Программа дополнительного образования
рабочая программа по развитию речи (младшая группа)

Подъяблонская Елена Александровна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно- речевой направленности "Раз- словечко, два- словечко"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Отдел образования города Уварово

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Золотая рыбка»

Рассмотрено и рекомендовано на заседании        Утверждаю:

педагогического Совета        Заведующий МБДОУ

от 31.08. 2022г.        «Детский сад «Золотая рыбка»

Протокол № 1


           Г. Н. Сёмина Приказ от 01.09.2022  №          

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Раз – словечко, два - словечко»

Возраст учащихся 3-4 лет Срок реализации: 1 год

Автор составитель:

                                 Воспитатель Е.А. Подъяблонская

г. Уварово, 2022

Информационная карта

1.

Учреждение

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение «Детский сад «Золотая рыбка»

2.

Полное название программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности

«Говорушки»

3.

Ф.И.О. педагога

Подъяблонская Елена Александровна, педагог дополнительного образования

4.

Сведения о программе

4.1

Нормативная база

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 4 июля 2014 №41 г. Москва Об утверждении СанПин 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»
  • Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций". С изменениями и дополнениями от: 20 июля, 27 августа 2015 г.
  • Распоряжение Правительства РФ от 4 сентября 2014 г.  № 1726-р «Об утверждении Концепции развития дополнительного образования детей»
  • Письмо Минобрнауки РФ от 18 ноября 2015 №09-3242 «О направлении информации» (методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)
  • Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 №196 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»

4.2

Образовательная область

Дополнительная, образовательная

4.3

Направленность деятельности

Социально-педагогическая

4.4

Вид программы

Модифицированная

4.5

Тип программы

Общеразвивающая

4.6

Возраст

3-4

4.7

Продолжительность

1 год

4.8

Форма реализации

Групповая

4.9

Уровень реализации

Дошкольное образование

4.10

Уровень освоения

Ознакомительный

1.Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

  1. Пояснительная записка.

Направление программы – социально-педагогическая.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа имеет уровень освоения – ознакомительный.

Актуальность программы заключается в том, что возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком. Важнейшими источниками развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, колыбельные песни, считалки, сказки, загадки) и пальчиковые игры. Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как оно расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умения тонко чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка. Развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук у детей важно для общего развития ребёнка, так как ему понадобятся точные координированные движения, чтобы писать, одеваться, а также выполнять различные бытовые и прочие движения.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что движения руки всегда тесно связаны с речью и способствуют её развитию. Тренировка пальцев рук влияет на созревании речевой функции. Иначе говоря, если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Игры с пальчиками – это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения. Недаром из поколения в поколение передаются забавные народные потешки, сказки, пальчиковые игры, игры «Расскажи стихи руками», пальчиковый театр. Исходя из этого, я выбрала тему моего кружка: «Использование народного творчества в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» под названием «Говорушки».

Программа «Говорушки» является модифицированной, содержательной основой для ее создания послужила программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой – 2014, а так же «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет» Колесниковой Е.В.

Отличительные особенности данной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы является системно-деятельностный подход к познавательному развитию ребенка средствами устного народного творчества, игр по укреплению психосоматического и психофизиологического здоровья детей, традиционных и нетрадиционных методов совместной деятельности, направленных на интеллектуальное развитие и не используемых в основных образовательных программах.

Адресат программы. Дети 3-4 лет, ведущей деятельностью которых является игра. Программа разработана с учётом возрастных особенностей детей.

Характеристика детей 3-4 лет

Дети данного возраста способны:

  • Повторять за взрослым движения в определенной последовательности: хлопнуть в ладоши, поднять руки вверх, руки – в стороны, опустить руки.         
  • Хлопнуть в ладоши только тогда, когда он услышит определенное слово, например, СНЕГ.
  • Складывать по предложенному образцу простые постройки из конструктора.
  • Находить признаки сходства и отличия между двумя игрушками.
  • Самостоятельно называть сходства и различия в картинках (картинки по возрасту). Находить одинаковые предметы без посторонней помощи
  • Выполнять задания, не отвлекаясь в течение 5-7 минут.       
  • Удерживать в поле зрения 4-5 предметов.

