Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «В мире сказок»
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «В мире сказок»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazki.docx26.51 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД по развитию речи в подготовительной группе «В мире сказок»

Цель: Развитие интереса детей к сказкам; расширение и углубление знаний о сказках.

Задачи:  Закрепить знания детей о знакомых сказках, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям. Развивать мышление, память, воображение. Воспитывать интерес и любовь к сказкам.

Ход занятия

Утром солнышко проснулось

Потянулось, потянулось.

Свои лучики раскрыло

Всем улыбки подарило.

Оглядело все вокруг

Слева друг, справа друг.

День с улыбки начинайте,

Всем здоровья пожелайте.

Здравствуйте!

Воспитатель: Ребята, я принесла для вас подарок. А, чтобы узнать, что у меня в коробке, отгадайте загадку.

Не куст, а с листочками
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.

Дети отвечают: Книга.

Воспитатель: Совершенно верно, книга - наш самый лучший друг. Значение книг в жизни человека огромно. Не зря А.С.Пушкин (великий русский поэт и писатель) говорил: «Чтение - вот лучшее учение!». Благодаря книгам мы расширяем свои знания, лучше понимаем людей, узнаем много нового и интересного, знакомимся с другими странами.

Воспитатель: Ребята, знаете ли вы, кто такие путешественники? А вы хотели бы ими стать? Сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие, но чтобы узнать в какое, нужно отгадать зашифрованное слово. А состоит оно из первых звуков слов-отгадок. (Присаживаемся на стульчики).

1.Красна девица грустна, ей не нравится весна.
Ей на солнце тяжко, слёзы льёт бедняжка – (Снегурочка )

Воспитатель: Ребята, а  какой звук вы слышите в начале слова «Снегурочка»?

Дети: Звук «С». (на мольберт выставляем букву С)

2.На сметане мешён, на окошке стужён.
Круглый бок, румяный бок, покатился – … (Колобок ).

Воспитатель: Ребята, а в слове «Колобок» какой звук первый?

Дети: «К»;

3. Всех излечит, излечит, добрый доктор – (Айболит) 

Воспитатель: Ребята, какой звук слышите в начале слова?

Дети: «А».

4. Она красива и мила, а имя её от слова зола? – (Золушка);

Воспитатель: Ребята, какой звук Вы слышите в начале слова?

Дети: «З»

5. Толстяк живёт на крыше, летает он всех выше – (Карлсон) 

Воспитатель: Какой звук первый?

Дети: «К»

6. В сказках он всегда простак, все зовут его «дурак».

Но ум ещё покажет свой, этот сказочный герой – (Иванушка).

Воспитатель: Ребята, какое зашифрованное слово у нас получилось? Кто из Вас может прочесть?

Дети: «С К А З К И».

Воспитатель: Ребята, а совершим мы путешествие в сказки на волшебном транспортном средстве, которое умеет летать. (Дети: ковер-самолет). Проходите, присаживайтесь. А теперь закройте ,пожалуйста, глаза.

(звучит музыка).

Представьте себе, что мы летим сквозь облака. Сверху видим мы дома,  леса, поля, горы, слышим журчание реки, чувствуем запах свежего воздуха после дождя. Вдохнули глубоко носом этот чистый свежий воздух и выдохнули. Открываем глазки.

Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет
Из реки выходит сказка, из трамвая! из ворот!
Сказка-умница и прелесть, с нами рядышком живёт
Ух, и за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки слаще ягоды любой.
В сказке, солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
(Юнна Морриц)

Воспитатель: Ребята, я загадаю вам загадки, а вы внимательно слушайте  и угадайте название сказки, и ее автора.

1. Появилась девочка в чашечке цветка,
А была та девочка  чуть больше ноготка
В скорлупе ореха девочка спала
Какая же девочка в цветке жила?
(«Дюймовочка» )

Воспитатель: А кто написал сказку о Дюймовочке?

Дети: Датский сказочник, Ганс Христиан Андерсен.

