Технологическая карта Тема занятия: «В мире театра»
план-конспект занятия по развитию речи

Максимова Анна Рудольфовна

Технологическая карта

Тема занятия: «В мире театра»

Возрастная группа: средняя группа

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: знакомство детей с разновидностями театра (кукольный, теневой, оперы и балета, драматический театр).

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_1.docx35.33 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Тема занятия: «В мире театра»

Возрастная группа: средняя группа

Образовательная область: речевое развитие.

Цель: знакомство детей с разновидностями театра (кукольный, теневой, оперы и балета, драматический театр).

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с различными видами театра (пальчиковый, настольный, варежковый, кукольный театр, драматический театр и др.);
  • ввести новые понятия: «театр», «сцена», «зрительный зал», «занавес», «актер».

Развивающие:

  • развивать интонационно-речевую выразительность, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации;
  • обогащать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, способствовать развитию эмоциональной стороны речи;
  • развить у детей интерес к театрально-игровой деятельности.

Воспитательные:

  • воспитывать эмоционально - положительное отношение детей к театрализованной деятельности.

Список используемых источников: картотека театрализованных игр.

Планируемый результат:

  • Дети вовлечены в разговор во время беседы и рассматривания иллюстраций.
  • Дети проявляют желания делиться своими впечатлениями с воспитателем и сверстниками.
  • Дети проявляют умение слушать других детей, не перебивая.
  • Дети понимают значения «театр», «сцена», «зрительный зал», «занавес», «актер».
  • Дети могут отличить кукольный театр и драматический.
  • Дети проявляют интерес к театрально-игровой деятельности.
  • У детей сформирована инстанционная выразительность речи
  • Дети умеют развивать воображение в процессе создания оригинальных образов с помощью мимики и пантомимики.

Этапы

(последовательность) деятельности

Методы, приемы

Содержание деятельности

Деятельность детей

Планируемый результат

Вводная часть (мотивация, постановка проблемы) (~2 мин)

Задачи:

  • заинтересовать детей на предстоящую деятельность
  • развивать активное общение с педагогом и детьми

эмоциональное стимулирование; беседа

прием «Волшебный сундучок»

Воспитатель показывает малышам красивый сундучок - она нашла его по дороге в детский сад. Там находятся персонаж сказки «Заюшкина избушка» (Заяц). Чтобы сундучок открылся, дети должны отгадать загадку.

Зайчик потерялся и не может найти свою сказку. Давайте поможем найти его сказку.

А что нам нужно для этого?

Где находятся сказки?

А где сказку можно увидеть, посмотреть?

Сегодня я предлагаю вам совершить путешествие в необычную, сказочную страну, в страну, где происходят чудеса и превращения, где оживают куклы и начинают говорить звери. Вы догадались, что это за страна? (страна театра)

А вы знаете, что такое театр? Правильно, театр - это место, где показывают представления. А кто из вас был в театре? Что вы там видели?

Давайте отправимся в мир театра.

И в театре тоже происходят чудесные превращения и волшебство.  Именно в театр мы сегодня с вами и отправимся.

Скажем волшебные слова

делают предположения

отгадывают загадку

принимают проблему, соглашаются помочь

дети проявляют заинтересованность к предстоящей деятельности, проявляют желания слушать.

дети стремятся к активному общению с педагогом и сверстниками.

II. Основная часть (~10 мин)

2.1.

Задачи:

•Познакомить детей с различными видами театра (пальчиковый, настольный, варежковый, кукольный театр, драматический театр и др.).

•ввести новые понятия: «театр», «сцена», «зрительный зал», «занавес», «актер».

•обогащать словарь детей, совершенствовать звуковую культуру речи, интонационный строй, диалогическую речь, способствовать развитию эмоциональной стороны речи.

демонстрация

беседа опрос

демонстрациябеседа

игра – этюд «Герои сказок оживают»

Дети подходят к столам. На столах разложены театры: пальчиковый, настольный, плоскостной (магнитный) театр).

Предлагаю вам рассмотреть и познакомиться с ними поближе. Вы знаете, как называется этот театр? (Пальчиковый.)

Воспитатель: Как, вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому что этих кукол надевают на пальчики и показывают спектакль. Вы можете взять этих героев и надеть на свои пальчики.

Как, вы думаете, как можно назвать этот театр? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, дети, настольный, пальчиковый, плоскостной театр.

Давайте назовем героев сказки.

-Какой герой сказки вам понравился? Почему?

-Кто обидел зайчика?

-Лису выгнали, а зайчик остался. Кого вам жалко? Почему?