Для обучения принимаются все желающие. Набор на обучение по заявлению родителей (законных представителей). В группе 10-12 учащихся.

Объём и срок освоения программы.

Программа рассчитана на один год обучения: 72 часа в год.

Режим занятий: занятия проводятся 2 раза в неделю, продолжительностью 15 минут.

Форма обучения – очная.   Состав группы – постоянный.

Занятие по программе «Говорушки» проводятся в форме игры, игры-путешествие, игры-сказки.

  1. Цель и задачи программы

Цель программы: Формировать умение выразительно читать стихи, потешки. Познакомить с разновидностями пальчиковых игр.

Задачи программы

Обучающие:

1.Знакомить детей с устным народным творчеством, русским фольклором.

2.Обогащать, активизировать речь детей.

3.Учить обсуждать содержание потешки, текста пальчиковой игры. 4.Побуждать к активности в выборе роли, к вхождению в роль.

5.Закреплять умение согласовывать движение рук с текстом потешки.

6.Учить подражать движениям взрослых.

 Развивающие:

1.Развивать мелкую моторику, воображение, мышление, память.

2.Развивать интерес к народному творчеству.

3.Развивать чувство ритма, образное мышление детей.

4.Развивать внимание, зрительное восприятие.

5.Развивать согласованность движений обеих рук.

 Воспитательные:

1.Воспитывать любовь и эмоциональное отношение к героям потешек.

2.Воспитывать любовь ко всему живому.

  1. Содержание программы

Учебный план

№ п/п

Название раздела, темы

Количество часов

Форма

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

Вводное занятие

Пальчиковая игра «Осенние листья»

2

1

1

Начальная диагностика

Потешка «Здравствуйте».

2

1

1

Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

2

1

1

 

Пальчиковая игра  «Апельсин»

2

1

1

 

Пальчиковая игра «Перелётные птицы»

2

1

1

 

Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

2

1

1

Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр)

2

1

1

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

2

1

1

Потешка «Зайка серенький сидит»

2

1

1

Потешка «Сидит белка на тележке»

2

1

1

Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

2

1

1

Пальчиковая игра «Котик»

2

1

1

Потешка  «Как на горке снег»

2

1

1

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

2

1

1

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

2

1

1

Пальчиковая игра «Новый год»

2

1

1

Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»

2

1

1

Пальчиковая игра «Варежка»

2

1

1

Пальчиковая игра «Ладушки»

2

1

1

Русская народная сказка «Репка» (драматизация)

2

1

1

 

Потешка «Снежинки»

2

1

1

Загадывание загадок о зиме

2

1

1

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)

2

1

1

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

2

1

1

Считалка «Зайчик»

2

1

1

Потешка «Мыши»

2

1

1

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)

2

1

1

Пальчиковая игра «Моя семья»

2

1

1

Потешка «Солнышко»

2

1

1

Потешка « Пекла кошка пирожки»

2

1

1

Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

2

1

1

Пальчиковая игра «Дом»

2

1

1

Пальчиковая игра «Сказки»

2

1

1

Песенка «Жили у бабуси»

2

1

1

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)

2

1

1

Пальчиковая игра «Дружба» 

1

0.5

05

Итоговое занятие

1

-

1

Итоговая диагностика

 Итого

72

35.5

36.5

 

Содержание учебного плана.

1.Вводное занятие.

Теория. Цель и задачи программы. Техника безопасности на занятии.

Практика. Начальная диагностика.

Пальчиковая игра «Осенние листья.»

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём. Маме осенний букет отнесём.

