Программа "МИр глазами детей"
рабочая программа по развитию речи (подготовительная группа)
Предлагаю вниманию педагогов авторскую программу поисково-исследовательской деятельности "Мир глазами детей". Ознакомьтесь с ней и вы, и ваши дети с увлечением проведут время и надолго запомнят этот период!!!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_mir_glazami_detey.docx | 43.52 КБ |
Предварительный просмотр:
.
МБДОУ детский сад №3 « Тополек»
УТВЕРЖДАЮ:
Заведующий детским садом
_________Т.А.Шилкина
Принято на заседании
Педагогического совета
«___»___________20 г.
Протокол №_________
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«Мир глазами детей»
исследовательская (экспериментальная) деятельность
Автор программы:
Учитель-логопед
Рыль Н.А.
Срок реализации: 1 год
Возраст детей: 6-7 лет
(старший дошкольный возраст)
С. Дзержинское
2022 г.
Содержание
- Целевой раздел
- Актуальность ……………………………………………3
- Цель и задачи рабочей программы ……………………4
- Принципы организации работы ………………………..5
- Ожидаемые результаты ………………………………...6
- Содержательный раздел
- Формы организации кружковой работы ……………....7
- Календарно-тематический план ………………………...9
- Список литературы ……………………………………………10
Пояснительная записка
- Актуальность
Авторская программа А. И. Савенкова «Я-исследователь» послужила основанием для написания рабочей программы «Мир глазами детей».
Новый толчок в развитии исследовательской деятельности дошкольников произошел с введением Федерального Государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. N 1155).
Соответствовать требованиям ФГОС, выпускнику ДОУ помогает исследовательская деятельность. В этой деятельности ребенок приобретает следующие качества: становится любознательным, активным, интересуется новым, неизвестным в окружающем мире. Ребёнок активно задает вопросы взрослому, ему нравиться экспериментировать, он привыкает действовать самостоятельно. Экспериментально-исследовательская деятельность учит планировать свои действия, управлять своим поведением, ориентироваться на достижение конкретной цели. Ребенок осваивает умение работать по правилу и образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Основное направление в развитии ребёнка согласно ФГОС, это познавательное развитие, включающее в себя познавательно-исследовательскую деятельность (исследование объектов окружающего мира экспериментирование с ними) играет важную роль в процессе становления ребёнка. ФГОС предлагает создавать условия развития ребенка, открывающие возможности для его успешной социализации и личностного развития, развития творческих способностей и инициативы на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности. Ребенок учится видеть проблему, предлагать пути её решения, находить верный выход из проблемы. Все это помогает успешной социализации личности.
Важнейшие черты детского поведения это стремление к исследованию и экспериментированию, самостоятельно искать новые сведения и рассказывать о них. Экспериментально-исследовательская деятельность - это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, исследовать, а самое главное само выражаться. Дети проявляют любознательность, удовлетворяют ее, систематизируют свои знания и умения, представления о мире. Самое главное в методе экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. Проводя эксперимент, у детей развивается память, мыслительные процессы активизируются, потому что постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, обобщать и классифицировать материал, проводить сравнения и делать умозаключения. Активно стимулируется развитие речи при постановке вопросов, при рассказах по ходу экспериментов, при составлении мини-докладов и презентаций.
Как показывают результаты диагностики, детское экспериментирование является мотивированной деятельностью, активно и последовательно развивает творческую исследовательскую активность и самостоятельность у детей дошкольного возраста.
У детей уже имеется накопленный практический опыт, знания и главная задача в экспериментальной деятельности для педагога – это обобщить и систематизировать результаты этой работы. Ребята учатся понимать закономерности природы, изучают основы экологического поведения.
Экспериментирование имеет огромное значение для развития ребенка, в детском саду, поэтому мной разработана программа кружка «Мир глазами детей» для детей дошкольного возраста. Она рассчитана не только на обучение детей проведения экспериментов, наблюдений, но и включает на себя полный цикл исследовательской деятельности. Дети выдвигают проблему, изучают ее, используя разные способы и методы, общаются, работают в паре, а самое главное – защищают изученную тему перед всеми детьми. А именно в презентации - докладах происходит развитие монологической речи детей – одного из самого важного компонента для речевого развития.