2.Тут синее море, тут берег морской
Старик вышел к морю и невод забросил
Кого-то поймал и что-то попросит
О жадной старухе рассказ наш пойдёт,
А Жадность, ребята, к добру не ведёт
И кончится дело всё тем же корытом
Не новым, а старым, конечно разбитым.

Воспитатель: Как называется сказка и кто ее автор?

Дети: «Сказка о рыбаке и рыбке»

Воспитатель: А, кто, автор этой сказки?

Дети: А.С.Пушкин– великий русский поэт, писатель.

Воспитатель:

Был друг у Ивана
Немножко горбатым,
Но сделал счастливым его
И богатым.  

Дети: «Конек-горбунок».

Воспитатель А, кто автор этой сказки?

Дети: Ершов Петр Павлович.

Воспитатель: Ребята, Вы очень  сообразительные, отгадали все загадки. У отгаданных сказок есть автор? Значит они какие? (авторские) .  

А сейчас немного поиграем (с мячом). Я буду называть предмет, а вы называете сказку , в которой это предмет встречается:

1. Туфелька – «Золушка»

2. Монетка – «Муха-цокотуха»

3. Полено – «Приключения Буратино»

4. Цветочек – «Цветик-семицветик»

5. Сапоги – «Кот в сапогах»

6. Яйцо – «Курочка Ряба»

7. Посуда – «Федорино горе»

8. Пожар – «Кошкин дом»

9.Скалка – «Лисичка со скалочкой»

10.Стрела – «Царевна-лягушка»

(Присаживаемся на стулья).

Воспитатель: Ребята, русский народ всегда был велик своими сказками, былинами, песнями, колыбельными и обрядовыми, прибаутками, небылицами. Мы знаем их с самого раннего детства, помним наизусть и проносим через всю жизнь- настолько велик  заложенный в них заряд любви, душевной теплоты  и доброго озорства.

Воспитатель: Ребята, а какие русские народные сказки вы знаете?

Дети называют русские народные сказки.

Воспитатель: А почему сказки назвали народными?

Дети: потому что никто не знает их автора, их сочинил народ, эти сказки передавались из уст в уста. С древних времен они дошли и до нас.

Воспитатель: Ребята, а давайте проверим как хорошо вы знаете русские народные сказки. (Игра «Составь сказку» ). Но прежде сделаем

гимнастику для глаз.

Вот стоит весенний лес! 
В нем много сказок и чудес! - Выполняют круговые движения глазами.
Слева - сосны, справа – ели.  - Выполняют движения глазами влево – вправо.

Дятел сверху, тук да тук.       - Выполняют движения глазами вверх – вниз.
Глазки ты закрой – открой
И скорей бегом домой!

 Послушайте задание: мы разделимся на 2 команды. Посмотрите внимательно на картинки на столе,  ваша задача последовательно разложить картинки, чтобы составить сказку, вспомнить название и главных героев.

(Звучит музыка «В гостях у сказки»).

Воспитатель подходит к столам, спрашивает одну команду: «Как называется сказка? Кто главный герой?

Воспитатель: Ребята, какие  Вы молодцы. Я вижу вы хорошо знаете русские народные сказки.

А, сейчас давайте вспомним одного из главных персонажей русских народных сказок.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

В лесу темном есть избушка, – дети шагают
Стоит задом наперед. – дети поворачиваются
В той избушке есть старушка - – грозят пальцем
Бабушка Яга живет. – грозят пальцем другой руки
Нос крючком, - показывают пальчиком
Глаза большие, – показывают
Словно угольки горят, - покачивают головой
Ух, сердитая какая, –бег на месте
Дыбом волосы стоят! – руки вверх

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: Ребята, а чем сказка  отличается от рассказа?

Дети: В сказке много чудес. Звери, рыбы, птицы ведут себя, как люди  разговаривают, как люди….

Воспитатель: А еще в сказках есть повторяющееся магическое число три: три царских сына, три невестки, три задания, которые надо выполнить.

