это очень важный этап, здесь дети учатся правильно формулировать и задавать вопросы, выслушивать и фиксировать ответы. Формируется навык успешного обучения ребенка в школе, развивается умение внимательно выслушивать других.
  3. Этап – Узнать из книг. Это удобный источник получения информации в ходе детских исследований.
  4. Этап – Узнать из компьютера или телевизора.
  5. Этап – Провести наблюдение или эксперимент.
  6. Этап – Публичное выступление детей по изучаемой теме. Выступая перед детьми, ребенок обобщает полученную из разных источников информацию, тем самым активно развивает свою монологическую речь.
  7. Этап – Проведение мастер-класса по теме.

Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга и выбора самостоятельно тем детьми.

Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми

Методы:

- Беседа выступает как метод сбора информации, побуждающий детей к активным действиям.

- Игра способствует развитию познавательных навыков.

- Наблюдение способствует развитию памяти, формированию полноценных представлений по изучаемой теме.

- Коллективные и индивидуальные исследования являются поводом для обмена идеями и информацией между детьми.

-  Обработка информации позволяет сделать правильные выводы по выдвинутым детьми гипотезам.

- Самостоятельная работа положительно влияет на развитие внутренней мотивации.

- Защита исследовательских работ способствует активному развитию связной монологической речи.

Для сбора, хранения и систематизации материала необходимо подготовить папки исследователей.

Технология работы с папкой проста и включает в себя такие этапы как:

- индивидуальная самостоятельная работа дошкольников с материалами папки (постановка проблемы, формулирование альтернативных способов решения, предложение решения или рекомендуемого действия: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, узнать в компьютере, понаблюдать, провести эксперимент);

 - работа в подгруппах, в парах по согласованию решений выявленной проблемы;

-презентация результатов работы.

Информационно-коммуникативные технологии:

- Компьютер

- Проектор.

Формы работы с детьми:

- Подгрупповые;

- Индивидуальные.

2.2. Календарно-тематический план

Тема НОД

1

Тренировочное занятие.

сентябрь

Блок «Спорт».

2

«Легкая атлетика. Бег»

сентябрь

3.

«Футбол»

октябрь

4.

«Хоккей»

октябрь

5.

«Лыжный спорт»

октябрь

Блок «Полезные овощи»

6.

«Картофель»

октябрь

7.

«Морковь»

ноябрь

8.

«Свекла»

ноябрь

9.

«Капуста»

ноябрь

10.

Публичные выступления детей

ноябрь

Блок «Профессии»

11.

«Повар. Удивительная мука»

декабрь

12.

«Швея»

декабрь

13.

«Плотник»

декабрь

14.

«Массажист»

декабрь

Блок «Дерево, бумага, ткань»

15.

«Древесина, её качества и свойства»

январь

16.

«Бумага, её качества и свойства»

январь

17.

«Ткань и её свойства»

январь

Материалы: стекло, фарфор, пластмасса, целлофан.

18.

«Стекло».

февраль

19.

«Фарфор».

февраль

20.

Пластмасса, целлофан.

февраль

21.

Публичные выступления детей

февраль

Финансовая грамотность

20.

«Откуда пришли деньги?»

март

21.

«Монета, банкнота, пластиковая карта»

март

22.

«Как деньги доходят, а потом расходятся»

март

23.

«Как правильно беречь деньги?»

март

24.

«Идем в магазин или как делать покупки с умом»

апрель

25.

«Дом, где живут деньги»

апрель

26.

«Тепло»

апрель

27.

«Свойства света. Свет повсюду»

апрель

28.

Итоговое занятие

май

  1. Список литературы
  1. Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
  2. Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.,ТЦ Сфера, 2004 г.
  3. А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников».
  4. А.И.Савенков «Методика проведения детских исследований в детском саду».
  5. А.И.Савенков «Развитие познавательных способностей».
  6. «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
  7. Прохорова. Л. Н.  Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
  8. Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
  9. Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г. 7.Хабарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
  10. Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
  11. Интернет-ресурсы
  12. Журналы по дошкольному воспитанию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»

— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...

Выставка художественного творчества детей "Спорт глазами детей"

В марте в нашем детском саду прошла выставка детских работ «Спорт глазами детей». Цель данной выставки -  привлечение внимания детей к здоровому образу жизни, утверждение в сознан...

"Глаза - окно в мир". Мини проект "Здоровье глазами детей".

Цели и задачи проекта: – распространение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, привлечение его внимания к проблеме сохранения здоровья с ранних лет; — формирование мотивации у детей ...

Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет

Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности  для детей 5 - 6 лет...

Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»

Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание  доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...

2018год Региональный конкурс творчества детей "Безопасность у воды глазами детей"

В апреле 2018 года на Региональном конкурсе "Безопасность у воды глазами детей" нашу группу с рисунком "Не зная брода - не входи в воду!" представляла Мамонтова Дарья....