2.Потешка «Здравствуйте»

Здравствуйте, ладошки, 
Хлоп-хлоп-хлоп! (хлопать) 
Здравствуйте, ножки, 
топ-топ-топ! (топать) 
Здравствуйте, щёчки, (погладить свои щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Пухленькие щёчки, (снова погладить щёчки) 
Плюх-плюх-плюх! (пошлёпать себя по щёчкам) 
Здравствуйте, губки, 
Чмок-чмок-чмок! (или три раза ритмично почмокать губами) 
Здравствуйте, зубки, 
Щёлк-щёлк-щёлк! (или три раза ритмично пощёлкать зубками) 
Здравствуй, мой носик, (потрогать кончик носа) 
Бип-бип-бип! (три раза нажать на свой носик) 
Здравствуйте, гости! (протянуть ручки вперёд) 
Привет! (помахать рукой над головой)

3.Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

4. Пальчиковая игра «Апельсин»

Мы делили апельсин, (рука в кулаке)

Много нас, а он один, (указательный палец)

Эта долька для ежа, (разгибаем пальцы по очереди)

Эта долька для чижа,

Эта долька для утят,

Эта долька для котят,

Эта долька для бобра,

Ну, а волку кожура, (потряхиваем разжатой рукой)

Он сердит на нас, беда, (из двух рук делаем волчью пасть)

В домик прячемся – сюда! (руки «домиком» над головой)

5.Пальчиковая игра «Перелетные птицы»

Тили-тели, тили-тели -

С юга птицы прилетели!

Скрещивают большие пальцы, машут ладошками.

Прилетел к нам скворушка -

Серенькое перышко.

Жаворонок, соловей

Торопились: кто скорей?

Цапля, лебедь, утка, стриж,

Аист, ласточка и чиж -

Поочередно сгибают пальцы на обеих руках, начиная с

мизинца левой руки.

Все вернулись, прилетели,

Снова, скрестив большие пальцы, машут ладошками.

Песни звонкие запели!

Указательным и большим пальцами делают клюв –

«птицы поют».

6.Потешка «Тили-бом! Тили-бом!

Тили-бом! Тили-бом! Загорелся кошкин дом!
Загорелся кошкин дом,
Идет дым столбом!
Кошка выскочила!
Глаза выпучила.
Бежит курочка с ведром,
Заливает кошкин дом,
А лошадка – с фонарем,
А собачка - с помелом,
Серый заюшка с листом
Раз! Раз!
Раз! Раз!
И огонь
Погас!

7. Русская народная сказка «Колобок» (пальчиковый театр)

8.Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Мы капусту рубим, рубим, (резкие движения прямыми кистями вверх и вниз)

Мы морковку трём, трём, (трём кулак о кулак)

Мы капусту солим, солим, (движение пальцев, имитирующие посыпание солью)

Мы капусту жмём, жмём.(интенсивно сжимаем пальцы обеих рук в кулаки)

9.Потешка «Зайка серенький сидит»

Зайка серенький сидит,

И ушами шевелит.

Вот так, вот так

Он ушами шевелит!

Зайке холодно сидеть,

Надо лапочки погреть.

Вот так, вот так,

Надо лапочки погреть!

Зайке холодно стоять,

Надо зайке поскакать.

Вот так, вот так,

Надо зайке поскакать!

Зайку волк испугал!

Зайка тут же убежал!

10.Потешка «Сидит белка на тележке»

Сидит белка на тележке,
Продает она орешки:(загибаем пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заиньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку

11.Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

12. Пальчиковая игра «Котик»

Котик, котик, котик (круговыми движениями погладить ладонью по животику)

Тёпленький животик,

Подойди к нам близко. (кистями обеих рук сделать манящие движения)

Вот сметаны миска, (ладони соединить в виде чаши )

Вот тарелка с молоком, (руки положить на стол ладонями вверх и прижать друг к другу рёбрами )

Ну, лакай же языком! (ладони поднести к лицу)

13.Потешка «Как на горке снег»

Как на горке - снег, снег, 
(встаем с вытянутыми руками на носочки) 
И под горкой - снег, снег, 
(приседаем) 
И на елке - снег, снег, 
(встаем с вытянутыми руками на носочки) 
И под елкой - снег, снег. 
(приседаем) 
А под снегом спит медведь. 
(склоняем голову набок, подложив сложенные ладони под щеку) 
Тише, тише. Не шуметь! 
(прикладывает палец к губам).