- Цель и задачи рабочей программы
Цель: формирование поисково-исследовательских и коммуникативных умений старших дошкольников.
Задачи:
Образовательные:
- Научить детей выбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности.
- Формировать умение детей видеть и выделять проблему выбранной темы (эксперимента).
- Научить ставить перед собой цель.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи.
- Расширять представления об окружающем мире.
Развивающие:
- Развивать интерес к поисковой деятельности.
- Развивать личностные свойства: коммуникабельность, наблюдательность, самоконтроль своих действий.
- Формировать умение публичного выступления, презентовать изученный материал.
- Формировать умение организовать мастер-класс для группы сверстников.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность в повседневной жизни, в различных видах детской деятельности.
- Воспитывать умение четко соблюдать необходимую последовательность действий.
- Воспитывать умение организовать свое рабочее место, убирать за собой.
- Формировать опыт выполнения правил техники безопасности при проведении экспериментов и другой практической работы.
- Принципы организации образовательного процесса
Основные принципы, заложенные в основу работы:
- Динамичности (от простого к сложному).
- Научности (приобретают знания о веществах и т.д.)
- Интегративности.
- Индивидуального и дифференцированного подхода.
- Сотрудничества (совместная деятельность педагога и детей)
- Системности (педагогическое воздействие выстроено в систему заданий)
- Преемственности (каждый этап базируется на уже сформированных навыках и умениях).
- Соответствие возрасту (все игровые задания учитывают возраст детей).
- Наглядности (использование ИКТ, наглядности, дидактического материала).
- Креативности (реализация творческих возможностей педагога и детей).
1.Материал должен выявить содержание знаний ребенка и включать его предшествующий опыт.
2.Содержание заданий должно быть согласовано с опытом ребенка.
3.У ребенка всегда должна быть возможность выбора материала при решении поставленных задач и выполнении разных заданий.
4. В процессе деятельности необходимо обеспечить сопровождение ребенка и организовать самооценку результата.
- Ожидаемые результаты:
Результативность программы хорошо отслеживается в положительной динамике развития связной монологической речи, формировании творческой инициативы в деятельности и развитии коммуникативной компетенции воспитанников. Результативно то, что в процессе исследовательской деятельности все дети включены в активный поиск, ставят перед собой вопросы поискового характера. По предложенным детьми гипотезам формируется представление, о том чего же они не знают и обязательно хотят узнать. При обсуждении принимаются все выдвинутые гипотезы. Педагог выступает в роли сопровождающего, ненавязчиво и деликатно стимулирующего мыслительную деятельность дошкольников, внимательно выслушивающего ответы. Дети систематизируют и обобщают имеющие знания по данной теме, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Воспитанники начинают соотносить свои гипотезы с гипотезами других; продуктивно взаимодействовать друг с другом, решая общую задачу; получать необходимую информацию в общении, выслушивать другого и приходить к общему решению; отстаивать свою точку зрения.
Ребенок знает:
- Графические способы фиксирования результатов всех этапов работы.
- Правила личной безопасности.
- Вещества, созданные руками человека (ткань, бумага, пластмасса, целлофан и т.д)
- Продукты питания, выращенные и созданные человеком.
- Различные виды спорта и спортивные профессии.
- Вредные и полезные продукты питания
Имеет представление
- В вопросах изучаемых в течение года тем.
- О построении простейших гипотез.
Умеет
- Моделировать собственную деятельность.
- Обозначать проблему, выдвигать цели, задачи.
- Делать выводы и заключения, добиваться определенного результата
- Приобретать знания самостоятельно в результате собственных поисков.
- Пользоваться приобретенными знаниями для решения новых познавательных задач.