-Кто пришел зайчику на помощь первым?

Что было бы, если бы петушок не прогнал лису?

Сколько друзей появилось у зайчика?

Что победило и сказке добро или зло?

Давайте поможем нашему зайке, найдем всех персонажей из сказки «Заюшкина избушка». Для этого нам необходимо пройтись по всем видам театра.

Давайте обратим внимание на эту ширму. Как она выглядит? За ней можно спрятаться? Показать представления? Что за ней происходит? На сцену в окошечко кто выглядывает? посмотрим на атрибуты, которые вы видите. Что здесь расположено?

Попробуйте надеть героев на руку. Вы знаете,  как называется этот театр? (варежкой.)

Воспитатель: Как, вы думаете, почему? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, потому что надели его на руку, как варежку. Но игрушка сама двигаться и разговаривать не может. Кто же ей помогает ожить? (Люди, человек.)

Воспитатель: Молодцы. Таких людей называют кукловоды.

Ребята, скажите, а какие повадки у наших героев?

Лисичка какая? (хитрая, каким голосом она будет говорить? Тоненьким)

Дети имитируют тоненький голос лисы (бегу-бегу зайчик)

А зайка, какой? (трусливый, каким он голосом будет говорить)

Дети: Трусливым (Ой боюсь, боюсь)

Воспитатель: Петушок, какой?

Дети: (храбрый, бойкий) какой у него будет голос? (звонкий, громкий)

Дети: Иду-иду, помогу!

Молодцы, ребята, за ваши старания.  На спасение к зайчику пришел волк.

дети подходят к столу и рассматривают различные виды театра. Отвечают на вопросы

дети догадываются, из какой сказки персонажи театра

отвечают на вопросы

соглашаются помочь зайчику

рассматривают ширму –определяют, что необходимо для кукольного театра

дети проявляют умение слушать других детей, не перебивая.

У детей сформирована инстанционная выразительность речи

Задача: снять мышечное напряжение.

динамическая пауза

А теперь ребята сделаем зарядку как наши персонажи

Физминутка

Раз – присядка

Два – прыжок

Это заячья зарядка,

А лисички, как проснуться

Сразу любят потянуться

Ну и хвостиком вильнуть.

Ну а мишка косолапый

Широко раскинув лапы

То одну, то обе вместе

Долго топчется на месте.

А наш Петя петушок,

Подняв красный гребешок

Важно по двору гуляет.

Свою песню распевает.

На помощь зайчику пришел медведь.

дети выполняют движения по ходу текста

демонстрация изображений

беседа опрос

прием «зеркальце»

игра «Действия»

Обратите внимание на экран. Вы можете увидеть еще один вид театра это теневой театр. Устроен он не так ярко и красочно, как другие виды театра, но очень интересно. Необходимо подготовить трафареты-силуэты персонажей, белую ткань и лампу. Лампу устанавливают за натянутой ширмой и показывают спектакль.

Дети,  посмотрите, так выглядит настоящий театр, а самое главное в театре - это сцена, место, где показывают спектакль. Прямо перед сценой - занавес, он открывается, когда все артисты готовы начать представление. Еще в театре есть зрительный зал — там сидят зрители и смотрят спектакль. (рассказ в виде вопросов) Такой театр называется драматический.

Есть еще другие виды театра, которые проходят на сцене.

Как вы думаете, как называется они?

Театры бывают различного назначения.

В театре оперы и балета в балетных постановках танцоры и балерины под музыку рассказывают историю при помощи красивых движений, то есть, языком танца.

В опере актёры не разговаривают на сцене, а обо всём поют.

В драматическом театре показывают спектакли весёлые и грустные.

Воспитатель: Ребята, а кто показывает спектакли, сказочные представления в драматическом театре? Люди

Воспитатель: А вы знаете как, называют этих людей в театре?

Дети: Актёры

Воспитатель:  Актёры играют разные роли и выступают на сцене. Они на сцене могут превращаться в кого угодно! Могут играть бабушку или маленькую девочку. А могут превратиться в маленького беспомощного щенка или трусливого зайчика. (в виде вопросов)

Воспитатель: Как вы думаете, что ещё нужно, чтобы спектакль состоялся?

Дети: Декорации, костюмы, зрители.

да, это тоже очень важные вещи. С декорациями спектакль выглядит более красочно, ярко, они украшают сцену и помогают зрителям и актерам оказаться в сказке.

А костюмы помогают актеру создать образ героя ярким и узнаваемым…..