14.Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

15.Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

16.Пальчиковая игра «Новый год»

Чтоб подарки посчитать,

Будем пальцы загибать:

хлопаем по коленям или по полу, одна рука — ладонью, другая — кулаком,

а затем меняем

1, 2, 3, 4, 5, б, 7, 8, 9, 1О.

по очереди массажируем каждый палец

17.Потешка «Ты, мороз, мороз, мороз»

Ты, мороз, мороз, мороз,

Не показывай свой нос!

Уходи скорей домой,

Стужу уводи с собой.

А мы саночки возьмём,

Мы на улицу пойдём,

Сядем в саночки – самокаточки.

18.Пальчиковая игра «Варежка»

Маша варежку надела: (сжать пальцы в кулак)

«Ой, куда я пальчик дела?

Нету пальчика, пропал, (все пальцы разжать, кроме большого)

В свой домишко не попал».

Маша варежку сняла: (разогнуть оставшийся согнутый палец)

«Поглядите-ка, нашла!

Ищешь, ищешь – и найдёшь,

Здравствуй, пальчик, как живёшь?» (сжать пальцы в кулачок)

19.Потешка «Ладушки»

Ладушки, ладушки,
- Где были?
- У бабушки!
- Что ели?
- Кашку!
- Что пили?
- Бражку!
Кашка масленька,
Бражка сладенька,
Бабушка добренька.
Попили, поели,
Шу! полетели!
На головку сели!
Сели,
Посидели,
И опять полетели!

20.Русская народная сказка «Репка» (драматизация)

21.Потешка «Снежинки»

С неба падали снежинки,
(пружинящие движения)
Белоснежные пушинки,
Они вертелись, они кружились
(кружимся)
И в сугробы превратились
(садимся на корточки)
Вот такие вот высокие,
(поднимаем руки вверх)
Вот такие вот широкие,
(разводим руки в стороны)
Вот такие вот глубокие,
(присаживаемся на корточки)
Вот такие белобокие
(поглаживаем себя по бокам).

22.Загадывание загадок о зиме.

23.Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)

24.Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать».
(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать.
(загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул.
(загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул.
(загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
(загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой.

25.Считалка «Зайчик»

Раз, два, три, четыре, пять,
Негде зайчику скакать;
Всюду ходит волк, волк,
Он зубами — щелк, щелк!
А мы спрячемся в кусты,
Прячься, заинька, и ты.
Ты, волчище, погоди!

26.  Потешка «Мыши»

Мыши-мыши, ну-ка тише! 
Старый кот заснул на крыше. 
Вы тихонечко ходите 
И кота не разбудите! 
Только мышки-шалунишки – 
Очень вредные малышки: 
Стали весело скакать, 
За усы кота таскать. 
Кот проснулся – ой-ой-ой! 
Разбегайтесь все домой!

27. Знакомство со сказкой «Заюшкина избушка» (инсценировка)

28.Пальчиковая игра «Моя семья»

Знаю я, что у меня (руку поднять вверх, ладонью к себе, пальцы выпрямить)

Дома дружная семья:

Это – мама, (согнуть безымянный палец)

Это – я, (согнуть мизинец)

Это – бабушка моя, (согнуть средний палец)

Это – папа, (согнуть указательный палец)

Это – дед, (согнуть большой палец)

И у нас разлада нет! (пальцы сжать в кулак)

29.Потешка «Солнышко»

Смотрит солнышко в окошко,

Светит в нашу комнату.

Мы захлопаем в ладошки

- Очень рады солнышку.

30.Потешка «Пекла кошка пирожки»

Пекла кошка пирожки,

Из гороховой муки.