- Организовать и провести мастер-класс
Содержательный раздел
2.1. Форма организации кружковой деятельности
Срок реализации кружка – 15сентября – 15мая.
Программа «Мир глазами детей» рассчитана на 1 учебный год обучения и разработана для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет). Отличительной особенностью данной программы является организация детей старшего дошкольного возраста с учетом возможностей детей с диагнозом ОНР, ЗПР и легкой умственной отсталостью. В заседании детского сообщества могут принимать другие дети группы, самостоятельно изучающие интересующие их темы с воспитателем (родителем)
Режим занятий: 1 раз в неделю.
Продолжительность – Занятия проходят во второй половине дня, один раз в неделю по 30 минут.
Форма организация детей: подгрупповая.
В середине образовательной ситуации могут проводиться физкультурные минутки, если они соответствуют теме образовательной ситуации. Интервал между образовательными ситуациями составляет не менее 10 минут.
Темы для изучения дети выбирают самостоятельно, в случае затруднения педагог организует ситуацию выбора так, чтобы помочь ребенку с выбором
Этапы работы по выбранной теме
- Этап - Подумать самостоятельно. Дети вспоминают то, что они уже знают и графически фиксируют на листочках.
- Этап – Спросить у другого человека. Это очень важный этап, здесь дети учатся правильно формулировать и задавать вопросы, выслушивать и фиксировать ответы. Формируется навык успешного обучения ребенка в школе, развивается умение внимательно выслушивать других.
- Этап – Узнать из книг. Это удобный источник получения информации в ходе детских исследований.
- Этап – Узнать из компьютера или телевизора.
- Этап – Провести наблюдение или эксперимент.
- Этап – Публичное выступление детей по изучаемой теме. Выступая перед детьми, ребенок обобщает полученную из разных источников информацию, тем самым активно развивает свою монологическую речь.
- Этап – Проведение мастер-класса по теме.
Педагог вправе менять последовательность изучения тем, опираясь на результаты образовательного мониторинга и выбора самостоятельно тем детьми.
Методы, формы и технологии, применяемые в работе с детьми
Методы:
- Беседа выступает как метод сбора информации, побуждающий детей к активным действиям.
- Игра способствует развитию познавательных навыков.
- Наблюдение способствует развитию памяти, формированию полноценных представлений по изучаемой теме.
- Коллективные и индивидуальные исследования являются поводом для обмена идеями и информацией между детьми.
- Обработка информации позволяет сделать правильные выводы по выдвинутым детьми гипотезам.
- Самостоятельная работа положительно влияет на развитие внутренней мотивации.
- Защита исследовательских работ способствует активному развитию связной монологической речи.
Для сбора, хранения и систематизации материала необходимо подготовить папки исследователей.
Технология работы с папкой проста и включает в себя такие этапы как:
- индивидуальная самостоятельная работа дошкольников с материалами папки (постановка проблемы, формулирование альтернативных способов решения, предложение решения или рекомендуемого действия: подумать самостоятельно, спросить у другого человека, посмотреть в книгах, узнать в компьютере, понаблюдать, провести эксперимент);
- работа в подгруппах, в парах по согласованию решений выявленной проблемы;
-презентация результатов работы.
Информационно-коммуникативные технологии:
- Компьютер
- Проектор.
Формы работы с детьми:
- Подгрупповые;
- Индивидуальные.