Ну и конечно театр всегда готов принимать своих зрителей. Актеры и зрители не могут друг без друга. Если не будет зрителей, спектакль не состоится. Зрители располагаются в зрительном зале, а актеры выступают на сцене. Зрители в зале сидят тихо и смотрят представление, а в конце благодарят актеров за игру. Как?

Дети:  Аплодисментами. (дети аплодируют)

Воспитатель: А что ещё помогает актерам сыграть роль? С помощью чего актер передает характер персонажа?

Дети:  речь, жесты, мимика.

Мы сейчас с вами попробуем изобразить героев сказки с помощью мимики и жестов.

Свет ты зеркальце, скажи

Нам всю правду расскажи.

Что ребятам надо сделать

Чтобы зайчику помочь.

Зеркальце (голос) – Подойдите к зеркалам и на них взгляните.

Вам задания я дам

Выполнить спешите.

–  покажите испуг, когда Лиса зайца выгнала (дети показывают движением, мимикой испуг)

– Загрустите, как зайчик, (дети показывают грусть, опускают руки)

– Улыбнитесь, как Хитрая лиса (дети показывают улыбки)

Воспитатель: А теперь пришла пора, общаться жестами. Да-да!

Я вам слово говорю,

В ответ от вас я жестов жду.

Воспитатель: А покажите-ка мне, друзья, слово «здравствуйте», слово «тихо», «не знаю»,

«да», «нет», «до свидания».

Воспитатель: Молодцы, ребята. С заданием вы справились. Все вы показали верно. И к нам на помощь пришел петушок.

Мимика и жесты помогают артисту выступать на сцене. Сколько труда и сил требуется для передачи эмоций и образов зрителям.

дети садятся на стульчики. Рассматривают изображения на экране, проходит беседа с педагогом

при помощи варежкового театра (рукавички) дети изображают повадки персонажей из сказки «Заюшкина избушка»

дети подходят к столу, берут зеркала

дети мимикой и жестами показываю действия

дети вовлечены в разговор во время беседы и рассматривания иллюстраций.

дети понимают значения «театр», «сцена», «зрительный зал», «занавес», «актер».

дети проявляют умение слушать других детей не перебивая.

у детей создают оригинальные образы с помощью мимики и пантомимики

Заключительная часть

(Рефлексия)

Задачи:

формировать умения анализировать,

оценивать результаты своей деятельности;

развивать умение вступать в диалог с педагогом и сверстниками.

Ребята, мы помогли нашему зайке найти свою сказку? Какие персонажи помогли зайке выгнать лису?

Зайчику пора возвращаться в сказку, до свидания ребята!

Ребята, вам понравилось наше путешествие по театру? С какими видами театра вы познакомились? А вы хотели бы поучаствовать в драматическом театре, побывать настоящими актерами?

Давайте устроим представление. Необходимо подготовится

(приготовить костюмы, атрибуты, выучить слова) а еще мы что то забыли. Зрители то у нас будут?

А чтобы позвать зрителей, что необходимо сделать? Давайте нарисуем афишу.

(дети наклеивают картинки на плакат и отвечают на вопросы)

Примерные вопросы для игры:

Как называется место, где показывают спектакль?(театр)

Что самое главное в настоящем театре?(сцена)

Как называется место, где сидят зрители?(зрительный зал)

Какие виды театра вы знаете?

Как называется театр, который надевают на пальчики?

Почему театр называется варежковым?

Почему театр называется настольным?

прощаются с зайкой

выражают собственные мысли, делают заключительный анализ, отвечают на вопросы, слушают друг друга;

проявляют желание сделать афишу.

дети проявляют умение подводить итоги, проявляют умение вступать в диалог с педагогом и сверстниками.

дети проявляют интерес к театрально-игровой деятельности


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта "Ознакомление с окружающим миром",по теме "Моя семья",для детей 2-3 лет

ЦЕЛЬ: Уточнить представления детей о семье. ИНТЕГРАЦИЯ ПО ОБЛАСТЯМ, ЗАДАЧИ:   В ОБЛАСТИ «СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ».Закрепить знания детей о «семье».Фор...

Технологическая карта. Тема занятия: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Два козлика».

Тема занятия: Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Два козлика»....

Технологическая карта открытого занятия "В мире пластмассы",средняя группа

Технологическая карта открытого занятия "В мире пластмассы",средняя группа...

Технологическая карта занятия по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»

Технологическая карта занятия  по познавательному развитию. Тема занятия: «В мире комнатных растений»...

Технологическая карта тема занятия: «Измерение длины»

Технологическая карта  тема занятия: «Измерение длины»...