Лист из печки вынула

- На пол опрокинула.

Покатился колобок

Прямо мышке под порог.

Мышка Прасковья пищит из подполья:

- Катись, колобок, на мышкин зубок!

Мышка-то рада, а кошке досада.

31.Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

32. Пальчиковая игра «Дом».

Я хочу построить дом, (руки сложить домиком, и поднять над головой)

Чтоб окошко было в нём, (пальчики обеих рук соединить в кружочек)

Чтоб у дома дверь была, (ладошки рук соединяем вместе вертикально)

Рядом чтоб сосна росла, (одну руку поднимаем вверх и "растопыриваем" пальчики)

Чтоб вокруг забор стоял, (делаем круг перед собой)

Пёс ворота охранял, (соединяем руки в замочек)

Солнце было,

Дождик шел, (сначала поднимаем руки вверх, пальцы "растопырены", затем пальцы опускаем вниз, делаем "стряхивающие" движения)

И тюльпан в саду расцвел! (соединяем вместе ладошки и медленно раскрываем пальчики )

33.Пальчиковая игра «Сказки»

Будем пальчики считать,

Будем сказки называть:

(Вытягивают руки вперед, играя пальчиками.)

Эта сказка - «Теремок».

Эта сказка - «Колобок».

Эта сказка - «Репка»:

Про внучку, бабку, дедку.

(Поочередно касаются большим пальцем остальных,

начиная с указательного.)

«Волк и семеро козлят» -

Этим сказкам каждый рад!

(Показывают большой палец)

34.Песенка «Жили у бабуси»

Жили у бабуси
Два веселых гуся.
Один серый,
Другой белый –
Два веселых гуся.
Мыли гуси лапки 
В луже у канавки.
Один серый,
Другой белый –

Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся: 
«Ой, пропали гуси!
Один серый, 
Другой белый –
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси, 
Кланялись бабусе.
Один серый, 
Другой белый –
Кланялись бабусе.

35.Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с спользованием иллюстраций)

36.Пальчиковая игра «Дружба.»
(Обхватить правой ладонью левую и покачивать в ритме стихотворения.)
Дружат в нашей группе Девочки и мальчики.
(Обхватить левую ладонь правой и покачивать в ритме стихотворения.)
Мы с тобой подружим Маленькие пальчики.
(Соединить пальчики обеих рук, начиная с большого. Затем соединять, начиная с мизинца.)
Один, два, три, четыре, пять.
Начинай считать опять.

37. Итоговое занятие.

Практика. Итоговая диагностика.


  1. Планируемые результаты

  1. Обогащение активного и пассивного словаря детей;
  2. Знакомство детей с фольклором;
  3. Освоение детьми невербальных средств общения;
  4. Способность выражать свои чувства и понимать чувства других;
  5. Уверенность в себе, преодоление робости;
  6. Интерес к фольклору, пальчиковым играм.
  7. Знакомство родителей с особенностями развития мелкой моторики рук у детей, с ролью развития мелкой моторики в коррекции речевых нарушений детей.

  1. Комплекс организационно-педагогических условий реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы.

2.1 Календарный учебный график.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Говорушки» (ознакомительный уровень) рассчитана на детей 3-4 лет. Занятия проводятся 2 раза в неделю. Количество учебных недель составляет – 36. Начало занятий групп с 1 сентября, окончание занятий 30 мая. (Приложение 1)

2.2 Условия реализации программы.

Занятия проводятся в учебной группе.

Учебное помещение оборудовано

Оснащение учебного кабинета: учебная мебель (каждый обучающийся обеспечивается рабочим местом с учетом его роста, маркерная доска цвет маркера должен быть контрастным (черный, красный, коричневый, темные тона синего и зеленого), рабочий стол, приставка для демонстрационного оборудования и технических средств обучения, шкафы для хранения наглядных пособий.)

Кадровое обеспечение. Педагог должен иметь высшее или средне – специальное педагогическое образование «Педагогика и психология дошкольная».