Я буду вам зачитывать  отрывок из сказки, а  вы назовите сказочного персонажа и название русской народной сказки . Обращайте внимание на экран, на картины и иллюстрации русских художников, созданные по мотивам этих сказок.

Воспитатель: Собрался народ, пошли на реку, закинули сети шелковые и вытащили…

Дети: Аленушку.

Воспитатель: Ребята, а как сказка называется?

Дети: «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (слайд)

Воспитатель: Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото…..
Дети: «Царевна-лягушка» (слайд)

Воспитатель:  А потом Марьюшка взяла перышко в свои руки, подержала его при себе, погладила и нечаянно уронила на пол. Тотчас ударился кто-то в окно. Окно открылось, и влетел в избу…

Дети: «Финист - Ясный сокол» (слайд)
Воспитатель: Откуда ни возьмись конь бежит, земля дрожит, из ноздрей пламя пышет, из ушей дым столбом валит. Иван ему в правое ухо влез, из левого вылез и сделался опять таким молодцом, что ни вздумать, ни взгадать, ни пером написать. Весь народ так и ахнул.

Дети: «Сивка-бурка» (слайд).

Воспитатель: Ребята, давайте вспомним с вами  какие сказки мы отгадали.

Игра  «Пазлы «Иллюстрации к сказкам» . Играет музыка О.Рожественской «В гостях у сказки».

Воспитатель: Ребята, вам задание на смекалку, соберите пазлы к сказкам, которые только что отгадали, образец у вас на столе. 

Воспитатель: Давайте проверим, что у вас получилось.

Воспитатель: Ребята, вот и подошло к концу наше сказочное путешествие. Присаживайтесь на наш ковер-самолет. Но прежде чем отправиться обратно, давайте поиграем в забавную игру «Исправь ошибку».Я вам буду называть сказки, но в их названиях есть ошибки, я думаю, вы  сможете помочь их исправить.

1.«Царевна — индюшка»;
2. «По-собачьему велению»;
3. «Сивка - будка»;
4. «Иван-царевич и зелёный волк»;
5. «Сестрица Алёнушка и братец Никитушка»;
6. «Мальчик-с-кулачок»;
7. «Курочка в полосочку»;
8. «Петушок— золотой пастушок»;
9. «Заюшкина сумочка»;
10. «Лапша из топора».

11.«Змей Равниныч»

12.«Кощей Бесстрашный»

Воспитатель: Ребята, где мы с вами сегодня были?

А, чему нас учат сказки?

Что Вам запомнилось в нашем путешествии в сказку?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе "По тропинкам русских сказок"

Разработка занятия по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Данное занятие проводится в виде викторины....

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «Путешествие в страну сказок»

1. Закрепить в памяти детей знакомые сказки, узнавать их по фрагментам, иллюстрациям, предметам и т.д.2. Развивать мышление, память, воображение.3.Воспитывать интерес и любовь к сказкам.4. Грамота – п...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе на основе сказок

Развитие монологической речи детей 6-7 лет на основе сказки "ЗАЮШКИНА ИЗБУШКА"....

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе. Тема: "Придумывание сказок на предложенную тему".

Данный материал представляет собой конспект  по развитию у детей монологической речи, активизации словаря, умения придумывать сказки на заданную тему....

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "В мире сказок".

Задачи: Продолжать знакомить с величайшим богатством народной культуры - сказками;Формировать интерес к устному народному творчеству;Учить детей узнавать отдельные сказки по характерным признакам...

Конспект НОД по развитию речи в средней группе "В мире сказок"

Методическая разработка направлена на формирование интереса к устному народному творчеству, помогает закрепить знание русских народных сказок, формировать умение определять сказку по загадкам. Также б...

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «По дорогам сказок»

Конспект занятия по развитию речи в подготовительной группе «По дорогам сказок» Группа: подготовительная. Цель: закрепление правильного употребления предлогов. Задачи: образовательные: - уточ...