2.2. Календарно-тематический план
№ | Тема НОД | |
1 | Тренировочное занятие. | сентябрь |
Блок «Спорт». | ||
2 | «Легкая атлетика. Бег» | сентябрь |
3. | «Футбол» | октябрь |
4. | «Хоккей» | октябрь |
5. | «Лыжный спорт» | октябрь |
Блок «Полезные овощи» | ||
6. | «Картофель» | октябрь |
7. | «Морковь» | ноябрь |
8. | «Свекла» | ноябрь |
9. | «Капуста» | ноябрь |
10. | Публичные выступления детей | ноябрь |
Блок «Профессии» | ||
11. | «Повар. Удивительная мука» | декабрь |
12. | «Швея» | декабрь |
13. | «Плотник» | декабрь |
14. | «Массажист» | декабрь |
Блок «Дерево, бумага, ткань» | ||
15. | «Древесина, её качества и свойства» | январь |
16. | «Бумага, её качества и свойства» | январь |
17. | «Ткань и её свойства» | январь |
Материалы: стекло, фарфор, пластмасса, целлофан. | ||
18. | «Стекло». | февраль |
19. | «Фарфор». | февраль |
20. | Пластмасса, целлофан. | февраль |
21. | Публичные выступления детей | февраль |
Финансовая грамотность | ||
20. | «Откуда пришли деньги?» | март |
21. | «Монета, банкнота, пластиковая карта» | март |
22. | «Как деньги доходят, а потом расходятся» | март |
23. | «Как правильно беречь деньги?» | март |
24. | «Идем в магазин или как делать покупки с умом» | апрель |
25. | «Дом, где живут деньги» | апрель |
26. | «Тепло» | апрель |
27. | «Свойства света. Свет повсюду» | апрель |
28. | Итоговое занятие | май |
- Список литературы
- Дыбина О.В. Ребёнок в мире поиска. Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста». -М.: ТЦ « СФЕРА», 2005.
- Иванова А.И. экологические наблюдения и эксперименты в детском саду. Мир растений. – М.,ТЦ Сфера, 2004 г.
- А.И.Савенков «Методика исследовательского обучения дошкольников».
- А.И.Савенков «Методика проведения детских исследований в детском саду».
- А.И.Савенков «Развитие познавательных способностей».
- «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, соответствующей Федеральным государственным требованиям;
- Прохорова. Л. Н. Организация экспериментальной деятельности дошкольников. Методические рекомендации. — Издательство: Аркти, 2005
- Рыжова Н.А. Воздух-невидимка. Пособие по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1998 г.
- Рыжова Н.А. Волшебница – вода; Учебно – методический комплект по экологическому образованию дошкольников. – М.; Линка – Пресс, 1997 г. 7.Хабарова Т.В. Экологические проекты в ДОУ и начальной школе. Сыктывкар, 2004 г.
- Шапира А.Н. Лужа. Твоя первая научная лаборатория. - М.,Мозаика-Синтез, 2002 г.
- Интернет-ресурсы
- Журналы по дошкольному воспитанию
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...
Родительское собрание на тему: «ДЕТИ - ГЛАЗАМИ РОДИТЕЛЕЙ, РОДИТЕЛИ - ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ»
— воспитание чувства любви и гордости за свою семью, уваже¬ния к родителям; — формирование положительного отношения к своему дому; — побуждение детей и родителей к творческому самовыраже¬нию, поддер...
Выставка художественного творчества детей "Спорт глазами детей"
В марте в нашем детском саду прошла выставка детских работ «Спорт глазами детей». Цель данной выставки - привлечение внимания детей к здоровому образу жизни, утверждение в сознан...
"Глаза - окно в мир". Мини проект "Здоровье глазами детей".
Цели и задачи проекта: – распространение здорового образа жизни среди подрастающего поколения, привлечение его внимания к проблеме сохранения здоровья с ранних лет;— формирование мотивации у детей ...
Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет
Конкурс рисунков на тему: "Лес глазами детей" группа "Б" общеразвивающей направленности для детей 5 - 6 лет...
Семинар – практикум с родителями детей старшего дошкольного возраста Тема: «Сказка глазами детей и родителей»
Цель:Помочь родителям осознать роль сказок в развитии ребёнкаЗадачи:1.Установить партнёрские отношения с семьями воспитанников.2. Создание доверительной атмосферы в группе родителей3.Сформироват...
2018год Региональный конкурс творчества детей "Безопасность у воды глазами детей"
В апреле 2018 года на Региональном конкурсе "Безопасность у воды глазами детей" нашу группу с рисунком "Не зная брода - не входи в воду!" представляла Мамонтова Дарья....