Материально-техническое оснащение:

набор разрезных картинок;

игрушки;

предметные картинки;

кукольный театр;

пальчиковый театр.

Дидактико-методическое обеспечение

иллюстрации

набор кукол

  1. . Формы контроля

Время проведения

Цель проведения

Формы контроля

Начальная диагностика

В начале учебного года

Педагогическое обследование актуального уровня развития связной речи детей 3-4 лет.

Беседа, педагогическое наблюдение, создание игровых ситуаций, сюжетно-дидактическая игра «Семья».

Итоговая диагностика

В конце учебного года

Определение результатов обучения

Педагогическое наблюдение, создание игровых ситуаций, анализ детских работ

  1. . Оценочный материал.

Отслеживание и фиксация образовательных результатов проходят в форме работы ребенка, журнала посещаемости, материалов диагностики.

Начальная диагностика (Приложение 2).

Итоговая диагностика (Приложение 2).

Методические материалы

Образовательная деятельность по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Говорушки» осуществляется с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей постоянного состава группы, принципов построения учебно-образовательного процесса ДОУ, педагогических условий.

Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает практическая часть.

Формы проведения занятий: занятие- путешествия в сказку, занятие-игра, театрализованные - занятия.

Технологии, методы и приемы обучения:

Педагогические технологии:

технология группового обучения;

технология развивающего обучения;

технология игровой деятельности;

коммуникативная технология обучения;

здоровье сберегающая технология.

Методы воспитания:

стимулирование, мотивация.

Методы обучения:

словесные (объяснение, беседа, совет, пояснение, вопросы, поощрение);

практические (взаимопомощь)

наглядные (рисунок, иллюстрация, образцы, игровые персонажи, игровые пособия);

игровые (игровые ситуации, дидактическая игра, игры-путешествия).

Формы организации занятий:

фронтальная

коллективные

Структура занятия

  1. Вводная часть
  2. Основная
  3. Заключительная часть
  4. Рефлексия

В структуре каждого занятия предусмотрены физкультминутки – для снятия умственного и психоэмоционального напряжения продолжительностью 1-3 минуты. Конкретное содержание педагог определяет самостоятельно, ориентируясь на состояние детей и на план данного занятия. Это может быть динамические упражнения с речевым сопровождением, пальчиковая гимнастика, упражнения для глаз, упражнения на релаксацию.

Методические условия реализации программы

Программа

Формы организации занятий

Методы и приемы

Дидактический материал, ТСО

Формы контроля

  1. Введение в программу

Занятие-игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации, набор карточек

Начальная диагностика

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие – путешествие в сказку

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Театрализованное - занятие

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие – путешествие в сказку

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие – путешествие в сказку

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Театрализованное - занятие

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Театрализованное - занятие

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие – путешествие в сказку

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Театрализованное - занятие

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие – путешествие в сказку

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Театрализованное - занятие

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Занятие – путешествие в сказку

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Занятие – путешествие в сказку

Наглядный, словесный, практический.

Набор кукол

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Итоговое занятие.

Занятие - игра

Наглядный, словесный, практический.

Иллюстрации

Итоговая диагностика

2.5Список литературы

Для педагогов

1.«Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет» Колесниковой Е.В.

2.«Методика развития речи детей»- Е.И. Тихеева, Ф.А. Сохина, А.М. Бородич;

3.«Воспитание правильной речи»- В. Рождественская, Е. Радина;

4.«Словесные игры в детском саду» - А.К. Бондаренко;

5.«Учите детей отгадывать загадки» - Ю.Г. Илларионова

Для детей

1. Сборник потешек «Прилетели гули» - составитель К.М. Скопцов;

2. Сборник русских народных песен «Колокольчик нам поет» - составитель Н. Френкель, В. Карасева;

3. «Пальчиковые и жестовые игры в стихах для дошкольников» Е.А.Савельева.


Приложение 1

Календарный учебный график  

по дополнительной общеобразовательной

общеразвивающей программе

«Раз словечко, два- словечко»

Месяц

Форма занятий

Кол-во часов

Тема занятий

Форма контроля

Сентябрь

Занятие-игра

2

Вводное занятие

Пальчиковая игра «Осенние листья»

Начальная диагностика

Занятие - игра

2

Потешка «Здравствуйте».

Занятие – путешествие в сказку

2

Русская народная сказка «Теремок» (инсценировка)

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра  «Апельсин»

Октябрь

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра «Перелётные птицы»

Занятие - игра

2

Потешка «Тили-бом! Тили-бом!»

Театрализованное - занятие

2

Русская народная сказка «Колобок» (настольный театр)

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Ноябрь

Занятие - игра

2

Потешка «Зайка серенький сидит»

Занятие - игра

2

Потешка «Сидит белка на тележке»

Занятие – путешествие в сказку

2

Украинская народная сказка «Рукавичка» (инсценировка)

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра «Котик»

Декабрь

Занятие - игра

2

Потешка  «Как на горке снег»

Занятие – путешествие в сказку

2

Знакомство с русскими народными загадками о домашних животных.

Театрализованное - занятие

2

Русская народная сказка «Кот, петух и лиса» (кукольный театр).

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра «Новый год»

Январь

Занятие - игра

2

Потешка Ты, мороз, мороз, мороз»

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра «Варежка»

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра «Ладушки»

Театрализованное - занятие

2

Русская народная сказка «Репка» (драматизация)

Февраль

Занятие - игра

2

Потешка «Снежинки»

Занятие – путешествие в сказку

2

Загадывание загадок о зиме

Театрализованное - занятие

2

Знакомство со сказкой «Снегурочка и лиса» (настольный театр)

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра «Этот пальчик хочет спать»

Март

Занятие - игра

2

Считалка «Зайчик»

Занятие - игра

2

Потешка «Мыши»

Занятие – путешествие в сказку

2

Русская народная сказка «Заюшкина избушка» (инсценировка)

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра «Моя семья»

Апрель

Занятие - игра

2

Потешка «Солнышко»

Занятие - игра

2

Потешка « Пекла кошка пирожки»

Театрализованное - занятие

2

Русская народная сказка «Курочка Ряба» (кукольный театр)

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра «Дом»

Май

Занятие - игра

2

Пальчиковая игра «Сказки»

Занятие – путешествие в сказку

2

Песенка «Жили у бабуси»

Занятие – путешествие в сказку

2

Русская народная сказка «Гуси-лебеди» (рассказывание с использованием иллюстраций)

Занятие - игра

1

Пальчиковая игра «Дружба» 

Занятие - игра

1

Итоговая диагностика


Приложение 2

Оценочные материалы к общеобразовательной общеразвивающей программе «Раз- словечко, два- словечко»

Цель диагностики – педагогическое обследование актуального уровня развития связной речи детей 3-4 лет.

Задачи диагностики:

1. Изучить особенности развития диалогической формы связной речи у детей 3-4 лет:

• умения речевого этикета: здороваться, прощаться, говорить «спасибо», «пожалуйста»;

• умения диалога: умение отвечать на вопросы взрослого; умение задавать вопросы; умение обмениваться репликами, соблюдая интонацию диалога;

• умение общаться в коллективе: слушать и слышать друг друга, не перебивая; доброжелательно обращаться друг к другу.

2. Изучить особенности развития монологической формы связной речи у детей 3-4 лет:

• умение пересказывать хорошо знакомую сказку совместно со взрослым;

• умение составлять элементарное повествовательное высказывание из

прошлого опыта с помощью взрослого.

Оборудование: большая и маленькая куклы, детская мебель, детская посудка, книга «Репка».

Форма проведения диагностики – сюжетно-дидактическая игра «Семья».

Таблица 1

Содержание игровой деятельности.

Содержание игровых действий воспитателя с детьми.

Оцениваемые показатели развития связной речи.

Мама (воспитатель): «Доченька (сыночек), к нам сейчас придут гости. Как нам их встречать? Чем угощать?»

Доченька или сыночек (ребенок): «Надо приготовить чай, конфеты, суп, кашу и т. п.»

Умение отвечать на вопросы взрослого.

Мама (воспитатель): «Я буду готовить суп, а ты, доченька (сыночек), накрывай на стол. Если тебе что-то будет нужно из посуды, то спроси у меня».

Ребенок накрывает на стол, не находя каких-то предметов посуды, он обращается к воспитателю. Важно обратить внимание на то, спрашивает ли ребенок словами у взрослого, демонстрируя умение задавать вопросы, или же он просто показывает пальцем, молчит, просто стоит, не спрашивая ничего.

Умение задавать вопросы.

Умение обмениваться репликами, соблюдая интонацию диалога.

Приходят гости (большая кукла – мама и маленькая кукла – дочка).

Мама (воспитатель), обращаясь к кукле-маме: «Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, пожалуйста! Садитесь за стол! Доченька (сыночек), встречай подружку».

Ребенок встречает куклу-дочку. Обращаем внимание на то, как он обращается к кукле, произносит или нет формулы речевого этикета.

Умения речевого этикета: здороваться.

Умения общаться в коллективе: доброжелательно обращаться к другому человеку.

Мама (воспитатель), обращаясь к ребенку: «Я буду угощать маму, а ты дочку», обращаясь к кукле-маме: «Угощайтесь, пожалуйста, вот суп, вот чай». Отвечая за куклу: «Спасибо».

Ребенок выполняет игровые действия с куклой-дочкой. Обращаем внимание на его реплики.

Умения речевого этикета: говорить «спасибо», «пожалуйста».

Мама (воспитатель): «Гости наелись. Давай, доченька (сыночек), порадуем их, расскажем им сказку «Репка».

Воспитатель вместе с ребенком пересказывают сказку гостям с опорой на картинки из книги. Обращаем внимание на активность ребенка при пересказе сказки: принимает ли он участие в пересказе, насколько активно говорит, проявляет ли инициативность в пересказе или только повторяет за взрослым.

Умение пересказывать хорошо знакомую сказку вместе со взрослым.

Воспитатель от лица куклы-мамы: «Мы с доченькой нашли маленького котеночка. Он пушистый. Смешной. Мы играли с котеночком».

Мама (воспитатель): «Доченька (сыночек), а ты видела котеночка?»

Ребенок составляет высказывание из своего прошлого опыта. Обращаем внимание на умение ребенка составлять высказывание из нескольких предложений.

Умение составлять элементарное повествовательное высказывание из прошлого опыта.

Гости собираются уходить домой. Мама (воспитатель) и дочка (сыночек) прощаются с гостями.

Умения речевого этикета: прощаться.

Таблица 2

Оформление результатов обследования развития связной речи

у детей 3-4 лет

Имя ребенка

Умения диалогической формы связной речи

Умения монологической формы связной речи

Умения речевого этикета

Умения диалога

Умения общаться в коллективе

Умения пересказа с помощью взрослого

Умения элементарного повествовательного высказывания

здороваться

прощаться

Говорить «спасибо»

Говорить «пожалуйста»

Отвечать на вопросы

Задавать вопросы

Интонация диалога

Не перебивать

Доброжелательно общаться

Оценка результатов:

Каждое умение диалогической и монологической речи оценивается баллами в зависимости от степени самостоятельности проявляемой ребенком.

2 балла – ребенок самостоятельно проявляет умение;

1 балл – ребенок проявляет умение с помощью взрослого;

0 баллов – ребенок не проявляет умение.

Далее проводится суммирование полученных баллов:

Максимальное количество баллов – 22 балла;

Минимальное количество баллов – 0 баллов.

Уровни развития связной речи:

0-10 баллов – низкий уровень;

11-16 баллов – средний уровень;

17-22 баллов – высокий уровень.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...